Правописание разделительного ъ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Основные цели:

  1. узнать правило написания ъ в словах; развивать интерес к исследовательской деятельности;
  2. тренировать в правописании слов с изученными орфограммами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_slov_s_razdelitelnym_.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.  2 класс

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Правописание разделительного ъ» .

Автор: Колыхалова Г.А. МБОУ СОШ № 72 г. Липецка

Основные цели:

1) узнать правило написания ъ в словах;  

    развивать интерес к исследовательской деятельности;              

 2) тренировать в правописании слов с изученными орфограммами

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование :  

  1. учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть,  авторы  Р.Н. Бунеев, Е,В. Бунеева, О.Е. Пронина, программа «Школа 2000»
  2. Компьютер, проектор,  экран.

Демонстрационный материал:

  1. Презентация
  2. Эталон и алгоритм правописания разделительного Ь.
  3. Эталон и алгоритм правописания разделительного Ъ.

Раздаточный  материал:

       1)Листы для групповой работы для этапа5

       2) Листы с заданием по чистописанию, для пробного действия и с самостоятельной работой.

                                                                                                                                                                                                                                     

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

            Ребята, начинаем урок русского языка. Начну его с интересного факта. Сегодня 24 марта, а ровно через месяц,24 мая,Слайд 2 в России и за рубежом отмечают удивительный праздник- День славянской письменности и культуры в память о создателях  славянской азбуки -  братьях Кирилле и Мефодии .Слайд 3

           Славянские просветители обогатили нашу культуру, оставили нам в наследство  алфавит, которым мы   пользуемся  по сей день.

           Особенно торжественно День славянской письменности и культуры  отмечают в Болгарии.Слайд 4 В городах и сёлах все от мала до велика выходят на улицы. По центральным улицам проходят демонстрации. Демонстранты несут лозунги, цветы, шары, портреты создателей славянской письменности -  Кирилла и  Мефодия. Но самое интересное в этом праздничном шествии то, что люди несут в руках огромные буквы; разной величины, разного цвета . Некоторые из этих букв имеют отношение к сегодняшнему уроку.

           - О правописании какой буквы шла речь на предыдущем уроке?( разделительного ь)

На сегодняшнем уроке  вам предстоит узнать новое о  правописании разделительных знаков.          

- Вы готовы к новым открытиям?

                 - Как необходимо открывать новые знания? ( Сначала необходимо понять, что мы не знаем, потом самим  найти способ)Слайд 5

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и узнать новое.

Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу, и пожелайте успеха.

  • С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания  о приставке, правописании разделительного ь;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация знаний о приставках и о правиле написания разделительного ь

На какие группы можно разделить буквы? Слайд 6.

е,ь ё, в, ,я,и, ,д, ъ т( гласные, согласные, буквы не обозначающие звуков)

Слайд 6 анимация

Поупражняемся в написании букв ь и ъ знак в соединении с другими буквами. Слайд 7.

-Запиши в тетрадь  буквы ъ и ь в соединении с другими буквами по образцу, данному на листе. Обращайте внимание на верхнее и нижнее соединение.

Прочитайте предложение, записанное на второй строке.

В Болгарию съехались гости из ближнего зарубежья.

Какие орфограммы выделены?

Назови слова с приставками. Докажите, что в слове съехались  есть приставка.

На какую букву  могут  оканчиваться приставки? Сегодня нам это пригодится.

Запишите предложение, подчёркивая выделенные орфограммы.

Назовите слова с твёрдым знаком и с разделительным мягким знаком. Произнесите их  без твёрдого знака и мягкого. Что заметили? Что разделяют ъ и ь и на что указывают?( разделяют согласную букву и гласную и показывают , что согласный звук не сливается с гласным).

Объясни, почему надо вставить разделительный   Ь. Пользуйся алгоритмом. Слайд 8

        С необъяснимою печал…ю

        Стою в раздум…е сам не свой:

        В лугах цветок иван-да-мар…ю

        Я не могу косить косой.

Это растение в народе называется иван- да- марья, в честь неразлучных парня и девушки

У растения- жёлтый цветок- это Марья в жёлтом сарафане и сине- сиреневые листья- это Иван в сине- сиреневом кафтане.

Когда пишется разделительный ь?Вспомним эталон.Слайд9

-Что мы повторили? ( какие могут быть приставки, правописание разделительного ь)- Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие)

3) Пробное действие.Слайд 10.

Вставь, где нужно ъ.

К об…еду я весь лес об..еду. Хочется рыбку с…есть, да не хочется в воду лезть.

Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных листах.                    

. Кто не смог выполнить задание?. Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно вставить, где нужно ъ)

  • Кто правильно записал слова, каким правилом вы воспользовались?

Учащиеся осознают отсутствие эталона для записи слова с Ъ

-Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать, правильно ли вставили в слова Ъ.)

  • Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться в наших затруднениях.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были вставить в слова ъ.Как вы его выполняли?
  • В чем затруднение? (не смогли вставить ъ; не смогли объяснить, почему написали ъ)
  • Почему же возникло затруднение? (Не знаем правила (эталона) для  записи слов с ъ)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать правило написания ъ в словах и научиться писать слова с ъ)Слайд 11

-    Сформулируйте тему урока. (Правописание ъ  в словах)Слайд 12 

Запись темы на доске .

- Какой следующий шаг на уроке? Составить план. Слайд 13  Я предложу вам для анализа группы слов. Каковы ваши действия?

1. Сравнить между собой группы слов.

2. Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой  урока.

1. Создать эталон (правило правописания ъ в словах).

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю работать вам в группах.

В случае необходимости актуализируются  правила работы в группах.

  • Поработайте по плану в группах.

Ответственный от каждой группы получает лист  с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов (формата А4). (Задание взято из учебника с. 42 упр. 207)

1.Понаблюдай, где пишется разделительный  ъ.

2. Слышится ли в словах звук   й, 

3. На какие буквы оканчиваются приставки?

4. С какой буквы начинается корень?

поезд                                                  отъезд

переезд                                                 съёмка

безоблачное                                        предъюбилейный

сэкономить                      объявление

 Сделайте  вывод.

Разделительный ъ пишется после

________________ ,которые

оканчиваются на

_________________ буквы  перед

________________  буквами

___,___,___,___.

Схема            ъ   _ _  _ _         

Учитель организует защиту результатов.  Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости.Слайд 14

Подойдёт ли нам  известный алгоритм? Нет. Какие шаги можно оставить?

Составим алгоритм. Шаги алгоритма переставлены. Восстановите алгоритм.

Восстановленный алгоритм.

1 Произношу слово.

2. Слушаю, есть ли звук  й,   после согласного перед гласным.

3.Определяю, есть ли

в слове приставка.

4.Если слышу звук й, после согласного, пишу ъ  после приставки на согласный  перед

             буквами     е, ё, ю, я.

Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)

  • Откройте учебники на странице 43. Проверьте.

Учащиеся читают правило на странице 43.

  • Итак, сделайте вывод. (Мы всё «открыли» правильно.)  
  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

Что вы можете теперь делать? (Писать слова с разделительным Ъ)

Вернёмся к заданию для пробного действия.Слайд 15. Вставим, где нужно разделительный ъ, пользуясь алгоритмом .Один работает у доски, записывает маркером пропущенные буквы. остальные на индивидуальных листах. Обозначим орфограмму. Что разделяет ъ , на что указывает?(разделяет  согласную и гласную буквы и указывает на то, что согласный звук не сливается с гласным при произнесении.)

К обеду я весь лес объеду. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

Физкультминутка. Слайды 16

  • Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться применять правило написания слов с Ъ)Слайд 17.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи умение доказывать выбор написания ъ в слове.

Выполняется упр. 208 из учебника.

Задание для работы в парах.

Образуй от слова ехать слова с приставками: об-, за-, в-,с-, у-

Запиши только слова с твёрдым знаком. Обозначь орфограмму.

Слайд 18.

 Обозначь орфограмму разделительный твёрдый знак.

Проверка. Слайд 19 анимация

Мы потренировались, а теперь пора проверить свои силы в самостоятельной работе.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд 20.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение применять правило написания Ъ..

Организация учебного процесса на этапе 7:

В каких словах пишется   Ъ?  Вставь только ъ.

  1. сем…я                             6. об…ём
  2. с…ел                                7.  плат…е
  3. под…езд                          8. с…едобный
  4. прыгат…                          9. руч…и
  5. звер…                             10. с…ёжился

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на листах. Проверка организуется по образцу.Слайд 21 анимация

  • Кто из вас ошибся?
  • В каком случае? (ребята называют, в каких словах ошиблись)
  • Исправьте ошибку.(называют правило, которым нужно было воспользоваться)
  • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
  • Кто не ошибся?
  • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение писать слова с разделительным ъ.

