Справочник по русскому языку для учеников начальной школы "Твой помощник"
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Полякова Елена Григорьевна

Данное пообие нацелено на системаизацию знаний по русскому языку  начальной школы. Данный справочник создают сами ученики каждый в соей тетради (изготовленной из альбома, подрезаного по размеру тетради, так как он изготавливается на долгое время). Учитель  распечатав памятку по изученной теме, раздает ученикам, чтобы они ее вклеили каждый в сой справочник. Далее весь материал служит учающимся опорой  при подготовке домашних заданий и при работе в классе. Учащиеся могут вернуться в любое время к пройденной теме и повторить .

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВОЙ ПОМОЩНИК

Справочник по русскому языку

1-4 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

 ПОЛЯКОВА ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА

        В справочнике собран весь теоретический материал по русскому языку за курс начальной школы, представленный   в форме пронумерованных правил, что позволяет учителю ориентировать учащихся на систематическое повторение. Справочник является хорошим помощником для учащихся  при  выполнении  домашних заданий и работы в классе. Систематизация учебного материала позволяет постоянно держать в поле зрения все пройденные темы. Данный справочник поможет и младшему школьнику, и пятикласснику.

        Как можно использовать содержимое справочника? Учитель может распечатать для всех учащихся сразу весь справочный материал в 1 классе и пользоваться 4 года,  И второй вариант, когда в 1 классе ребята заводят чистую общую тетрадь(лучше сделать из альбома с плотными страницами, но по размеру тетради ) .И учитель постоянно раздает распечатанные листы (правила) по пройденной теме и ребята вклеивают их в свой личный справочник. . Таким образом, учащиеся  сами накапливают у себя весь учебный материал в тетрадь, которая так и называется «Твой помощник».

                      ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ягудин Р.М. «Русский язык» справочник Издательство «Башкортостан»г.Уфа, 2007 г.      
  2. Климанова Л.Ф. Бабушкина Т.В. «Русский язык» учебники 1-4 классов

Издательство «Просвещение»2013 г.Москва.

                           ФОНЕТИКА, ГРАФИКА.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Способы обозначения звуков речи на письме изучает графика

Орфоэпия – наука о правильном произношении слов.

        ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий лексические значения и употребление слов.

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий лексические значения и употребления фразеологизмов.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Словообразование – раздел науки о языке, в котором даются ответы на два вопроса: 1. Как построены слова (из каких частей).

2. как они образованы.

Суффиксы имен существительных

ан-(-ян-), -анин(-янин), -ач, -ени[j-э], -ет-, -еств-(-ств-), -есть, -ец, -изм, -изн-, -ик(-ник), -ин, -ист, -итель(-тель), -их -иц-(-ниц-), -к-, -л-, -лк, -льник, -льщик(-льщиц-), -ни[j-э], -от-, -ость, ун, -чик(-чиц-, -щик); ан-(-ян-), -анин(-янин), -ач, -ени[j-э], -ет-, -еств-(-ств-), -есть, -ец, -изм, -изн-, -ик(-ник), -ин, -ист, -итель(-тель), -их -иц-(-ниц-), -к-, -л-, -лк, -льник, -льщик(-льщиц-), -ни[j-э], -от-, -ость, ун, -чик(-чиц-, -щик);

Суффиксы прилагательных

-ал-(-ел-), -ан-(-ян-), -аст-(-ат-), -ев-(-ов-, -[j]-), -еват-(-оват-), -ен-, -енн-(-онн-), -енск-(-инск-), -ив-(-лив-,-чив-), -ин- ист-, -ит- (-овит-), -к-, -л-, -н-(-шн-), -тельн-, -уч-(-юч-,-яч-), -чат-;

Суффиксы глаголов

-а (-я, -ка), -е, -ева (-ова, -ыва, -ива), -и, -л, -нича, -ну, -ствова, -ся, -ть (-ти); -а(ть) (-я(ть), -ка(ть)), -е(ть), -ева(ть) -ова(ть)), -и(ть), -нича(ть), -ну(ть), , -ствова(ть), -ся;

ПРИСТАВКИ: в – во – вы – до – за – на – над –надо – о – об  - обо – от – ото- по – под – подо С –со – пере- про – пред – предо – у –не- ни –при – пре

Рас(рос), раз (роз)(разо), чрез через(чрес, черес), без (бес), воз (вос),вз(вс)

                                         

МОРФОЛОГИЯ

Морфология-это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

14. ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке шесть падежей. У каждого из них свое название, свои вопросы и окончания.

