Состав слова
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Упражнения в решении орфографических задач на основе определения строения слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.docx | 40.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
2 КЛАСС
Тема: «СОСТАВ СЛОВА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО»
Цель: учить школьников выполнять разбор слов по составу.
Задачи:
- Образовательные
Совершенствовать умение осознанно выполнять разбор слов по составу; упражнять в решении орфографических задач на основе определения строения слова.
- Развивающие
Развивать орфографическую зоркость учащихся и правильность их письменной речи; способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников.
- Воспитательные
Воспитывать культуру речи школьников и доброжелательное отношение друг к другу при работе в паре.
Этапы | Деятельность | Оборудование урока | Формируемые умения | |
Учителя | Учащихся | |||
1. Организационный момент | - Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, карта урока, конверт. - Сегодня на уроке будем выполнять много интересных, но иногда трудных заданий. Если какое-то задание окажется для вас очень трудным, обращайтесь за помощью к учителю. | Проверяют готовность к уроку. | Слайд 1. | |
2. Актуализация знаний Орфографический диктант | - Прочитайте в карте урока задание 1. - Запишите орфограммы корня в словах: девицы, под окном, поздно, сестрица, указ, повариха, привёз, морские, царица, улетела. - Проверим. Обменяйтесь картами урока и оцените работу друг друга: записал все орфограммы верно – 3 балла, допустил 1-2 ош. – 2 балла, 3-4 ош. – 1 балл, 5 и более ош. – 0 баллов. - Кто догадался, из какого произведения эти слова? Кто автор? | Дети обводят в карте урока цифру с количеством баллов. - Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди А.С. Пушкина. | Ученик называет букву и проверочное слово. Слайд 2 | Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в т.ч. во внутреннем плане. Коммуникативные: контролировать действия партнёра. Познавательные: умение на слух выделять орфографическую задачу в корне и решать её. |
3. Постановка учебной задачи | - Итак, какие орфограммы корня встретились в словах? - В каких ещё частях слова могут встретиться орфограммы? - Как же узнать, в какой части слова орфограмма? - Чему будем учиться сегодня на уроке? - Будем учиться правильно разбирать слова по составу. | - Орфограммы безударных гласных, парных и непроизносимых согласных. - В приставке, суффиксе, окончании. - Разобрать по составу. |
| Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. |
4. Повторение алгоритма разбора слов по составу | - Найдите в карте урока задание 2. Составьте план, по которому надо разбирать слова по составу – пронумеруйте последовательность действий цифрами 1, 2, 3, 4. - Прочитайте план. - Оцените свою работу: верно выполнили задание – 2 балла, допустили 1 ошибку – 1 балл, допустили более 1 ошибки – 0 баллов. | Самостоятельно работают. | Слайд 3 | Личностные: ориентация на самоконтроль результата. Познавательные: умение соотносить записи по заданному признаку. |
5. Конструирование слов | - Будете работать вдвоём. Возьмите из маленького конверта карточки и составьте слова, которые рассыпались. - Проверим. Какие слова составили? - Что объединяет эти слова? - Сравните эти сказки со сказкой «О царе Салтане» . Назовите главное отличие. - Оцените свою работу: составили все слова – 3 балла, 2 слова – 2 балла, 1 слово – 1 балл, ни одного слова – 0 баллов. - В чём помогает умение узнавать строение слова? | Дети работают в паре. Учащиеся озвучивают получившиеся варианты. - Названия сказок. - Русские народные и авторская. - Понимать его значение. | Конверт с карточками, на которых написаны части слов: Реп-к-а, Боб-ов-ое зёрн-ышк-о. Слайд 4. | Коммуникативные: умение работать в паре. Познавательные: умение составлять слова из отдельных его частей. |
6. Выделение однокоренных слов, упражнение в разборе по составу | - Прочитайте в карте урока задание № 4. - Проверим. - Какие слова однокоренные? Почему? - Проверим, как разобрали по составу. - Какое слово подходит к этой схеме? И т.д. - Оцените свою работу: если выполнили работу самостоятельно – 2 балла, нашли и исправили ошибки – 1 балл. | - Городов (город), городские, пригороды, загородном. | Слайд 5. Карточки со схемами. | Познавательные: умение находить однокоренные слова и правильно их разбирать по составу. |
7. Самостоятельная работа | - Найдите в карте урока задание № 5. Сейчас вам предстоит выполнить задание на выбор: первое - самое лёгкое, второе – посложнее, а третье – самое сложное. Вы можете выбрать задание по своим силам и выполнить его. Если выберете сложное для себя, но не сможете справиться, вернитесь к более лёгкому. - Я сама проверю, как вы выполнили это задание, и оценю работу. | |||
8. Упражнение в правописании приставок и предлогов | - Откройте ТПО на стр. , найдите упр. , прочитайте задание. - Какое задание будете выполнять? - Какое правило нужно вспомнить? Как отличить предлог от приставки? - Проверим. Читаем и объясняем, как раскрыли скобки? - Проверим, как разобрали по составу слово веснушки? - Оцените работу: правильно выполнили задание – 2 балла, допустили 1- 2 ош. 1 балл, 3 ош. и больше – 0 баллов. | Ученик разбирает слово на карточке маркером. | Карточка со словом веснушки. | Познавательные: умение отличать приставки от предлогов. |
9. Итог урока | - Итак, зачем надо уметь разбирать слова по составу? | - Чтобы понимать значение слова и грамотно его писать. | ||
10. Домашнее задание | - Стр. 120 уч. Упр. 542 | |||
11. Рефлексия | - Какое задание понравилось выполнять? - Какое задание было выполнять трудно? | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ результата. | ||
12. Самооценка работы | - Оцените свою работу на уроке. - Сосчитайте, сколько вы заработали жетонов, и запишите их количество в графе «Приз». - Сложите все баллы, которые вы заработали за каждое задание, и запишите в карте урока. - Подчеркните предложение, которое точнее отражает ваши чувства. | Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
КАРТА УРОКА
ученика(цы) 2 «А» класса ___________________________________________________
Всего баллов _____________
Подчеркни:
У меня всё получилось!
Я старался (старалась)!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)
Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....
Состав слова. Приставка-часть слова.
Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....
Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс
- формирование представления об окончании как части слова, основе;- формирование коммуникативных к...
Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"
Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...
Состав слова. Роль каждой части слова.
Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...