конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_opredelenie_glagola.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Определение глагола как части речи.

Цель:

   обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль

 - развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Оргмомент.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

II. Введение в раздел. Формулиро-вание темы и  планирование деятельности.

Цель: Сформулировать тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – все в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и хлеб в полях растет. (Глагол)

– О какой части речи говорится в этом отрывке?

Показ картинок или слайдов.

1) Что делает самолет? (Летит.)

2) Что делает птица? (Поет.)

3) Что делает машина? (Едет.)

– С помощью каких слов в речи передается действие? (Глаголы)

– Сформулируйте тему урока. (Глагол)

– Что обозначает глагол? (Действие предмета)

– На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)

 - Зачем глаголы нужны в речи? (С помощью глаголов в речи передается движение)

Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунок на стр. 103

– Что делает Афанасий? (Плывет)

– Можно ли проплыть, не совершая действий руками и ногами? А давайте представим мир без движения, без действий. Это будет неподвижный, мертвый мир, где остановилась жизнь.

– Теперь прочитайте тему раздела.

– Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках, чему учиться? (Наблюдать, искать глаголы в тексте, задавать вопросы.) Сегодня мы попробуем сделать жизнь настоящей с помощью... (Глаголов)

ΙΙI. Актуализация изученного о частях речи

ΙV. Углубление и обобщение знаний о глаголе.

V. Работа с определением .

Цель: Вспомнить, какие части речи мы изучили, на какие вопросы отвечают.

Беседа.

– Как называются слова, о которых можно спросить :

«что это?», «кто это?». (Имена существительные)

Какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные)

– Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (Местоимения)

Приведите примеры названных частей речи.

Один ученик называет слово, другой говорит, какая это часть речи

Цель: Определение ключевых слов темы, наблюдение над глаголом, его значением, употреблением в речи, его роль в предложении.

Работа с учебником.

1. Наблюдение по учебнику и определение ключевых слов темы.

1. Упр. 344 (устно) Работа в парах

Прочитайте и сравните тексты. Чем они отличаются?

Какие слова "оживили"картину во втором тексте? (глаголы)

Что они называют? (действия предмета)

Какую же роль выполняют глаголы? (Называют действия, события)

2. Упр. 345.Запись с комментированием.

Как правильно подобрать глаголы? (Нужно от слова задать вопрос и подобрать подходящее действие.)

Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С одним предметом можно проводить разные действия).

Часто ли мы  их употребляем? (Да, глагол занимает 2-е место после имени существительного по частоте употребления)

3.Упр. 346. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: Что означает глагол? Откуда это слово в нашей речи?

2. Обобщим наблюдения по упражнениям:

Упр. 344 - глаголы оживляют картину, обозначают действия предметов

Упр. 345 - многообразие глаголов, частота употребления в речи

Упр. 346 - глаголы важны при построении предложений, для передачи сообщений.

3. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением.

Упр. 347.

Как называются слова каждой группы? (Однокоренные)

Нужно найти глаголы. Как ты будешь действовать? (задавать вопросы к словам, по вопросам определять часть речи).

Запишите только глаголы.

Сделайте вывод: как же нам отличить глаголы от других частей речи с одинаковым корнем?

Прочитайте определение в рамке. (стр. 105). Приведите свои примеры глаголов.

VI. Итог урока.

Рефлексия.

Цель. Обобщить полученные сведения о глаголе.

Что такое глагол?

– Чем он отличается от других частей речи? (Вопросом, значением, ролью в речи, в предложении)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VII. Домашнее задание.

Цель: закрепление умений определять часть речи по вопросу, умений выделять корень в однокоренных словах, находить орфограммы.

Упр. 1, стр. 116. Выучить определение глагола на стр. 105


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс 2 часть...

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку «Глагол как часть речи»

Цели деятельности учителя: формирование представления о глаголе, о том как нужно его употреблять в речи.Планируемые результатыПредметные: знать, что такое глагол, на какие вопросы он отвечает; ум...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"

Конспект урока в помощь учитею начальных классов....