Рабочая программа 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Развёрнутое календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_po_russkom_yazyku.docx | 70.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Развернутое календарно-тематическое планирование
по курсу «Русский язык»
2 класс
УМК «Перспектива»
Дата | № п/п | Тема урока | Содержание (цель) | Возможные виды деятельности обучающихся | |
план | факт | ||||
Мир общения (20 часов) | |||||
Собеседники (4 часа) | |||||
1 2 3 4 | Собеседники. Из истории письменной речи. Устная и письменная речь. Правила письменной речи. Словарный диктант | Представление о ситуации общения, её компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения Язык – самое удобное средство общения. Факты из истории письменной речи. Различение устных и письменных форм речи. Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи. | Объяснять значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации; обогащать запас слов-приветствий, использовать их в речи; уметь находить слова с изученными в 1 классе орфограммами, объяснять эти орфограммы. Составлять и расшифровывать «рисуночное письмо», развивать творческие способности; уметь составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму; уметь верно писать слова с непроверяемыми написаниями. | ||
Слово, предложение и текст в речевом общении (12 часов) | |||||
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14-15 16 | Слово, предложение и текст в речевом общении. Слово и предложение. Определение границ предложений. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Р/р. Восстановление деформированного текста Восклицательные и невосклицательные предложения. Входная контрольная работа. Анализ ошибок и коррекция знаний. Основные свойства текста. Основные свойства текста. Типы текстов. Р/р. Составление текстов | Основные понятия темы. Различия функции слова и предложения. Признаки предложения. Формирование умения распознавать предложения по этим признакам и оформлять их в письменной речи. Знакомство с построением предложений. Предупреждение ошибок, связанных с нарушением границ предложения. Классификация предложений по цели высказывания. Использование разных видов предложений в своей речи. Работа с деформированным текстом. Классификация предложений по интонации. Использование разных видов предложений в своей речи. Проверка усвоения материала за 1 класс. Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста (состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). Озаглавливание текста. Выделение общих признаков текста. Знакомство с различными типами текстов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Определение типа текста. Формирование умений составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. | Оформлять предложение на письме, используя алгоритм; определять предложение по цели высказывания; уметь работать с деформированным текстом; определять предложение по эмоциональной окраске. Знать изученные в первом классе правила, знать общие признаки текста: группа предложений, связанных по смыслу, тема, заглавие. Знать три типа текстов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Определять тип текста в зависимости от содержания; составлять соответствующий тип текста по иллюстрации. Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3-5 предложений на заданную тему. | ||
Главный помощник в общении - родной язык (4 часа) | |||||
17 18 19 20 | Главный помощник в общении – родной язык. Богатство языка. Словарный диктант Повторение по теме «Мир общения». Тест по теме «Мир общения». Проверочная работа по теме «Мир общения». | Основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложение, текст, их роль в речи. Лексическое богатство языка. Построение понятных для партнёра высказываний в рамках учебного диалога. Повторение основных понятий темы. Выполнение заданий теста. Работа с деформированным текстом. | Писать слова на заданную тему в алфавитном порядке; писать орфограммы в новых словарных словах. Формулировать значение понятий: «предложение», «речь», «текст», «язык». Сравнивать, различать языковые единицы; объединять в группы и определять роль языковых единиц в речи. Писать слова с изученными орфограммами: безударная гласная, проверяемая ударением; имя собственное. | ||
Звуки и буквы. Слог. Ударение (65 часов) | |||||
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами (7 часов) | |||||
21 22 23 24 25 26 27 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Алфавит. Названия букв алфавита. Алфавит. Использование алфавита. Гласные и согласные звуки. Проверочное списывание. Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Гласные и согласные звуки. Расхождения в произношении и написании. Понятие орфограммы. | Классификация гласных и согласных звуков, обозначение их буквами. Изучение звуковой структуры слова, выполнение звуко-буквенного анализа слова. Алфавит. Названия букв алфавита. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слова. Использование алфавита, письмо слов в алфавитном порядке. Характеристика гласных и согласных звуков, выполнение звуко-буквенного анализа слов. Роль гласных и согласных звуков в речи. Возможные расхождения произношения и написания. Соединение имеющихся в сознании детей представлений об «опасных местах» с понятием «орфограмма». Выявление очевидной сущности орфографических проблем. | Выполнять звуко-буквенный анализ слова; писать предложения со словами, в которых написание расходится с произношением. Рассказывать о гласных и согласных звуках. Понимать важность знания алфавита, использовать знания в повседневной жизни. Называть все буквы алфавита правильно, писать слова в алфавитном порядке. Уметь находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать звук, букву. Знать особенности различия звуков и букв, роль гласных и согласных звуков в речи, возможные расхождения произношения и написания. | ||
