Конспект урока русского языка. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Чумакова Ольга Николаевна

Урок русского языка во 2 классе по теме "Учимся писать слова с непроизносимыми согласными". УМК "Начальная школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx30.12 КБ
Файл prilozhenie_1.docx20.13 КБ
Файл prilozhenie_2.docx17.48 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx92.83 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 2.

УМК «Начальная школа XXI века».

Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. Русский язык. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Проект «Начальная школа ХХI века»: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2012.

Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь: Пишем грамотно. 2 класс. Проект «Начальная школа ХХI века»: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2013.

Тема урока: Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

Задачи урока:

1. Развитие познавательных логических УУД на основе формирования общего приема умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне слова.

2. Развитие регулятивных УУД контроля и оценки на основе соотнесения результатов собственной деятельности с  образцом.

3. Развитие коммуникативных УУД умения слушать и вступать в диалог, учитывать позицию партнера по общению в процессе работы в парах.

Оборудование урока: карточки для учащихся,  «Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными», компьютерная презентация.

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности – 1 мин.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии – 5 мин.

3. Построение проекта выхода из затруднения – 5 мин.

  1. Формулирование темы урока (2 мин.).
  2. Постановка учебной задачи (3 мин).

4. Реализация построенного проекта – 15 мин.

  1. Определение признака орфограммы (5 мин.).
  2. Выбор способов проверки (5 мин.).
  3. Составление алгоритма ( 5 мин).

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 7 мин.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 7 мин.

7. Рефлексия учебной деятельности – 5 мин.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1. Мотивация к учебной деятельности

- Каким вы хотели бы видеть сегодня урок русского языка?

- Чтобы урок получился таким, нужна ваша помощь.  Какими должны быть ученики на уроке?

- Вы готовы быть такими? Желаю успехов!

Отвечают на вопросы учителя:

Интересным, познавательным, полезным.

Активными, внимательными, думающими, дисциплинированными, творческими.

Да.

Личностные УУД –

Смыслообразование, самоопределение –

 Беседа

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Сейчас вы будете работать в парах. 

- Чтобы работа получилась, какие умения необходимы?

- Прочитайте слова. Слайд 1.

- Возьмите карточку и вставьте в «волшебные» скобки значки тех звуков, которые слышите: зве[__]ый, гря[__]ый, гру[__]ый, опа[__]ый, се[__]е, со[__]е, здра[__]уй.

- Проверим. Слайд 1.

-  Сравните произношение слов и их написание (Слайд 2): Звездный, грязный, грустный, опасный, сердце, солнце, здравствуй.

- Отразите свои наблюдения в схеме:

            ______

[зн] <  ______

            ______

[сн] <  ______

[рц] - ______

[нц] - ______

[ств] - _____

 

*Проверка по образцу. Слайд 3.

- Оцени выполнение этого задания (карточка).

- Определите, в чем проблема. Что необходимо открыть на уроке?

Договариваться, быть внимательным, выслушивать чужое мнение, предлагать свое.

Учащиеся читают слова, дополняют записи, работая в парах.

Называют сочетания звуков.

Проговаривают слова, сравнивают с написанием.

Самостоятельно заполняют схему:

           здн

[зн] < зн

           стн

[сн] < сн

[рц] – рдц

[нц] - лнц

[ств] - вств

Проверяют по образцу

Оценивают свою работу по предложенным критериям.

Произношение и написание в некоторых словах расходятся. Нужно решить -  писать или не писать букву.

Коммуникативные УУД –

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками –

Инструкция по работе в группе

Коммуникативные УУД –

Умение слушать и вступать в диалог, учитывать позицию партнера по общению-

Совместное выполнение задания в паре

Регулятивные УУД –

Действия контроля-

Проверка по образцу

Познавательные логические УУД –

Сравнение –

Сопоставление звуков и букв

Познавательные общеучебные УУД-

Знаково-символические действия –

Заполнение схемы

Регулятивные УУД –

Действия контроля –

Проверка по образцу

Регулятивные УУД –

Действия оценки –

Организация самооценки по заданным критериям

Регулятивные УУД –

Действие целеполагания –

Формулирование проблемы

3. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Формулирование темы урока.

