Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка
материал на тему

 

Ведущей деятельностью в начальной школе остаётся игра. Это побудило  меня работать над темой «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_potapovoy.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Уссурийска УГО

Развитие познавательной активности

младших школьников

на уроках русского языка

                                                                                               Автор опыта:

Потапова Анна Владимировна,

                                                                                        учитель начальных классов

г. Уссурийск

2014 год.

Содержание:

1. Информация об опыте………………………………………………………….3

2. Технология опыта………………………………………………………………4

3. Результативность опыта………………………………………………………11

4. Библиографический список…………………………………………………...12

Информация об опыте.

        Тема моего опыта «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка».

         Условия возникновения становления опыта. Каждый  учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую  цель. Моя  цель  в работе с учениками начальных классов заключается  в воспитании всесторонне  развитой личности;  учить детей  быть честными, добрыми,  отзывчивыми, т.е. быть настоящим   человеком.

      Преследую эту цель  не только в воспитательной работе со  школьниками,  но и на уроках. Ведь на любом уроке, при  выполнении любой работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Хочу,  чтобы  каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно  действующей  личностью. При этом ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности. Исходя  из этого, уже  другие с ребенком считаются,  ценят его. Стараюсь не только  сама учить детей, но и к ним  обращаюсь  за помощью и советом, в результате чего  формируется взаимное доверие и сотрудничество для их  более тесного сближения и доверия друг  к другу.

Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.

Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания. Тема инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках».

          Я работаю учителем начальных классов в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Уссурийска. В нашей школе учатся дети из разных микрорайонов. Я обучаю шести- семилетних детей. Они быстро утомляются. У них неустойчивое внимание. И ведущей деятельностью пока остаётся игра. Поэтому это заставило меня работать над темой «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка».

          Актуальность опыта.

           Я ставлю перед собой цель - повысить качество знаний через формирование интереса к русскому языку, развитие познавательной деятельности обучающихся, учитывая индивидуальные особенности детей, создавая психологический комфорт на уроке.

          Всё это соответствует социальному заказу общества: русский язык, как средство общения, культурное наследие прошлого являются самой первой благодатной почвой для развития и формирования личности ребёнка, художественного видения мира и приобщения к общечеловеческому богатству мировой культуры.

           Я пришла к выводу, что нужно совершенствовать методы обучения и дополнить раннее применявшиеся формы организации учебных занятий новыми, в рамках которых возможно было бы успешно развивать познавательную деятельность детей, умение приобретать знания и, как результат, повышать качество знаний. По мере деятельности, направленной на успешное обучение, я столкнулась с противоречиями между имеющимися у обучающихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка и уровнем умений и навыков. Дети затрудняются при выборе орфограммы и знаков препинания. Считают русский язык одним из сложных и не интересных предметов. Поэтому, развивая познавательную деятельность, можно всего этого избежать, что успешно доказывает опыт моей работы.

             Ведущая педагогическая идея опыта – создание на уроках русского языка условий для развития познавательной деятельности, приносящей радость преодоления трудностей, радость открытий, радость достижения поставленной цели, обеспечение успешного учения на основе помощи и поддержки.

            Длительность работы над опытом.

             Разработка опыта продолжается пятый год. За время педагогической практики я убедилась в том, что постоянное внимание развитию познавательных способностей у младших школьников дает стабильные и успешные результаты в обучении. При этом каждый ребенок в полной мере своих способностей и получает реальную оценку своего труда. Интерес к процессу познания у детей постоянно растет.

            Диапазон опыта.

             Считаю, что развитие познавательной деятельности у младших школьников приемлемо как на отдельном этапе урока, так и в целостной классно-урочной системе работы, в консультативно – разъяснительной работе с родителями.

            Теоретическая база опыта.

            Развитие познавательной деятельности основывается на использовании игровых, личностно – ориентированных, коммуникативных, проблемных технологий Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, С. Н. Лысенковой. Я разрабатываю  систему использования загадок, кроссвордов, ребусов по различным темам изучения русского языка, использования нетрадиционных форм уроков.