Звук [й] и буква Й. Звук [э] и буква Э (4 часа) | |||||
28 29 30 31 | Звук [й] и буква Й. Сравнение звуков [и] (гласного) и [й] (согласного). Перенос слов с буквой й в середине. Р/р. Обучающее изложение текста по вопросам Слова с буквой э в начале и в середине слова. | Сравнение гласного звука [и] и согласного звука [й’]. Подбор родственных слов с буквами И и Й. Создание текста-рассуждения при объяснении значения пословиц. Знакомство с правилами переноса слов с буквой Й в середине слова. Обогащение речи детей словами разных грамматических групп. Составление предложений-советов, рассказа по рисунку. Письмо изложения по вопросам. Работа со словами (в том числе и со словами с непроверяемым написанием), содержащими букву Э. Деление слов с буквой Э на группы в зависимости от места ее употребления: в начале слова, в середине слова. Составление рассказа по вопросам и опорным словам. | Писать орфограммы в новых словарных словах; выполнять звуко-буквенный анализ слова. Писать слова с буквой й, выполняя деление для переноса. Строить ответы на вопросы, записывать их, правильно оформляя на письме; писать орфограммы в новых словарных словах. Писать слова с буквой э, выполняя деление для переноса. Составлять и записывать ответы на вопросы, используя содержание текста. | ||
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (6 часов) | |||||
32 33 34 35 36-37 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака. Перенос слов с мягким знаком. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных е, ё, ю, и, я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Словарный диктант | Систематизация знаний о парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуках. Составление предложений со словами из словаря. Роль твердых и мягких согласных звуков в различении слов. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных звуков на письме. Правила переноса слов с мягким знаком. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков и вопросам к ним. Правило написания букв парных по звонкости-глухости согласных звуков в конце слова. Второй способ обозначения на письме мягкости согласных звуков – с помощью букв Е, Ё, И, Ю, Я. Разграничение двух функций букв Е, Ё, Ю, Я, И: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков. Сопоставление двух способов обозначения мягкости согласных звуков на письме; роль твердых и мягких согласных в различении слов. | Обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, и, ё, ю, я и ь; выполнять звуко-буквенный анализ слова; писать слова с ь в середине и в конце. Обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью буквы ь; выполнять перенос слов с мягким знаком в середине слова. Различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова. Писать словарные слова. | ||
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн (7 часов) | |||||
38 39 40 41 42 43 44 | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши. Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу. Р/р. Составление рассказа по картинке, по вопросам к ней и опорным словам. Правописание буквосочетаний чк, чн, щн . Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн» | Повторение понятия «шипящие согласные звуки». Сохранение традиций в написании данных буквосочетаний. Образование форм и слов с данными буквосочетаниями. Организация повторения правила написания буквосочетаний ча-ща; чу-щу; проведение орфографического тренинга. Составление рассказа по картинке, по вопросам к ней и опорным словам. Организация повторения правила написания буквосочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн; проведение орфографического тренинга; отработка написания буквосочетаний чк, чн, щн, нщ. Проверка полученных знаний по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн». | Знать шипящие согласные звуки, давать им характеристику; писать орфограммы в новых словарных словах; писать слова с буквосочетаниями жи-ши, используя правило. Писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило. Объяснять почему эти написания являются традиционными. Составлять рассказ по картинке, по вопросам к ней и опорным словам; записывать предложения, правильно их оформляя. Уметь правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Интерпретировать полученные знания. | ||
Слог. Перенос слов (3 часа) | |||||