- Как бы вы назвали согласные, которые пишутся, но не произносятся?

- В какой части слова находятся непроизносимые согласные?

- Докажите.

- Сформулируйте тему урока.  Слайд 4.

2. Постановка учебной задачи.

- Определите цель предстоящей работы на уроке.

- Какие шаги необходимо предпринять, чтобы достичь поставленной цели?

Слайд 4.

Непроизносимые.

В корне.

Подбирают однокоренные слова, выделяют корень в словах.

Непроизносимые согласные в корне слова.

Будем учиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Находить опасное место в слове.

Проверять написание слов с непроизносимыми согласными.

Регулятивные УУД –

Действия целеполагания –

Формулирование цели предстоящей работы

Регулятивные УУД –

Действия планирования –

Составление плана дальнейших действий

4. Реализация построенного проекта

1. Определение признака орфограммы.

- Как обнаружить опасное место для непроизносимых согласных?

- Вернемся к словам зве[зн]ый, гря[зн]ый, гру[сн]ый, опа[сн]ый, се[рц]е, со[нц]е, здра[ств]уй.

- Сравните слова, попробуйте определить признак, по которому вы сможете обнаруживать опасное место для непроизносимых согласных.

- Подчеркните эти сочетания.

*Если учащиеся затрудняются:

- Произнесите слова так, как они пишутся.

- Что заметили?

- Почему?

- Действительно, в русском языке могут встречаться три или четыре согласных звука рядом. Некоторые согласные звуки произносить подряд неудобно, поэтому один звук исчезает – не произносится. Такое сочетание согласных в русском языке называется стечением согласных. Чаще всего встречаются сочетания звуков  [зн], [сн], [рц], [нц], [ств].

- Сделайте вывод, как увидеть опасное место для непроизносимых согласных?

2. Выбор способов проверки непроизносимых согласных.

- Увидели опасное место, как же действовать дальше?

- Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

- Предлагаю проверить.

*Если затрудняются:

- Какую орфограмму, связанную  с согласными мы уже знаем?

- Попробуйте использовать знакомые способы проверки.

- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными?

3. Составление «рассыпанного»  алгоритма.

- Предлагаю составить алгоритм (порядок) работы с орфограммой.

- Для чего это делаем?

- Работайте в парах.

- Прочитайте на карточке пункты алгоритма. Расположите их по порядку:

  • Определяю, есть ли в слове сочетание нескольких согласных
  • Подбираю однокоренное проверочное слово
  • Нет – пишу то сочетание, которое слышу
  • Обозначаю орфограмму
  • Произношу слово
  • Выясняю, появился ли в слове непроизносимый согласный звук
  • Да – обозначаю буквой непроизносимый согласный звук

*Проверка по образцу. Слайд 5.

*Ученикам раздаются алгоритмы.

- Оцените свою работу на этом этапе урока (карточка).

Сравнивают слова. Определяют, что непроизносимый согласный встречается, если в слове идут подряд несколько согласных [зн], [сн], [рц], [нц], [ств].

Подчеркивают сочетания букв.

Произносят слова.

Произносить трудно.

Подряд несколько согласных.

Нужно послушать, нет ли опасных сочетаний согласных в слове.

Подобрать проверочное слово.

Высказывают предположения: изменить слова или подобрать родственные, чтобы согласный встал перед гласным, перед непарным звонким согласным и слышался четко.

Подбирают проверочные слова в соответствии с предложенными способами проверки – работа у доски и в тетрадях.

Правописание парных согласных в корне слова.

Учащиеся работают у доски и  в тетрадях, подбирая проверочные слова.

Подобрать проверочные слова, чтобы непроизносимый согласный  слышался четко. Для этого нужно найти сильную позицию согласного звука.

По алгоритму удобно работать, ничего не пропустишь, научишься писать без ошибок.

Учащиеся работают в парах, составляют алгоритм.

1. Произношу слово.

2. Определяю, есть ли в слове сочетание нескольких согласных.

3. Подбираю однокоренное проверочное слово.

