РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС, УМК "ШКОЛА РОССИИ" (В. П.КАНАКИНА, В. Г. ГОРЕЦКИЙ).
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Баркова Наталья Васильевна

Рабочая прогамма по русскому языку, 2 класс, УМК "Школа России" (Канакина, Горецкий), полностью соответствует ФГОС. В КТП указана работа с одарёнными детьми, и детьми, испытывающими трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_2_kl_rus_yaz_moyo.docx109.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования по русскому языку и  авторской программы  «Русский язык» для учащихся 2 класса общеобразовательных школ В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной 2011 года издания.  

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год.
  • Авторская программа В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной.
  • Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)

   Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013.
  2. В. П. Канакина. Рабочая тетрадь для 2 класса, в 2-х частях, М.Просвещение, 2014.  
  3. Русский язык. Раздаточный материал. 2 класс.: пособие для учащихся общеобразоват. организаций/ В. П. Канакина. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013.
  4. Т.Н. Ситникова, И. Ф. Яценко, Н.Ю. Васильева. Поурочные  разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013.
  5. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1-2 классы: учебное пособие для общеобраоват.организаций/ В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – 2-е изд. – М. : Просвешение, 2015.
  6. Сборник рабочих программ « Школа России» 1- 4 классы Москва « Просвещение» 2011г.

Цели данного курса:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

    Задачи данного курса:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика курса «Русский язык»

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю). Учебный предмет относится к обязательной части учебного плана образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год.

Целевая ориентация программы

Данная программа адресована учащимся начальных классов МБОУ «Средняя школа №34 с углублённым изучением отдельных предметов ». Во 2б классе учащиеся в процессе изучения русского языка будут решать учебные задачи лексического, фонетико-графического, грамматико-орфографического, синтаксического, коммуникативного характера; будут учиться анализировать, сравнивать, классифицировать, такие языковые единицы, как звуки, буквы, части слова, части речи, члены предложения; объяснять, рассуждать, сопоставлять, делать выводы, проводить лингвистические опыты.  Учащиеся будут применять знания и способы действий в поисковых ситуациях, находить способ решения нестандартной задачи; выполнять задания творческого характера; собирать информацию в справочной литературе, интернет-ресурсах; готовить проектные работы. На уроках русского языка ученики будут сотрудничать в парах, группах, контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.

Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Для учащихся, испытывающих трудности в обучении, на уроках  предусматриваются карточки-помощницы, алгоритмы действий, инструкции, зрительные опоры. Также для таких детей предусмотрены дополнительные индивидуальные занятия один раз в неделю, которые направлены на решение конкретных проблем. Для одарённых детей – задания, требующие осуществления поиска необходимой информации в дополнительных источниках, задания повышенного уровня сложности, опережающие задания Кроме того, одарённые ученики будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, конкурсам и олимпиадам.

Программой предусмотрен мониторинг качества образования, который будет проводиться администрацией 2 раза в год, учителем – 8 раз в год. Педагогическая диагностика проводится на протяжении всего учебного года и является структурной частью урока.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Планируемые и предполагаемые результаты курса «Русский язык»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Планируемые результаты обучения

п/п

Раздел учебного курса

Универсальные учебные действия

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.

Наша речь (4 ч)

Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. Делать выводы о значении речи в жизни человека. Различать диалог и монолог. Использовать знания по теме в новых условиях.

Оценивать свои  результатов. Обнаруживать и формулировать учебную проблему. Аргументировать свою позицию. Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Уметь договариваться и приходить к общему решению.

Анализировать и делать выводы. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Делать выводы о значении речи в жизни человека. Оценивать  поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. Осознание роли языка и речи в жизни человека.

2.

Текст (5 ч)

Различать предложение и группу предложений. Определять тему, главную мысль текста. Выделять части текста. Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания.

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.

Аргументировать свою позицию. Уметь договариваться и приходить к общему решению. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Умение слушать и понимать речь других.

Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

3.

Предложение (12 ч).

Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме. Составлять предложения, читать их, делать логическое ударение. Списывать текст, проговаривать его по слогам. Находить основу и второстепенные члены предложения. Находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами. Находить главные члены предложения. Различать распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного к зависимому. Научиться правильно строить предложения, излагая свои мысли. Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Видеть и правильно записывать слова с орфограммами.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Анализировать, делать выводы, сравнивать. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Умение проговаривать последовательность действий на уроке. Делать выводы, сравнивать. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение слушать и понимать речь других. Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение аргументировать своё предположение.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

4.

Слова, слова, слова… (22 ч).

Определять лексическое значение слов. Различать однозначные и многозначные слова. Различать прямое и переносное значение слов. Различать оттенки значений синонимов. Находить в тексте антонимы. Употреблять их в речи. Находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними. Находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи. Находить в словах корень образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи. Делить слова на слоги. Находить в словах ударный слог. Переносить слова с одной строки  на другую. Писать сочинения по серии картинок. Умение осознанно и произвольно строить своё речевое высказывание.

Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Волевая саморегуляция. Целеполагание как постановка учебной задачи. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Умение определять  и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. Умение слушать и понимать речь других. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение работать в паре, группе. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение работать в паре, группе.

Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.

5.

Звуки и буквы (34 ч)

Различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов. Называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке. Писать имена собственные с большой буквы. Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. Видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в коне слова. Писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать. Различать гласные и согласные звуки. Объяснять допущенные ошибки, исправлять их. Слышать звук [Й] и обозначать его буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. Слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме. Составлять рассказ по картинке. Решать логические задачи по русскому языку. Обозначать мягкость согласных звуков на письме.

Прогнозирование результата Осознание качества и уровня усвоения материала. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Волевая саморегуляция. Целеполагание как постановка учебной задачи. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Умение определять  и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Контроль в форме сличения способа действия и его результата..

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение слушать и понимать речь других.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.

6.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч)

Писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. Выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами. Применять правила правописания. Подбирать примеры с определённой орфограммой. Находить в словах изученные орфограммы на слух. Характеризовать парные звонкие и глухие согласные. Проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы. Определять орфограмму и правильное написание слов. Находить в словах изученные орфограммы на слух. Применять правила правописания. Сопоставлять произношение и написание слов. Писать и переносить слова с разделительным мягким знаком. Писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать. Соотносить произношение и написание слов.

Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки. Анализировать, делать выводы, сравни
вать. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Оценка результатов работы.

Работать в парах, группах;

участвовать в обсуждении. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение слушать и понимать речь других.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.

7.

Части речи

 (47 ч)

Использовать специальную терминологию. Распределять имена существительные в тематические группы предметов. Распознавать собственные имена существительные. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. Изменять имена существительные по числам. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. Распознавать в речи имена существительные. Применять правила правописания. Видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами. Определять число глаголов. Писать частицу НЕ раздельно с глаголами. Распознавать текст-повествование  и выделять его характерные признаки. Находить прилагательные в тексте. Устанавливать связь между существительным и прилагательным. Подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Определять число имени прилагательного. Распознавать текст-описание  и выделять его характерные признаки. Осознавать предлог как часть речи. Устанавливать связь слов в предложении с помощью предлогов. Писать предлоги отдельно от других слов. Классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами. Осознавать местоимение как часть речи. Распознавать текст-рассуждение  и выделять его характерные признаки. Писать местоимения отдельно от других слов.

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Волевая саморегуляция. Целеполагание как постановка учебной задачи. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Умение определять  и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Работать в парах, группах;

участвовать в обсуждении. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение слушать и понимать речь других.

Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.

8.

Повторение за год (17 ч).

Отличать текст от предложения. Соотносить словесные и зрительные образы. Отличать предложение от группы слов. Распознавать однокоренные слова по двум признакам. Распознавать части речи. Проводить фонетический анализ слова. Применять правила правописания. Видеть орфограммы в слове. Применять правила правописания. Использовать полученные знания.

Анализировать, делать выводы, сравнивать. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Оценка результатов работы.

