Рабочая программа 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Сизова Светлана Николаевна

Развёрнутое календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_po_russkom_yazyku.docx70.74 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутое календарно-тематическое планирование

по курсу «Русский язык»

2 класс

УМК «Перспектива»

Дата

№ п/п

Тема урока

Содержание

(цель)

Возможные виды деятельности обучающихся

план

факт

Мир общения (20 часов)

Собеседники (4 часа)

1

2

3

4

 Собеседники.

Из истории письменной речи.

 Устная и письменная речь.

Правила письменной речи. Словарный диктант

Представление о ситуации общения, её компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения

Язык – самое удобное средство общения. Факты из истории письменной речи.

Различение устных и письменных форм речи.

Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи.

Объяснять значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;

обогащать запас слов-приветствий, использовать их в речи;  уметь находить слова с изученными в 1 классе орфограммами, объяснять эти орфограммы.

Составлять и расшифровывать «рисуночное письмо», развивать творческие способности;  

уметь составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;  уметь верно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Слово, предложение и текст в речевом общении (12 часов)

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14-15

16

Слово, предложение и текст в речевом общении.

Слово и предложение.

Определение границ предложений.

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

Р/р. Восстановление деформированного текста

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Входная контрольная работа.

Анализ ошибок и коррекция знаний. Основные свойства текста.

Основные свойства текста.

Типы текстов.

Р/р. Составление текстов

Основные понятия темы.

Различия функции слова и предложения.

Признаки предложения. Формирование умения распознавать предложения по этим признакам и оформлять их в письменной речи. Знакомство с построением предложений. Предупреждение ошибок, связанных с нарушением границ предложения.

Классификация предложений по цели высказывания. Использование разных видов предложений в своей речи.

Работа с деформированным текстом.

Классификация предложений по интонации. Использование разных видов предложений в своей речи.

Проверка усвоения материала за 1 класс.

Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста (состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). Озаглавливание текста.

Выделение общих признаков текста.

Знакомство с различными типами текстов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.

Определение типа текста. 

Формирование умений составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение.

Оформлять предложение на письме, используя алгоритм; определять предложение по цели высказывания;

уметь  работать с деформированным текстом; определять предложение по эмоциональной окраске.

Знать изученные в первом классе правила, знать общие  признаки текста: группа предложений, связанных по смыслу, тема, заглавие.

Знать три типа текстов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Определять тип текста в зависимости от содержания; составлять соответствующий тип текста по иллюстрации. Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3-5 предложений на заданную тему.

Главный помощник в общении - родной язык (4 часа)

17

18

19

20

Главный помощник в общении – родной язык.

Богатство языка. Словарный диктант

Повторение по теме «Мир общения». Тест по теме «Мир общения».

Проверочная работа по теме «Мир общения».

Основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложение, текст, их роль в речи.                      

Лексическое богатство языка. Построение понятных для партнёра высказываний в рамках учебного диалога.

Повторение основных понятий темы. Выполнение заданий теста.

Работа с деформированным текстом.

Писать слова на заданную тему в алфавитном порядке; писать орфограммы в новых словарных словах. Формулировать значение понятий: «предложение», «речь», «текст», «язык». Сравнивать, различать языковые единицы; объединять в группы и  определять роль языковых единиц в речи. Писать слова с изученными орфограммами: безударная гласная, проверяемая ударением; имя собственное.

Звуки и буквы. Слог. Ударение (65 часов)

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами (7 часов)

21

22

23

24

25

26

27

Анализ ошибок и коррекция знаний. Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.

Алфавит. Названия букв алфавита.

Алфавит. Использование алфавита.

Гласные и согласные звуки. Проверочное списывание.

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.

Гласные и согласные звуки. Расхождения в произношении и написании.

Понятие орфограммы.

Классификация гласных и согласных звуков, обозначение их буквами. Изучение звуковой структуры слова, выполнение звуко-буквенного анализа слова.

Алфавит. Названия букв алфавита. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слова.

Использование алфавита, письмо слов в алфавитном порядке.

Характеристика гласных и согласных звуков, выполнение звуко-буквенного  анализа слов.

Роль гласных и согласных звуков в речи. Возможные расхождения произношения и написания.

