урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Письменская Наталья Николаевна

Урок русского языка в 4 классе на тему " Роль взаимной связи между словами" по системе развивающего обучения Б. Д. Эльконина- В.В. Давыдова. 

Учебник русского языка В.В. Репкина, Е.В. Восторговой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ruskogo_yazyka_v_4_klasse.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

4 класс

ТЕМА: «Роль взаимной связи между словами при построении высказываний».

Цель.

Образовательная: выявление роли взаимной связи между словами в построении высказывания; познакомить с другими вариантами типа взаимной связи (не только сущ.+глаг., но и сущ. + прил., мест. + сущ.).

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

     Коммуникативные УУД:

  • развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • учить соблюдению правил работы в  парах, учиться договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

  • формировать умение работать со знаково-символическими средствами  для создания модели изучаемого понятия;
  • учить использовать речевые средства  для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Личностными результатами изучения курса “Русский язык” являются следующие умения и качества:
– любовь и уважение к языку, культуре;
– интерес к чтению, потребность в чтении;
– интерес к письму, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

Ход урока

1.        Организация класса.

           Запись числа.

2.        Актуализация знаний.

           Орфографический диктант: Россия славится, трактористы и комбайнёры, колосится рожь, он труженик, посадили семена, работа трудна, солнечный и ясный, трудятся в полях.

-Что мы записали? (синтаксические единицы) Что называется синтаксическими единицами?

- Между словами высказывания существует три типа связи. Назовите их.

- Когда связь между словами является  сочинительной? (слова, выполняющие одинаковую работу и грамматически не зависящие друг от друга, т.е. однородные)

- Назовите особенности подчинительной связи. (формы одного слова зависят от другого)

-  Как называется синтаксич. единица с подчинительной связь? (словосочетанием)

 - Что такое «Взаимная связь»? (это грам. связь между словами, формы которых зависят друг от друга)

МОЛОДЦЫ! ВЫ ХОРОШО ЗНАЕТЕ ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАХ.

3.  -Определите тип связи в синтаксических единицах.

(Дети работают в группах. От каждой группы выходит представитель и на интерактивной доске соотносит синтаксич. единицу с нужным типом связи- остальные группы оценивают)

Может возникнуть вопрос: куда отнести синтакс. единицы- он труженик и работа трудна

Вопрос фиксируется на доске.

-Что же нам предстоит выяснить на уроке?

-По какому плану будет выстраивать свои действия?

-понаблюдаем за другими синтаксич. единицами

-проверим  грамматические формы слов

4. Сравнение единиц, построенных на основе подчинительной и взаимной связи.

   

-  Продолжим нашу работу:

1.-Спишите синтаксические единицы в тетрадь, определите части речи и  тип связи. Один человек будет работать у доски.

Поля вспаханы (сущ.+гл.) взаим. связь

Вспахали поля (гл.+сущ) подчин.связь

 Проверяем. Согласны с работой …      ?

-  Сравните слова 1-ой и 2-ой синтаксической единицы: что интересное заметили? Одни и те же слова или разные? (слова одни и те же, одни и те же части речи, а типы связи пазные)

- А типы связи между ними какие?

- Какой вывод можно сделать?

- ДА, ОДНИ И ТЕЖЕ СЛОВА МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ РАЗНЫМИ ТИПАМИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ.

5. Наблюдение над взаимной связью между разными частями речи.

-Переходим ко 2 пункту нашего плана.

Запишем:

он труженик (мест.+сущ.)

работа трудна (сущ.+прилаг.)

-Какой частью речи являются эти слова?

-Как связаны между собой слова? Проверьте грамматические формы слов (работа в паре)

-Что удалось выяснить? ( Что слова  не по всем грамм. формам могут меняться.)

-Какой же тип связи у этих синтаксич. единиц? (взаимная связь)

- КАКИЕ ЖЕ ЧАСТИ РЕЧИ КРОМЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ МОГУТ СВЯЗЫВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ВЗАИМНОЙ СВЯЗЬЮ?

-Зафикструйте вывод с помощью модели:

- ДА, ВЗАИМНОЙ СВЯЗЬЮ МОГУТ СВЯЗЫВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ НЕ ТОЛЬКО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ  И ГЛАГОЛЫ, НО И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

-Можем ли мы ответить на вопрос, который возник в начале урока? Куда теперь вы отнесёте синтаксич. единицы: он труженик и работа трудна

(Дети на интерактивной доске определяют эти синтаксич. единицы во взаимную связь)

6.        На экране интерактивной доски :

                                                     1. медаль героя

                                                     2. тяжёлый труд

                                                     3. он ветеран

                                                     4. полны закрома

                                            5. она хозяйка

                                                     6. труден путь

                                                     

                                       

Запишите те высказывания,  в которых слова связаны взаимной связью.

1 вариант  по схеме :           мест.           сущ.    

2 вариант по схеме:             сущ.           прил.

Проверяем 1 вар.( Выходят по очереди к интерактивной доске и выбирают свои высказывания.)

-Все остальные высказывания относятся ко 2 варианту? ( Нет. Есть лишние - медаль героя, тяжёлый труд)

 Проверяем 2 вар.

ФИЗМИНУТКА.

        

7. Конструирование высказывания из словосочетаний с помощью взаимной связи между независимыми членами.

-Запишите словосочетания и определите каким типом связи связаны слова

в них.

     Песни птиц      - подчинительная

     В садах и парках   - сочинительная

-Образуйте из этих синтаксических единиц одно высказывание.

(Работаем коллективно. Записываем предложение в тетради и фиксируем на доске.)

В садах и парках слышны песни птиц.

- Посмотрите внимательно. Какой новый тип грамматической связи между словами, которого не было в словосочетаниях, в высказывании появился? Между какими словами? Зависимые это слова или независимые? А каким типом связи связаны слова в ней?

 -Можно построить высказывание без взаимной связи?

-Какова же роль взаимной связи в словосочетании?

 (взаимная связь связывает независимые слова, из которых состоит высказывание)

8.         Самостоятельная работа.

        

           С давних пор кормит людей земля. Она наша кормилица. Пол-ж_ш_ в неё горстку зерна – получ_ш_ сто горстей. Спрячеш_ одну к_ртоф_лину – вытащ_ш_ десяток. Посееш_ мешок пшеницы – соб_рёш_ богатый ур_жай хлеба.

            Земля щ_дра к человеку, но и люди добры к ней…

Прочитайте.  

- Как можно озаглавить этот рассказ?

- Как люди относятся к земле? В чём их доброта? Спишите текст. Допишите продолжение - 1 предложение.

- Найдите высказывания с взаимной связью, которые соответствуют схеме:

Мест.+сущ.

Сущ.+ прилаг.

-Покажите взаимную связь.

Проверяем.

- А если убрать взаимную связь из высказывания?(Закройте пальцем вз. связь в первом высказ. Что случилось с высказ.?)

9. Рефлексия

Я работал…

Я могу…

Я узнал…

10.  Д/з   с. 52 №242

           Надо озаглавить текст, определить: повествование, описание или рассуждение это и указать стрелочками связь между совами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...