Открытый урок русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён существительных по вопросам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Городской семинар «Формирование творческого потенциала ученика и учителя»
Тема: Изменение имён существительных по вопросам
Цель: Организация деятельности учащихся по открытию способа изменения имён существительных по вопросам.
1. Познакомить учащихся с изменением окончаний имён существительных в зависимости от связи с другими словами;
2. Формировать умение изменять имена существительные по вопросам;
3. Обобщить знания об имени существительном;
4. Развивать речь учащихся;
5. Воспитывать любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской семинар 16 марта 2011 г.
Тема семинара: «Формирование творческого потенциала ученика и учителя»
Тема: Изменение имён существительных по вопросам
Цель: Организация деятельности учащихся по открытию способа изменения имён существительных по вопросам.
- Познакомить учащихся с изменением окончаний имён существительных в зависимости от связи с другими словами;
- Формировать умение изменять имена существительные по вопросам;
- Обобщить знания об имени существительном;
- Развивать речь учащихся;
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Результат: открытый способ изменения имён существительных по вопросам.
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока.
- Организационно-мотивационный. Подготовительный к включению в деятельность.
Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее - начнём скорей урок.
- Этап целеполагания. Создание ситуации успеха.
Запись числа. Классная работа.
– Ребята, нам утром пришла вот такая телеграмма:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
– Как вы думаете, какая часть речи прислала нам эту телеграмму?
(Имя существительное)
– Почему? Докажите. Приведите примеры.
– Да существительные – это удивительные слова. Они дают названия различным предметам, событиям, явлениям.
Словарная работа.
Доска: л…сица, …сина, м…дведь, м…рковь, к…пуста, за..ц, п..м..дор.
Один ученик комментирует, все записывают.
Что объединяет все эти слова? На какие две группы можно разбить?
(одуш. и неодуш.)
Подставляем вопрос и проверяем.
Картинки деревьев. Назовите деревья. Назовите «лишнее». Почему?
(Сосна) Это хвойное дерево. Оно распространённое в наших лесах.
Сосна
-Что можете сказать про это слово? (это имя сущ., называет неодуш. предмет, ж.р., ед.ч.)
-Как определили, что ед.ч.? (слово-помощник «один-одна»)
-Как определили, что ж.р.?(слово-помощник «она, моя»)
-Обсудите в парах, какое задание можно выполнить с этим словом? (разделить на слоги, поставить ударение, проверить безударную гласную, подобрать однокоренное слово, изменить форму числа, составить предложение)
-Измените форму числа. (сосна - сосны) Выделите окончание. (при изменении числа изменилась форма слова, значит одно и тоже слово)
-Сегодня на уроке мы откроем ещё один секрет имени существительного.
Открыли учебники с.81, упр. 74
Прочитайте задание. Прочитайте текст.
–Что мы будем делать?
Читаем 1 предложение. Вам понятен смысл? О чём говорится в этом предложении?
(что? сосна) Выделите окончание.
Читаем 2 предложение. Можно так сказать? Что мы должны сделать?
(Хвоя чего? сосны) Выделите окончание.
Аналогичная работа.
Прочитайте получившийся текст. Что мы делали, чтобы был понятен текст?
Для чего? (чтобы предложение звучало красиво, правильно)
3. Создание проблемной ситуации.
что? чего? к чему?
под чем? на чём? |
сосна сосны к сосне
под сосной на сосне |
-Посмотрите внимательно на слова.
-Можно ли назвать, что это однокоренные слова?
-Это одно и тоже слово или разные слова? (корень один и тот же, изменилось только окончание)
-Почему изменилось окончание у имён существительных?
(изменились вопросы)
-Можно ли сказать, что слово СОСНА изменяется по вопросам?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
4. Постановка учебной задачи.
-Какую задачу мы поставим перед собой? (проверить , будут ли другие слова изменяться по вопросам )
Физминутка
Хлопок одуш. сущ. зайчик, волк, девочка, бегемот
Руки на пояс неодуш. сущ. дерево, подснежник, весна, капель, сосулька.
5. Решение учебной задачи.
С. 81 упр. 75.
Записываем в первый столбик вопросы, а во 2 столбик слова.
Что? Луна и т.д
-Что происходит со словом, когда мы задаём вопрос? (у слов изменяется окончание)
-Как вы думаете, почему у всех слов разные окончания? (разные вопросы)
-Можно ли сказать, что слово ЛУНА изменяется по вопросам?
-Какую задачу мы ставили перед собой? (проверить, будут ли другие слова изменяться по вопросам )
-Удалось ли нам её решить?
-Удалось найти способ? Давайте его запишем.
6. Моделирование способа действия вместе с детьми. Составить алгоритм.
Называю слово-помощник |
Задаю вопрос |
Изменяю слово |
Выделяю окончание |
Мы с вами попробовали изменить по вопросам слово ЛУНА сущ., неодуш.
- Как вы думаете, будет ли этот способ работать при изменении окончаний у других имён существительных? (надо проверить)
7. Проверка способа действия. Работа в парах
Отгадайте следующее слово. Ребус
вопросы на доске
Могу ли к слову СОВА задать вопрос ЧТО?
СОВА сущ, одуш.
Попробуйте изменить слово СОВА по вопросам. Проверим наш способ. Работа в парах по карточкам
Подберите к слову СОВА нужные вопросы и допишите окончание | |
вопросы | слово |
сов…. | |
сов…. | |
к сов…. | |
с сов…. | |
о сов…. | |
Проверка по составленному алгоритму
Вывод. Слово СОВА одуш. сущ., отв. на вопрос КТО? Этот вопрос изменился и изменилось и слово.
–На какие вопросы могут отвечать неодушевленные существительные? (Что? чего? чему? чем? в чём?)
– А одушевленные существительные будут отвечать на следующие вопросы: кто? кого? кому? кого? кем? о ком?
8. Закрепление. Упр.76.
9. Инструктаж домашнего задания
Карточки (изменить по вопросам существительное, выделить окончания).
Измените по вопросам: кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём? существительные ЗЕМЛЯ и МЕДВЕДЬ. Выделите окончания. | |||
вопросы | слово | вопросы | слово |
V. Итог
Сегодня учились мы старательно
Отвечали замечательно,
Ведь это удивительно
И очень увлекательно –
У всех давно известных слов
Вдруг открывать секреты!
– Какие же секреты имени существительного сегодня мы с вами открыли?
- Что нам предстоит узнать?
Учитель начальных классов Людмила Александровна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 117» Давыденко
Март 2011 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...
урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"
К конспекту прилагается презентация по уроку....
Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»
Технологическая карта урока "открытия новых знаний" по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательно...
Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа Перспектива. Тема "Падежи имен существительных"...
Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»
Цель урока: закрепить знания о системе падежей русского языка.Задачи– отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.– развивать внимание, монологическую ре...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Падеж имён существительных»
Закрепить знания о системе падежей русского языка....