Соединение имеющихся в сознании детей представлений об «опасных местах» с понятием «орфограмма». Выявление очевидной сущности орфографических проблем.

Выполнять звуко-буквенный анализ слова;  писать предложения со словами, в которых написание расходится с произношением. Рассказывать о гласных и согласных звуках. Понимать важность знания алфавита, использовать знания в повседневной жизни. Называть все буквы алфавита правильно, писать слова в алфавитном порядке. Уметь находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать   звук, букву. Знать особенности различия звуков и букв,  роль гласных и согласных звуков в речи, возможные расхождения произношения и написания.

Звук [й] и буква Й. Звук [э] и буква Э (4 часа)

28

29

30

31

Звук [й] и буква Й. Сравнение звуков [и] (гласного) и [й] (согласного).

Перенос слов с буквой й в середине.

Р/р. Обучающее изложение текста по вопросам

Слова с буквой э в начале и в середине слова.

Сравнение гласного звука [и] и согласного звука [й’]. Подбор родственных слов с буквами И и Й. Создание текста-рассуждения при объяснении значения пословиц.

Знакомство с правилами переноса слов с буквой Й в середине слова. Обогащение речи детей словами разных грамматических групп. Составление предложений-советов, рассказа по рисунку. Письмо изложения по вопросам.

Работа со словами (в том числе и со словами с непроверяемым написанием), содержащими букву Э. Деление слов с буквой Э на группы в зависимости от места ее употребления: в начале слова, в середине слова. Составление рассказа по вопросам и опорным словам.

Писать орфограммы в новых словарных словах;  выполнять звуко-буквенный анализ слова. Писать слова с буквой й,  выполняя деление для переноса.

Строить ответы на вопросы, записывать их, правильно оформляя на письме; писать орфограммы в новых словарных словах. Писать слова с буквой  э, выполняя деление для переноса.

 Составлять и записывать ответы на вопросы, используя содержание текста.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (6 часов)

32

33

34

35

36-37

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака.

Перенос слов с мягким знаком.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных е, ё, ю, и, я.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Словарный диктант

Систематизация знаний о парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуках. Составление предложений со словами из словаря.

Роль твердых и мягких согласных звуков в различении слов. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.

Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных звуков на письме. Правила переноса слов с мягким знаком. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков и вопросам к ним. Правило написания букв парных по звонкости-глухости согласных звуков в конце слова.

Второй способ обозначения на письме мягкости согласных звуков – с помощью букв Е, Ё, И, Ю, Я.

Разграничение двух функций букв Е, Ё, Ю, Я, И:  а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков.

Сопоставление двух способов обозначения мягкости согласных звуков на письме; роль твердых и мягких согласных в различении слов.

Обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, и, ё, ю, я и ь;

 выполнять звуко-буквенный анализ слова;  писать слова с ь в середине и в конце. Обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью буквы ь;

выполнять перенос слов с мягким знаком в середине слова. Различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова. Писать словарные слова.

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн (7 часов)

38

39

40

41

42

43

44

Шипящие согласные звуки.

Правописание буквосочетаний жи-ши.

Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу.

Р/р. Составление рассказа по картинке, по вопросам к ней и опорным словам.

Правописание буквосочетаний чк, чн, щн .

Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн»

Повторение понятия «шипящие согласные звуки».

Сохранение традиций в написании данных буквосочетаний. Образование форм и слов с данными буквосочетаниями.

Организация повторения правила написания буквосочетаний ча-ща; чу-щу;  проведение орфографического тренинга.

Составление рассказа по картинке, по вопросам к ней и опорным словам.

Организация повторения правила написания буквосочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн; проведение орфографического тренинга; отработка написания буквосочетаний чк, чн, щн, нщ.

Проверка полученных знаний по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн».

Знать шипящие согласные звуки, давать им характеристику;  писать орфограммы в новых словарных словах;  писать слова с буквосочетаниями жи-ши, используя правило. Писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило. Объяснять почему эти написания являются традиционными. Составлять рассказ по картинке, по вопросам к ней и опорным словам; записывать предложения, правильно их оформляя.

Уметь  правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Интерпретировать  полученные знания.

