Лексическая работа со словом
методическая разработка по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе
Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.
Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка. Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учёбном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.
Лексикологией называется раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от языка. Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.
Стандарт начального общего школьного образования по русскому языку предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимии и антонимии слов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка.
В представленных в данном пособии материалах тематически охвачены основные темы раздела «Лексика» за курс начальной школы. Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.
Предлагаемые материалы подчинены, разумеется, определённой логике и системе, но они не «привязаны» ни к программе по русскому языку, ни к учебнику, так как разница в уровне подготовки учеников различных классов велика, да и в одном классе ученики могут значительно отличаться по уровню сообразительности и смекалки.
Их выбирают и используют по интересам, а не по порядку расположения. Выбор определяется степенью трудности материала и наличием необходимых знаний, полученных в систематическом курсе. К большинству заданий приведены ответы, которые следуют за текстом задания. Это сделано для того, чтобы облегчить труд учителя при подборе нужного ему материала для урока или внеклассного занятия.
В сборник вошли задания, заимствованные из других источников, а также составленные самостоятельно. Для более точного объяснения ребёнку цели предлагаемых заданий прежде необходимо объяснить ему важность некоторых употребляемых понятий.
Каждый раздел состоит из двух блоков. Первый блок включает в себя тренировочные задания рассчитанный на пополнение словарного запаса учащихся, знакомство с разнообразным составом русской лексики, а также материал для развития образной речи школьников. Данный материал встречается на олимпиадах и интеллектуальных марафонах по русскому языку.
Второй блок предполагает интеллектуальное, научное творчество детей, решение субъективно-творческих задач разной степени трудности и творческого вклада (задач, решение которых в глобальном смысле не является творческим, но для ученика, субъективно, таковым является).
Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету.
Синонимы.
Часто на олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный - веселый - грустный; смелый - бесстрашный - храбрый - мужественный - отважный).
Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.
Блок №1.
- Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.
Внутренняя сторона кисти руки - ... (ладонь)
Изображение человека на картине или фотографии - ... (портрет)
Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ...
(адрес)
Тот, кто работает в шахте - ... (шахтёр)
Место на реке, где её можно перейти - ... (брод)
Асфальтированная дорога - ... (асфальт)
- Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.
Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.
синонимы | антонимы |
глядит – смотрит, дремлет – спит, сверкает – блестит, спасает – выручает, зовёт – окликает, думает – соображает, | молчит – говорит, начинает– заканчивает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, теряет – находит |
- Редактор газеты отчего-то очень не любит слово «пытаться». Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился.
Пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.
(Пробовать)
- Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).
а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) шалун, конница, кавалерия;
г) бросать, кидать, прыгать;
д) буран, дождь, пурга.
(оставшиеся слова – синонимы)
- Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
Собака, Бобик, животное, Барбос.
- Подоберите синонимы к словам «темнота» и «отметка».
Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель.
(Темнота – потёмки, сумерки.
Отметка – оценка, балл)
- Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака (градация синонимов).
Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.
(Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)
- Подберите синонимы к данному слову.
Смешной - …(забавный, потешный)
метель - …(пурга, буря, вьюга)
- К парам слов подберите существительные, близкие по смыслу.
сильная метель - ... (пурга, буря, вьюга)
буря на море - .... (шторм)
большое несчастье - ... (горе)
сильный дождь - .... (ливень)
- Замените имена прилагательные синонимами.
правильный ответ - ... (безошибочный)
бесстрашный летчик - ...(отважный)
занимательный рассказ - ... (интересный)
- Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:
Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).
Густой, дремучий (лес, туман).
Горячий, знойный (лето, вода, привет).
(коричневое платье, коричневый костюм;
дремучий лес, густой туман;
горячая вода, горячий привет, знойное лето)
- Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
- Вставьте пропущенные слова и окончания.
Летняя гроза.
