Исследовательская работа "Состав слова"
план-конспект по русскому языку на тему
В ходе занятия была проведена самопроверка по теме «Состав слова».
Каждая группа выбирала себе пакет, в котором находились задания и тема, по которым необходимо было провести исследование.
Темы:
· «Корень – самая важная и значимая часть слова»;
· « Приставка как самая важная и значимая часть слова»;
· «Значимость и важность суффикса в слове»;
· «Окончание – самая важная и значимая морфема».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.doc | 502.5 КБ |
презентация к уроку "Состав слова" | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
«Значимые части слова»
учителя начальных классов
МБОУСОШ №51
Солнцевой Ирины Владимировны
Цели:
- использовать современные педагогические технологии и их элементы как средство обучения.
Задачи:
- обобщить знания учащихся по разделу «Состав слова»;
- развивать креативность, умение высказывать свою точку зрения, умение работать в группе;
- воспитывать терпимость к мнению других;
- пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вообще не понимает его настоящего значения и не получает навык распоряжаться им свободно в устной или письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении всякого другого предмета…»
К.Д. Ушинский
Любознательный человек, увидев всякую вещь, обычно интересуется, для чего она служит и как устроена. Вопрос об устройстве может относиться не только к творению человеческих рук и ума, но и к растениям, животным, минералам. Всё на свете состоит из чего-то. Лес - из деревьев, облака - из множества водяных капель, вещества состоят из атомов, атомы из более мелких частиц. Есть даже шуточная песенка, в которой рассказывается, из чего сделаны мальчишки и девчонки.
А слова сделаны из своего строительного материала. Сегодня мы будем работать в группах.
Работая над заданиями, вы проведете самопроверку по теме «Состав слова», докажете, какая из частей слова самая важная и значимая. Каждая группа выберет себе пакет, в котором лежит задание и записана тема.
Темы:
- «Корень – самая важная и значимая часть слова»;
- « Приставка как самая важная и значимая часть слова»;
- «Значимость и важность суффикса в слове»;
- «Окончание – самая важная и значимая морфема».
(Даётся время на выполнение заданий. Каждая группа готовит выступление в защиту своей части слова. По истечении времени каждая группа выступает.)
Задание команде «Корень»:
- В каком значении наиболее часто употребляется в нашей речи слово корень?
А) Подземная часть растения;
Б) Внутренняя, находящаяся в десне, часть зуба;
В) Часть волоса.
- Почему учёные использовали «корень» для названия одной из частей слова?
А) От него «растут» слова, как ветки на дереве;
Б) Он сердцевина слова, его смысловой центр;
- Какие слова называются однокоренными?
А) Слова, которые сходны по смыслу;
Б) Слова, которые имеют общую часть;
В) Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
4. Как найти корень в слове?
А) Подобрать родственные слова (дружить, друзья, подруга);
Б) Изменить форму слова (подруга, подруги);
4. Покажите в сценке, что такое родственные слова.
«Родственники»
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тетя – Гусеница.
- Тётя?
5. Что значит выражение «Зри в корень»?
А) «Вникай в самую суть дела»
Б) «Смотри в корень слова»
Команда выступает в защиту корня, учитель после выступления даёт такое задание: «Разберите слово по составу: «ВЫНУЛ». Глядя на это слово, можно сказать, что есть слова и без корня, а без приставок и суффиксов значение его не ясно. Тогда стоит задуматься о том, действительно ли корень – это самая важная и значимая часть слов
Задание команде «Приставка»:
- Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
А) Заставка;
Б) Приставка;
В) Выставка.
2. Для чего служат приставки в слове?
А) Для управления электронной игрой;
Б) Для связи слов в предложении;
В) Для образования новых слов.
3. Назовите как можно больше приставок.
4. Замените фразу одним словом с приставкой:
- Прикрепить при помощи молотка и гвоздя - …
- Начать исполнение песни - …
- Удержать текст в памяти - …
- Отделить ножницами часть ткани - …
- Очень быстро уйти без разрешения - …
5. Сыграйте в игру «У телевизора»
Один из участников называет только приставку, а другой выполняет действие с воображаемым телевизором.
«в», «вы», «пере», «от», «ото», «подо», «под», «при», «до», «про», «по»
6. Какое значение слову придаёт приставка «вы»?
А) Указывает на движение внутрь;
Б) Указывает на движение изнутри;
В) Указывает на движение сверху вниз.
7. Что нужно сделать, чтобы правильно выделить приставку в слове?