4. Выясняю, появился ли в слове непроизносимый согласный звук.

Да – обозначаю буквой непроизносимый согласный звук.

Нет – пишу то сочетание, которое слышу.

5. Обозначаю орфограмму.

Учащиеся осуществляют проверку по образцу.

Самооценка по предложенным критериям.

Познавательные логические УУД -

Сравнение, анализ, обобщение –

Организация наблюдения за словами по выявлению существенного признака

Познавательные общеучебные УУД –

Произвольное и осознанное построение речевого высказывания –

Эвристическая беседа

Познавательные логические УУД –

Выдвижение гипотез, их обоснование –

Эвристическая беседа

Личностные УУД –

Смыслообразование –

Беседа

Регулятивные УУД –

Действия планирования –

Составление алгоритма

Коммуникативные УУД –

Умение слушать и вступать в диалог, учитывать позицию партнера по общению –

Совместное выполнение задания в паре

Регулятивные УУД –

Действия контроля –

Проверка по образцу

Регулятивные УУД –

Действия оценки –

Самооценка по заданным критериям

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Работаем с алгоритмом:

- Попробуйте услышать слова с непроизносимыми согласными в следующих строках, которые я нашла в стихотворениях известных поэтов.

- Подберите и запишите проверочные слова.

- Сделайте вывод, запишите слова.

- Обозначьте орфограмму.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг
прелестный?

(А.С. Пушкин)

Три девицы под окном пряли
поздно вечерком. (А.С. Пушкин)

И сам про себя удалую
хвастливую песню поёт. (Н.А. Некрасов)

Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она.

(Н.А. Некрасов)

Учащиеся по очереди работают у доски и в тетрадях по алгоритму с объяснением.

Познавательные общеучебные УУД –

Произвольное и осознанное построение речевого высказывания –

Работа по алгоритму

Регулятивные УУД –

Действия планирования –

Работа по алгоритму

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Вы работали все вместе, а сейчас поработайте самостоятельно. Задание 4 на карточке. Словосочетания записываем в тетради.

- Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными:

Город в области, завод-гигант, котлета из капусты, поступок чести, день радости.

*Для тех, кто затрудняется, предлагается карточка-помощник:

Слова-подсказки: радо[сн]ый, обла[сн]ой, чес[сн]ый, гига[нск]ий, капу[сн]ая.

- Проверьте работу друг друга по образцу.

Слайд 6. 

- Оцените работу соседа (карточка). 

Учащиеся работают самостоятельно, записывая словосочетания: областной город, гигантский завод, капустная котлета, честный поступок, честный поступок, радостный день.

Выполняют взаимопроверку по образцу.

Оценивают по предложенным критериям.

Познавательные логические УУД –

Анализ, синтез –

Упражнение в изменении словосочетаний

Регулятивные УУД –

Действия контроля и оценки –

Организация взаимопроверки и взаимной оценки

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Какова была цель урока? Мы ее достигли?

- Какое открытие сделали?

- Чему научились?

- Что показалось трудным?

- Как то, что изучали раньше, связано с тем, что изучаем сейчас?

- Над чем еще нужно поработать на следующих уроках?

- Зачем мы изучаем?

- Можете ли вы сказать, что все узнали по этой теме?

- Как вы думаете, могу ли я завтра дать вам диктант по этой теме?

- Тогда предлагаю поработать дома:

Домашнее задание - ТПО с. 61 упр. 1.

- А сейчас оцените свою работу на уроке (карточка). Слайд 7.

- Нарисуйте звездочку зеленого цвета, если у вас все получилось и вы поняли материал урока; звездочку красного цвета, если еще не все понятно и требуется повторение; звездочку желтого цвета, если было трудно, ничего не понял и требуется помощь.

- Подсчитайте общее количество баллов.

Поставьте отметку: 8-9 б. – «5»

                                   7-6 б. – «4»

                                   5-4 б. – «3»

Учиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Узнали, что согласные бывают непроизносимыми, звук не произносится, а буква пишется.

Видеть опасные сочетания в словах.

Способы проверки согласных похожи; орфограмма в корне, значит нужно уметь выделять корень в словах.