45 46-47 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Слог. Перенос слов. Слог. Перенос слов. | Повторение правила деления слов на слоги. Углубление полученных в 1 классе знаний о правилах переноса слов. Отработка навыка деления слов на части для переноса. Закрепление навыка деления слов для переноса. Повторение изученных орфограмм. | Проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Выполнять перенос слова, используя правила; писать орфограммы в новых словарных словах. | ||
Ударение. Ударный слог (3 часа) | |||||
48 49 50 | Роль ударения в слове. Различение слов-омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением). Ударение. Ударный слог. | Актуализация знаний об ударении. Роль ударения в слове. Наблюдение за изменениями значения слова в зависимости от ударения на примере слов-омографов. Смыслоразличительная функция ударения на примере слов-омографов. Важность орфоэпически верного произнесения слов при общении с людьми. Отработка навыка нахождения ударного слога в словах. Особенность буквы Ё (обозначает всегда ударный гласный звук). | Выполнять деление слова на слоги; определять ударный слог. Различать постановку ударения в слове на примере слов-омографов; находить ударный слог в слове; определять особенность буквы ё как всегда ударной гласной. | ||
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме (9 часов) | |||||
51 52- 53 54 55-56 57 58 59 | Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах. Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в слове Упражнения в написании слов с безударными гласными. Р/р. Обучающее изложение текста по вопросам «Лев» (можно «Синичка») Упражнения в написании слов с безударными гласными. Словарный диктант. Диктант «Ленивый кот» с грамматическим заданием по теме «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме». | Нахождение в словах букв безударных гласных звуков; проверочных слов путем подбора родственных слов или изменения формы слова; создание представления о единообразном написании слов; показать значение верного написания слов для различения их по смыслу. Знакомство с разными способами проверки изучаемой орфограммы; активизация словарного запаса учащихся при подборе проверочных слов; совершенствование навыка построения текста-доказательства при объяснении выбора проверочных слов. Подбор проверочных слов для слов с безударной гласной в корне. Формирование навыка правописания букв безударных гласных звуков, представления о единообразном написании слова; представление о смысловой связи родственных слов; знакомство с алгоритмом написания буквы безударного гласного звука; развитие речи учащихся при составлении текста на заданную тему. Создание условий для формирования умения правильно подбирать проверочные слова, отрабатывать алгоритм самоконтроля; проведение орфографического тренинга по применению полученных знаний в новых условиях. Проверка усвоения обучающимися темы «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме». | Писать новые словарные слова; писать слово с безударной гласной, подбирая проверочное слово. Уметь определять способы проверки слов с безударной гласной в корне. Уметь действовать по алгоритму. Определять темы текста; устанавливать связи предложений в тексте; использовать синонимы. Уметь применять правила проверки безударной гласной в корне слова. | ||
Правописание слов с непроверяемыми написаниями (2 часа) | |||||
60 61 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Правописание слов с непроверяемыми написаниями. Правописание слов с непроверяемыми написаниями. | Отличие алгоритма объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и не проверяемых ударением; использование орфографического словаря при написании слов с непроверяемым написанием. Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам. | Писать новые словарные слова. | ||
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме (9 часов) | |||||
62 63 64-66 67 68 69 70 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. Упражнения в написании слов с парной согласной в конце слова. Проверочное списывание Непарные согласные. Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. Контрольный словарный диктант Диктант с грамматическим заданием по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме». | Различия между звонкими и глухими согласными звуками; парные по звонкости-глухости согласные в конце слова — это орфограмма; формирование представления детей о единообразном написании слова; важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи. Письмо слов с изучаемой орфограммой. Разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой. Выяснение, почему непарные по звонкости-глухости согласные проверять не надо; развитие речи и мышления детей при определении жанровых особенностей произведения, при толковании значения пословиц. Проверка парных по звонкости-глухости согласных в середине слова; способ проверки парных по звонкости-глухости согласных в середине слова; слова с непроверяемым написанием парных по звонкости-глухости согласных; пропедевтические наблюдения за значением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Показать роль согласных звуков в создании художественного образа (примеры аллитерации). Определение уровня знаний учащихся по двум последним изученным темам; активизация словарного запаса учащихся при подборе проверочных слов. | Писать орфограммы в новых словарных словах; различать звонкие и глухие парные согласные звуки. Строить словосочетания и предложения со словами, содержащими парные согласные. Оформлять на письме словосочетания, содержащие слова с парными согласными. Писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слова; писать словосочетания с парными согласными, используя алгоритм проверки написания парной согласной. | ||