            Степень новизны.

           Новизна опыта состоит в том, что, развивая познавательную деятельность на уроках русского языка, повышается качество обучения. Здесь большое значение имеет использование форм и методов обучения,  направленных на активное восприятие детей, их комбинация. Это поощрение, использование увлекательного дидактического материала (игры, кроссворды, ребусы, загадки), проведение нетрадиционных форм уроков, введение проблемных ситуаций, самостоятельная работа, работа в парах, в группах.

              Научность опыта реализуется через соответствие его основополагающим положениям педагогики, психологии, методики.

              Мой опыт работы можно использовать в массовой практике. Так, обучение детей я провожу на основе традиционной системы по типовым программам, но творчески корректирую с учётом возможностей и способностей детей данного класса.

Технология опыта.

 Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.

             Для современной школы важными являются проблема развития познавательных способностей обучающихся, разностороннее развитие личности ребёнка. Отсюда вытекают цели и задачи, которые я ставлю перед собой в процессе обучения.

             Цель: обеспечение успешного учения и воспитания каждого школьника, развития познавательной деятельности на уроках русского языка.

             Задачи:

  • создание комфортных условий для каждого ученика;
  • использование различных форм и методов преподавания, повышающих интерес к предмету, развивающих познавательную деятельность обучающихся;
  • учитывание индивидуальных особенностей отдельных учащихся, групп и классов в целом.

              Руководствуюсь в своей педагогической деятельности следующими принципами: 

  • научность;
  • ориентация обучения на свободу ребёнка и его самоопределение;
  • создание атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения;
  • стимулирование творческой и познавательной деятельности;
  • доступность в преподаваемом материале;
  • логическое построение объяснения нового: от простого к сложному;
  • принцип целостного построения о мире;
  • деятельностный принцип;
  • принцип вариативности;
  • системность обучения;
  • использование здоровье сберегающих технологий.

          Организация учебно - воспитательного процесса.

           Развитие познавательной деятельности учащихся на уроке, формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

                 Одно из важнейших факторов развития интереса к учению – понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому  материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумываю каждый урок, ибо урок, по словам В.А.Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.

                Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.

              Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира  вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.

 Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность.

      Дифференцированное обучение.

         Я работаю по образовательной модели «Школа России».

 Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

        Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.

  Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. В первые годы учебы у ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения. Не сформировано самосознание, слабы психически регуляторы деятельности.

Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании.

        Важнейшим результатом применения поощрения, как дидактического метода должно стать формирование потребности самой деятельности как высшей формы поощрения. В нём заключается факт признания и оценка достижений ребенка, при необходимости – коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям. Поощрение развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес.

        И, все-таки, среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

        На протяжении многих лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Я задумалась над тем, как пробудить интерес у детей к знаниям, как повысить грамотность письма. В результате изучения лингвистической и методической литературы, наблюдения опыта учителей и его анализа пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика.

В начальных классах дети любят играть. При обучении грамоте в 1 классе я, в основном,  использую игры, активизирующие учащихся.

На уроках я применяю различные виды дидактического материала, воспитывающего интерес к языку. Например, задание на составление слов из рассыпных букв и слогов.

Буратино шел в гости к детям. Он нес «вкусные» слова и по дороге рассыпал буквы, слоги и все перепутал. Дети, помогите ему. Они складывают из букв и слогов слова.

При изучении звука  [у] игра провожу  так:

Расставляю на столе игрушки. На урок в гости к детям приходит нарядная кукла Таня. Из письма, которое она принесла, дети узнают, что у нее сегодня день рождения.

- Давайте подарим ей игрушки, в названиях которых слышится звук  [у] (Гусь, кубики, уточка, кукла).

Еще одна игра – составление слов со слогом ча, стрелки указывают, как надо соединять, чтобы получилось слово (Приложение №1).

На следующем этапе обучения задания усложняю.  В них большее  место занимает творчество детей.

Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь. Даю тему рассказа и к ней опорные слова. Дети, используя данные слова, составляют рассказ.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаю словарно-орфографической работе, в процессе, которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно-проверяемыми написаниями. Усвоение написания трудных слов требует многократных  систематических упражнений как по языку, так и по развитию памяти, орфографической зоркости и активизирует познавательную деятельность учащихся.

Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Влияние этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка. Работа со словом сложна и многообразна. Я использую различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснение значения путем показа картинки, уточнение значения по толковому словарю, подбор синонимов, антонимов, словообразовательный анализ, включение нового слова в словосочетание или предложение. И здесь использую различные занимательные материалы (Приложение №1).

Одной из трудных тем в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называются словарными.

Безударную гласную в таких словах необходимо запомнить. Существует много способов по запоминанию слов с непроверяемым написанием, а я остановлюсь на таких, которые, по моему мнению, дают больше эффекта, разнообразят урок, вносят элементы игры, делая его более интересным и привлекательным, активизирует деятельность детей.

При  первом изучении словарного слова я обращаю внимание детей на признак, который присущ только этому слову, и затем связываю этот признак с орфограммой, которую надо запомнить. Например, изучаем слово береза. Говорим о березе, выделяем признак, который отличает березу от других деревьев. Дети сразу выделяют этот признак: белая береза. 

Белая береста у березки нашей,

Нет на свете деревца

И милей, и краше.

Да, у березы белая береста. А дальше даю строчки для запоминания безударной гласной е:

Белые березы все,

После «б» пишите «е».

На этом этапе изучения слова с безударной гласной, которую нельзя проверить ударением, очень важно, чтобы внимание детей было максимально сконцентрировано на изучаемой орфограмме. Для этого на доске пишу изучаемое на уроке слово, выделяя цветным мелом нужную орфограмму.

Далее идет закрепление написания изучаемого слова. Для этого я даю слово, которое изучали на предыдущем уроке, но в другой загадочной форме. В этом случае прибегаю к ребусам или кроссвордам. С ребусами учащихся знакомлю в букварный период. Тогда они учатся читать слова: корова, ворона, ворота и другие, написанные в виде ребусов (Приложение №4).

Для правильного закрепления написания словарного слова также, использую шуточные вопросы,  например:

1. В каких словах живет рак? (завтрак, ракета).

2. В каких словах спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога).

3. Назовите слова, в которых спрятались числа. одина, Сорока, однажды) и др.

4. Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель) А лягушка? (квартира, Москва).  

5. В каких словах ель растет? (картофель, учитель,  понедельник).

Использование на уроках русского языка тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, развить у них интерес к предмету, активизировать их внимание, разнообразить урок. Предлагаемые кроссворды  использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.

Большую ценность для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка представляют загадки. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей, подлинными жемчужинами родного языка. Я их использую на разных этапах урока. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Их использую в устной форме, а также и в письменной при составлении предложений.

Приведу несколько примеров, где используется работа с загадкой.

При формировании у детей умения делить слова на слоги даю задание  отгадать загадки, а отгадки найти на определенной странице букваря. Дети называют отгадки, произносят слова по слогам, затем показывают графическое обозначение слогов на доске, подвожу к пониманию того, что слова могут состоять из одного, двух, трех слогов.

При изучении правил на уроках русского языка в I-IV классах вновь обращаюсь к загадкам.

Например, загадываю загадки с безударными гласными, ребята называют отгадку, определяют безударный гласный, рядом записывают проверочные слова.

Подобным образом подбираю загадки на другие изученные правила. Это разнообразит формы работы на уроках, вызывает интерес учащихся, дети сами подключаются к работе, предлагая знакомые им загадки к определенному правилу (Приложение5).

Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроке считаю  выполнение самостоятельной работы. Самостоятельной работе отвожу особое место на уроке, так как  она требует интенсивной работы детского ума. Часто на уроке учащиеся выполняют несколько видов самостоятельной работы, каждый вид работы обязательно проверяется. Формы проверки я использую разные: самопроверка, взаимопроверка, сверка с доской, с помощью сигнальных, цифровых, буквенных карточек.