Слог. Перенос слов (3 часа)

45

46-47

Анализ ошибок и коррекция знаний. Слог. Перенос слов.

Слог. Перенос слов.

Повторение правила деления слов на слоги. Углубление полученных в 1 классе знаний о правилах переноса слов.

Отработка навыка деления слов на части для переноса. Закрепление навыка деления слов для переноса. Повторение изученных орфограмм.

Проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Выполнять перенос слова, используя правила; писать орфограммы в новых словарных словах.

Ударение. Ударный слог (3 часа)

48

49

50

Роль ударения в слове.

Различение слов-омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением).

Ударение. Ударный слог.

Актуализация знаний об ударении. Роль ударения в слове. Наблюдение за изменениями значения слова в зависимости от ударения на примере слов-омографов.

Смыслоразличительная функция ударения на примере слов-омографов. Важность орфоэпически верного произнесения слов при общении с людьми.

Отработка навыка нахождения ударного слога в словах. Особенность буквы Ё (обозначает всегда ударный гласный звук).

Выполнять деление слова на слоги;

определять ударный слог. Различать постановку ударения в слове на примере слов-омографов; находить ударный слог в слове; определять особенность буквы ё как всегда ударной гласной.

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме (9 часов)

51

52-

53

54

55-56

57

58

59

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах.

Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов.

Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в слове

Упражнения в написании слов с безударными гласными.

Р/р. Обучающее изложение текста по вопросам «Лев» (можно «Синичка»)

Упражнения в написании слов с безударными гласными. Словарный диктант.

Диктант «Ленивый кот» с грамматическим заданием по теме «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме».

Нахождение в словах букв безударных гласных звуков; проверочных слов путем подбора родственных слов или изменения формы слова; создание представления о единообразном написании слов; показать значение верного написания слов для различения их по смыслу.

Знакомство с разными способами проверки изучаемой орфограммы; активизация словарного запаса учащихся при подборе проверочных слов; совершенствование навыка построения текста-доказательства при объяснении выбора проверочных слов. Подбор проверочных слов для слов с безударной гласной в корне.

Формирование навыка правописания букв безударных гласных звуков, представления о единообразном написании слова; представление о смысловой связи родственных слов; знакомство с алгоритмом написания буквы безударного гласного звука; развитие речи учащихся при составлении текста на заданную тему. Создание условий для формирования  умения правильно подбирать проверочные слова, отрабатывать алгоритм самоконтроля; проведение орфографического  тренинга по применению полученных знаний в новых условиях.

Проверка усвоения обучающимися темы «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме».

Писать новые словарные слова;

писать слово с безударной гласной, подбирая проверочное слово. Уметь определять способы проверки слов с безударной гласной в корне. Уметь действовать по алгоритму. Определять темы текста; устанавливать связи предложений в тексте; использовать синонимы. Уметь применять правила проверки безударной гласной в корне слова.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями (2 часа)

60

61

Анализ ошибок и коррекция знаний. Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

Отличие алгоритма объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и не проверяемых ударением; использование орфографического словаря при написании слов с непроверяемым написанием.

Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам.

Писать новые словарные слова.

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме (9 часов)

62

63

64-66

67

68

69

70

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.

Упражнения в написании слов с парной согласной в конце слова.

Проверочное списывание

Непарные согласные.

Правописание звонких и глухих согласных в середине слова.

Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. Контрольный словарный диктант

Диктант с грамматическим заданием по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме».

Различия между звонкими и глухими согласными звуками; парные по звонкости-глухости согласные в конце слова — это орфограмма; формирование представления детей о единообразном написании слова; важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи. Письмо слов с изучаемой орфограммой. Разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой.

Выяснение, почему непарные по звонкости-глухости согласные проверять не надо; развитие речи и мышления детей при определении жанровых особенностей произведения, при толковании значения пословиц.

Проверка парных по звонкости-глухости согласных в середине слова; способ проверки парных по звонкости-глухости согласных в середине слова; слова с непроверяемым написанием парных по звонкости-глухости согласных; пропедевтические наблюдения за значением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Показать роль согласных звуков в создании художественного образа (примеры аллитерации). Определение уровня знаний учащихся по двум последним изученным темам; активизация словарного запаса учащихся при подборе проверочных слов.

