Непроизносимые согласные в корне слов. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Материал для урока в третьем классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" второй урок. Содержит конспект урока. Задания можно менять местами, что убирать. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого класса и учителя. К разработке урока прилагается презентацмя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка 3 класс. Непроизносимые согласные. | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 25 (22).
Тема: Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова
Цель:
– развитие умений находить в словах орфограмму-букву непроизносимого согласного в корне слова, писать слова с этой орфограммой и объяснять написание, опираясь на алгоритм.
Запись числа и классной работы в тетрадях.
1. Словарная работа. На интерактивной доске документ микрософт со словами: Суббота, колонна, тонна, профессия, кроссовки, коллектив, пассажир, ссора, бассейн.
Подчеркните красным цветом слова, в которых есть и орфограмма - непроверяемая буква безударного гласного, и буква удвоенного согласного в корне.
– Запишите эти слова в тетрадь в строчку через запятую, подчеркните орфограммы.
Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. Подчеркните все знакомые орфограммы.
2. Определение темы и цели урока. На доске рисунок сыщика с лупой и биноклем. Рядом запись транскрипции слова солнце. Кто это? Герой, из какого мультфильма пожаловал к нам? Определите нарушителей, которых будет искать наш герой, а мы ему в этом поможем.
Приметы: ( на доске запись заранее сделанная мелом открывается)
- Прячутся они в корне слова, на стыке более чем двух согласных.
- Встречаются в сочетаниях СТН, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ
- Легко обнаружить, подобрав проверочное слово.
Сформулируйте тему урока и подумайте , что же мы будем делать сегодня на уроке? ( находить слова с непроизносимой согласной , подбирать проверочные слова)– Назовите ключевые слова правила написания слов с непроизносимым согласным. (Непроизносимый согласный, корень, проверочное слово, однокоренное слово, буква гласного.)
3. Работа с текстом «Карточка» на документе микрософт и индивидуальным раздаточным материалом в парах с последующей проверкой на интерактивной доске.
Наш гость нашел в стране орфография текст и затрудняется в поиске непроизносимых согласных. Поможем ему обнаружить нарушителей. Вставьте в тексте пропущенные буквы, подчеркните слова, которые ищет наш герой. Работаем на карточке 2.
Карточка 2
Ст…ят ненас…ные осен…ие дни. Тучи надолго закрывают со…нце. С ран…его утра до поз…него веч..ра л..ёт х…лодный дож…ь. Ярос…ный веет…р срывает с д…рев…ев последние лист…я. Грус…ными стали с…ды, п…ля, л…са. В тёплые норки забились зв…рьки. Унылая п…ра.
Проверка на интерактивной доске ( вставляем буквы и подчеркиваем слова с непроизносимой согласной. Пишем над словами количество букв и звуков.
1
4.Отработка алгоритма проверки. Сыщик хочет вам предложить разгадать загадки и проверить как у вас с логикой , ведь в деле сыска без нее никак.
а) отгадываем загадку, отгадку пишем в тетрадях и на интерактивной доске в столбик)
А) Слово — приветствие, которое говорят при встрече. (здравствуйте) Работаем над лексическим значением слова здравствуйте . См. стр. 75) Записываем слово, подбираем проверочное, считаем звуки и буквы.
Б) День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (сердце)
В) Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (солнце)
Г) Как говорят о человеке, который не умеет обманывать, говорит только правду,
поступает всегда по справедливости? (честный)
- Развитие речи.
Наш герой в поисках нарушителей гулял по осеннему лесу. Так вот осень разбросала листочки, на них есть слово-нарушитель. Соберите из них поговорку. Запишите предложение. Найдите в предложении слова с непроизносимой согласной.
Физ.минутка: из файла «моя презентация» физ.минутка для глаз.
- Работа со слайдом озеро непроизносимых согласных
Слайд сворачиваем, дети работают с рисунком на столе, подбирая проверочные слова, запись делают в столбик, считают буквы и звуки. Подчеркивают орфограмму и буквы согласных звуков расположенных рядом с « нарушителем». С последующей проверкой с помощью слайда.
5. Итог урока
Над какой орфограммой работали на уроке? Какие звуки не произносятся ? ( на доске запись открыть) В каких сочетаниях нужно искать непроизносимые буквы?
Д Т В Л
СТН, ЗДН, РДЦ,ЛНЦ, ВСТВ.
Кто нам помогал в поиске? Какие способы вы знаете проверки непроизносимых согласных в корне слова? Какая ещё орфограмма с согласным проверятся с помощью гласного звука? Что нового узнали на уроке? ( есть сомнительные согласные)
- Рефлексия
Домашнее задание: стр. 74-75, правило. Упр. 80,79 или карточка по вариантам.
Резерв: упр.79
Отдохнем и подумаем. Я называю слова. Если в слове есть непроизносимая согласная, то хлопаем в ладоши.
Счастливый, вкусный, капустный, парусник, звездный, красный. Трубка , стена, вестник, косточка, лесник, тростник, участник, зарядка, земля, зависть, соседка, яростный
6.Закрепление изученного с помощью программы отличник . Проверим как мы научились распознавать нарушителей
работаем по одному слову цепочкой Пока ребята у доски можно предложить работу по карточкам 1
Сыщик просит вас дать свидетельские показания и оформить их протоколом в таблице, записав нарушителей в стране орфографии поименно. Возьмите в руки карточки №1 каждый свой вариант, выполните задания, записывая нарушителей каждого в свой столбик.
Вариант 1 Распредели слова в два столбика
СТН | СН |
Небес…..ный, мес…ность, свис….нуть, древес….ный, вкусн…ный, капус…ный, колес…ный, ус…ный.
Вариант 2Распредели слова в два столбика
СТН | СН |
Интерес….ный, окрес…..ный, хрус…нуть, запас…ной, радос…ный, соглас….ный, кос…ный. После выполнения задания обменяйтесь карточками и карандашом исправьте допущенные ошибки, оцените друг друга.Кроме непроизносимых согласных в корне слова, как вы уже заметили, бывают сомнительные согласные, когда в слове нет буквы Т, а звук Т произносится. Иногда и так бывает: Вовсе звук не пропадает.
На стыке двух согласных(СН) Его в слове нет совсем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...