Урок русского языка в 1 классе по теме "Правописание чу-щу"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Урок разработан по программе "Школа России". Разработка содержит приложение, в котором есть все необходимые иллюстрации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filippova_e.v._urok_russkogo_yazyka_v_pervom_klasse_po_teme_pravopisanie_chu-shchu.docx | 787.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Филиппова Елена Васильевна
Класс: 1
Предмет: русский язык (обучение грамоте - письмо)
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Форма урока: игра-путешествие.
Тема урока: Правописание чу-щу
Цель: создавать условия для формирования умений и навыков написания слов с сочетаниями чу-щу.
Задачи:
образовательные: закреплять представления обучающихся о мягких согласных звуках [ч,], [ щ,], упражнять детей в написании слов с сочетаниями ча-ща.
воспитательные: воспитывать чувство аккуратности, усидчивости, готовности к уроку, товариществу.
развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщения; речь детей при работе с пословицами.
Предметные УУД: знания: научатся объяснять, почему в сочетаниях чу-щу, написание гласной а и в сочетаниях ча-ща - написание буквы а.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления, отвечать на итоговые вопросы.
Познавательные УУД: использование знаково-символических средств представления информации
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | Примечание |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | |||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Беседа по девизу (пословице) урока. | Мы пришли сюда учиться, - Девиз нашего урока "Один за всех, и все за одного" - Как понимаете девиз урока? | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. | 2-3 минуты | |
Постановка темы урока. | - Давайте расскажем, какой наш класс. - А какое самое главное качество нашего класса? - Я в этом не сомневаюсь. - Когда кому-то грустно, то грустно всем, когда всем весело, то весело каждому. Все мы делаем с вами вместе. - Согласны со мной? - Вот давайте поиграем в игру "Один, как все" - Будем дружно называть действия всего класса, а кто-то из нас будет называть собственное действие. - Мы грустим... - Мы молчим... - Мы летим.. - Мы тащим... - Мы стучим... - Мы пустим.. - Молодцы! Вы действительно дружные ребята. - Скажите, а какое сочетание вы все время повторяли? - А что интересного в этом сочетании? - Какова тема нашего урока? - А что вы знаете про буквы ч и щ? - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Чудо-остров "Чунга-Чанга" (появляется картинка с изображением острова. Приложение), где живу мягкие шипящие согласные звуки. | - Наш класс дружный, наш класс веселый, наш класс умный. - Дружный. Дети по очереди, по одному называют действие. - Я грущу. - Я молчу. - Я лечу. - Я тащу. - Я стучу. - Я пущу.
Чу-щу - Чу-щу пиши с буквой у. Дети высказывают предположения, формулируют тему урока. - Они шипящие и каждый из них обозначает по одному мягкому согласному звуку. | 3-4 минуты | |
Каллиграфическая минутка. | - На чем мы будем добираться до Чудо-острова? - Чтобы построить наш корабль, мы должны с вами выполнить первое задание. - Какие шипящие звуки вы знаете? - Что вы о них знаете? - С какими гласными буквами дружат буквы ч и щ? - С какими гласными буквами они не дружат. - Мы с вами дружная команда, давайте напишем о дружбе согласных букв ч, щ с гласными буквами. - Давайте вспомним правила посадки при письме. Я тетрадь свою открою И с наклоном положу. Я от вас, друзья, не скрою: Ручку я вот так держу (показывают). Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь. Запишите в тетрадях число. - Но вначале давайте подготовим руку к письму. "Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. Этот пальчик хоть и мал, но он ловок и удал» Молодцы! - Первое задание вы выполнили, и у нас теперь есть корабль, на котором мы отправимся в путешествие. Появляется картинка с изображением корабля (Приложение). - И так, поплыли. | - На корабле. - [ж], [ш], [ч,], [щ,]. - [ж] и [ш] - твердые, а [ч,] и [щ,] - мягкие. Ответы детей. Дети выполняют движения. Дети проговаривают слова и разминают каждый пальчик по очереди, начиная с большого пальчика. Далее они пишут сочетания Ча, ча, Чи, чи, Че, че, Чу, чу. Ща, ща, Щи, щи, Ще, ще, Щу, щу. | 4-5 минут | |
Актуализация знаний. | - Мы проплываем с вами мимо небольшого острова. Там живут добрые маленькие дружные слова. (Картинка с изображением острова. Приложение) - Но смотрите, что-то случилось на острове. Появляется картинка с изображением Бармалея. (Приложение). - Злой Бармалей украл букву в словах, и слова плачут. - Поможем им вернуть эту букву. Роща, туча, чаща, свеча, щавель, чайник.