Умение слушать и понимать речь других. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Работать в парах, группах;

участвовать в обсуждении. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.

Планируемые результаты освоения программы. К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

знать:

  • что такое язык, речь, понятия  «устная и письменная речь»;
  • текст и предложения; отличие текста от набора отдельных предложений не объединённых общей темой, роль текста в общении людей; части текста; понятия « красная строка в тексте», «заголовок», «опорные слова»;
  • что такое предложение, признаки предложения; правила оформления предложения на письме; логическое ударение; первоначальные представления о распространённом и нераспространённом предложении; понятия «подлежащее», «сказуемое» -  главные члены предложения;
  • понятия синонимы, антонимы  и их роль в речи;
  • общее представление о родственных (однокоренных) словах; признаки однокоренных слов, подбор их; корень; выделение корня;
  • гласные буквы; слогообразующая роль гласной в слоге; ударение; ударный и безударный слоги; названия букв русского алфавита;
  • признаки гласных и согласных звуков; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
  • правила переноса слов;
  • понятие «существительное»; одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; различать имена собственные;
  • понятие «глагол», глаголы в единственном и множественном числе, представление о разном времени;
  • понятие «прилагательное»,  прилагательные в единственном и множественном числе;
  • предлог; роль предлогов,  раздельное написание предлогов со словами;
  • понятие «местоимение», их роль в тексте.

уметь:

  • строить самостоятельно простые предложения, составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их на письме
  • определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему; делить сплошной текст на предложения (3 - 4 предложения);
  • устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей);
  • писать изложение (по вопросам) текста из 30-45 слов;
  • устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
  • употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
  • распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения;
  • различать однокоренные слова среди других слов, отличать однокоренные слова от внешне сходных не однокоренных слов и форм слов;
  • определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения;
  • определять ударение в слове; показывать подвижность ударения и использование этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове;
  • переносить слова с одной строки на другую;
  • правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре;
  • делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
  • обозначать на письме мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и и мягким знаком (ь);
  • писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
  • производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;
  • писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота; 
  • писать слова с разделительным мягким знаком (ь);
  • писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса;
  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз),
  • правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
  • правильно произносить слова, уметь пользоваться справочной странице «Произноси слова правильно»;
  • писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
  • правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
  • различать слова, отвечающие на вопрос кто?,  и слова, отвечающие на вопрос что?;

Специфические особенности предмета.

Для качественной реализации данной программы будут использоваться следующие педагогические технологии обучения: личностно-ориентированная, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, системно-деятельностного подхода, элементы критичного мышления через письмо и чтение, технология развивающего обучения, технология создания ситуации успеха на уроке, игровая технология.

Методы: объяснительно-иллюстративный (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);   репродуктивный;   проблемного изложения;  частично-поисковый (либо эвристический); исследовательский.

Содержание учебного предмета

Наша речь (4 ч)

Язык и речь, их значение в жизни. Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст (5 ч)

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Заголовок. Красная строка в тексте.

Предложение (12 ч).

Предложение как единица речи. Роль предложений в речи. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу.

Слова, слова, слова… (22 ч).

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление).

Слово, слог, ударение. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Перенос слов. Правила переноса.

 Звуки и буквы (34 ч)

Звуки и буквы. Условное обозначение звуков речи. Алфавит, его значение. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч)

Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жиши, чаща, чу щу.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным.

Части речи (47 ч)

Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными.

Повторение за год (17 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.  Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.

Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:

  1. и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
  2. л, м, Л, М, я, Я, А;
  3.  у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
  4. с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
  5.  ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
  6.  н, ю, Н, Ю, к, К;
  7.  В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
  8.  Ф, У, Т, Р, Б, Д.

Упражнения, но переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Программой предусмотрено проведение:

Проектных заданий – 4

Проекты:

Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку

Проект «Пишем письмо». Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.

Проект  «Рифма».  Формировать мотивации к исследовательской и творческой деятельности.