Писать орфограммы в новых словарных словах;  различать звонкие и глухие парные согласные звуки.

Строить словосочетания и предложения со словами, содержащими парные согласные. Оформлять на письме словосочетания, содержащие слова с парными согласными.

Писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слова; писать словосочетания с парными согласными, используя алгоритм проверки написания парной согласной.

Слова с удвоенными согласными (3 часа)

71

72

73

Анализ ошибок и коррекция знаний. Слова с удвоенными согласными.

Р/р. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам. «Друзья птиц».

Правописание слов с удвоенными согласными.

Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарём. Перенос слов с удвоенными согласными.

Рассматривание картины. Составление рассказа по картине. Выделение частей в тексте.

Отработка умения правильно писать слова с удвоенными согласными; развитие речи детей при составлении рассказа по рисунку.

Переносить слова с удвоенными согласными;  писать слова с удвоенными согласными; писать орфограммы в новых словарных словах. Уметь создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике. Образовывать слова с удвоенными согласным.

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 часа)

74

75

Рубежный контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок и коррекция знаний.

Проверка усвоения изученного материала, универсальных учебных действий.

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Писать слова с изученными орфограммами; находить и анализировать свои ошибки.

Непроизносимые согласные (3 часа)

76

77-78

Непроизносимые согласные.

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Тест по теме «Слова с удвоенными и непроизносимыми согласными».

Знакомство с новой орфограммой и способом ее проверки; активизация словарного запаса детей при подборе родственных слов; развитие речи учащихся при составлении текста-доказательства в процессе аргументации верности написания слов. Причины появления непроизносимых согласных в словах; закрепление умения распознавать изученную орфограмму; развитие речи детей при составлении собственного речевого произведения по заданной теме.

Выработка навыка проверки изученной орфограммы (в игровой форме); слова, не содержащие непроизносимых согласных, и способы их проверки; развитие речи школьников при составлении рассказа по жизненным впечатлениям; развитие навыка орфоэпически верной речи.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать слова с непроизносимыми согласными в тексте;  работать с деформированным текстом.

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ) (7 часов)

79

80

81

82

83

84

85

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ).

Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного.

Правописание слов с разделительным мягким знаком. Словарный диктант,

Р/р. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Написание поздравительного письма.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Р/р. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Написание объявления.

Проверочный тест по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

Систематизация знаний учащихся об употреблении разделительного мягкого знака; развитие фонематического слуха детей при восприятии слов с разделительным мягким знаком и без него; развитие речи учащихся при объяснении значения пословиц.

Разграничение двух функций мягкого знака в словах; отработка умения использовать мягкий знак как разделительный и как показатель мягкости согласных звуков; развитие речи учащихся при дописывании предложений; при составлении текста-доказательства по содержанию рассказа.

Отработка умения использовать мягкий знак как разделительный и как показатель мягкости согласных звуков.

Обратить внимание учащихся на наличие в русском письме разделительного твердого знака (без указания условий его употребления); развитие фонематического слуха детей при сравнении слов, написанных с разделительным твердым знаком и без него; развитие речи учащихся при составлении рассказа по рисунку.

Знакомство учащихся с особенностями объявления; составление объявления; повторение изученных орфограмм.

Проверка и систематизация основных знаний учащихся по изученному разделу.

Писать предложения со словами, имеющими ъ. Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму ( правописание слов с разделительным мягким знаком). Распределять слова по группам в зависимости от функции ь.

Писать текст письма по частям в соответствии с требованиями;  писать текст объявления по частям в соответствии с требованиями. Применять знания, полученные при изучении темы.

Слово и его значение (20 часов)

Что рассказало слово (4 часа)

86

87

88-89

Что рассказало слово.

Лексическое значение слов.

Обобщающее значение слова.

Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно-семантических моделей).

Формирование представления учащихся о понятийном (обобщающем) значении слова; закрепление представлений детей о слове как двусторонней языковой единице; расширение словарного запаса учащихся; привитие навыка работы с толковым словарем.

Классифицировать слова на основе их лексического значения, подбирать обобщающие слова.