Именительный (есть ) кто? Что?

Родительный (нет) кого?, чего?

Дательный (дал) кому? чему?

Винительный (винить) кого? что?

Творительный (творить) кем? чем?

Именительный падеж называется прямым. Остальные падежи носят название косвенных.

15. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1.Это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?

2. Имена прилагательные изменяются  по числам, родам (только в единственном числе), падежам.

3. В предложениях имена прилагательные являются определением.

падеж

Мужской род

Средний род

Женский род

Множественное число

И

какой?

ЫЙ,ИЙ,ОЙ

лесной, верный

синий

Какое?

ОЕ,ЕЕ

лесное, синее

Какая?

АЯ,ЯЯ

лесная, синяя

Какие?

ЫЕ,ИЕ

лесные, синие

Р

                        К а к о г о?

                       ОГО,ЕГО

                    лесного, синего

Какой?

ОЙ,ЕЙ

лесной,синей

Каких?

ЫХ,ИХ

лесных, синих

Д

Какому?

ОМУ,ЕМУ

лесному, синему

     Какой?

        Р.П.

Каким?

ИМ,ЫМ

В

Какой?(неодуш)

И.П.

Какого(одуш)Р.П.

Какое? И.П.

Какую?

УЮ,ЮЮлесную, синюю

Какие? И.П.

Т

Каким?

ЫМ,ИМ

лесным, синим

Какой?

ОЙ,ЕЙ

лесной, синей

Какими?

ЫМИ,ИМИ

лесными, синими

П

О каком?

ОМ,ЕМ

о лесном, о синем

О какой?

ОЙ,ЕЙ

о лесной, о синей

О каких?

ЫХ,ИХ

о лесных, о синих

16. СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ



                                       18. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

1.Изменение глаголов по лица и числам, называется спряжением.

          2. Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием нужно:

 - поставить глагол в неопределенной форме

- определить какая гласная стоит перед -ть

                       1 спряжение

   2 спряжение

Глаголы, оканчивающиеся на еть, уть, ыть, ать, оть, ять и т. д.)

и  глаголы-исключения

брить, стелить

Глаголы, оканчивающиеся на ИТЬ(кроме брить, стелить)

гнать, держать, терпеть,

обидеть, слышать, видеть,

ненавидеть, и зависеть

и вертеть,

и ещё дышать, смотрет

19.Морфологический разбор  существительного, прилагательного, глагола

  1. Вопрос, часть речи.

Существительное

Прилагательное

Глагол

  1. Начальная форма.

Им. п., ед.ч.

Кто? Что?

Им.п., ед.ч., м. р.

Какой?

Неопр. ф.

Что (с)делать?

  1. Постоянные признаки:
  • Род
  • склонение

---------

  • Вид
  • Спряжение
  1. Форма в которой слово употреблено:
  • Число
  • Падеж
  • Число
  • Род (в ед. ч.)
  • Падеж

  • Число
  • Время
  • Род (для прош. вр.)
  • Лицо (для наст. и будущ. вр.)
  1. Роль в предложении.

20.МЕСТОИМЕНИЕ

1. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

2. Изменяются по падежам. 

3. Начальная форма местоимений — именительный падеж единственного числа.
4. В предложении местоимения употребляются в роли подлежащего, определения, дополнения, реже — обстоятельства, также местоимение может употребляться в роли сказуемого.