Темн... туча нависла над лесом. Сильн... ветер закачал вершины деревьев. Брызнули крупн... капли дождя. Блеснула ... молния. Раздался ... удар грома, и гроза разразилась. Дети спрятались в кусты, но ... достал их там.
(молния (яркая, ослепительная)
удар грома (сильный, оглушительный)
достал (дождь, ливень)
- Выберите подходящее слово.
Утром к дому прилетела ... (стая, стайка) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи быстро ... (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они ... (бегали, ходили, прыгали, скакали) и ... (глотали, ели, клевали) крошки.
- Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа - З...(занятие)
Родник - И... (источник)
Холод - М... (мороз)
Деятельный - А... (активный)
- Подберите слова, близкие по смыслу данным в скобках. Сделать это
необходимо в рифму.
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (работы)….. (труда)
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся)….(спешат)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят:
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную (берегут)….(хранят)
- Найдите синонимы в пословицах.
Спеши – не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга нет.
Переливает из пустого в порожнее.
- Найдите пару.
алфавит огонь чистый прыгать бросать красный | аккуратный алый скакать азбука пламя кидать |
- Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-.
Смелый человек - …
Тихая погода - …
Жестокий враг - …
Добродушный смех –
Ясное небо - …
Напрасный труд - …
Непонятливый человек –
Тихие шаги - …
(Бесстрашный, безветренная, беспощадный (безжалостный), беззлобный, безоблачное, бессмысленный, бестолковый, бесшумные)
- Запишите синонимы к словам, состоящие из такого же количества букв.
лес | …(бор) |
горе | … (беда) |
мороз | …(холод) |
хотеть | … (желать) |
темнота | … (потёмки) |
крепость | … (твердыня) |
сообщение | … (извещение) |
невиданный | … (диковинный) |
равнодушный | …(безучастный) |
Блок №2.
- а) Выберите слово, наиболее точно передающее мысль.
Я шёл по лесной дорожке. Под моими ногами тихо (шумели, шелестели, хрустели, трещали, шуршали) опавшие листья.
Глубокая осень. Я иду по лесной тропинке. Вдруг за деревьями, за кустарниками (мелькнула, промелькнула, показалась, померещилась, пролетела, пронеслась, проплыла, пробежала, замаячила, почудилась) неясная тень какого-то животного. «Волки!» холодком ударила тревога в сердце.
б) А теперь сами составьте различные упражнения на выбор слов.
Пользуйся словарём синонимом.
богатый зажиточный состоятельный | улыбается смеётся хохочет | опрятный аккуратный чистоплотный | светлый ясный освещённый |
открыть отпереть отворить отомкнуть | быстрый скорый торопливый стремительный | хвалит расхваливает гладит по головке возносит до небес | играть резвиться |
красивый пригожий прекрасный очаровательный изящный хорошенький прелестный | близко поблизости вблизи рукой подать под самым носом | зябнуть мёрзнуть коченеть леденеть стынуть, стыть | далеко вдали далече в тридевятом царстве, в тридесятом государстве |
лгун лжец врун враль вруша брехун | подчиняться покоряться повиноваться слушаться | спрятаться скрыться притаиться схорониться | хитрить лукавить юлить наводить тень на плетень или на ясный день |
сказал произнёс проговорил прошептал воскликнул возразил добавил | шёл пробирался крался передвигался продвигался рвался вперёд едва плёлся | красивый прекрасный очаровательный изящный хорошенький недурён собой привлекательный |
в) Попробуйте сами составить список таких слов (лучший помощник
– словарь синонимов) и упражнения на выбор слова.
г) Игра – соревнование: составьте свои ряды синонимов с данными
словами из разговорного языка – смешные, несмешные,
страшные.
Например: упасть
смешные синонимы – шлёпнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …
несмешные синонимы – повалился, полетел, свалился…
страшные – рухнул, сорвался, полетел и разбился…
лентяй сказать упасть скучный | украсть убегать страшно (боюсь!) иногда | одежда дом ругань бедный (человек) |
2) а) В каждом из предложений найдите неудачно использованное
слово и замените его.