Писать и использовать слова в речи, опираясь на их лексическое значение. Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму. Классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым). Редактировать текст с часто повторяющимися словами.

Имена собственные и нарицательные (3 часа)

90

91-92

Имена собственные и нарицательные.

Правописание имён собственных.

Формирование представления об основном назначении (функции) имен собственных (они призваны называть единичные предметы, а не группу однородных предметов, как имена нарицательные); введение терминов «имена собственные» и «имена нарицательные». Закрепление орфографического навыка использования заглавной буквы в именах собственных. Разная степень мотивированности кличек животных и имен людей; сопоставление омонимичных имен собственных и нарицательных; образование имен и фамилий по заданному образцу, при составлении описания.

Распознавать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям. Писать в тексте имена собственные и нарицательные.

Слова с несколькими значениями (2 часа)

93

94

Слова с несколькими значениями.

Многозначные слова.

Сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова; определение конкретного значения многозначного слова в речевом употреблении; объяснение значений многозначных слов; знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим).

Роль слов с переносным значением в речи, повторение  изученных  орфограмм.

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте; писать предложения, используя многозначные слова.

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) (1 час)

95

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

Углубление знаний о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению, введение термина «омонимы»; роль омонимов в речи; объяснение значений слов-омонимов, составление предложений с ними.

Работать со словарём омонимов;

писать предложения, используя омонимы.

Слова, близкие по значению (синонимы) (3 часа)

96

97

98

Слова, близкие по значению (синонимы).

Использование синонимов в речи.

Роль слов-синонимов в речи.

Углубление знаний детей о словах, близких по значению; введение термина «синонимы»; различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности); составление предложений со словами-синонимами. Выработка навыка коммуникативно оправданного использования синонимов в речи; знакомство учащихся с синонимами – словами речевого этикета; обогащение речи детей синонимами разных тематических групп.

Обогащение речи учащихся синонимами, относящимися к разным частям речи.

Подбирать синонимы, используя словарь;

писать предложения со словами, которые являются синонимами;  писать словарные слова. Уметь определять значение слова с помощью словаря.

Слова, противоположные по значению (антонимы) (2 часа)

99-100

Слова, противоположные по значению (антонимы).

Расширение знаний детей об антонимах; обогащение речи учащихся антонимами разных частей речи.

Закрепление знаний учащихся об антонимах; роль антонимов в речи; систематизация знаний детей о синонимах, антонимах и омонимах.

Подбирать антонимы, используя словарь;

писать предложения со словами, которые являются антонимами;  писать словарные слова.

Устойчивые сочетания слов (1 час)

101

Устойчивые сочетания слов.

Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи.

Использовать в речи фразеологизмы;

писать предложения с фразеологическими оборотами.

Тематические группы слов (2 часа)

102    -103

Тематические группы слов. Словарный диктант

Классификация слов на основе лексического значения; активизация словарного запаса учащихся и обогащение его словами разных тематических групп; пропедевтика изучения частей речи.

Распределять и писать слова по группам на основе их лексического значения.

Контрольный тест. Работа над ошибками (2 часа)

104

105

Контрольный тест по теме «Слово и его значение»

Анализ ошибок и коррекция знаний.

Систематизация полученных детьми знаний по лексике; проверка степени усвоения школьниками материала по разделу «Слово и его значение».

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Писать имена собственные и нарицательные в тексте;

подбирать к указанным словам синонимы и антонимы;  соотносить фразеологизм и его значение. Находить и анализировать свои ошибки.

Состав слова (15 часов)

Как собрать и разобрать слово (1 час)

106

Как собрать и разобрать слово.

Слово как объединение морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих значение. Единообразное написание морфем; выделение корня в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней; повторение правил написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости-глухости согласных звуков.

Выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

 писать слова с изученными орфограммами.

Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (6 часов)

107

108

109-110

111-112

Родственные слова.

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

Правописание безударных гласных в корне слова

Правописание парных согласных в корне слова.

Морфемный состав слова, единообразное написание морфем; выделение корня в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней.

Выделение корня в родственных словах; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; составление предложений по рисунку.