Не всегда получается быстро подобрать проверочные слова.

Чтобы писать грамотно, понятно, люди должны понимать, что пишем или говорим.

Нет, могут быть какие-нибудь «ловушки».

Нет, нужно еще поработать над орфограммой.

На карточке оценивают результаты своей работы на уроке по предложенным критериям.

Подсчитывают общее количество баллов, выставляют отметку.

Регулятивные УУД –

Действия контроля, оценки –

Соотнесение итогов урока с намеченным планом

Личностные УУД – Смыслообразование –

Беседа

Регулятивные УУД – действия оценки  

Личностные УУД –

Смыслообразование - беседа

Регулятивные УУД –

Действия оценки –

Организация самооценки по заданным критериям



Предварительный просмотр:

Карточка для учащихся

Фамилия, имя

1. Впиши в «волшебные» скобки значки звуков.

зве[__]ый

гря[__]ый

 гру[__]ый

опа[__]ый

се[__]е

со[__]е

здра[___]уй

2. Заполни схему.

            ______

[зн] <  ______

            ______

[сн] <  ______

[рц] - ______

[нц] - ______

[ств] - _____

Заполнил 7 строк – 3 б.

Заполнил 6-4 строк – 2 б.

Заполнил 3-1 строки – 1б.

3. Расположи пункты алгоритма по порядку.

  • Определяю, есть ли в слове сочетание нескольких согласных
  • Подбираю однокоренное проверочное слово
  • Нет – пишу то сочетание, которое слышу
  • Обозначаю орфограмму
  • Произношу слово
  • Выясняю, появился ли в слове непроизносимый согласный звук
  • Да – обозначаю буквой непроизносимый согласный звук

Выполнил без ошибок – 3 б.

Верно указал 3-4 пункта алгоритма – 2 б.

Верно указал 1-2 пункта алгоритма – 1 б.

4. Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.

Город в области, завод-гигант, котлета из капусты, поступок чести, день радости.

Написал 5 словосочетаний – 3 б.

Написал 3-4словосочетания – 2 б.

Написал 1-2 словосочетания – 1 б.

Оцени свою работу:

       

Всего -         б.



Предварительный просмотр:

Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными

1. Произношу слово

2. Определяю, есть ли в слове сочетание нескольких согласных

3. Подбираю однокоренное проверочное слово

4. Выясняю, появился ли в слове непроизносимый согласный звук

               Да                                                             Нет

Обозначаю буквой                                        Пишу то сочетание, непроизносимый                                           которое слышу

согласный звук

5. Обозначаю орфограмму


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

зве [__] ый гря [__] ый гру [__] ый опа [__] ый се[__]е со[__]е здра [___] уй зве [ зн ] ый гря [ зн ] ый гру [ сн ] ый опа [ сн ] ый се[ рц ]е со[ нц ]е здра [ ств ] уй

Слайд 2

зве [ зн ] ый гря [ зн ] ый гру [ сн ] ый опа [ сн ] ый се[ рц ]е со[ нц ]е здра [ ств ] уй звездный грязный грустный опасный сердце солнце здра в ствуй

Слайд 3

______ [ зн ] < ______ ______ [ сн ] < ______ [ рц ] - ______ [ нц ] - ______ [ ств ] - ______ зн здн с н стн рдц лнц вств

Слайд 4

ТЕМА УРОКА: УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ Цель: Научиться писать слова с буквой непроизносимого согласного в корне слова. 1. Находить опасное место в слове. 2. Проверять написание слов с непроизносимыми согласными.

Слайд 5

пропр Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными Произношу слово Определяю, есть ли в слове сочетание нескольких согласных Подбираю однокоренное проверочное слово Выясняю, появился ли в слове непроизносимый согласный звук Да Нет Обозначаю буквой непроизносимый согласный звук Пишу то сочетание, которое слышу Выделяю орфограмму

Слайд 6

Областной город, гигантский завод, к апустная котлета, честный поступок, р адостный день.

Слайд 7

У меня всё получилось. Я понял материал урока. Еще не всё понятно. Придется потрудиться. Ничего не понял. Было трудно. Нужна помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...