Факультатив "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Троценко Наталья Александровна

Программа факультатива "Занимательная грамматика" разработана для занятий по русскому языку во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

города Борзи Забайкальского края

«Рассмотрено»

на заседании МО

протокол № 1

от «____» _________201__г.

Руководитель МО

Миронова Л.В.

____________________

«Согласовано»

на НМС

протокол № 1

от «____» _________201__г.

Заместитель по НМР

Васильченко О.С.

________________________

«Утверждаю»

директор МОУ СОШ 43

___________Шерихора В.Б.

приказ № ___

от «____» _________201__г.

Программа

факультатива «Занимательная грамматика»

Разработала

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 43

Троценко

Наталья Александровна

2015 год

  1. Пояснительная записка.

             Факультатив «Занимательная грамматика» - результат напряжённых поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний.

            Факультатив имеет научно-познавательное направление.

            Курс русского языка в начальной школе детьми усваивается не так, как хотелось бы многим учителям. Приходится иногда по многу раз повторять с учащимися  один и тот же  материал и всё же он остаётся неусвоенным.

    Актуальной остаётся проблема овладения детьми знаниями русского языка. Владение русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку: различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

   Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком.

           Факультатив «Занимательная грамматика» - попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва.

           Отличие данной программы от уже существующих в том, что работая с простейшим лингвистическим материалом учащиеся используют приёмы анализа, синтеза, группировки, классификации, обобщения, самостоятельно формулируют выводы на основе языковых наблюдений.

  К отличительным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

Основными принципами, которые лежат в основе создания данной программы, являются следующие:

1. Принцип связи занятий с уроками обучения грамоте и русского языка. Опираясь на знания, полученные детьми на данных уроках, учитель совершенствует речевые навыки учащихся.

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и способствует выработке речевых умений.

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Содержание работы должно быть ориентировано на индивидуальные особенности каждого ученика.

4. Принцип занимательности. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности – картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.

5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Данная программа разработана в соответствии с Законом Об образовании в  Российской Федерации, Уставом школы, основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ №43.

Цели и задачи.

Цель: создать условия для формирования личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи:

  • Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
  • Развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений.
  • Развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности.
  • Обучение навыкам культуры речи и речевого общения.
  • Развитие у детей эмоциональной выразительной речи.
  •  Расширение кругозора детей, развитие воображения, памяти.

Данная программа рассчитана на первоклассников. Срок ее реализации – 1 год. Форма организации – факультатив. Курс рассчитан на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

  1. Планируемый результат

  • Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
  • Участие в школьных олимпиадах.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к урокам русского языка;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха, предложений и оценок учителя, товарищей, родителей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-  принятия  и  освоения  социальной  роли  обучающегося,  развитие  мотивов  учебной  деятельности  и  формирование  личностного смысла  учения;

- формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально-нравственной  отзывчивости,   понимания   чувств   других   людей   и  сопереживания им;

- развития навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы  из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-оценивать свои действия;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;

-высказываться в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных задач;

-владеть основами смыслового чтения;

-анализировать и выделять главное;

-осуществлять синтез;

Проводить сравнение и классификацию;

-устанавливать причинно-следственную связь;

-строить рассуждения;

-обобщать;

-ставить вопросы, высказывать суждения, делать выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять поиск информации;

-строить сообщения в устной форме;

-строить логическое рассуждение.

Коммуникативные  УУД

Обучающийся научится:

-допускать существования различных точек зрения;

-учитывать разные мнения;

-формулировать собственное мнение;

-договариваться, приходить к общему решению;

-владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-допускать возможность существования разных точек зрения;

-осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Предметные   УУД

Обучающийся научится:

-различать звуки и буквы;

-характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

-узнавать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

-соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

     -находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Обучающийся получит возможность научиться:

           -пониманию о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

           -представлению о значимости языка и речи в жизни людей;

            -понятиям и правилам из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации;

            -практическим умениям работать с языковыми единицами;

            -правилам речевого этикета.

Результативность: программа считается освоенной, если учащийся посетил не менее половины занятий и участвовал в 2-х зачётных мероприятиях.

Формы подведения итогов – участие детей в зачётных мероприятиях:

  • Олимпиада;
  • Конкурс «Турнир для грамотных ребят»;
  • Праздник «33 родных сестрицы»;
  • Викторина «Умники и умницы».

  1. Содержание программы

Как устроен наш язык (15 часов)

Фонетика (4 часа)

Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Перенос слов.

Слово и предложение (3 часа)

Звучание слова и его значение. Предложение – основная коммуникативная единица языка. Отличие слова от предложения. Классификация предложений по интонации. Наблюдение за смыслом и формой предложения при изменении порядка слов.

Лексика (8 часов)

Слово и его лексическое значение. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, – имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, – глаголы. Слова однозначные и многозначные. Омонимы.

Развитие речи (6 часов)

Речь и ее значение в жизни (2 часа)

Речь – важнейшее средство общения, средство обмена чувствами и мыслями между людьми. Речь служит целям познания мира. Речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведения людей. Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения).