Правописание букв безударных гласных звуков в корне слова на основе верного нахождения корня, верного подбора однокоренных слов; составление текста-рассуждения в процессе объяснения правила проверки безударных гласных; при составлении текста-описания. Закрепление представления о единообразном написании корня слова; тренировка учащихся в написании букв безударных гласных звуков, парных по звонкости-глухости согласных в корне слова; роль орфографических правил для облегчения написания и чтения слов. Роль орфографических правил для облегчения написания и чтения слов.

Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением; писать слова с безударной гласной и парной согласной в корне, используя алгоритм проверки. Доказывать родство слов, объяснять их значения.

Приставка (3 часа)

113

114

115

Приставка.

Приставка. Правописание разделительного твёрдого знака.

Р/р. Обучающее изложение по обобщённым вопросам. «Лиса».

Приставка, её роль в слове. Значение, которое приставка придаёт слову.

Правило употребления разделительного твердого знака; разграничение случаев употребления разделительных твердого и мягкого знаков; конструирование слова из данных морфем.

Изложение текста по обобщённым вопросам. Деление текста на части. Построение предложения в зависимости от контекста.

Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка. Различать предлоги и приставки. Употреблять при написании слов ь и ъ знаки. Образовывать однокоренные слова, используя приставку.

Суффикс (2 часа)

116

117

Суффикс. Роль суффикса в слове.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Суффикс как значимая часть слова; роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; единообразное написание одного и того же суффикса; группировка слов по значению суффиксов; навыки речевого этикета при использовании личных имен.

Определение значения суффиксов в словах; составление слов с предложенными суффиксами.

Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы ( простые случаи). Образовывать новые и однокоренные слова с помощью суффиксов; писать слова с суффиксами и выделять их графически;

писать слова с изученными орфограммами.

Окончание (1 час)

118

Окончание.

Проверочный тест по теме «Состав слова».

Окончание – изменяемая часть слова; роль окончания при связи слов в предложении; выработка правильного употребления окончаний в устной и письменной речи (простые случаи).

Правильно употреблять окончание                   ( простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании. Изменять форму слова; писать слова, изменяя окончание, и выделять его графически; писать слова с изученными орфограммами.

Контрольный диктант. Работа над ошибками (2 часа)

119

120

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова».

Анализ ошибок и коррекция знаний.

Определение уровня усвоения детьми темы, уровня сформированности умения выделять морфемы в слове, понимания роли каждой части слова в выражении его значения.

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Писать слова с изученными орфограммами;  писать словарные слова «лисица», «ягода»;   выделять в слове морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание. Находить и анализировать свои ошибки.

Части речи (32 часа)

Что такое части речи (3 часа)

121

122-123

Что такое части речи.

Части речи.

Словарный диктант

Основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи; образное представление о языке как о четко организованной структуре; роль слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.

Активизация умения различать слова разных частей речи по вопросу; наличие общих грамматических свойств у слов каждой части речи.

формулировать вопрос к определённой части речи;

- писать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

- писать орфограммы в новых словарных словах;

- писать слова с известными орфограммами.

Имя существительное (7 часов)

124

125

126

127-128

129

130

Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Собственные имена существительные.

Правописание собственных имён существительных.

Изменение имён существительных по числам.

Варианты окончаний имён существительных во множественном числе.

Введение понятия «имя существительное»; различия между одушевленными и неодушевленными существительными; определение тематических групп, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные.

Расширение представления учащихся о категории одушевленности-неодушевленности имен существительных; активизация использования имен существительных в речи детей при работе с рисунками и составлении словосочетаний.

Функциональные различия между именами собственными и нарицательными; активизация навыка употребления заглавной буквы при написании имен собственных; обобщение всех известных учащимся способов употребления заглавной буквы; распределение имен собственных по тематическим группам. Закрепление навыка употребления заглавной буквы в именах собственных; формирование навыка речевого этикета при использовании личных имен.

Образование разных вариантов личных имен, устное составление описания животного, составление предложений из «рассыпавшихся» слов.