Проект «В словари – за частями речи!» пользоваться словарями. Находить полезную информацию, придумывать собственные задания, участвовать в презентации подготовленных заданий.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, формирующих базовые компетентности и универсальные учебные действия, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.

Для учебного курса «Русский язык» характерными формами организации деятельности учащихся являются: групповая, работа в малых группах, парная, индивидуальная, проектная и игровая деятельность.

        Качество реализации данной программы будут изучаться посредством мониторингового исследования (формы). Результаты фиксируются в свободной таблице, с помощью графика, диаграммы. Тексты КИМов прилагаются.

 Количество контрольных и проверочных работ

Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Контрольные диктанты

2

2

2

2

8

Проверочные списывания

1

1

1

1

4

Проверочные работы

1

1

2

1

5

Диагностические работы

1

1

1

3

Распределение учебного материала по разделам

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Наша речь

4

2

Текст

5

3

Предложение

12

4

Слова, слова, слова...

22

5

Звуки и буквы

34

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

29

7

Части речи

47

8

Повторение

17

ИТОГО

170

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 2 класс

№ урока

Тема урока

Деятельности учащихся.

Работа с одарёнными детьми (ОД)

Работа с детьми, испытывающими трудности (ИТ)

Календарные сроки

план

фактич

I четверть (40 ч.)   Наша речь. 3ч.

Знакомство с учебником. Язык и речь. Виды речи.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей. Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя.

02.09

02.09

Педагогическая технология.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

03.09

03.09

Диалог и монолог.

Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета. Работать со страничкой для любознательных. Составлять по рисункам диалог и монолог.

стр. 12 упр. 8

стр 12-13 упр.9

04.09

04.09

Текст.4 ч.

Текст. Признаки текста.

Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст.

стр. 16 упр. 12

стр. 17 упр. 13

07.09

07.09

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.

08.09

08.08

 Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Составлять текст по заданной теме.

Выделять части текста. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

Рт стр.11 № 20

Рт стр.11 № 21

09.09

09.09

Обобщение знаний о тексте. Воспроизведение прочитанного текста.

Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

10.09

10.09

Предложение (12ч.)

Предложение, как единица речи. Знаки препинания в конце предложения.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте. Выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

стр. 26  упр. 24

стр. 25  упр. 23

11.09

11.09

Связь слов в предложении. Логическое ударение.

Составлять предложения из слов. составлять ответы на вопросы (устно и письменно). Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения.

14.09

14.09

Знаки препинания в конце предложения.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно.

15.09

15.09

Члены предложения (9ч )

Главные члены предложения (основа).

Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу.

стр. 30  упр. 31

стр. 30  упр. 32

16.09

16.09

Главные и второстепенные члены предложения (общее представление).

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Рт стр.14 № 27

Рт стр.14  № 26

17.09

17.09

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

18.09

18.09

Распространённые и нераспространённые предложения.

Различать распространенное и нераспространенное предложения. Составлять распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложения.

стр. 36  упр. 42

стр. 36  упр. 41

21.09

21.09

Связь слов в предложении.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов.

стр. 38  упр. 45

стр. 39  упр. 46

22.09

22.09

Контрольный диктант по теме «Повторение» с грамматическим заданием.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

23.09

23.09

Работа над ошибками. Сочинение по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень».

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Рассматривать репродукцию картины И.С.Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины. Используя данное начало и опорные слова.

24.09

24.09

Проверочная работа по темам «Текст. Предложение».

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

25.09

25.09

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки.

28.09

28.09

Слова, слова, слова…18ч.

Слово и его лексическое значение.

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова.

29.09

29.09

Слово-общее название многих однородных предметов.

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.

30.09

30.09

Однозначные и многозначные слова.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Наблюдение над этимологией слова лопата. Работать с толковым и орфографическим словарями.

01.10

01.10

Прямое и переносное значение слов.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Наблюдение над этимологией слова лопата. Работать с толковым словарем.

02.10

02.10

Проверочное списывание. Синонимы. Словарь синонимов.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Распознавать синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Рт стр.20  № 40

Рт стр.20  № 39

05.10

05.10

Работа над ошибками. Антонимы. Словарь антонимов.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Распознавать синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

06.10

06.10

Синонимы и антонимы.

Ознакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

07.10

07.10

Развитие речи. Обучающее  изложение текста по вопросам и опорным словам.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

08.10

08.10

Родственные (однокоренные) слова.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

стр. 60  упр. 81, 82

стр. 60  упр. 83

09.10

09.10

Корень слова. Словарь однокоренных слов.

Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы.

12.10

12.10

Различие однокоренных слов и синонимов.

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

стр. 64  упр. 93

стр. 64  упр. 92

13.10

13.10

Контрольный диктант за I четверть.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

14.10

14.10

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.            

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки.

Рт стр.25  № 51

Рт стр.25  № 50

15.10

15.10

Слово и слог. Ударение.

Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове.

Рт стр.27 № 56

Рт стр.27 № 55

16.10

16.10

Ударение. Ударные и безударные слоги.

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.  Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.

19.10

19.10

Перенос слов.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Переносить слова по слогам.

Рт стр.31 № 66

Рт стр.30  № 64

20.10

20.10

Проверочная работа по разделу «Слова, слова, слова..»

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

21.10

21.10

Сочинение по сюжетным рисункам и вопросам.

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

22.10

22.10

Звуки и буквы. 59ч.

Звуки и буквы. Звуки и их обозначение буквами ни письме. Работа над ошибками.

Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слов.

стр. 78  упр. 116

стр. 78  упр. 115

23.10

23.10

II четверть (40 час)

Алфавит. Значение алфавита.

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука. Определять положение заданной буквы в алфавите, называть соседние буквы по отношению к заданной букве. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Сопоставлять случаи употребления заглавной и строчной буквы в словах.

стр. 82 упр. 122

стр. 81 упр. 121

02.11

Алфавит или азбука. Использование алфавита при работе со словарями.

стр. 84 упр. 128

стр. 84 упр. 127

03.11

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции. З. Е. Серебряковой «За обедом».

05.11

Работа над ошибками. Заглавная буква в словах.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Находить в слове гласные буквы. Правильно произносить гласные звуки. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов.

стр. 86 упр. 131

стр. 87  упр. 132

06.11

Гласные звуки и буквы для гласных звуков. Буквы е, ё, я, и их функции.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова.

стр. 90 упр. 136

стр. 91 упр. 138

09.11

Проверочная работа по теме «Звуки и буквы».

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

10.11

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки.

11.11

Правописание слов с безударным  гласным  в корне слова(15ч)

Ударный и безударный слог звук в корне слова, его обозначение на письме.

Определять безударный гласный в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверить.

стр. 94  упр. 144

стр. 94  упр. 143

12.11

Проверяемые и проверочные слова.

Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

13.11

Безударный гласный в корне слова.

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

16.11

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи , определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

стр. 100  упр. 155

стр. 100  упр. 154

17.11

Способы проверки безударных гласных в корне.

Рт стр.40  № 85

Рт стр.40  № 86

18.11

Алгоритм написания слов с безударными гласными в корне слова.

19.11

Проверочная работа по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне».

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

20.11

Слова с непроверяемыми гласными в корне слова.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Рт стр.47 № 101

Рт стр.48   № 100

23.11

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

Запоминать написание непроверяемой орфограммы . работать с орфографическим словарем учебника.

24.11

Правописание проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

стр. 108  упр. 172

стр. 108  упр. 171

25.11

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

Составлять текст из предложений. Составлять текст по репродукции картины.

26.11

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

27.11

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки.

Рт стр.48   № 104

Рт стр.48   № 103

30.11

Согласные звуки и буквы для их обозначения (18 ч)

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

Находить в слове  согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, их обозначающие.

01.12

Согласный звук [й] и буква «и краткое».

Различать согласный звук [й] и гласный звук и. использовать правило при  переноса слов с буквой «и краткое».

02.12

Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правила переноса слов с удвоенными согласными.

Рт стр.53  № 114

Рт стр.53  № 115

03.12

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины  А.С.Степанова «Лоси».