Школа учит ребят быть умными, смелыми, трудовыми.
Крестьяне сеют хлеб, пшеницу, ячмень, гречку и много других круп.
Из металла, собранного школьниками был собран трамвай.
Самая лучшая профессия – врач. Не зря врачей так уважает человечество.
Девочка была плохо одета, она (трепетала, дрожала) от холода.
На первое подали (рыбий, рыбный) суп с овощами.
Мальчики (одели, надели) свои куртки на молниях.
Двери были плотно (закрыты, заперты) и даже (закрыты, заперты) на внутренний замок.
б) Составьте сами различные упражнения на замену неудачно
употреблённых слов.
Антонимы.
Антонимы – это слова с противоположным значением, написанием и произношением. Как правило, к антонимам относятся разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные слова, образованные с помощью антонимичных приставок и суффиксов. Не все слова имеют антонимы.
Блок №1.
- Подберите антонимы к данным словам.
Тьма - ..., вверх - ..., холодный - ..., уходить - ... .
(Свет, вниз, горячий, возвращаться).
- Продолжение начатое предложение антонимом.
В поле холодно, а в доме ... (тепло). Заяц бегает быстро, а черепаха ползает
... (медленно).
- Составьте словосочетания с парами антонимов.
свежий хлеб - ... (черствый хлеб),
свежий ветер - ... (теплый ветер),
свежая газета - ... (старая газета),
свежие яблоки - ... (сушеные яблоки).
- Припишите к словам левого столбика антонимы из правого столбика.
север ленивый
высокий прилететь
улететь отгадка
загадка юг
прилежный низкий
(север – юг, высокий – низкий, улететь – прилететь, загадка – отгадка,
прилежный – ленивый)
- К данным ниже словам припишите слова, противоположные по смыслу.
Смех - ..., любить - ..., крупный - ..., полдень - ..., много - ... .
(плач, ненавидеть, мелкий, полночь, мало)
- Подберите антонимы к словосочетаниям.
Восход солнца - … (заход), зажечь костер -…(потушить), начало урока -
…(конец), уйти в школу – (вернуться), ясное небо - …(пасмурное), шумная
улица - …(тихая).
- Найдите антонимы в пословицах.
Ученье свет, а не ученье - тьма.
Каково начало, таков и конец.
Добро помни, а зло забывай.
- Допишите слово антоним.
Солнце всходит и ... (заходит).
На каждую загадку есть ...(отгадка).
Книга содержит вопросы и ...(ответы).
- Спишите, заменяя подчеркнутые слова антонимами.
Опоздали.
Вечером (утром) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (близко). Дул встречный холодный (тёплый) ветер, и идти было трудно (леко). Пришли мы к станции, а поезд отходит (подходит). Как плохо (хорошо), что мы опоздали (не опоздали).
- Припишите к словам антонимы так, чтобы из первых букв приписанных слов получилось слово ДОМ.
Ночь - д ...(день)
Раздеться - о ...(одеться)
Старый - м ... (молодой)
- Выберите в каждой группе противоположное по смыслу слово в скобках.
Зима - …..(холод, весна, снег, лето)
Тихо - …..(темно, дети, громко)
Конец - …..(обрыв, начало, всё)
Глубокий - …..(бездонный, мелкий)
- Подберите антонимы, обозначающие:
Время:
рано - …(поздно)
рассвет - …(закат)
осень - …(весна)
зима - …(лето)
Пространство:
далёкий - …(близкий)
высокий - …(низкий)
широкий - …(узкий)
Качества, свойства:
грязный - …(чистый)
дорогой - …(дешёвый)
полезный - …(вредный)
Черты характера:
храбрый - …(трусливый)
ленивый - …(трудолюбивый)
молчаливый - …(болтливый)
- Отгадайте загадки
Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня …(прохлада)
Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима)
- Запишите глаголы, противоположные по значению.