Подбор обобщающих имен существительных со значением «животные» и «растения»; соблюдение норм речевого этикета в общественном месте; повторение изученных орфограмм. Категория числа имени существительного; употребление имен существительных, имеющих вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний; употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных. Писать предложения с именами существительными одушевлёнными (неодушевлёнными), собственными (нарицательными), которые употребляются в единственном или множественном числе. Работать с деформированным текстом; писать слова с изученными орфограммами; писать орфограммы в новых словарных словах.

Глагол (6 часов)

131

132

133

134

135

136

Глагол как часть речи.

Изменение глаголов по числам.

Развитие умения ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.

Употребление глаголов в речи.

Р/р. Обучающее изложение текста по опорным словам. (По рассказу Б. Житкова «Храбрый утёнок»).

Обобщение знаний о глаголе.

Глагол как часть речи; тематические группы глаголов; использование глаголов в связной речи.

Изменение глаголов по числам; коммуникативная важность грамотного сочетания слов в предложении; составление диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций.

Наблюдение за изменением глаголов по временам; формирование умения свободно трансформировать текст, изменяя форму времени глаголов; повторение изученных орфограмм.

Организующая роль глагола в образовании предложения; обобщение имеющихся у детей знаний о глаголе; составление устного рассказа о событиях из жизни; умение находить глаголы в речи; повторение изученных орфограмм.

Изложение текста по опорным словам. Ознакомление со структурными частями текста.  Систематизация знаний детей о глаголе.

Писать орфограммы в новых словарных словах;  писать слова с известными орфограммами; писать предложение с глаголами единственного (множественного) числа. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени; находить глаголы в речи; составлять устный рассказ.

Имя прилагательное (9 часов)

137

138-139

140

141-142

143

144

145

Имя прилагательное как часть речи.

Изменение имён прилагательных по числам.

Р/р. Сочинение-миниатюра на тему «Весеннее утро»

Роль имён прилагательных в речи.

Повторение знаний об основных частях речи. Словарный диктант

Обобщение знаний об основных частях речи.

Словесные средства создания художественного образа.

Имя прилагательное как части речи; прилагательные разных тематических групп (размер, форма, цвет, вкус).

Нахождение имен прилагательных в речи; согласование имен существительных и прилагательных в числе; наблюдение за изменением имен прилагательных по числам; повторение изученных ранее орфограмм; образование имен прилагательных от слов других частей речи.

Написание сочинения-миниатюры «Весеннее утро»; умение верно согласовывать имена прилагательные с существительными; повторение изученных ранее орфограмм.

Наблюдение за ролью имен прилагательных в речи; обогащение речи учащихся именами прилагательными разных тематических групп (цвет, настроение, внешний вид и т.п.), прилагательными с синонимическими и антонимическими значениями.

Возможности использования слов разных частей речи в тексте; наблюдение за словесными средствами создания художественного образа; составление загадок, рассказа по рисунку.

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Подбирать вопрос к имени прилагательному;

писать орфограммы в новых словарных словах; изменять имена прилагательные по числам. Составлять загадки, рассказы по рисунку. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением.

Предлог (5 часов)

146

147-148

149

150

Предлог, его роль в речи.

Правописание предлогов со словами.

Различие написания приставок и предлогов.

Литературные нормы употребления предлогов в речи.

Необходимость использования предлогов для связи слов в предложении и словосочетании; особенность языковой природы предлогов — отсутствие полноценного лексического значения.

Знакомство с правилом написания предлогов с другими словами; развитие умения использовать предлоги в речи при составлении словосочетаний, редактировании текста.

Использование предлогов в речи при составлении словосочетаний, текстов.

Разница в написании предлога и приставки; знакомство со способом разграничения приставки и предлога; составление рассказа по рисунку и опорным вопросам.

Знакомство с литературными нормами употребления предлогов в речи; использование предлогов в речи; воспитание отношения к грамотной речи как к части общей культуры человека.

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами.

Писать слова с приставками и предлогами;

писать орфограммы в новых словарных словах; писать слова с известными орфограммами.

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 часа)

151

152

Контрольная работа по теме «Части речи» (или Административная комплексная итоговая работа).

Анализ ошибок и коррекция знаний.

Контрольное списывание.

Проверка уровня сформированности практического умения определять принадлежность слова к какой-либо части речи, уровня усвоения соответствующей терминологии, знания основных особенностей каждой части речи; систематизация знаний учащихся об изученных частях речи.