Составлять рассказ по репродукции картины и опорным словам, записывать составленный рассказ.

04.12

Проект «И в шутку и в серьёз».

Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.

07.12

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Работа над ошибками.

Определять и правильно произносить твердые и мягкие согласные. Различать твердые и мягкие согласные.  Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Планировать учебные действия при письме по памяти.

08.12

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Планировать учебные действия при письме по памяти.

09.12

Мягкий знак (ь). Обозначение мягкости согласного мягким знаком.

Соотносить количество букв и звуков в словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком.

стр. 124  упр. 203

стр. 125  упр. 204

10.12

Проверочное списывание.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

11.12

Работа над ошибками. Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Работать с текстом. Анализировать текст с целью нахождения в нем информации для ответов на вопросы, записывать ответы. Составлять продолжение рассказа.

14.12

Проект «Пишем письмо».

Совместное составление продолжение рассказа. Написание письма Деду Морозу.  Участвовать в презентации занимательных заданий.

15.12

Учебник 2 часть.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками 8ч.

Буквосочетания чн, чк, щн, нч, нщ. Работа над ошибками.

Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чн, чк, щн, нч, нщ, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Часть 2 стр. 6   упр.  6

Часть 2 стр. 6   упр. 7

16.12

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт.

17.12

Написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и другими изученными орфограммами.

Находить в словах буквосочетания чн, чк, щн, нч, нщ, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

18.12

Проект «Рифма»

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

21.12

Контрольный диктант за II четверть.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

22.12

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки.

23.12

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с таким буквосочетаниями.

24.12

Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

25.12

Правописание слов с  парным по глухости-звонкости согласным  на конце слова и перед согласным.14 ч.

Звонкие и глухие согласные.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Часть 2 стр. 16   упр. 24

Часть 2 стр. 17   упр. 25

28.12

Парные по глухости-звонкости согласные звуки. Обозначение их буквой на письме.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Часть 2 стр. 20  упр. 31

Часть 2 стр. 20  упр. 32

29.12

III четверть (50 часов)

Парные согласные звуки.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

11.01

 Парные согласные в середине и на конце слова.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Часть 2 стр. 22  упр. 34

Часть 2 стр. 23  упр. 35

12.01

Парный согласный в корне слова.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

13.01

Правописание слов с парным согласным в корне слова.

Использовать правило при написании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком.

14.01

 Слова с парным согласным в корне слова.

Объяснять правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком.

Часть 2 стр. 28   упр. 47

Часть 2 стр. 28   упр. 48

15.01

Алгоритм написания слов с парным согласным в корне слов.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

18.01

Развитие речи. Обучающее изложение текста по вопросам.

Работа с текстом: определять тему текста, части текста, подбирать к нему заголовок. Анализировать текст с целью нахождения в нём ответов на вопросы.

19.01

Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами.

Использовать правило при написании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком.

20.01

Правописание гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Объяснять правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком.

21.01

Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

Сопоставлять приемы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

22.01

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с  парным согласным  на конце слова и перед согласным».

Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Оценивать свои достижения при выполнении задания.

25.01

Работа над ошибками. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Сопоставлять приемы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

26.01

Разделительный мягкий знак (ь)  (4ч )

Разделительный мягкий знак.

Наблюдать над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотносить количество звуков и букв в словах. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком.

27.01

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Различать слова с ь  – показателем мягкости и с разделительным мягким знаком.

28.01

Перенос слов с разделительным мягким знаком.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком.

Часть 2 стр. 36   упр. 62

Часть 2 стр. 36   упр. 64

29.01

Проверочная работа по теме «Разделительный  мягкий знак». Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

01.02

Части речи (58ч.)

Части речи.

Соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Часть 2 стр. 42  упр. 71

Часть 2 стр. 43  упр. 72

02.02

Признаки частей речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

03.02

Имя существительное как часть речи (19 ч).

Имя существительное.

Распознавать имена существительные среди других частей речи. Обосновывать отнесение слова к  имени существительному.