Активизирует работу учащихся на уроке деятельность в парах. Вот, например, как я провожу работу с диктантами в парах. Сначала были  заготовлены разные тексты диктантов. Все учащиеся работали в парах. Каждому давался текст, отличный от всех. Один из работающих в паре читает текст по предложениям, другой пишет. После этого читает свой текст второй ученик, а первый пишет под диктовку. Затем каждый берет тетрадь своего ученика – соседа и без карточки проверяет написанный им диктант. Вторично  проверяют диктанты по карточкам, но уже вместе, сначала один диктант, потом другой. Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор. В конце ученики берут друг у друга тетради и ставят карандашом оценку.

Наблюдения показали, что ребята все время работают увлеченно, с интересом. Над каждым диктантом ученик работал дважды: один раз он писал его сам и производил разбор допущенных ошибок, второй раз он диктовал другому этот же диктант, проверял, как его  написал товарищ. После этого работа над диктантом заканчивалась. В связи с изучением новых тем тексты диктантов периодически обновляются.

Сущность процесса учения путем решения проблем состоит в создании ситуации, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать ответ, решение. Конечно, ситуации такого рода не возникают сами, а создаются учителем. Учитель при помощи определенных приемов должен добиться того, чтобы ученик:

  1. почувствовал определенную теоретическую или практическую трудность;
  2. уяснил сформулированную учителем проблему;
  3. захотел решить её и добился бы правильного  разрешения.

Учебная проблема составляет практическую и теоретическую трудность, решение которой является результатами собственной активности ученика. Её удается решить благодаря тому, что учащийся знает что-то по данной теме, но имеет некоторые проблемы, которые не позволяют ему сформулировать готовый ответ на поставленный вопрос, задачу.

Такое обучение приносит большую пользу, потому что ученик вынужден обращаться к приобретенным ранее знаниям, мгновенно находить их в кладовой своего мозга. В силу этого имеющиеся знания не станут «мертвым капиталом», каким они являются для ученика, который усвоил готовые знания и использует их, как правило, для того чтобы получить отметку в школьный период.

Итак, изучая тему: «Буква ь в середине слова», я ставлю перед учащимися задачу. Ребята должны разрешить эту проблему, опираясь на имеющиеся знания.

На  плакате или доске даю слова с выделенными согласными:

возьми                                    возьму  

коньки                                    коньков

серьги                                     серьга

червь                                       червоточина

кости                                       косточка

Перед учащимися ставится задача:

  1. Обратить внимание на выделенные согласные и выяснить, что у этих согласных общее (они мягкие).
  2. Перед какими согласными они стоят – перед твердыми или мягкими? Вопрос формулируется альтернативно, т.е. таким образом, чтобы учащиеся смогли сделать выбор из двух возможных решений (перед мягкими).
  3. Отличие выделенных согласных.

Рождается (возникает) проблема, когда не пишется буква ь после мягких согласных перед мягкими согласными. Проблемная ситуация создана.

Ученик должен иметь предпосылки именно те, которые окажутся необходимыми при решении проблемы методом, мгновенно найти их, оперировать ими, находить новые звенья, позволяющие решить проблемы.

Отвечая на три вопроса учителя, связанные с темой «Буква ь в середине слова» и готовящие к созданию проблемной ситуации, ученик должен вспомнить:

  1. Согласные;
  2. Твердые и мягкие согласные;
  3. Как на письме обозначаются мягкие согласные.

Возникает вопрос, где это новое звено, неизвестное ученику, которое бы позволило ему решить проблему. Начинается поиск путей решения поставленной задачи. Ученик думает, рассуждает, осмысливает, доказывает, опровергает, предполагает, ищет решение проблемы.