Корректировка работы, определение видов орфограмм. Проверка умения списывать текст.

Писать предложение, используя разные части речи; писать приставки и предлоги, используя правило; писать слова с известными орфограммами. Находить и анализировать свои ошибки; знать алгоритм списывания, уметь действовать по алгоритму.

Предложение. Текст (14 часов)

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

Предложение. Типы предложений по интонации и по цели высказывания.

Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Связь слов в предложении.

Текст.

Типы текстов.

Р/р. Составление текста-описания животного на основе упр.183.

Записка как вид текста, её особенности.

Письмо как вид текста, требования к его написанию.

Приглашение как вид текста, требования к его написанию.

Общение человека с природой. Контрольный словарный диктант.

Р/р. Составление текста по опорным словам. (Р.т., упр.196.)

Контрольный тест по теме «Предложение. Текст».

Анализ ошибок и коррекция знаний.

Создание наглядно-образного представления детей о предложении как о цепочке связанных между собой слов; смысловая связь слов в предложении; типы предложений по цели высказывания и по интонации; обусловленность типа предложения по цели высказывания и по интонации коммуникативной задачей; составление предложений разных типов.

Понятие о главных членах предложения как смысловой основе предложения; выделение подлежащего и сказуемого в двусоставных предложениях на основе вопросов.

Понятие грамматической основы предложения; роль главных и второстепенных членов предложения в выражении его смысла; нахождение главных членов предложения; постановка вопросов от одного члена предложения к другому; распространение предложений второстепенными членами.

Постановка вопросов от одного члена предложения к другому; распространение предложений второстепенными членами.

Активизация известных детям сведений о тексте; восстановление последовательности предложений в тексте; составление предложений и текста.

Активизация знаний детей о трех типах текстов: описании, повествовании, рассуждении; обусловленность выбора типа текста целью высказывания; составление текста (рассказа по рисункам, по заданным ситуациям).

Составление текста-описания животного, использование слов разных частей речи.

Закрепление умения определять тип текста; знакомство детей с особенностями построения записки,   выработка умения составлять текст  записки; активизация навыков использования слов речевого этикета.

Образцы лирического общения человека с природой.

Составление текста по опорным словам, определение главной мысли, выделение при записи частей текста.

Проверка уровня усвоения детьми знаний по изученным в разделе темам; определение уровня сформированности умения второклассников составлять предложения и тексты; озаглавливание текста, определение типа текста.

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Оформлять предложение на письме в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски; выделять основу предложения графически; рассказывать о связи слов в предложении; формулировать вопрос к главному члену предложения. Писать словарные слова и слова с изученными орфограммами;

выделять главные члены предложения.

Ставить вопросы от одного члена предложения к другому; распространять предложения.

Составлять и писать текст; уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, воспроизводить текст по плану.

Писать записку, письмо, приглашение в соответствии с требованиями к их оформлению;

Читать поэтические произведения;

 находить образные выражения.

Составлять текст по опорным словам; выделять главную мысль текста.

 определять основу предложения;

графически выделять главные члены

предложения — подлежащее и сказуемое.

Определять вид текста в зависимости от содержания;  писать слова с изученными орфограммами

Повторение изученного за год (4 часа)

167

168

169

170

Повторение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

Повторение знаний по теме «Слово и его значение».

Повторение знаний по теме «Состав слова».

Повторение знаний по теме «Части речи».

Выполнение звуко-буквенного анализа слов, перенос слов, слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн, нч.

Повторение имён собственных и нарицательных, многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов.

Разбор слов по составу, подбор однокоренных слов при проверке безударной гласной и парной согласной в корне слова.

Активизация умения различать слова разных частей речи по вопросу; наличие общих грамматических свойств у слов каждой части речи.

Выполнять полный звуко-буквенный разбор слова; писать слова в алфавитном порядке; писать предложения со словами, в которых написание расходится с произношением. 

Писать и использовать слова в речи, опираясь на их лексическое значение;

 писать словарные слова. Выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; писать слова с изученными орфограммами.

формулировать вопрос к определённой части речи;  писать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;  писать слова с известными орфограммами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...