Проверка с доски. - Каким правилом вы пользовались, при написании слов? - Слова на острове опять стали веселыми. Вы им помогли. А мы отправляемся с вами дальше | Дети получают карточку со словами: рощ…, туч…, чащ.., щ..вель, ч..йник. Списывают в тетрадь. Один ученик на доске, остальные в тетради. Подчеркивают сочетания ча-ща. - Ча-ща пиши с гласной а. | 5 минут | |
Физминутка | Мы сидеть уже устали, На зарядку дружно встали. Руки в боки, смотрим вправо. Поворот налево плавный. (Повороты корпуса в стороны) Поднимаем мы колени, Занимаемся без лени. Поднимаем их повыше. Может быть, коснемся крыши? (По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях) Наклоняемся до пола. Прогибаемся поглубже. Вправо-влево два наклона, Повторяем снова дружно. (Наклоны вперед-назад, вправо-влево) От души мы потянулись (Потягивания – руки вверх и в стороны) На корабль наш вернулись. | 2-3 минуты | ||
Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. | - Поплыли дальше. - Смотрите, Русалочка. (Картинка с изображением Русалочки. Приложение). Она просит поиграть с ней в ее любимую игру "Продолжи словечко" - Поиграем? Учитель: На рыбалке не ворчу, Щуку из реки … Учащиеся: Тащу. Учитель: Волки рыщут, Пищу … Учащиеся: Ищут. Учитель: Я откликаться не хочу, Меня зовут, а я … Учащиеся: Молчу. Учитель: Пескарю, плотвице – мука, Если близко рыщет … Учащиеся: Щука. Учитель: Я только нитки отыщу И змея в небо … Учащиеся: Запущу. - Молодцы! Русалочка довольна вами. Она спрашивает, какие сочетания все время повторялись? - Расскажите Русалочке, что вы знаете об этих сочетаниях? - А почему не с ю? - Молодцы, все правильно. - А мы поплыли дальше. | Дети продолжают предложения, подбирая слова с сочетаниями ча-ща - Чу-щу - Чу-щу пиши с буквой у. - Звукам ч и щ не требуется дополнительное обозначение мягкости. | 3 минуты | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Смотрите, что это? Так это - бутылка. Кто же ее отправил по воде, и что в ней? Учитель достает из бутылки записку. Картинка с изображением Морского царя. Приложение). "Я Морской царь. Хотя я уже старый, но люблю писать грамотно и хочу, чтобы вы, дети, тоже писали грамотно. Вот вам мой стих и задание. Я грамотно писать хочу, Слова на ЧУ и ЩУ учу: Чулки, чулан, стучу, кричу, Тащу, ворчу, молчу, ищу. Выборочное списывание. Выписать два слова с сочетанием чу и два слова с сочетанием щу. Подчеркнуть эти сочетания. Взаимопроверка. - Морской царь остался вами доволен, он пожелал вам доброго плавания. | Карточки. Ученики выписывают по два слова | 4-5 минут | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Появляется картинка с изображением шторма.. - Смотрите, на море разыгрался шторм и чтобы он успокоился, вы должны быстро и правильно выполнить задание. Вставить сочетания чу-щу в слова. (Щу)ка, (чу)лок, (чу)до, та(щу), (чу)жой. Проверка по образцу. | Ученики выполняют задания. Сверяют правильность выполнения по образцу. | 5 минут | |
Подведение итогов. | - Мы с вами приплыли на чудо-остров "Чунга-Чанга". (Картинка с изображением Чудо-острова. Приложение). Здесь нас ждут жители острова, наши новые друзья. Они приготовили вам танцевальную игру. Но взамен просили, чтобы мы рассказали им все, что произошло с нами во время пути, все, что мы с вами делали и чему научились. | Ученики отвечают на вопросы. | 2- 3 минуты | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Танцевальная физминутка по музыку "Чунга-Чанга" - Жители острова Чунга-Чанга еще просили, чтобы вы указали им, с каким настроением вы добрались до их острова. У вас на партах лежат карточки с сочетаниями чу-щу. Если у вас хорошее настроение, закрасьте эти сочетания светлыми веселыми цветами, если нет –темными. (Приложение) | Дети танцуют. Закрашивают сочетания. | 3-4 минуты |
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...