04.02

Признаки имени существительного.

Объяснять лексическое значение слов-  имен существительных.

05.02

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

08.02

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы, подбирать примеры таких существительных.

09.02

Тематические группы имён существительных.

Классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по значению и объединять их в тематические группы.

10.02

Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы.

11.02

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

12.02

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.

Классифицировать собственные и нарицательные имена существительные по значению и объединять их в тематические группы.

15.02

Заглавная буква в собственных именах существительных.

Писать с заглавной буквы имена собственные.

16.02

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях).

Находить  информацию о происхождении своей фамилии и названии своего города.

17.02

Закрепление правописания имён собственных.

Составлять устный рассказ по репродукции картины.

Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя.

Часть 2 стр. 60  упр. 103

Часть 2 стр. 60  упр. 102

18.02

Единственное и множественное число имён существительных.

Определять число имён существительных.

19.02

Изменение имен существительных по числам.

Изменять имена существительные по числам. Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

Часть 2 стр. 64  упр. 111

Часть 2 стр. 64  упр. 112

22.02

Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

Определять грамматические признаки имен существительных, роль в предложении.

24.02

Проверочная работа  по теме «Имя существительное».

Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Оценивать свои достижения при выполнении задания.

25.02

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Обосновывать правильность определения  грамматических признаков имени существительного.

26.02

Развитие речи. Обучающее изложение по вопросам и опорным словам.

Классифицировать имена существительные по определенному грамматическому признаку.

29.02

Работа над ошибками. Восстановление деформированного текста.

Выбирать из ряда имен существительных имя существительное с определенным признаком.

Работать с повествовательным текстом.

01.03

Глагол как часть речи.12 ч.

Глагол как часть речи.

Распознавать глагол среди других частей речи по лексическому значению и вопросу.

02.03

Роль глаголов в речи.

Обосновывать отнесение слова к  глаголу.

03.03

Упражнение в распознавании глаголов.

Классифицировать глаголы по вопросам.

04.03

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значении.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

07.03

Проверочное списывание

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определенного числа, употреблять глаголы в определенном числе. Работать с орфоэпическим словарём.

09.03

Работа над ошибками. Изменение глаголов по числам.

10.03

Употребление глаголов в речи. Глаголы с частицей «не».

Раздельно писать частицу не с глаголом.

11.03

Обобщение знаний о глаголе как части речи.

Определять грамматические признаки глагола, роль в предложении.

14.03

Диктант за III четверть.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Оценивать свои достижения при выполнении задания.

15.03

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.

16.03

Текст-повествование и роль в нем глаголов.

Составлять текст-повествование на предложенную тему,

17.03

Развитие речи. Обучающее изложение по опорным словам. Составление текста-повествования.

Находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

18.03

Имя прилагательное как часть речи.13 ч.

Имя прилагательное как часть речи. Значение имен прилагательных.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу.

21.03

Признаки имен прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к  имени прилагательному.

22.03

Связь существительных с прилагательными в предложении и в словосочетании.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп

23.03

IV четверть (40 часов)

Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению.

Выделять из предложения словосочетания с имёнами прилагательными.

04.04

Роль имен прилагательных в предложении

Приводить примеры имен прилагательных.

05.04

Изменение имен прилагательных по числам.

Определять число имён прилагательных, распределять  по группам в зависимости от их числа.

06.04

Употребление имён прилагательных в единственном и во множественном числе.

Изменять имёна прилагательные по числам, приводить примеры имён прилагательных определенного числа, употреблять имёна прилагательные в определенном числе.

07.04

Роль имен прилагательных в тексте. Текст-описание.

Распознавать текст-описание.

08.04

Текст-описание. Признаки текста-описания.

Наблюдать над ролью имён прилагательных  в тексте-описании.

11.04

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).

12.04

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

Определять грамматические признаки имени прилагательного.

13.04

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

Оценивать свои достижения при выполнении задания.

14.04

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

Оценивать свои достижения при выполнении задания.

15.04

Местоимение как часть речи. (4 ч.)

 Личное местоимение как часть речи.