Слова с удвоенными согласными (3 часа) | |||||
71 72 73 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Слова с удвоенными согласными. Р/р. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам. «Друзья птиц». Правописание слов с удвоенными согласными. | Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарём. Перенос слов с удвоенными согласными. Рассматривание картины. Составление рассказа по картине. Выделение частей в тексте. Отработка умения правильно писать слова с удвоенными согласными; развитие речи детей при составлении рассказа по рисунку. | Переносить слова с удвоенными согласными; писать слова с удвоенными согласными; писать орфограммы в новых словарных словах. Уметь создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике. Образовывать слова с удвоенными согласным. | ||
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 часа) | |||||
74 75 | Рубежный контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ ошибок и коррекция знаний. | Проверка усвоения изученного материала, универсальных учебных действий. Корректировка работы, определение видов орфограмм. | Писать слова с изученными орфограммами; находить и анализировать свои ошибки. | ||
Непроизносимые согласные (3 часа) | |||||
76 77-78 | Непроизносимые согласные. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Тест по теме «Слова с удвоенными и непроизносимыми согласными». | Знакомство с новой орфограммой и способом ее проверки; активизация словарного запаса детей при подборе родственных слов; развитие речи учащихся при составлении текста-доказательства в процессе аргументации верности написания слов. Причины появления непроизносимых согласных в словах; закрепление умения распознавать изученную орфограмму; развитие речи детей при составлении собственного речевого произведения по заданной теме. Выработка навыка проверки изученной орфограммы (в игровой форме); слова, не содержащие непроизносимых согласных, и способы их проверки; развитие речи школьников при составлении рассказа по жизненным впечатлениям; развитие навыка орфоэпически верной речи. | Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать слова с непроизносимыми согласными в тексте; работать с деформированным текстом. | ||
Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ) (7 часов) | |||||
79 80 81 82 83 84 85 | Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ). Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Словарный диктант, Р/р. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Написание поздравительного письма. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Р/р. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Написание объявления. Проверочный тест по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение». | Систематизация знаний учащихся об употреблении разделительного мягкого знака; развитие фонематического слуха детей при восприятии слов с разделительным мягким знаком и без него; развитие речи учащихся при объяснении значения пословиц. Разграничение двух функций мягкого знака в словах; отработка умения использовать мягкий знак как разделительный и как показатель мягкости согласных звуков; развитие речи учащихся при дописывании предложений; при составлении текста-доказательства по содержанию рассказа. Отработка умения использовать мягкий знак как разделительный и как показатель мягкости согласных звуков. Обратить внимание учащихся на наличие в русском письме разделительного твердого знака (без указания условий его употребления); развитие фонематического слуха детей при сравнении слов, написанных с разделительным твердым знаком и без него; развитие речи учащихся при составлении рассказа по рисунку. Знакомство учащихся с особенностями объявления; составление объявления; повторение изученных орфограмм. Проверка и систематизация основных знаний учащихся по изученному разделу. | Писать предложения со словами, имеющими ъ. Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму ( правописание слов с разделительным мягким знаком). Распределять слова по группам в зависимости от функции ь. Писать текст письма по частям в соответствии с требованиями; писать текст объявления по частям в соответствии с требованиями. Применять знания, полученные при изучении темы. | ||
Слово и его значение (20 часов) | |||||
Что рассказало слово (4 часа) | |||||
86 87 88-89 | Что рассказало слово. Лексическое значение слов. Обобщающее значение слова. | Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно-семантических моделей). Формирование представления учащихся о понятийном (обобщающем) значении слова; закрепление представлений детей о слове как двусторонней языковой единице; расширение словарного запаса учащихся; привитие навыка работы с толковым словарем. Классифицировать слова на основе их лексического значения, подбирать обобщающие слова. | Писать и использовать слова в речи, опираясь на их лексическое значение. Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму. Классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым). Редактировать текст с часто повторяющимися словами. | ||
