Заглавная буква Я
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Тинамагомедова Галина Ефимовна

Урок приобретения новых знаний. Дети учатся писать новую букву - заглавную букву Я

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_zaglavnoy_bukvy_ya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
                                           лицей ст. Каневская
                       Каневской район  Краснодарский край


                             

                       

                        Письмо заглавной буквы Я.

                    урок письма 1 класс

                    УМК «Школа России»

                                                    Автор:  Тинамагомедова   Галина Ефимовна

                                                    2015г.

Цели урока:

Образовательные: 
1. Создать условия для формирования понятия «Письмо заглавной буквы Я»

2. Совершенствовать технику письма.

3.Отрабатывать навык письма слов с изученными буквами, обогащать словарный запас  учащихся
Воспитательные: 
1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
2. Воспитывать желание учиться и делать открытия.
3. Воспитывать умение слушать других.
Развивающие: 
1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
3. Развивать словарный запас.

В процессе обучения детей письму, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки УУД:

1) Личностные УУД: 

-  внутренняя позиция школьника;

 - учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

2)Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Универсальные логические действия:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

3)Коммуникативные УУД:

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

 - формирование умения работать в парах.

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:                                                      -  учитывать позицию собеседника (партнера);

-  организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

4) Регулятивные УУД

-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-  коррекция;

 - оценка.

Оборудование урока:

 алфавит, звёздочки-салют.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Продолжительность: 35 минут.

                                               Ход урока.

1.Орг.момент 

-Красиво встали.У нас гости,вы встали,уже приветствуете гостей.

Упражнения на зрительную память ( проводятся  систематически ,тогда учащимся будет легко ориентироваться в письме букв)

а) -сядут те дети,которые скажут в каких буквах мы пишем этот элемент (качалочка)

(а,и,ы,л,р,н,м,н,г,ш,ч.)

б)- Найдите  каждой букве пару( заглавная+строчная)

-Какая буква осталась без пары? (буква я строчная). Кого нет у этой  буквы?

( мамы-заглавной буквы я)

в)- Какую букву учились писать на прошлом уроке?(строчную букву я)

г) - Какой секрет  буквы Я мы знаем?

( когда буква Я находится в начале слова, после «ь », после гласной ,она обозначает два звука?)

- Построение проекта выхода из затруднения

-Какие ещё буквы обозначают два звука (ю, ё, е)?

2.Сообщение темы.Введение в тему.

 а) -Кто уже догадался,какую букву будем учиться писать ?

(заглавную букву Я)

б)   -В каких случаях мы будем писать заглавную  букву Я? (В именах собственных, в начале предложения. )

3.Новый материал

а) -Сравнить печатную и письменную буквы Я.

б)- Знакомство с элементами заглавной  буквы Я .

в)- При написании каких букв мы использовали данные элементы? (Л,М)

г)- Работа в прописи -    обвести элементы Я,обвести узор.

Я тетрадочку открою,

уголочком положу,

И от вас друзья не скрою,

Ручку я вот так держу!

д)- Объяснение учителем написания буквы Я

Учитель показывает на доске возможные ошибки
е) Гимнастика для пальчиков
                                                   
Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

ж) -Итак, у  заглавной буквы Я-день рождения! Ребята нашего класса учатся писать букву Я. Подарок букве Я-правильное ,красивое письмо!

Письмо в воздухе, затем в прописи. Выбрать наиболее красивую букву, обозначить точкой, в своём письме ориентироваться на лучший вариант.

з) Звуко-буквенный анализ слов Ян, Яна.(ударение, определение количества  слогов)

Слово  Ян  на доске с помощью учителя. (буква Я в начале слова 2 звука)

Слово Яна  разобрать самостоятельно в прописи. После разбора слова, дети обмениваются прописями и проверяют работу друг друга.

4.Закрепление

а) -К букве Я на день рождения

    Постучалось предложение.

-Из чего состоит предложение? (из слов) - Прочитайте предложение и определите количество слов.(6)  

б) Назовите опасные места в предложении.(заглавная буква в начале предложения, имена детей тоже с заглавной буквы, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения точка.)

в) -Перепишите это предложение на свободную строку. Обращаю ваше внимание, что интервал между словами сохраняется.

-Буква пишется и соединяется с последующими буквами безотрывно.

-Учитель пишет предложение с комментированием на доске.

г) После записи предложения провести работу по предложению

-- Назвать, на какие вопросы отвечают слова-предметы?(кто?,что?)

Ян, Яна  – подчеркните одной чертой.

  Физминутка
 (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх – потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!

(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок!

д) -Второе предложение. ( определить сколько слов в предложении, выделить опасные места, переписать предложение. Обратить внимание, что слово нужно писать строго под словом, между словами сохраняется интервал) )

Работа над предложением.  Провести графическую работу со словами в предложении.

Резерв –последнее предложение . Списывание предложения с печатного текста письменными буквами. Звуко - буквенный анализ слова земля. Разбиваем на слоги, ставим ударение, обращаем внимание на то, что буква я , стоящая после согласной, обозначает один звук

5.Итог Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.
- Буква Яв вашу честь ,в честь своего дня рождения и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную  звёздочки. Если было трудно – синюю.
- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.

           

Использованная литература

  Использованные материалы и интернет- ресурсы
1. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/01/08/propis_3.pdf

2. http://mdou233.edu.yar.ru/palchikovaya_gimnastika_dlya_detey_v__43.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  Заг...

Заглавная буква «Ш». Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных. 1 класс. УМК "Школа-2100"

Урок закрепления знания детей о букве «Ш»,  о написании заглавной буквы в именах людей, кличках животных....

Заглавные буквы К и Я. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. 1 класс, "Школа 2100".

Цель урока -  ознакомить детей с написанием заглавных букв К и Н, с правильным соединением этих букв с изученными ранее. Письмо слов и предложений с заглавными буквами  К и И. Упражнение ...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.

На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....