А) Заменить приставку другой;
Б) Отбросить приставку;
В) Найти слово с другим корнем, но с такой же приставкой.
Но ведь есть же слова и без приставок, и они прекрасно обходятся без них (дом, стол, конь, страна, Земля). Может быть приставка – это не самая главная часть слова?
Задание команде «Суффикс»:
- Как называется часть слова, которая стоит после корня?
А) Фикус;
Б) Суффикс;
В) Окончание.
2. Для чего служит суффикс?
А) Образовывать форму слова;
Б) Образовывать новые слова;
В) Для украшения слова.
3. В книге Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются фамилии Штанишкин, Сапожкин, Таракашкин. Если бы герои были великанами, какие бы у них были фамилии?
4. Дениска Кораблёв – герой рассказов Виктора Драгунского – придумал суффикс, при помощи которого дразнил и обижал самого себя. Он говорил себе обидные слова, потому что боялся прыгнуть в воду: «Рохля, вохля …». Придумайте, какими словами можно обидеть себя, используя суффикс «хл».
5. Определите к какой части речи будут принадлежать слова с суффиксами «и», «л», «ть»:
А) К глаголу;
Б) К существительному;
В) К прилагательному.
6. Можно ли по суффиксу определить род имени существительного?
А) Суффиксы «тель», «арь», «ёнок» - существительное мужского рода;
Б) Суффиксы «ость», «знь», «ниц» - существительное женского рода;
7. Каким живым существам дают название с суффиксами «ат», «ят»? Подберите такие слова.
8. В какой басне И.А. Крылова часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? С какой целью их употребляет автор?
А) «Ворона и Лисица»;
Б) «Квартет»;
В) «Слон и Моська».
Команда выступает в защиту суффикса. Учитель делает вывод: «Действительно, одни суффиксы образовывают форму слова, другие - новые слова. Может быть суффикс – самая важная часть слова? Но ведь есть же слова, которые живут и без суффикса? Урок, школа, звонок».
Задание команде «Окончание»:
- Без какой части слова мы не можем связать слова в предложении?
А) Приставка;
Б) Корень;
В) Окончание.
2. Составь предложение из слов, имеющих своё лексическое значение: «без», «труд», «вынуть», «не», «пруд» , «рыбка».
3. Что вам помогло?
А) Смекалка;
Б) Знание пословицы;
В) Окончания.
4. Получается, что из слов, имеющих своё лексическое значение, без изменения формы слова мы не можем составить осмысленное предложение.
А) Да;
Б) Нет.
5. «Глокая кузра штеко будланула бокра». Можно ли найти смысл, определить на какие вопросы отвечают слова и выявить их грамматические признаки? Помогло ли вам ответить на все вопросы окончание?
6. Как найти в слове окончание?
А) Изменить форму слова (род, число);
Б) Подобрать родственные слова;
В) Найти последнюю букву в слове.
7. Вносят ли окончания свой вклад в смысл слова?
А) Они сообщаю сколько предметов. Один или много;
Б) Рассказывают в каком роде стоит прилагательное;
В) Они служат только для связи слов в предложении.
Команда выступает в защиту окончания. Учитель даёт задание: «Разберите по составу слова: «Петь громко». Делаем вывод, что есть слова, у которых нет окончаний, но они между собой связаны по смыслу. Что же нам делать? Какая же часть слова является самой значимой? Или они все одинаково значимы в слове?
Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно заняться поисковой деятельностью, идти в библиотеки, воспользоваться Интернетом. И после того, как вы наберете материал, вы представите нам свои проекты в виде докладов, газет, мультимедийных презентаций, сказок или интересных уроков на тему «Значимые части слова».
Подписи к слайдам:
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тетя – Гусеница.
- Тётя?
Целую фразу можно заменить одним словом с приставкой
Прикрепить при
помощи молотка и гвоздя -…
Начать исполнение песни -…
Прибить
Запеть
Часть слова, которая стоит после корня называется…
- Фикус
- Окончание
- Суффикс
Без окончания мы не можем связать слова по смыслу в предложения
-Брат, сестра, читать, старший
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вообще не понимает его настоящего значения и не получает навык распоряжаться им свободно в устной или письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении всякого другого предмета…»
К.Д. Ушинский
Герой рассказов В.Драгунского Дениска обижал себя, используя суффикс «
хл
»…
-
хля
-
хля
Рохля!
Вахля
!
Махля
!
Тухля
!
Протухля
!
Вонюхля
!
Чтобы найти корень в слове нужно…
Подобрать родственные слова и найти их общую часть
.
