Самоопределение к учебной деятельности Цель: - включить обучающихся в учебную деятельность, на основе жизненной ситуации, возникшей на уроке
| -самоорганизация, - приветствие - актуализация знаний -определение цели урока | - создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность -организует формулировку и определение цели урока детьми
| -Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли у тебя на месте, Всё ль в порядке: Лежит ли ручка на столе, Линейка и тетрадка? Проверили? Садитесь! Старательно трудитесь! -Посмотрите, ребята, к нам на поезде приехал гость. Кто это? ( на доске прикреплён Буратино) -Ребята, у Буратино случилась беда. Он потерял некоторые буквы. ( на доску прикрепляются сочетания букв ж…- ш…, ч…- щ…) -Поможем ему найти их? - А чтобы их легче вам было искать, послушайте сказку.
|
| Личностные УУД - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
Актуализация знаний. Цель: - актуализировать знания обучающихся | -отвечают на вопросы -записывают слова
| - организует актуализацию знаний обучающихся
| Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и телевизор смотрят. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда они больше не стоят рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, У, А. Так в русском языке появились буквосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ. -Какие буквы потерял Буратино? - Прочитаем, что у нас получилось. - Как вы думаете, все ли в классе умеют писать слова с этими буквосочетаниями? -А хотели бы вы научиться писать слова, в которых встречаются эти сочетания букв? -Так что же мы будем делать на уроке? - Открываем наши тетради и записываем число. -Минутка чистописания. Напишите буквосочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши в тетрадях. -Давайте покажем Буратино, как мы красиво умеем писать.
|
- умение правильно писать соединения букв -отработка навыков правописания | Познавательные УУД - совершенствуем умение ориентироваться в своей системе знаний
|
Работа по теме урока
Цель: - Отработать навыки написания буквенных сочетаний
1.Парная работа учащихся.
| - выполняют упражнения - формулируют выводы
-выполняют задание
| - формулирует задание - наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что буквосочетания жи – ши пишем с буквой и, ча – ща с буквой а, чу – щу с буквой у.
-формулирует задание -объединяет учащихся в пары -организует парную работу учащихся | -Открываем учебник на стр.115 упр.1. -Прочитаем слова. Какие буквосочетания нам встретились? -Ребята, чтобы выполнить это упражнение Буратино приготовил нам задание: сравнить пары слов: нитка и кувшин, моржи и спица. (слайд 2) -Вспомните, какую роль выполняет гласный звук [ и]? (обозначает мягкость предшествующего согласного) - Во всех ли словах эта роль выполняется? В каком слове не выполняется? -А, что мы знаем о звуках [ш], [ж]? -Какой делаем вывод? -Разбираем следующие пары слов: перчатки и капля, щука и муха. (слайд 3) -Гласные звуки [ а], [ у] какую роль выполняют? (обозначают твёрдость предшествующего согласного). -А что мы знаем, о согласных звуках [ч], [щ]? Дети делают вывод. -Итак, зачем же надо запоминать написание гласных в буквосочетаниях жи –ши, ча – ща, чу –щу? – Ребята, давайте обратимся к страничке для любознательных на стр. 116. Прочитайте. -Делаем вместе с детьми вывод: написание этих буквосочетаний нужно запомнить. -Сейчас мы будем тренироваться в написании жи – ши, ча - ща,чу - щу. Будьте внимательными. Наш гость уже выполнил это задание, а теперь вы попробуйте. Раздаю карточки со словами, объединив детей в пары. жираф, роща, чугун, шишка, чайник, щука -Ребята, прочитайте данные слова. Можно ли их разбить на группы? На какие? -Попробуйте это сделать, работая в паре. -Проверяем. Буратино всё правильно сделал? (на слайде 4 появляются группы слов) -А теперь запишите эти группы в тетрадь и не забудьте, подчеркнуть «опасные места». -Посмотрите на экран и проверьте ещё раз себя. -Молодцы, ребята. А чтобы понять справились ли все с заданием, поднимите красный или зелёный квадратик. (красный квадрат – что-то не получилось, зелёный – у меня всё правильно)
|
-умение видеть орфограммы в слове и их обозначать
| Личностные УУД - умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности - умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению
Регулятивные УУД - умение работать с информацией - умение выполнять самопроверку, корректировку, оценивать результат своей деятельности
Познавательные УУД - умение извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний Коммуникативные УУД
- умение оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других - умение слушать своего товарища, работая в паре. |
Физминутка
Цель: -развитие умения снимать напряжение .