Имена собственные и нарицательные (3 часа) | |||||
90 91-92 | Имена собственные и нарицательные. Правописание имён собственных. | Формирование представления об основном назначении (функции) имен собственных (они призваны называть единичные предметы, а не группу однородных предметов, как имена нарицательные); введение терминов «имена собственные» и «имена нарицательные». Закрепление орфографического навыка использования заглавной буквы в именах собственных. Разная степень мотивированности кличек животных и имен людей; сопоставление омонимичных имен собственных и нарицательных; образование имен и фамилий по заданному образцу, при составлении описания. | Распознавать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям. Писать в тексте имена собственные и нарицательные. | ||
Слова с несколькими значениями (2 часа) | |||||
93 94 | Слова с несколькими значениями. Многозначные слова. | Сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова; определение конкретного значения многозначного слова в речевом употреблении; объяснение значений многозначных слов; знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим). Роль слов с переносным значением в речи, повторение изученных орфограмм. | Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте; писать предложения, используя многозначные слова. | ||
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) (1 час) | |||||
95 | Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). | Углубление знаний о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению, введение термина «омонимы»; роль омонимов в речи; объяснение значений слов-омонимов, составление предложений с ними. | Работать со словарём омонимов; писать предложения, используя омонимы. | ||
Слова, близкие по значению (синонимы) (3 часа) | |||||
96 97 98 | Слова, близкие по значению (синонимы). Использование синонимов в речи. Роль слов-синонимов в речи. | Углубление знаний детей о словах, близких по значению; введение термина «синонимы»; различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности); составление предложений со словами-синонимами. Выработка навыка коммуникативно оправданного использования синонимов в речи; знакомство учащихся с синонимами – словами речевого этикета; обогащение речи детей синонимами разных тематических групп. Обогащение речи учащихся синонимами, относящимися к разным частям речи. | Подбирать синонимы, используя словарь; писать предложения со словами, которые являются синонимами; писать словарные слова. Уметь определять значение слова с помощью словаря. | ||
Слова, противоположные по значению (антонимы) (2 часа) | |||||
99-100 | Слова, противоположные по значению (антонимы). | Расширение знаний детей об антонимах; обогащение речи учащихся антонимами разных частей речи. Закрепление знаний учащихся об антонимах; роль антонимов в речи; систематизация знаний детей о синонимах, антонимах и омонимах. | Подбирать антонимы, используя словарь; писать предложения со словами, которые являются антонимами; писать словарные слова. | ||
Устойчивые сочетания слов (1 час) | |||||
101 | Устойчивые сочетания слов. | Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи. | Использовать в речи фразеологизмы; писать предложения с фразеологическими оборотами. | ||
Тематические группы слов (2 часа) | |||||
102 -103 | Тематические группы слов. Словарный диктант | Классификация слов на основе лексического значения; активизация словарного запаса учащихся и обогащение его словами разных тематических групп; пропедевтика изучения частей речи. | Распределять и писать слова по группам на основе их лексического значения. | ||
Контрольный тест. Работа над ошибками (2 часа) | |||||
104 105 | Контрольный тест по теме «Слово и его значение» Анализ ошибок и коррекция знаний. | Систематизация полученных детьми знаний по лексике; проверка степени усвоения школьниками материала по разделу «Слово и его значение». Корректировка работы, определение видов орфограмм. | Писать имена собственные и нарицательные в тексте; подбирать к указанным словам синонимы и антонимы; соотносить фразеологизм и его значение. Находить и анализировать свои ошибки. | ||
Состав слова (15 часов) | |||||
Как собрать и разобрать слово (1 час) | |||||
106 | Как собрать и разобрать слово. | Слово как объединение морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих значение. Единообразное написание морфем; выделение корня в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней; повторение правил написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости-глухости согласных звуков. | Выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; писать слова с изученными орфограммами. | ||
Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (6 часов) | |||||