По своему значению и грамматическим признакам местоимения делятся на несколько разрядов:

  • личные (я, ты, он, она)
  • возвратное (себя)
  • вопросительные (кто, что, какой)
  • относительные (кто, какой, чем, который)
  • неопределенные (некто, нечто, некоторый)
  • отрицательные (никто, ничто, сколько-то)
  • притяжательные (мой, твой, наш, свой)
  • указательные (тот, этот, такой, таков, столько)
  • определительные (весь, всякий, другой)

21.Морфологический разбор местоимения

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки:
а) разряд,
б) лицо (у личных местоимений).
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть),
в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

22. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ


1. Имя числительное — часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
2. По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на 
количественные и порядковые.
           Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?
          Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Порядковые числительные, подобно прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам.
В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

3. Имена числительные изменяются по падежам.
Начальная форма числительного — именительный падеж.
4. В предложении имена числительные бывают подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством времени.
Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения.


5. Простые и составные числительные
             
 Простые числительные состоят из одного слова, а составные из двух и более слов.

6.Количественные числительные.
Количественные числительные делятся на три разряда: 
целые числа, дробные числа и собирательные числительные.

Морфологический разбор имени числительного

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма(именительный падеж).
2. Постоянные признаки:
а) простое или составное,
б) количественное или порядковое,
в) разряд (для количественных).
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть),
в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

23. НАРЕЧИЕ

1.Наречие — часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и другого признака.
2. Наречия могут относиться к глаголу, к имени существительному, имени прилагательному и другому наречию.
3.Наречие обозначает 
признак действия, если присоединяется к глаголу. 4.Наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к имени существительному.
5.Наречие обозначает 
признак другого признака, если присоединяется к прилагательному,  другому наречию.
6.Наречие не изменяется, т.е. не склоняется и не спрягается.
7.В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

Наречия по значению делятся на следующие группы:

  • Наречия образа действия — как? каким образом? — быстро, хорошо, вдребезги
  • Наречия времени — когда? с каких пор? до каких пор? как долго? — сегодня, теперь, зимой
  • Наречия места — где? куда? откуда? — вдали, наверху, домой
  • Наречия причины — почему — сгоряча, сослепу, поневоле
  • Наречия цели — зачем? — нарочно, назло
  • Наречия меры и степени — сколько? во сколько? насколько? в какой степени? в какой мере? — очень, вполне, чрезвычайно

Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них. Они, помимо основного назначения, используются для связи предложений в тексте.

  • Указательные наречия (здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда)
  • Неопределенные наречия (где-то, куда- то, кое- где)
  • Вопросительные наречия (как, почему, где)
  • Отрицательные наречия (нигде, никогда, никуда, негде)

Морфологический разбор наречия
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Неизменяемое слово.
2. Степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.

24. ПРЕДЛОГ

1.Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.
2.Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.
3.Предлоги, состоящие из одного слова, называются 
простыми (в, на, к, от, до, из, вопреки, после и др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными (несмотря на, в заключение и др.).

4.Предлоги выражают различные отношения например: временные (идти в течение дня), причинные (не пойти из-за непогоды), пространственные (остановиться около дома) и др.

Морфологический разбор предлога

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологический признак:
Неизменяемость
III. Синтаксическая роль.

        

                                                      25.СОЮЗ

Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
Союзы делятся на 
сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).

Подчинительные союзы связывают в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Союзы, состоящие из одного слова, называются 
простыми: а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто и др., а союзы, состоящие из нескольких слов, составными: в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что и др.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы делятся на три группы:

  1. Соединительные: и; да (в значении и); не только... но и; как... так и;
  2. Противительные: а; но; да (в значении но); однако же; зато;
  3. Разделительные: или; или... или; либо; то... то; не то... не то.

Части некоторых союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения.

                                            Подчинительные союзы
Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

  1. Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;
  2. Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;
  3. Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;
  4. Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;
  5. Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.;
  6. Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;
  7. Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.


Морфологический разбор союза
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Сочинительный или подчинительный;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

26.ЧАСТИЦА

1.Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
2.Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
3.По значению и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.

Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению:

  1. Вопрос: ли, разве, неужели
  2. Указание: вот (а вот), вон (а вон)
  3. Уточнение: именно, как раз
  4. Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти

Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, также делятся на группы по значению:

  1. Восклицание: что за, как
  2. Сомнение: вряд ли, едва ли
  3. Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки
  4. Смягчение, требование: -ка


Морфологический разбор частицы
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Разряд;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

27. МЕЖДОМЕТИЕ

1.Междометие — особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
2.Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
3.Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения.

4. Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис.

5. Междометия выделяются запятой или восклицательным знаком.

28. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

1.Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетания и предложений, называется синтаксисом.

2.В письменной речи для точной передачи смысла употребляются различные знаки препинания. Совокупность правил об употреблении знаков препинания называется пунктуацией.

    Словосочетанием называется два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но только более конкретно, точно так как зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного.

                                         ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1.Это несколько слов, связанных по смыслу и выражающих определенную мысль.

2.Первое слово пишется с большой буквы.

3. В конце предложения ставятся:  . ! ?

4.В отличие от словосочетания,   предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов(подлежащего и сказуемого) или одного из них.

5.По цели высказывания предложения бывают повествовательные(содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос) и побудительные (содержат побуждение)

6. По интонации предложения могут быть восклицательные  и невосклицательные.

7.По количеству грамматических основ они делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные ( две или несколько основ).

8. По наличию  второстепенных членов, могут быть нераспространенные (второстепенных членов нет) и распространенные (второстепенные члены есть).

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? Или что?

СКАЗУЕМОЕ – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим  и  отвечает на вопрос  что делает предмет?  Называет действие или состояние предмета, обозначенного  подлежащим. Обычно в предложении сказуемое выражено глаголом.


30. Главные члены предложения

Кто?    Что?

Копия сканирование0050

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Что делать?    Что сделать?

скаование0064

СКАЗУЕМОЕ

Второстепенные члены предложения

             

   Кого? Чего?                 

   Кого? Что? 

   Кем? Чем?                                              О ком? О чем? Копия сирование0058

ДОПОЛНЕНИЕ

Какой? Какая?                                                                   

  Какое? Какие?                                

Копия сканирование0056

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Где? Когда? Куда? 

Откуда? Как?

k169

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

                           31. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения. Связаны между собой  или с помощью интонации перечисления и союзов и,а,но,да, или только с помощью интонации перечисления (без союзов)

  1. ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС.
  2. ОТНОСЯТСЯ К ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ СЛОВУ.
  3. ЯВЛЯЮТСЯ ОДИНАКОВЫМИ  ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

32. ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Прямая речь – это точная передача чужой речи, которая сохраняет её содержание и форму, это то, что непосредственно говорит герой.

                                 33. ПОРЯДОК РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ            

1.Какое предложение по цели высказывания?

2. Какое предложение по интонации?

3. О ком или о чем говорится в предложение, поставь вопрос. Подчеркни подлежащее.(скажи: какой частью речи оно выражено)

4. Что говорится о подлежащем?(какое действие оно выполняет) Поставь вопрос.  Подчеркни сказуемое.(скажи: какой частью речи оно выражено)

5  Определи : полное  или неполное; простое это предложение или сложное.

6. Распространенное оно или нераспространенное (для  простого предложения)

7. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам,  связанным с ним по смыслу. Ставим вопрос, подчеркиваем. .(скажи: какой частью речи оно выражено)

8. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют..(скажи :какой частью речи они выражены)

9. Ставим вопрос от второстепенного  к  второстепенному,  его поясняющему. Ставим вопрос, подчеркиваем..(скажи: какой частью речи они выражены)

10. Укажи однородные члены предложения (если есть).

11.Начерти схему предложения.

                                                     34. ТЕКСТ

Это группа предложений, связанных между собой по смыслу. По заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте.

Тема – это основное содержание текста, то, о чем в нем говорится.

Главная мысль – это самое важное в тексте, то, ради чего он написан.

Текст-описание – это такой тип текста, в котором описываются предметы, люди, животные, явления и картины природы. К такому тексту можно поставить вопросы какой? какая?

Текст-рассуждение –это такой тип текста, в котором что-либо доказывается, объясняются  причины явлений или событий. Тексты-рассуждения  отвечают на вопрос почему?

Текст-повествование – это такой тип текста, в котором в определенной последовательности расссказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось?

О Р Ф О Г Р А Ф И Я

ЭТО РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, В КОТОРОМ ИЗУЧАЮТСЯ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СЛОВ.

ОРФОГРАММА № 1

БУКВЫ И,У,А ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

ЖИ-ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И

ЧА-ЩА ПИШИ С БУКВОЙ А

ЧУ-ЩУ ПИШИ С БУКВОЙ У

   ОРФОГРАММА №2

                ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ C Ч И  Щ

В сочетаниях ч,щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется (мощный, свечка)

ОРФОГРАММА №3

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА

Чтобы правильно написать безударную гласную в корне  слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным.

(Лесник-лес)

Алгоритм: Поставить ударение, выделить корень, найти в нем безударную гласную, произнести корень с ударением и дополнить слово .

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре.

ОРФОГРАММА №4

ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВ

Парные звонкие и глухие согласные в корне и на конце слова надо проверять. Для проверки надо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный или согласный н.

Способы проверки: один-много, нет….., уменьшительно-ласкательно, действие-признак-предмет.

ОРФОГРАММА №5

ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫ СОГЛАСНЫХ

В некоторых словах согласные звуки Д,Т,В,Л не произносят, но пишутся. Чтобы не ошибиться при написании букв непроизносимых согласных звуков, нужно подобрать такое проверочное родственное слово, в котором этот согласный произносится.

ОРФОГРАММА №6

ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО Ъ и Ь

Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед гласными е,ё,ю,я.

Отъезд,подъём,объявление

Разделительный ь пишется в других частях слова после согласных перед буквами е,ё,ю,я,и.

ОРФОГРАММА №7 

Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Мягкость согласных звуков на письме обозначают гласными буквами                               е,ё,и,ю,я   и буквой ь

- Буква ь пишется на конце слова после согласных и в середине слова между согласными.

- Буквы е,ё,и,ю,я, обозначающие мягкость согласных, пишутся после согласных.

ОРФОГРАММА №8

Правописание предлогов

        Предлог-это отдельное слово. Поэтому предлоги пишутся с другими словами раздельно. Между предлогом и словом  можно вставить слово БОЛЬШОЙ или вопрос.

Например: Мама работает в магазине. Мама работает в большом магазине. Мама работает в каком магазине?

ОРФОГРАММА №9

П

А

Д.

     1 склонение

    2 склонение

   3 скл.

  множествен.число

м.р ж(А,Я)

(папа,Оля)

ж.р.ИЯ

лекция

м.р., ср.р.(О,Е)

стол,конь,

поле,звено

м.р.

гений

пение

ж.р. (Ь)

ночь

пыль

все скл.

ср.р.ИЕ

пение

собрание

И

А,Я

И,Я

О,Е,

ИЙ,ИЕ

А,Я,

И,Ы

ИЯ

Р

И,Ы

ИИ

А,Я

ИЯ

И

ОВ,ЕВ

ЕЙ

ИЙ

Д

Е

ИИ

У,Ю

ИЮ

И

АМ,ЯМ

ЯМ

В

У,Ю

ИЮ

Е,О,А,Я

ИЯ,ИЕ

А,Я,И,Ы,ЕЙ,

ОВ,ЕВ

ИЯ

Т

ОЙ,ЕЙ,

ОЮ,ЕЮ

ЕЙ

ОМ,ЕМ,

ЁМ

ЕМ

Ю

АМИ,

ЯМИ

ЯМИ

П

Е

ИИ

Е

ИИ

И

АХ,ЯХ

ЯХ

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Iскл.

IIскл.

IIIскл.

Р. п.

Д. п.

П. п.

 

ОРФОГРАММА №10

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ О,Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

После шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется буква о, без ударения-буква е. (снежок, горошек)

ОРФОГРАММА №11Правописание  окончаний прилагательных 

Чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, нужно поставить вопрос, безударное окончание имени прилагательного может совпадать с окончанием вопроса, который ставится к данному слову от имени существительного. При этом в окончаниях имен прилагательных могут чередоваться буквы о/е, и/ы, а/я.

Слово-помощник

вопрос

М.р.

Ж. р.

Ср. р.

Мн. число

                      есть

какой? какая?                                       какое?какие?

-ий, -ый

-ая, -яя

-ое, ее

-ие, ые

нет

какого? какой?

Каких?

-его, -ого

-ей, -ой

-его, ого

-их,-ых

дал          

какому?   какой?

каким?

-ему, -ому

-ей, -ой

-ему, ому

-им, -ым

вижу

какого? какую?

какие?

-его (ий),

-ого (ый)

-ую,

–юю

-его (ее),

-ого (ое)

-ие,-ые

доволен

каким? какой?

какими?

-им, -ым

-ей, -ой

-им, ым

ими,ыми

думаю      

о каком? окакой?

о каких?

-ем, -ом

-ей, ой

-ем, ом

-их, ых

ОРФОГРАММА №12

Правописание НЕ с глаголами.

Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ. (не был, ненавидеть)

ОРФОГРАММА №13

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Чтобы не ошибиться при написание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах, нужно поставить вопрос. Если в вопросе есть Ь, то пишем ТЬСЯ, а если нет Ь, то пишем ТСЯ.

ОРФОГРАММА №14

Окончание личных форм глагола

1 спряжение

IIспряжение (И)

единств.число

множ.число

единств.число

множ.число

1 лицо

У, Ю

ЕМ

У,Ю

ИМ

2 лицо

ЕШЬ

ЕТЕ

ИШЬ

ИТЕ

3 лицо

ЕТ

УТ,ЮТ

ИТ

АТ,ЯТ

Нопределнная

 форма

 ЕТЬ,УТЬ,ЫТЬ,АТЬ,ОТЬ,ЯТЬ И Т.Д.

                  брить, стелить

ИТЬ 

(кроме   брить, стелить)

гнать, держать, терпеть,

обидеть, слышать, видеть,

ненавидеть, и зависеть

и вертеть,

и ещё дышать, смотреть

                 

ОРФОГРАММА №15

ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА В ГЛАГОЛАХ ВО 2-ОМ ЛИЦЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

В глаголах во 2-ом лице единственного числа после ш пишется мягкий знак. (учишься)

ОРФОГРАММА №16

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Чтобы не ошибиться в написании приставок, нужно знать,какие приставки существуют в русском языке. Они всегда пишутся одинаково.

В приставках на з-с перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими – С.

Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то пишется приставка ПРИ.

Если приставка близка по значению к слову оченьили к приставке ПЕРЕ, то пишется приставка ПРЕ.

ОРФОГРАММА №17

ПРАВОПИСАНИЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ГЛАСНЫХ В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ.

В  сложных словах после твердых согласных пишется соединительная О, а после мягких согласных, шипящих и Ц-соедининтельная гласная Е. (зверолов, путепровод, пешеход, птицефабрика) 

ОРФОГРАММА №18

ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ .

Мягкий знак после шипящих  пишется у существительных женского рода. Если существительное мужского рода, то мягкий знак не пишется. (грач, рожь)

ОРФОГРАММА №19

ЗАГЛАВНАЯ  БУКВА В ИМЕНА СОБСТВЕННЫХ

Все имена собственные (имена,фамилии,отчества людей, клички животных, названия рек, городов, стран и т.д.) пишутся с заглавной буквы.

ОРФОГРАММА №20

ПРАВОПИСАНИЕ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения-буква Е (врачом,товарищем).

ОРФОГРАММА №21

ПРАВОПИСАНИЕ О-Е В  ОКОНЧАНИЯХ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

В ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ БУКВА О, БЕЗ УДАРЕНИЯ – БУКВА Е 

(большого снега, хорошего дождя).

ОРФОГРАММА № 22.

ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языкудля 2 класса УМК "Гармония"

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями  Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования нового поколения...

"Личный помощник" Справочник по русскому языку и литературе

"Личный помощник" -  справочник по русскому языку и литературе, содержащий опорные схемы и памятки для учащихся, родителей и студентов.  Весь материал представлен пятью блока...

Страница справочника ученика начальных классов "Геометрия" (издательство "Академкнига/Учебник")

Страница может быть использована на уроке математики по теме "Ломаная линия" для выхода по QRкоду....

Справочник по русскому языку для начальной школы

В справочнике по русскому языку для начальной школы собраны все орфограммы, с которыми дети знакомятся, изучая курс начальной школы, а также предлагаются виды работы над ошибками....