Урок русского языка 3 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Москова Жанна Анатольевна

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ СТАНДАРТАМИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл УРОК49.43 КБ
Microsoft Office document icon ЛИСТ САМООЦЕНКИ43 КБ
Microsoft Office document icon КАРТОЧКА К УРОКУ53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»

Цели урока

  • предметные:формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек ( организовать наблюдение за словами с данными суффиксами,подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
  • метапредметные:способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;учить делать выводы и обобщения.
  • личностные:развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний:   словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний:аналитический, сравнительный.

Оборудование:  карточки для парнойи/или групповой работы; презентация.

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация

 к учебной деятельности.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Открытие нового знания.

Физминутка

Первичное закреплениес  комментированием во внешней речи.

Самостоятель-ная работа с последующейсамопровер-кой по эталону.

Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 1.

Наш урок мне хочется начать словами:

«Грамотность – это вежливость  автора по отношению к читателю»

-Как вы понимаете эти слова?

-

- Я желаю вам удачи.

-Так как, наш урок посвящён правописанию, давайте вспомним, с какими орфограммами мы познакомились в этом учебном году?

Слайд 2.

- Правописание безударных гласных в корне слова.

- Правописание парных согласных в корне слова.

- Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

-Что заметили? (Все орфограммы стоят в корне слова)

а) Слайд 3.

- Сейчас мы будем работать в парах.

-Возьмите карточку с цифрой 1.

-Распределите данные слова на три группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать?

Столб, мостик, зонт,  столбы, мост, зонты,  столбик,  мосты, зонтик.

б) проверка

Слайд 3.

Правописание безударных гласных  в корне слова

Правописание парных согласных в корне слова

                        ?

столбы

столб

столбик

мосты

мост

мостик

зонты

зонт

зонтик

-Как  вы думаете, есть ли орфограмма в словах третьего столбика? Докажите.

-Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой)

        

Слайд 4.

  Как называется орфограмма?

  Можно ли её проверить?

  Как можно проверить эту орфограмму?

-Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку.

-Как называется эта орфограмма?

-Чтобы ответить на этот вопрос, выделите в словах корень, окончание и суффикс. В каком месте находится орфограмма? (в суффиксе), Попробуйте назвать эту орфограмму.

Слайд 5.

-Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какое проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова)

-Можем ли мы ему помочь?

-Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать)

-Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему. Для этого я предлагаю вам объединиться в группы и провести наблюдение за словами с данными суффиксами.

Слайд 6.

Измените форму слов.

один

много

нет

ключик

арбузик

орешек

замочек

Понаблюдайте за словами и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется

суффикс –ик, а когда – суффикс  -ек.

Слайд 7.

Измените форму слов.

один

много

нет

ключик

ключики

ключика

арбузик

арбузики

арбузика

орешек

орешки

орешка

замочек

замочки

замочка

-Какой вывод мы сделаем?

-Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек?

-Что для этого надо сделать? Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 123. Совпадают ли они?

-Значит, мы совершили верное открытие.

-Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки.

-Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой?

(просмотр отрывка из мультфильма)

Слайд 8.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Видно ключик не нашёл.

А чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

(Разминка для рук)

-Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм.

Слайд 9.

1) Выделяю корень слова, если после корня [ик] -?

2) Изменяю форму слова.

3) Если [ и ], то              -ик-

4) Если [ -  ], то -ек-

-Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите карточку. Действуя по алгоритму, проверьте слова. Если в них допущены ошибки, исправьте их.

Слайд 10.

Листик, внучик, сухарек, ящичек, кирпичик, совочик, слоник, лучек.

-Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

(проверка)

-Ну, а теперь давайте вернёмся к шкале. Какое умение вы оценивали на ней?

-Как вы считаете, изменился ли ваш результат к концу урока?

-Что нам поможет это проверить? (Самостоятельная работа).

Слайд 11.

Запишите слова в нужный столбик.

-ик-                                         -ек-

Кармаш.к, хвост.к, мяч.к, ореш.к, словар.к, человеч.к.

-Проверьте свою работу по эталону.

-ик-                                         -ек-

хвостик  кармашек

мячик  орешек

словарик   человечек

-Оцените в листе достижений своё умение писать слова с суффиксами –ик, -ек.

-Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

-Чему научились на уроке?

-Спасибо за урок.

Объясняют собственное понимание высказывания.

Вспоминают изученные орфограммы.

Распределяют слова по группам (по виду орфограмм).

Называют критерий классификации.

Сталкиваются с затруднением

 (не могут назвать орфограмму в словах третьего столбика).

Ставят учебные задачи.

Называют орфограмму.

Записывают слова, испытывая затруднение в правописании суффикса.

.

Наблюдают за словами ( изменяют форму слова – выделяют суффиксы).

Обсуждают свои наблюдения.

Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.

Составляют модель, алгоритм.

Находят ошибки в словах,  действуя по составленному алгоритму.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют по эталону.

Оценивают умение писать слова с данными суффиксами на шкале.

Анализируют собственную деятельность на уроке

Мотивация к учебной деятельности

Умение классифицировать и определять критерий для клдассификации.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Планирование деятельности.

Умение сотрудничать со сверстниками.

Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Умение составлять алгоритмы.

Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.

Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.

Умение плани-ровать, контро-лировать и оценивать учеб-ные действия.



Предварительный просмотр:

Лист  достижений учащихся.

У1

У2

У3

У4

У5

У6

Определяю цели-результаты

Формулирую правило что такое суффикс

Формулирую правило проверки суффиксов –ик -ек

Применяю правило

Составляю модель, алгоритм к правилу

Анализирую свою работу

Лист достижений учащихся.

У1

У2

У3

У4

У5

У6

Определяю цели-результаты

Формулирую правило что такое суффикс

Формулирую правило проверки суффиксов –ик -ек

Применяю правило

Составляю модель, алгоритм к правилу

Анализирую свою работу

Лист  достижений учащихся.

У1

У2

У3

У4

У5

У6

Определяю цели-результаты

Формулирую правило что такое суффикс

Формулирую правило проверки суффиксов –ик -ек

Применяю правило

Составляю модель, алгоритм к правилу

Анализирую свою работу

Лист  достижений учащихся.

У1

У2

У3

У4

У5

У6

Определяю цели-результаты

Формулирую правило что такое суффикс

Формулирую правило проверки суффиксов –ик -ек

Применяю правило

Составляю модель, алгоритм к правилу

Анализирую свою работу

Лист  достижений учащихся.

У1

У2

У3

У4

У5

У6

Определяю цели-результаты

Формулирую правило что такое суффикс

Формулирую правило проверки суффиксов –ик -ек

Применяю правило

Составляю модель, алгоритм к правилу

Анализирую свою работу



Предварительный просмотр:

Распределите слова на 3 группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать.

Столб, мостик, зонт, столбы, мост, зонты, столбик, мосты, зонтик.

1)

2)

3)

Распределите слова на 3 группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать.

Столб, мостик, зонт, столбы, мост, зонты, столбик, мосты, зонтик.

1)

2)

3)

Распределите слова на 3 группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать.

Столб, мостик, зонт, столбы, мост, зонты, столбик, мосты, зонтик.

1)

2)

3)

Распределите слова на 3 группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать.

Столб, мостик, зонт, столбы, мост, зонты, столбик, мосты, зонтик.

1)

2)

3)

Распределите слова на 3 группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать.

Столб, мостик, зонт, столбы, мост, зонты, столбик, мосты, зонтик.

1)

2)

3)

Распределите слова на 3 группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать.

Столб, мостик, зонт, столбы, мост, зонты, столбик, мосты, зонтик.

1)

2)

3)

Один

много

нет

ключ…к

арбуз…к

ореш…к

замоч…к

Один

много

нет

ключ…к

арбуз…к

ореш…к

замоч…к

Один

много

нет

ключ…к

арбуз…к

ореш…к

замоч…к


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Урок русского языка УМК Школа России 4 класс Тема: "Время глагола"

Урок повторения и усовершенствования знаний учащихся о глаголе....

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Презентация к уроку русского языка (УМК "Школы России") 3 класс "Изложение после зрительного восприятия текста"

Презентация составлена к уроку русского языка в 3 классе УМК "Школы России" по тексту упражнения 88 части 1 учебника....