Говорить, краснеть, отдавать, сидеть, зажигать, потерять, помогать, медлить.
(Молчать, бледнеть, брать, стоять, гасит, найти, мешать, торопиться).
- Найдите к словам из первого столбика антонимы из второго.
Допиши синонимы к полученному слову.
великан | природный - … |
помогать | презрение - … |
оправдывать | соглашаться - … |
искусственный | обвинять - … |
возражать | мешать - … |
уважение | карлик - … |
бледный | интересно - … |
тесный | румяный - … |
скучно | польза - … |
вред | просторный - … |
великан | карлик | крошка |
помогать | мешать | затруднять |
оправдывать | обвинять | укорять |
искусственный | природный | естественный |
возражать | соглашаться | договориться |
уважение | презрение | унижение |
бледный | румяный | красный |
тесный | просторный | широкий |
скучно | интересно | любопытно |
вред | польза | выгода |
- Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.
Больше думай, … говори. Большому уму и в … голове не тесно. Век долог, да час … . Кривому глазу и … криво. Горькая правда лучше …лжи. Добро помни, а зло … . Дождик вымочит, а красное солнышко … . Новых друзей наживай, а … не теряй.
(Меньше, маленькой, короток, прямо, сладкой, забывай, высушит, старых)
Блок №2.
- а) Антитеза строится на противоположности на основе антонимов.
Например: быстро – медленно.
Горячий конь грызёт удила, просится вперёд, вот уж он мчится, быстро удаляется и исчезает за поворотом. А улитка ползёт медленно, едва заметно движется.
б) Составьте сами упражнения на противоположность, используя антонимы.
белый – чёрный высоко – низко весёлый – печальный сила – слабость здоровый – больной зима – лето мириться – ссориться одеваться – раздеваться плюс – минус правда - ложь | побледнел – покраснел день – ночь друзья – враги тепло – холодно новый – старый из – в полезный – вредный умный – глупый вперёд – назад над - под | богач – нищий весёлый – скучный добро – зло есть – нет тепло – холод ссора – мир люблю – ненавижу лгать – говорить правду юг - север |
- Попробуйте сами составить словарик антонимов.
- Составьте предложения с антонимами (Вчера было так тепло, а сегодня …).
- Составьте небольшой текст так, чтобы антонимы были в разных
предложениях. (Говорят, что в горах сильное эхо. Вот горы, почему же эхо слабое?)
- Возьмите многозначное слово и найдите антонимы по каждому значению:
(лёгкая ноша – тяжёлая ноша
лёгкая задача – трудная задача
лёгкий ветерок – сильный ветерок)
свежий хлеб – …(чёрствый хлеб) свежий ветер – …(тёплый втер) свежая рубашка - …(грязная рубашка) | чёрная ткань - …(белая ткань) чёрная работа – (лёгкая работа) чёрные мысли - …(добрые мысли) |
- Образуйте антонимы с помощью приставок (вошёл - …) Укажите приставки, с помощью которых можно образовать антонимы.
- Составьте темы сочинений (рассказов) с антонимами («Свет борется с тьмой»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов.
Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов. Программа "Школа 21 век"....
Словарь этимологического и лексического значения словарных слов (2-3 класс),связанных с формированием здорового и правильного питания в условиях коррекционной школы.
В данном сборнике представлен словарь этимологического и лексического значения словарных слов (2 - 3 класс), связанных с формированием правильного и здорового питания в условиях коррекционной школы....
Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе
Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания....
лексическая работа со словами на уроках русского языка в начальной школе
Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексическое значение сложного слова"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексическое значение сложного словаЦели урока: путём наблюдения над значением корней научиться понимать и объяснять лексическое значение сложного слова.Планиру...
Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе
Материал будет полезен учителям, работающим в начальных классах. Можно вести плодотворную работу над словом....
Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе
Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе...