Конспект урока Русский язык 2 класс 21 век
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гвенетадзе Надежда Егоровна

Тема:Представление о значении суффикса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx144.12 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:Представление о значении суффиксов.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) у учащихся
в предметной области «русский язык» по теме: «Суффикс»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
•развитие этических и нравственных чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
•формирование умения слушать и слышать;
•формирование доброго и уважительного отношения друг к другу при общении;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
•формирование представления учащихся о суффиксе как значимой части слова;
•научиться контролировать свою речь и соблюдать правила общения, оценивать результат своей деятельности;
•учиться формулировать грамотно предложения, учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: 
• показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов;
•показать единообразное написание одного и того же суффикса;
•развивать умение определять значения суффиксов в словах;
•выработать умение составлять слова с предложенными суффиксами.


I. Организационный момент
- Начинаем, ребята, наш с вами урок русского языка.

Посмотрите на доску.

_Какое сегодня число?

_Запиши число в тетрадь,  пропишем  минутку чистописания (слайд 1)

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=77651423-25-72&n=21

Словарь: ученик (работа со словарным словом)

Придумаем пр-е со словом УЧЕНИК

-Запишите пр-е в тетрадь. Найдём главные члены предложения.

Вход в тему:

На доске ребус (слайд 2)

Ребята, какое слово зашифровано на доске? Кто уже догадался?

-Здесь зашифровано слово МАМА

- Как вы думаете, что обозначает это слово?
(предположения ребят)
Мама-это первое  слово, которое мы произносим в жизни..Мама  нам подарила жизнь, а мы должны любить и уважать её...-

-Какой скоро праздник? 

День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола. В разных странах этот день приходится на разные даты. В основном, в мире День матери отмечается во второе воскресенье мая, в том числе на Украине, в Эстонии, в США, на Мальте, Кипре, в Дании, Финляндии, Германии, Италии, Турции, Австралии, Японии, Бельгии. День матери в России отмечают в последнее воскресенье ноября, в Египте - 19 марта, в Беларуси — 14 октября, в Грузии — 3 марта, в Армении — 7 апреля.

-Запишите в тетрадь слово МАМА.

-А как  лаского  звучит слово МАМА (МАМОЧКА)

-Запишите это слово

-Выделим корень.

-Чем различается написание этих слов?(появилась новая морфема)

-ОЧК- -это суффикс.

-Где в слове написан суффикс? (после корня)

-В русском языке очень  много суффиксов.

-Как вы думаете,для чего нужны суффиксы?

Прочитайте 2 правила с.108.(ЗАКРЕПИТЬ ПРОЧИТАННОЕ)

IV. Закрепляя пройденное, познаём новое.

На доске:Образуйте новые слова с,изменяя слово ,чтобы оно стало ласковым

заяц-

огурец-

ключ-

-Что мы добавили? (суффикс ЧИК) Отметим суффикс.

Послушайте сказку про суффикс ЧИК
Ласковый и добрый
–чик
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, колокола, огурцы и другие подобные им слова.
Но вот появился суффикс
– чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса – чик была ещё одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного колокола получался чудно звенящий колокольчик. Даже большой зелёный огурец превращался в изящный огурчик.
С годами суффикс
– чик приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, ласковыми, нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет суффикс –чик образовал слово лётчик, из слова переплёт-переплётчик.
Сейчас суффикс
– чик уже немолодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И действительно, человеку без него не обойтись! Ведь он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует названия профессий. Вот какой труженик этот – чик
А самое главное, что он познакомил нас со своими друзьями, после которых –чик всегда стоит в словах, - буквами
т,ж,д,з,с. «Как же нам запомнить твоих друзей?» - поинтересовались мы. «Да очень просто, это первые буквы слов предложения: Ты Же Должен
Знать Суффикс – чик
Вот как интересно! Уж теперь-то мы запомним навсегда.
- Суффикс – чик – уменьшает предметы, делает их добрыми, ласковыми, образует названия профессий. Суффикс – чик –стоит после букв т,ж,д,з,с (лётчик, переводчик, резчик, счастливчик)

-Не только эти суффиксы образуют новые слова.Давайте попробуем убедиться в этом.

На доске (СЛАЙД 3)

Слова:
путь, слово, звезда, любимый, родной, журавль, мама, дочь, сын.
Суффиксы:
-ник,-очк, -н, -ек, -ок, -еньк, -ушк, -ящ, -очк, -ечк.

 ПРОВЕРИМ (слайд 4)
путь - путник, звезда - звёздочка, любимый - любящий, родной – родненький, журавль - журавушка, мама – мамочка, дочь – дочечка, сын – сынок.

V.Работа по учебнику:с.109 ,упр.4
VI. Подведение итогов:

Учитель: 
- Какой праздник отмечается в конце ноября?
- Для чего служит суффикс?
- Какие суффиксы вы запомнили?
- Какой оттенок значения они придают словам?
- Сможем ли мы с помощью них сделать добро окружающим? Как именно?
VII. Рефлексируем
Ребята:
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
Домашнее задание с.108, 2 правила, упр.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...