107 108 109-110 111-112 | Родственные слова. Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. Правописание безударных гласных в корне слова Правописание парных согласных в корне слова. | Морфемный состав слова, единообразное написание морфем; выделение корня в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней. Выделение корня в родственных словах; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; составление предложений по рисунку. Правописание букв безударных гласных звуков в корне слова на основе верного нахождения корня, верного подбора однокоренных слов; составление текста-рассуждения в процессе объяснения правила проверки безударных гласных; при составлении текста-описания. Закрепление представления о единообразном написании корня слова; тренировка учащихся в написании букв безударных гласных звуков, парных по звонкости-глухости согласных в корне слова; роль орфографических правил для облегчения написания и чтения слов. Роль орфографических правил для облегчения написания и чтения слов. | Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением; писать слова с безударной гласной и парной согласной в корне, используя алгоритм проверки. Доказывать родство слов, объяснять их значения. | ||
Приставка (3 часа) | |||||
113 114 115 | Приставка. Приставка. Правописание разделительного твёрдого знака. Р/р. Обучающее изложение по обобщённым вопросам. «Лиса». | Приставка, её роль в слове. Значение, которое приставка придаёт слову. Правило употребления разделительного твердого знака; разграничение случаев употребления разделительных твердого и мягкого знаков; конструирование слова из данных морфем. Изложение текста по обобщённым вопросам. Деление текста на части. Построение предложения в зависимости от контекста. | Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка. Различать предлоги и приставки. Употреблять при написании слов ь и ъ знаки. Образовывать однокоренные слова, используя приставку. | ||
Суффикс (2 часа) | |||||
116 117 | Суффикс. Роль суффикса в слове. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. | Суффикс как значимая часть слова; роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; единообразное написание одного и того же суффикса; группировка слов по значению суффиксов; навыки речевого этикета при использовании личных имен. Определение значения суффиксов в словах; составление слов с предложенными суффиксами. | Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы ( простые случаи). Образовывать новые и однокоренные слова с помощью суффиксов; писать слова с суффиксами и выделять их графически; писать слова с изученными орфограммами. | ||
Окончание (1 час) | |||||
118 | Окончание. Проверочный тест по теме «Состав слова». | Окончание – изменяемая часть слова; роль окончания при связи слов в предложении; выработка правильного употребления окончаний в устной и письменной речи (простые случаи). | Правильно употреблять окончание ( простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании. Изменять форму слова; писать слова, изменяя окончание, и выделять его графически; писать слова с изученными орфограммами. | ||
Контрольный диктант. Работа над ошибками (2 часа) | |||||
119 120 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова». Анализ ошибок и коррекция знаний. | Определение уровня усвоения детьми темы, уровня сформированности умения выделять морфемы в слове, понимания роли каждой части слова в выражении его значения. Корректировка работы, определение видов орфограмм. | Писать слова с изученными орфограммами; писать словарные слова «лисица», «ягода»; выделять в слове морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание. Находить и анализировать свои ошибки. | ||
Части речи (32 часа) | |||||
Что такое части речи (3 часа) | |||||
121 122-123 | Что такое части речи. Части речи. Словарный диктант | Основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи; образное представление о языке как о четко организованной структуре; роль слов каждой части речи в произведениях словесного творчества. Активизация умения различать слова разных частей речи по вопросу; наличие общих грамматических свойств у слов каждой части речи. | формулировать вопрос к определённой части речи; - писать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; - писать орфограммы в новых словарных словах; - писать слова с известными орфограммами. | ||
Имя существительное (7 часов) | |||||
124 125 126 127-128 129 130 | Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Варианты окончаний имён существительных во множественном числе. | Введение понятия «имя существительное»; различия между одушевленными и неодушевленными существительными; определение тематических групп, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные. Расширение представления учащихся о категории одушевленности-неодушевленности имен существительных; активизация использования имен существительных в речи детей при работе с рисунками и составлении словосочетаний. Функциональные различия между именами собственными и нарицательными; активизация навыка употребления заглавной буквы при написании имен собственных; обобщение всех известных учащимся способов употребления заглавной буквы; распределение имен собственных по тематическим группам. Закрепление навыка употребления заглавной буквы в именах собственных; формирование навыка речевого этикета при использовании личных имен. Образование разных вариантов личных имен, устное составление описания животного, составление предложений из «рассыпавшихся» слов. Подбор обобщающих имен существительных со значением «животные» и «растения»; соблюдение норм речевого этикета в общественном месте; повторение изученных орфограмм. Категория числа имени существительного; употребление имен существительных, имеющих вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа). | Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний; употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных. Писать предложения с именами существительными одушевлёнными (неодушевлёнными), собственными (нарицательными), которые употребляются в единственном или множественном числе. Работать с деформированным текстом; писать слова с изученными орфограммами; писать орфограммы в новых словарных словах. | ||