Текст (1 час)

Текст как речевое произведение, автор текста. Понятие о речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке.

Культура общения (3 часа)

Понятие культуры речи, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Формулы приветствия и прощания, извинения, этикет телефонных разговоров.

Правописание (формирование навыков грамотного письма) (8 часов)

Большая буква в словах (2 часа)

Различие имён собственных и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или целого класса однородных предметов (имена нарицательные).

Правописание жи-ши (2 часа)

Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи-ши.

Правописание ча-ща (2 часа)

Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний ча-ща.

Правописание чу-щу (2 часа)

Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний чу-щу.

  1. Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний)

Фонетика

15

4

Слово и предложение

3

Лексика

8

2

Развитие речи

Речь и ее значение в жизни

6

 

2

Текст

 

1

Культура общения

3

3

Правописание (формирование навыков грамотного письма)

Большая буква в словах

8

 

2

Правописание жи-ши

2

Правописание ча-ща

2

Правописание чу-щу

2

4

Итоговые мероприятия

Викторина «Умники и умницы»

4

1

Конкурс «Турнир для грамотных ребят»

1

Праздник «33 родных сестрицы»

1

Олимпиада

1

Итого

33

 

33

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

   Для педагогов

  1.  Волина В.В. «Русский язык». Серия книг «Учимся играя»/ В.В.Волина.- Изд. АРД ЛТД, 2007
  2. Волина В.В. «Весёлая грамматика». М.: Знание, 1995
  3. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». М.: Просвещение, 1991
  4. Голуб И.Б. «Путешествия в страну слов». Дидактические материалы по русскому языку./ И.Б. Голуб.-   Центр ВЛАДОС, 2009.
  5. Елизарова Е.М. «К тайнам слова»/ Е.М. Елизарова.- Волгоград: Учитель, 2008
  6. Интернет ресурсы:
  • Портал «ГРАМОТА.РУ» - www.gramota.ru
  • Сайт «Культура письменной речи» - www.gramma.ru
  • Портал культурного наследия России - www.culture.ru.
  • Видеоуроки по основным предметам школьной программы. Смотри и понимай - www.interneturok.ru.
  • Официальный сайт канала «Карусель-ТВ» - www.karustl-tv.ru

Для детей:

  1. Гаврина С. Е. «Я учусь читать». Весёлые прописи./ С.Е. Гарина.- Изд. «Астель»
  2. Земцова О. Н. «Ожившие буквы»./ О.Н. Земцова.- Изд. «Астель»

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Основные виды деятельности

1

Речь и её значение в жизни

Инсценирование речевых ситуаций.

Обсуждение поступков персонажей текстов.

Фронтальная, парная, групповая работа при решении учебных и игровых задач.

Принятие и сохранение учебной и игровой задачи.

Адекватная оценка результатов своих действий, в случае необходимости внесение в них коррективов. Рассмотрение одного и того же объекта с разных точек зрения, установление всех возможных связей.

Группировка материала, нахождение «лишнего», нахождение нескольких решений, установление закономерности. Работа с понятиями.

Слушание, говорение, установление общего и особенного в различных речевых ситуациях.

Осмысленное восприятие чужого высказывания и создание своего связного высказывания:

-по рисунку

-придумывание названия к тексту

-нахождение в тексте ответов на вопросы

-переосмысление ситуации с позиции другого лица или другой ситуации

-придумывание текста по опорным словам

-придумывание текста на основе опорного рисунка

2

Значение речи в деятельности человека

3

Культура общения

4

Культура общения. Разговор по телефону

5

Культура общения. Как вести себя во время разговора

6

Удивительные невидимки звуки

7

Как звуками речи передать звуки природы. Звукопись

8

Звучание слова и его значение

9

Слог. Ударение

10

Перенос слов

11

Викторина «Умники и умницы»

12

Слово и его лексическое значение

13

Слово и его лексическое значение

14

Тематические группы слов

15

Тематические группы слов

16

Однозначные и многозначные слова

17

Однозначные и многозначные слова

18

Однозначные и многозначные слова

19

Слова-близнецы (омонимы)

20

Турнир для грамотных ребят

21

Предложение – основная коммуникативная единица языка. Отличие слова от предложения

22

Классификация предложений по интонации. Наблюдение за смыслом и формой предложения при изменении порядка слов

23

Текст как речевое произведение, автор текста. Понятие о речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке

24

Праздник Азбуки «33 родных сестрицы»

25

Большая буква в словах

26

Большая буква в словах

27

Правописание жи-ши

28

Правописание жи-ши

29

Правописание ча-ща

30

Правописание ча-ща

31

Правописание чу-щу

32

Правописание чу-щу

33

Олимпиада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

"Путешествие в страну Грамматики"

Внеклассное мероприятие проводится в рамках месячника гуманитарных наук....

Занимательная грамматика

Программа по внеурочной деятельности ....

Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.

ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....