Д
рузья
Друг
Дружить
Русские приставки:
За-
На-
Над-
О-
Об-
От-
Под-
Про-
Пра
-
При-
Пре-
Па-
По-
Без-
Бес
-
В
-
Вз
-
Взо
-
Вс
-
Воз
-
Вос
-
Раз-
Рас
-
Из-
Ис
-
Изо-
Не-
Недо
-
Низ-
Нис
-
Пере
-
Пре
-
Пред-
С
-
Со-
Роз
-
Рос-
Через
-
Чрез-
Черес
-
…
Заменить
приставку
другой
Чтобы правильно выделить приставку в слове можно…
Отбросить
приставку
Найти слово с другим корнем, но с такой же приставкой
ПРИЛЕТЕТЬ
ПРИЛЕТЕТЬ
ПРИЛЕТЕТЬ
У
ПРИБЕЖАТЬ
В баснях И.А. Крылова встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Г
олубушка
, пёрышки,
носок, голосок – с целью польстить.
Мишка, мартышка,
куманёк – с целью показать пренебрежительное отношение к героям.
«Значимые части слова»
Указывает на движение изнутри
Приставка «вы» придаёт
слову значение…
Если бы герои книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» были великанами у них были бы фамилии…
-
Штанищин
;
-
Сапожищин
;
-
Тараканищин
.
Чтобы найти в слове окончание, нужно…
Изменить форму слова.
Чебурашк
а
Чебурашк
и
Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу называются…
Однокоренными.
А группы родственных слов образуют
словообразовательные гнёзда.
Приставки в слове служат для…
Образования новых
слов
ПО
ВЫ
ПЕРЕ
ПОДО
ОБО
ПРИ
ЗА
…ШЛИ
Детёнышей животных называют словами с суффиксами «
ат
», «
ят
»
Жеребята, поросята, верблюжата, слонята, утята, …
Учёные использовали «корень» для названия одной из частей слова потому, что…
-
От него «растут» слова, как ветки на дереве;
- Он сердцевина слова, его смысловой центр.
«
в», «вы», «пере», «от», «ото», «подо», «под», «при», «до», «про», «по»
«У телевизора»
По суффиксам можно определять род имён существительных
-
Суффиксы «
тель
», «
арь
», «
ёнок
» -
существитель-ные
мужского рода;
-
Суффиксы «ость», «
знь
», «ниц» -
существитель-ные
женского рода
КОТЁНОК
УЧИТЕЛЬНИЦА
«
Глокая
кузра
штеко
будланула
бокра
»
Какая? Кто? Как?
Что сделала? Кого?
Часть слова, которая стоит перед корнем называется…
- Заставка
- Выставка
- Приставка
Суффиксы служат для…
-Образования
формы слова;
-
Образования новых слов.
В нашей речи слово корень наиболее часто употребляется в значении:
Подземная часть растения
Выражение «Зри в корень»
В широком смысле –
«Вникай в самую суть дела».
А с точки зрения русского языка –
«Смотри в корень слова»
Целую фразу можно заменить одним словом с приставкой
Удержать
текст
в памяти -…
Отделить ножницами часть
ткани -…
Очень быстро уйти без разрешения-…
Запомнить
Отрезать
Сбежать
Слова с суффиксами «и», «л», «
ть
» принадлежат глаголам:
- играть
- напиши
- бежал
Из слов «без», «труд», «вынуть», «не», «пруд», «рыбка» можно составить предложение:
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Окончания вносят свой вклад в смысл слова
Рассказывают в каком роде стоит прилагательное и сколько предметов один или много.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность в начальной школе. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне."
Введение элементов исследовательской деятельности в начальной школе. Электронное сопровождение к уроку....
Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")
В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...
Презентация к научно-исследовательской работе «Как произошло слово «мама»?»
В слайдах отображены все наблюдения исследователя за развитием речи сестры....
Исследовательская деятельность на уроке русского языка при работе со словарными словами
Исследовательская деятельность на уроке русского языка – это творческая деятельность в целях изучения предмета, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития цен...
Исследовательская работа учащихся из цикла "К тайнам русского слова" - "Закладка"
Прорведена исследовательская работа этимологии слова "закладка", изучена история происхождения этого предмета, виды и использование закладок в современном мире. Учениками, родителями и педагогами орга...
Исследовательская работа "Слово и дело"
слово и дело одинаково важно для человека. Нужно исходить из ситуации. Важно всегда подкреплять слово делом. Выполнять обещания. Совершать добрые дела и говорить добрые слова. Тогда и мир вокруг будет...