Распознавать личные местоимения  среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные.

Часть 2 стр. 102  упр. 175

Часть 2 стр. 103  упр. 176

18.04

Значение местоимений в речи.

Заменять повторяющиеся  в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.

19.04

Контрольный диктант (мониторинг)

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

20.04

 Работа над ошибками. Структура текста – рассуждения.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Часть 2 стр. 106  упр. 181

Часть 2 стр. 106  упр. 182

21.04

Проверочная работа по теме «Местоимение».

Оценивать свои достижения при выполнении задания.

22.04

Предлог как часть речи.6 ч.

Предлог как часть речи. Работа над ошибками.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

25.04

Раздельное написание предлогов со словами. Роль предлогов в речи.

Раздельно писать предлоги со словами.

26.04

Правописание предлогов.

Правильно употреблять предлоги в речи.  

27.04

Развитие речи. Редактирование деформированного текста по рассказу Б.Житкова «Храбрый утёнок».

Редактировать текст; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

28.04

Проверочная работа по теме «Предлог, как часть речи».

Оценивать свои достижения при выполнении задания «Проверь себя».

29.04

Проект «В словари – за частями в речи!»

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.

03.05

Повторение.16 ч. 

Повторение. Текст. Виды текстов.

Обобщение знаний по теме «Текст» Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.

04.05

Проверочное списывание.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

05.05

Работа над ошибками. Повторение. Предложение. Знаки препинания в конце предложений.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Обобщение знаний о предложении.   Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения

06.05

Повторение. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

Обобщение знаний о слове. Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.

10.05

Повторение. Имя существительное и прилагательное как часть речи.  

Обобщение знаний о существительном и прилагательном. Распознавать имена существительные и прилагательные среди других частей речи.

11.05

Повторение. Глагол как часть речи. Предлог.

Обобщение знаний  о глаголе, предлоге. Распознавать глагол среди других частей речи по лексическому значению и вопросу.

12.05

Контрольный диктант за год.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

13.05

Работа над ошибками. Повторение. Звуки и буквы. Алфавит.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки.

16.05

Повторение. Правила правописания.

17.05

Педагогическая диагностика.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

18.05

Повторение. Правила правописания проверяемой безударной гласной в корне слова.

Обобщение знаний о правописании слова с безударным гласным в корне. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

19.05

Повторение. Правила правописания гласных звуков после шипящих.

Обобщение знаний о правописании непарных  мягких шипящих  звуков. Находить в словах буквосочетания чн, чк, щн, нч, нщ, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

20.05

Повторение. Правила правописания парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным

Обобщение знаний о правописании парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

23.05

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.

24.05

Резерв

Резерв

Резерв

Материально-техническое обеспечение.

Книгопечатная продукция.

Учебники:

Русский язык.

1..Канакина В. П. , Горецкий В. Г.   Русский язык. Учебник. 2 класс.  В 2 ч.  Ч. 1.

3.Канакина В. П. , Горецкий В. Г.   Русский язык. Учебник. 2 класс.  В 2 ч.  Ч. 2.

4

Рабочие тетради(Русский язык).

2. Канакина В. П.   Русский язык.  Рабочая тетрадь.  2 класс.  В 2 ч.  Ч. 1.

3. Канакина В. П.   Русский язык.  Рабочая тетрадь.  2 класс.  В 2 ч.  Ч. 2.

4.

Технические средства обучения.

1. Классная магнитная доска.

2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.

3. Аудиоцентр.

4. Компьютер.

5. Фотокамера цифровая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку по школе России в 2 классе. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий На 2014 – 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Рабочая программа курса «Русский язык» для   2   класса на 2014 – 2015 учебный год составлен...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России") В.П.Канакина

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России") В.П.Канакина...

Многоуровневая контрольная работа по русскому языку УМК "Школа России" ( В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной и др.) 2 четверть 2 класс

В основе представленной контрольной работы лежит уровневая  дифференциация по технологии В.В. Фирсова "Уровневая дифференциация.Обучение на основе обязательных результатов".Контрольная ...