Глагол (6 часов) | |||||
131 132 133 134 135 136 | Глагол как часть речи. Изменение глаголов по числам. Развитие умения ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Употребление глаголов в речи. Р/р. Обучающее изложение текста по опорным словам. (По рассказу Б. Житкова «Храбрый утёнок»). Обобщение знаний о глаголе. | Глагол как часть речи; тематические группы глаголов; использование глаголов в связной речи. Изменение глаголов по числам; коммуникативная важность грамотного сочетания слов в предложении; составление диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций. Наблюдение за изменением глаголов по временам; формирование умения свободно трансформировать текст, изменяя форму времени глаголов; повторение изученных орфограмм. Организующая роль глагола в образовании предложения; обобщение имеющихся у детей знаний о глаголе; составление устного рассказа о событиях из жизни; умение находить глаголы в речи; повторение изученных орфограмм. Изложение текста по опорным словам. Ознакомление со структурными частями текста. Систематизация знаний детей о глаголе. | Писать орфограммы в новых словарных словах; писать слова с известными орфограммами; писать предложение с глаголами единственного (множественного) числа. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени; находить глаголы в речи; составлять устный рассказ. | ||
Имя прилагательное (9 часов) | |||||
137 138-139 140 141-142 143 144 145 | Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по числам. Р/р. Сочинение-миниатюра на тему «Весеннее утро» Роль имён прилагательных в речи. Повторение знаний об основных частях речи. Словарный диктант Обобщение знаний об основных частях речи. Словесные средства создания художественного образа. | Имя прилагательное как части речи; прилагательные разных тематических групп (размер, форма, цвет, вкус). Нахождение имен прилагательных в речи; согласование имен существительных и прилагательных в числе; наблюдение за изменением имен прилагательных по числам; повторение изученных ранее орфограмм; образование имен прилагательных от слов других частей речи. Написание сочинения-миниатюры «Весеннее утро»; умение верно согласовывать имена прилагательные с существительными; повторение изученных ранее орфограмм. Наблюдение за ролью имен прилагательных в речи; обогащение речи учащихся именами прилагательными разных тематических групп (цвет, настроение, внешний вид и т.п.), прилагательными с синонимическими и антонимическими значениями. Возможности использования слов разных частей речи в тексте; наблюдение за словесными средствами создания художественного образа; составление загадок, рассказа по рисунку. | Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Подбирать вопрос к имени прилагательному; писать орфограммы в новых словарных словах; изменять имена прилагательные по числам. Составлять загадки, рассказы по рисунку. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением. | ||
Предлог (5 часов) | |||||
146 147-148 149 150 | Предлог, его роль в речи. Правописание предлогов со словами. Различие написания приставок и предлогов. Литературные нормы употребления предлогов в речи. | Необходимость использования предлогов для связи слов в предложении и словосочетании; особенность языковой природы предлогов — отсутствие полноценного лексического значения. Знакомство с правилом написания предлогов с другими словами; развитие умения использовать предлоги в речи при составлении словосочетаний, редактировании текста. Использование предлогов в речи при составлении словосочетаний, текстов. Разница в написании предлога и приставки; знакомство со способом разграничения приставки и предлога; составление рассказа по рисунку и опорным вопросам. Знакомство с литературными нормами употребления предлогов в речи; использование предлогов в речи; воспитание отношения к грамотной речи как к части общей культуры человека. | Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами. Писать слова с приставками и предлогами; писать орфограммы в новых словарных словах; писать слова с известными орфограммами. | ||
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 часа) | |||||
