Урок русского языка в 1 классе по теме "Правописание чу-щу"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Урок разработан по программе "Школа России". Разработка содержит приложение, в котором есть все необходимые иллюстрации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель:  Филиппова Елена Васильевна

Класс: 1

Предмет: русский язык (обучение грамоте - письмо)

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Форма урока: игра-путешествие.

Тема урока: Правописание чу-щу 

Цель: создавать условия для формирования умений и навыков написания слов с сочетаниями чу-щу.

Задачи:

образовательные: закреплять представления обучающихся о мягких согласных звуках   [ч,], [ щ,], упражнять детей в написании слов с сочетаниями ча-ща.

воспитательные: воспитывать чувство аккуратности, усидчивости, готовности к уроку, товариществу.

развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщения; речь детей при работе с пословицами.

Предметные УУД:  знания: научатся объяснять, почему в сочетаниях чу-щу, написание гласной а и в сочетаниях ча-ща - написание буквы а.

Регулятивные УУД:  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления, отвечать на итоговые вопросы. 

Познавательные УУД:  использование знаково-символических средств представления информации 

Коммуникативные УУД:  готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Личностные УУД:    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Примечание

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Беседа по девизу (пословице) урока.

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться. 
Работаем старательно,  
Слушаем внимательно.

- Девиз нашего урока "Один за всех, и все за одного"

-  Как понимаете девиз урока?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

2-3 минуты

Постановка темы урока.

- Давайте расскажем, какой наш класс.

- А какое самое главное качество нашего класса?

-  Я в этом не сомневаюсь.

- Когда кому-то грустно, то грустно всем, когда всем весело, то весело каждому.

Все мы делаем с вами вместе.

- Согласны со мной?

- Вот давайте поиграем в игру "Один, как все"

- Будем дружно называть  действия всего класса, а кто-то из нас будет называть собственное действие.

- Мы грустим...

- Мы молчим...

- Мы летим..

- Мы тащим...

- Мы стучим...

- Мы  пустим..

- Молодцы! Вы действительно дружные ребята.

- Скажите, а какое сочетание вы все время повторяли?

- А что интересного в этом сочетании?

- Какова тема нашего урока?

- А что вы знаете про буквы ч и щ?

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Чудо-остров "Чунга-Чанга" (появляется картинка с изображением острова. Приложение), где живу мягкие шипящие согласные звуки.

 - Наш класс дружный, наш класс веселый, наш класс умный.

- Дружный.

Дети по очереди, по одному называют действие.

- Я грущу.

- Я молчу.

- Я лечу.

- Я тащу.

- Я стучу.

- Я пущу.

 

Чу-щу

- Чу-щу пиши с буквой у.

Дети высказывают предположения, формулируют тему урока.

- Они шипящие и каждый из них обозначает по одному мягкому согласному звуку.

3-4 минуты

Каллиграфическая минутка.

- На чем мы будем добираться до Чудо-острова?

- Чтобы построить наш корабль, мы должны с вами выполнить первое задание.

- Какие шипящие звуки вы знаете?

- Что вы о них знаете?

- С какими гласными буквами дружат буквы ч и щ?

- С какими гласными буквами они не дружат.

- Мы с вами дружная команда, давайте напишем о дружбе согласных букв ч, щ с гласными буквами.

- Давайте вспомним правила посадки при письме.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу (показывают).

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Запишите в тетрадях число.

- Но вначале давайте подготовим руку к письму.

"Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

Этот пальчик хоть и мал, но он ловок и удал»

Молодцы!

- Первое задание вы выполнили, и у нас теперь есть корабль, на котором мы отправимся в путешествие.

Появляется картинка с изображением корабля (Приложение).

- И так, поплыли.

- На корабле.

- [ж],  [ш],  [ч,],  [щ,].

- [ж]  и  [ш]   - твердые, а [ч,]  и  [щ,] - мягкие.

Ответы детей.

Дети выполняют движения.

Дети проговаривают слова и разминают каждый пальчик по очереди, начиная с большого пальчика.

 Далее они пишут сочетания Ча, ча, Чи, чи, Че, че, Чу, чу.

Ща, ща, Щи, щи, Ще, ще, Щу, щу.

4-5 минут

Актуализация знаний.

- Мы проплываем с вами мимо небольшого острова. Там живут добрые маленькие дружные слова. (Картинка с изображением острова. Приложение)

- Но смотрите, что-то случилось на острове.