Мы начали урок с разговора о  Дне славянской письменности и культуры.Слайд22

Я произнесла такую фразу. Что некоторые из букв имеют отношение к сегодняшнему уроку. О какой букве шла речь на уроке? Эта буква называлась раньше ер и писалась в конце слов для обозначения твёрдости согласных. Слайд 23. Какую роль выполняет ъ в современном русском языке?( является разделительным).Букву ер называли «тунеядцем»,который пожирает более 8 % времени и бумаги. Так как ер была самой дорогой буквой алфавита ,она была упразднена наряду с другими буквами в 1918 году. Слайд 24 с анимацией.

Подберите синоним к слову упразднена.

Послушайте басню, в которой встретится синоним к слову упразднена- это слово с ъ знаком.

Подготовленные ученики инсценируют басню

Басня.

-Не чересчур ли ты добряк?-

Так знаку мягкому промолвил

Твердый знак.-

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься,

Нет, в алфавит ты не годишься!

-Кто б говорил, но ты б уж помолчал!-

Знак мягкий твердому  на это отвечал.-

Ты тверд и груб,

Как суковатый дуб.

Давным –  давно пора, как букву ять,

Тебя из азбуки изъять…

-Друзья! Ваш разговор – никчемные слова,-

Услыша этот спор, сказала буква  А,-

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

Какое слово с твёрдым знаком услышали? ( изъять)

Как понимаете две последние строчки?

-Что же нужно знать, чтобы правильно написать слова с разделительными Ъ и Ь? (Нужно знать правила написания Ъ и Ь.)

Вспомним правила.

Отгадайте загадки. Объясните, в каком слове пишется ъ знак, в каком ь знак .Слайд 25 с анимацией.

1.НА СТОЛБЕ ВИСИТ ЛИСТОК,

В НЁМ БЫВАЕТ МАЛО СТРОК:

«ПОКУПАЮ», «ПРОДАЮ»

ИЛЬ «МЕНЯЮ», «ОТДАЮ»

Слайд 30 с анимацией.

2 ЗДЕСЬ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕБЯ

ФАСОНЧИК ПОДБЕРУТ

ИЛЬ ПЛАТЬЕ, ИЛЬ ПАЛЬТО

С ПРИМЕРКАМИ СОШЬЮТ.

Слайд 26 с анимацией

ЭТИ СЛАДОСТИ ЛЮБЛЮ,

ИМИ ВСЕХ ДРУЗЕЙ КОРМЛЮ

Слайд 27 с анимацией

ВСТАВИШЬ КЛЮЧИК В ДОМОФОН,
ЩЁЛК, И ОКАЗАЛСЯ В НЁМ.

(Отгадки: объявление, ателье, печенье, подъезд)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Чему учились на сегодняшнем уроке?Слайд28

  • Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть эталон написания ъ в словах)Слайд 29.
  • Удалось ли достичь цели? Какого результата достигли?Слайд 30.
  • Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
  • Кто встретил трудности? В чем? Почему?
  • Учащиеся оценивают себя на лестнице успеха. Рисуют в тетради ступеньки. Слайд 31 с анимацией
  • 1 ступень- не понял, где пишется ъ, есть ошибки.
  • 2 ступень- понял эталон, много вопросов, есть ошибки.
  • 3 ступень- запомнил эталон. Есть вопросы. Нет ошибок
  • 4 ступень- понял правило правописании, нет вопросов, нет ошибок.
  • Что будете делать дома для того, чтобы  знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся).Слайд 32.

Домашнее задание:

Правило выучить с.132.Задание  дифференцированное.

1 ступень- упр.210

2 ступень-упр.210

3 ступень-упр.209

4 ступень-  по 2 пословицы с ъ и ь знаками

Творческое задание-сказка о ъ знаке( по желанию)

Спасибо за работу. Слайд 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.

Ученики выступают в роли исследователей института Грамматики....

Правописание разделительного твердого знака.

Презентация для учащихся 2-3 классов, которая формирует навыки написания слов с разделительным твердым знаком. Данную презентацию можно использовать как на этапе изучения нового материала, так и на эт...

Презентация к уроку русского языка "Правописание разделительного ь"

Презентация может быть использована на уроке во 2 классе. Подобранный материал поможет детям усвоить правописание слов с разделительным мягким знаком....

Правописание разделительного Ъ и разделительного Ь знака

Цель этого урока:1. Развить умение различать слова с разделительными знаками.2. Закрепить умение распознавать орфограмму и определять способ проверки.Задачи:Оптимизация образоватльного процесса в нача...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний у учащихся о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:Повторить и систематизировать...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (3 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:1. Повторить и систематизироват...