И первый помощник учащегося в решении проблемы (буква ь в середине слова) – смекалка, которая является результатом активной мыслительной деятельности на основе имеющихся знаний. Ученик пытается исследовать поведение первого мягкого согласного звука перед твердым согласным. Это и будет то звено, тот элемент, который позволит решить проблему. Это уже будет находкой учащегося. Появится потребность подобрать родственные слова или другие формы имеющихся слов, в которых второй согласный стал бы твердым. Ученик сделает вывод: «Буква Ь в середине слова после мягкого согласного перед согласным пишется в том случае, если при изменении слова или подборе родственного с твердым последующим (вторым) согласным первый остается мягким». Чтобы прийти к такому выводу учащемуся пришлось обратиться к имеющимся знаниям:

1. Родственные слова,

2. Другая форма слова.

Развивает познавательную активность и помогает добиться хороших результатов использование  на уроках литературных текстов. Урок русского языка я начинаю с орфографической разминки, для которой подбираю стихи, отрывки из сказок, рассказов. Дети выразительно читают, а затем работают над орфограммами. Здесь я предлагаю различные виды заданий:

  1. Найти в тексте слова на заданную орфограмму, назвать её и проверить.
  2. Сгруппировать слова по орфограммам.
  3. Продолжить ряд слов словами из текста.

Например: старик, ловил,…

                  жили, чудо,…

                  рыбка, сапожки,…

                 вьюга, друзья,…

                 свечка, точка,…

  1. На какую орфограмму нет слов в тексте.
  2. Найти слова с двумя, тремя орфограммами.

Для развития орфографической зоркости использую письмо с комментированием. Провожу его так:

  • диктую предложение орфоэпически;
  • один из учеников (вначале лучший по успеваемости) проговаривает

слово по слогам орфографически ;

  • он же комментирует слово (объясняет правописание);
  • если ученик затрудняется объяснить правописание слова, его заменяет другой;
  • запись слова.

Комментированное письмо объединяет три действия (мыслю, говорю, записываю), обеспечивает обратную связь: даёт возможность контролировать уровень знаний учащихся, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками.

При обучении орфографии пользуюсь следующими группами опознавательных признаков:

1) фонетические признаки включают в себя фонетическую позицию в слове при которой, нельзя доверять произношению, например: два   гласных – положение в безударном слоге, для парных согласных – положение в абсолютном конце слова или перед парным согласным. Это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на формирование звукового чувства, интуиции, на развитие речевого слуха у учащихся;

2) звуки, звукосочетания, буквы, содержащие возможность выбора верного нормативного написания из графически возможных, например: гласные  а, о, е. и, я; парные звонкие и глухие согласные  б, п, в, ф, ч, к, ж, ш, д, т, з, с; сочетания  стн (сн), здн (зн) и др.;

3) морфологические признаки указывают на положение звука или буквы в слове определенной части речи, например: безударное падежное окончание имени существительного –и  усваиваются при изучении основных грамматических категорий;

4) морфемные признаки учитывают положение звука или буквы в слове по отношению к морфеме, место «опасных» звуков или букв в приставке, корне, суффиксе или окончании;

5) семантические признаки выделяют собственные имена и наименования и усваиваются в процессе наблюдения над собственными  и нарицательными именами существительными;

6) при переносе слов с одной строки на другую учитывается слоговой и морфемный состав слова.

В работе над формированием орфографической зоркости письма я использую технологию С.Н.Лысенковой: перспективно – опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.

Самая трудная тема грамматики в курсе русского языка – тема «Безударные гласные». На ее основе строится грамотность ученика.

Работу над изучением этой темы веду  поэтапно – от простого к сложному.

Провожу  следующие виды работы:

  1. Определение безударных гласных в слове и предложении:

Мороз; за Колей бежит собака Трезор.

  1. Определение корня слова в родственных словах:

Белый, белок, белеет, побелел; синяк, посинел, синий; постановка, ударения, нахождение безударной гласной.

  1. Наблюдение над группами слов:  

    Хитрец, хитрый, хитрит;

мясо, м.сной, м.сник:

Вывод: безударные гласные слышатся неясно, но пишутся так же, как и ударные.

Тему «Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова» изучаем намного раньше, чем следует по программе.

Начинаю эту работу с чтения детьми слов с карточек

Круг    Сад   Лес   Нож   и т. д.

(Парные согласные на конце выделены).

Спрашиваю:

Какой звук слышится неясно?

На другом уроке дети читают эти же слова, но уже парная согласная не выделена. Учащиеся сами должны определить орфограмму.

В процессе объяснения использую таблицу.

Б-П

В-Ф

Г-К

Ж-Ш

З-С

Д-Т

            Зубы –зуб

            Шарфы –шарф

            Снега – снег

            Дедушка – дед

             Ножи – нож

             Мороз –морозы

Шуба – шубка

Трава – травка

Легок – легкий

Соседи – соседка

Сторожи – сторож

Глаза –глазки

 

Парные согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласной в родственном слове.

На своих уроках использую «фотографирование» слов на изученное правило, зрительные и слуховые диктанты. Зрительные диктанты развивают точность зрительного восприятия, тренируют память, активизируют мышление и способствуют осознанному запоминанию правильного написания. Провожу их так:

  1. Предложение записывается на доске заранее и закрывается.
  2. Установка на запоминание. Предложение открывается.
  3. Дети читают, зрительно представляют предложение.
  4. Предложение записывается в тетрадь.
  5. Проверка (открывается запись на доске).

Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать её соответствующей буквой. Методика проведения:

  1. Установка на запоминание. Читаю предложение орфоэпически, чётко проговаривая незнакомые орфограммы.
  2. Дети проговаривают про себя.
  3. Записывают предложения в тетрадь.
  4. Проверка под руководством учителя.

Таким образом, на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы: а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ; б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации; в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм; г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.  

Значительно увеличивается активность учащихся при использовании различных карточек и перфокарт для индивидуальной работы. В своей работе я использую перфокарты как универсальные, т.е., те которые можно использовать во время изучения любой темы, так и перфокарты для урока с определенной темой. Например, перфокарты по темам: «Род имен существительных», «Склонение имен существительных», «Состав слова» и т.д.

После изучения той или иной темы программы предлагаю детям различные карточки для индивидуальной работы. Содержание текстов, помещенных в карточках, способствует расширению детского кругозора, вызывает интерес к учению, учит мыслить, наблюдать.

Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения в своей практике я использую разнообразные формы и методы организации деятельности учащихся: нетрадиционные уроки (урок КВН, урок Брейн-Ринг, урок – сказка, урок – путешествие), внеклассные мероприятия.

Результативность опыта.

При оценке результативности опыта все сказанное позволяет сделать вывод: развитие познавательной деятельности учащихся на уроке обеспечивает самостоятельность в учебном процессе, всестороннее развитие сил ребенка и его способность к самостоятельному речевому творчеству.

Используя данный  опыт в работе, я добилась определенных результатов.

На протяжении всех лет работаю без неуспевающих, качество обученности составляет 100% .

Процент понижения качества знаний объясняется тем, что поменялся контингент учащихся.

Результаты проводимых контрольных работ подтверждают высокий уровень усвоения программного материала.

Библиографический список:

  1. Агеева С. Обучение с увлечением. – М.: Истоки, 1992.
  2. Аксёнова А. К. Дидактические игры на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1991.- 173с.
  3. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с.
  4. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 445с.
  5. Даминова М.П. Упражнения по предупреждению орфографических ошибок // Начальная школа. – 1995. - №5. – с.69
  6. Каюмова Р.Х. Развитие интереса на уроках русского языка // Начальная школа. – 1995. – №6. – с.68
  7. Конкина Ю.А. Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. – 2004. - №3. – с.25
  8. Кочегарова Т.М. Тематические кроссворды на уроках русского языка // Начальная школа. –1989. - №1. – с.30-31
  9. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием // Начальная школа. –1994. - №6. – с.56
  10. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах // Начальная школа. –1985. - №1. – с.48-53 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности детей на уроках русского языка и литературы

Выявление творческих способностей учащихся.Создание ситуаций успеха.Задания для развития творческого мышления учащихся....

«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».

Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.

Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, созн...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.

Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, сознательного и прочного усвоения знаний учащихся....

«Развитие познавательной активности детей на уроках русского языка»

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...