151 152 | Контрольная работа по теме «Части речи» (или Административная комплексная итоговая работа). Анализ ошибок и коррекция знаний. Контрольное списывание. | Проверка уровня сформированности практического умения определять принадлежность слова к какой-либо части речи, уровня усвоения соответствующей терминологии, знания основных особенностей каждой части речи; систематизация знаний учащихся об изученных частях речи. Корректировка работы, определение видов орфограмм. Проверка умения списывать текст. | Писать предложение, используя разные части речи; писать приставки и предлоги, используя правило; писать слова с известными орфограммами. Находить и анализировать свои ошибки; знать алгоритм списывания, уметь действовать по алгоритму. | ||
Предложение. Текст (14 часов) | |||||
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 | Предложение. Типы предложений по интонации и по цели высказывания. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Текст. Типы текстов. Р/р. Составление текста-описания животного на основе упр.183. Записка как вид текста, её особенности. Письмо как вид текста, требования к его написанию. Приглашение как вид текста, требования к его написанию. Общение человека с природой. Контрольный словарный диктант. Р/р. Составление текста по опорным словам. (Р.т., упр.196.) Контрольный тест по теме «Предложение. Текст». Анализ ошибок и коррекция знаний. | Создание наглядно-образного представления детей о предложении как о цепочке связанных между собой слов; смысловая связь слов в предложении; типы предложений по цели высказывания и по интонации; обусловленность типа предложения по цели высказывания и по интонации коммуникативной задачей; составление предложений разных типов. Понятие о главных членах предложения как смысловой основе предложения; выделение подлежащего и сказуемого в двусоставных предложениях на основе вопросов. Понятие грамматической основы предложения; роль главных и второстепенных членов предложения в выражении его смысла; нахождение главных членов предложения; постановка вопросов от одного члена предложения к другому; распространение предложений второстепенными членами. Постановка вопросов от одного члена предложения к другому; распространение предложений второстепенными членами. Активизация известных детям сведений о тексте; восстановление последовательности предложений в тексте; составление предложений и текста. Активизация знаний детей о трех типах текстов: описании, повествовании, рассуждении; обусловленность выбора типа текста целью высказывания; составление текста (рассказа по рисункам, по заданным ситуациям). Составление текста-описания животного, использование слов разных частей речи. Закрепление умения определять тип текста; знакомство детей с особенностями построения записки, выработка умения составлять текст записки; активизация навыков использования слов речевого этикета. Образцы лирического общения человека с природой. Составление текста по опорным словам, определение главной мысли, выделение при записи частей текста. Проверка уровня усвоения детьми знаний по изученным в разделе темам; определение уровня сформированности умения второклассников составлять предложения и тексты; озаглавливание текста, определение типа текста. Корректировка работы, определение видов орфограмм. | Оформлять предложение на письме в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски; выделять основу предложения графически; рассказывать о связи слов в предложении; формулировать вопрос к главному члену предложения. Писать словарные слова и слова с изученными орфограммами; выделять главные члены предложения. Ставить вопросы от одного члена предложения к другому; распространять предложения. Составлять и писать текст; уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, воспроизводить текст по плану. Писать записку, письмо, приглашение в соответствии с требованиями к их оформлению; Читать поэтические произведения; находить образные выражения. Составлять текст по опорным словам; выделять главную мысль текста. определять основу предложения; графически выделять главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Определять вид текста в зависимости от содержания; писать слова с изученными орфограммами | ||
Повторение изученного за год (4 часа) | |||||
167 168 169 170 | Повторение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Повторение знаний по теме «Слово и его значение». Повторение знаний по теме «Состав слова». Повторение знаний по теме «Части речи». | Выполнение звуко-буквенного анализа слов, перенос слов, слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн, нч. Повторение имён собственных и нарицательных, многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов. Разбор слов по составу, подбор однокоренных слов при проверке безударной гласной и парной согласной в корне слова. Активизация умения различать слова разных частей речи по вопросу; наличие общих грамматических свойств у слов каждой части речи. | Выполнять полный звуко-буквенный разбор слова; писать слова в алфавитном порядке; писать предложения со словами, в которых написание расходится с произношением. Писать и использовать слова в речи, опираясь на их лексическое значение; писать словарные слова. Выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; писать слова с изученными орфограммами. формулировать вопрос к определённой части речи; писать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; писать слова с известными орфограммами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...