2.Работа со словарным словом.
3.Работа по учебнику.
4.Работа с деформированным текстом.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. (итоги урока)
Цель: --обобщить полученные на уроке сведения
- организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности
| -выполняют упражнения.
-отгадывают загадку
-записывают слово в тетрадь
-выполняют упражнение
-выполняют задание в тетради
-отвечают на вопросы
-обсуждают решение проблемы, поставленной в начале урока - обобщают - делают выводы
- выполняют самоанализ и самооценку
| -проводит физминутку.
- знакомит с непроверяемой орфограммой в словарном слове
-формулирует задание - организует проверку
-организует беседу по вопросам. -формулирует задание -создаёт эмоциональный контроль -обеспечивает мотивацию выполнения
-проводит беседу по итогам урока - организует обобщение
- организует рефлексию
| -Я вижу, вы устали. Давайте проведём физминутку. Ча – ча – ча, Мы сидели молча. (встают, ходьба на месте) Чу – чу – чу, Снова прыгать я хочу. ( прыжки на месте) Жи – жи – жи, На плечи руки положи. (круговые вращения руками) Щу – щу – щу, Руки вниз я опущу. (наклоны вниз с вытянутыми руками) Ща – ща – ща, Приседаем, не пища. (приседают) Ши – ши – ши, Посидим теперь в тиши. (садятся за парту).
-Ребята, пока мы с вами отдыхали, Буратино придумал загадку. Хотите её отгадать? Пьёт бензин как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней? -Вы догадались, что это? (на слайде 5 появляется слово машина) -Ребята, наш сказочный друг не знает какую букву нужно вставить. Давайте ему поможем. Какая буква пропущена?(буква и) Почему? -Правильно. А ещё это слово словарное. Его написание нужно запомнить. -Запишем слово «машина» в тетрадь, подчеркнём в первом слоге букву а и буквосочетание ши. - На какой слог падает ударение? (на второй слог). -Давайте составим предложение с этим словом. -Оцените свою работу.
-А теперь вернёмся к учебнику и выполним упр. 6 (с. 118). – Прочитайте. – Сколько предметов называют данные слова? (Один.) – Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов и запишите любые три пары слов. -Подчеркните «опасные места». - Оцените свою работу. На полях нарисуйте зелёный или красный квадратики Провожу пальчиковую гимнастику.
-На слайде 6 даны предложения: Они рыч…т, пищ…т. Там живут волч…та. Мама обещ…ла принести еду. Ч…щ… леса. - Ребята, посмотрите, что перед нами? (предложение) - А, что такое предложение? -Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? -Давайте попробуем составить связный текст. -Посмотрите на экран и проверьте себя. (слайд 7) -А теперь, вы должны записать получившийся текст в тетрадь, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их. -Ребята, Буратино тоже попытался вставить пропущенные буквы.Давайте проверим, что у него получилось.(слайд 8) -Исправим ошибки Буратино? (слайд 9) Что же мы посоветуем нашему гостю? -А у вас всё правильно? На полях оцените свою работу. Нарисуйте красный или зелёный квадратик.
-Что же мы делали на уроке? -Итак, почему же надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?
-В сочетаниях ЖИ – ШИ, Только и всегда пиши! В сочетаниях ЧА - ЩА Пиши только букву а! В сочетаниях ЧУ – ЩУ Пишут только букву у! (слайд 10) - Подводя итог нашего сегодняшнего урока, я хочу попросить вас показать настроение, с которым мы заканчиваем этот урок. (у каждого на парте лежат смайлики с разным настроением, ученики выбирают своё настроение, подходят к Буратино и прикрепляют около него свой смайлик.) (слайд 11)
|
-развитие орфографической зоркости.
-развитие навыков грамотного письма.
-умение видеть орфограммы в слове и их обозначать
-развитие навыков грамотного письма. -применение знаний в изменившейся ситуации | Регулятивные УУД -осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
Личностные УУД -умение вносить свой вклад в работу класса для достижения общих результатов - умение быть толерантным к ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению
Регулятивные УУД - умение работать с информацией -умение действовать с учётом выделенных учителем ориентиров -умение адекватно воспринимать словесную оценку учителя.
Познавательные УУД - умение ориентироваться в своей системе знаний - умение делать выводы в результате индивидуальной работы Коммуникативные УУД -умение строить понятные речевые высказывания.
Личностные УУД -умение понимать значение знаний для человека и принимают его
Регулятивные УУД -умение прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала
Личностные УУД - развиваем умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД - развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
|