Появляется картинка с изображением Бармалея. (Приложение).

- Злой Бармалей украл букву в словах, и слова плачут.

- Поможем им вернуть эту букву.

Роща, туча, чаща, свеча, щавель,  чайник.

 

Проверка с доски.

- Каким правилом вы пользовались, при написании слов?

- Слова на острове опять стали веселыми. Вы им помогли.

А мы отправляемся с вами дальше

Дети получают карточку со словами: рощ…, туч…, чащ.., щ..вель, ч..йник.

Списывают в тетрадь.

Один ученик на доске, остальные в тетради. Подчеркивают сочетания ча-ща.

- Ча-ща пиши с гласной а.

5 минут

Физминутка

Мы сидеть уже устали,

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо.

Поворот налево плавный.

(Повороты корпуса в стороны)

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснемся крыши?

(По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях)

Наклоняемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо-влево два наклона,

Повторяем снова дружно.

(Наклоны вперед-назад, вправо-влево)

От души мы потянулись

(Потягивания – руки вверх и в стороны)

На корабль наш вернулись.

2-3 минуты

Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

- Поплыли  дальше.

- Смотрите, Русалочка. (Картинка с изображением Русалочки. Приложение). Она просит поиграть с ней в ее любимую игру "Продолжи словечко"

- Поиграем?

Учитель: На рыбалке не ворчу,

Щуку из реки …

Учащиеся: Тащу.

Учитель: Волки рыщут,

Пищу …

Учащиеся: Ищут.

Учитель: Я откликаться не хочу,

Меня зовут, а я …

Учащиеся: Молчу.

Учитель: Пескарю, плотвице – мука,

Если близко рыщет …

Учащиеся: Щука.

Учитель: Я только нитки отыщу

И змея в небо …

Учащиеся: Запущу.

- Молодцы! Русалочка довольна вами.

Она спрашивает, какие сочетания все время повторялись?

- Расскажите Русалочке, что вы знаете об этих сочетаниях?

- А почему не с ю?

- Молодцы, все правильно.

- А мы поплыли дальше.          

Дети продолжают предложения, подбирая слова с сочетаниями ча-ща

- Чу-щу

- Чу-щу пиши с буквой у.

- Звукам ч и щ не требуется дополнительное обозначение мягкости.                                                                                                      

3 минуты

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Смотрите, что это? Так это - бутылка. Кто же ее отправил по воде, и что в ней?

Учитель достает из бутылки записку. Картинка с изображением Морского царя. Приложение).

"Я Морской царь. Хотя я уже старый, но люблю писать грамотно и хочу, чтобы вы, дети, тоже писали грамотно. Вот вам мой стих и задание.

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулки, чулан, стучу, кричу,

Тащу, ворчу, молчу, ищу.

Выборочное списывание.

Выписать два слова с сочетанием чу и два слова с сочетанием щу. Подчеркнуть эти сочетания.

Взаимопроверка.

- Морской царь остался вами доволен, он пожелал вам доброго плавания.

Карточки.

Ученики выписывают  по два слова

4-5 минут

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Появляется картинка с изображением шторма..

- Смотрите, на море разыгрался шторм и чтобы он успокоился, вы должны быстро и правильно выполнить задание.

Вставить сочетания чу-щу в слова.

(Щу)ка,  (чу)лок,  (чу)до, та(щу),  (чу)жой.

Проверка по образцу.

Ученики выполняют задания.

Сверяют правильность выполнения по образцу.

5 минут

Подведение итогов.

- Мы с вами приплыли на чудо-остров "Чунга-Чанга".

(Картинка с изображением Чудо-острова. Приложение). Здесь нас ждут жители острова, наши новые друзья. Они приготовили вам танцевальную  игру. Но взамен просили, чтобы мы рассказали им все, что произошло с нами  во время пути, все, что мы с вами делали и чему научились.

Ученики отвечают на вопросы.

2- 3 минуты

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Танцевальная физминутка по музыку "Чунга-Чанга"

- Жители острова Чунга-Чанга еще просили, чтобы вы указали им, с каким настроением вы добрались до их острова.

У вас на партах лежат  карточки с сочетаниями чу-щу. Если у вас хорошее настроение, закрасьте эти сочетания светлыми веселыми цветами, если нет –темными. (Приложение)

Дети танцуют.

Закрашивают  сочетания.

3-4 минуты

Приложение

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...