Корень слова. Однокоренные слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_3_klasse.docx | 27.39 КБ |
koren_slova_odnokorennye_slova.pptx | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 3 классе 21.10.2013 год
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Задача:нахождение родственных слов, выделение корня слова.
Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.
Развивающие: создать условия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирования орфографической зоркости.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку.
Тип урока:урок развития умений и навыков.
Оборудование урока:таблицы (с правилами, словами, чередованием согласных, гласных), компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока:
I. Самоопределение к учебной деятельности.
1. Организационный момент. С добрым утром начат день, первым делом гоним лень.
На уроке не зевать, а работать и писать.Начинаем урок!
- Запишите число Двадцать первое октября.
Классная работа.
- каких словах можем допустить ошибки?
2. Чистописание д о сс а
- Пропишите эти буквы до конца строчки.
II.Актуализация опорных знаний.
1. Орфографическая минутка. (Кармелита у доски)
ВОДИЧКА, БОЛЬНОЙ, ГОРИСТЫЙ, ГЛАЗНОЙ, ГРИБНОЙ, ЗВЕРЁК, КОЗЛЯТА, ЛЕСНИК, МЕДОК, МОРСКОЙ, СТОЛИЦА (работа в паре)
- Поставьте ударение
- Подчеркните безударную гласную (обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга)
- Во всех ли словах можно её проверить
- Можно ли к слову СТОЛИЦА подобрать проверочное
Много лет назад в Древней Руси столицами называли СТОЛЬНЫЕ города, где были княжеские или царские столы – ПРЕСТОЛЫ (ТРОНЫ). На престолах восседали князья, а позднее - цари. СТОЛ (ПРЕСТОЛ) находился в столице княжества. Одним из значений слова СТОЛ в древнерусском языке было «ПРЕСТОЛ» (ТРОН, КНЯЖЕНИЕ). В современном русском языке слово СТОЛ не будет проверочным для слова СТОЛИЦА. Это слово стало словарным, его нужно запомнить.
III.Постановка проблемы.
- Как по-другому можно назвать проверочные слова?
- Это родственные слова. Найдите правило, которое поясняет родственные слова и прочитайте. (Закрепить на доску)
Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах – родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.
- Из словаря однокоренных слов (с.149) подберите родственные слова к слову БОЛЬНОЙ. (Инга у доски).
БОЛЬ, БОЛЬНОЙ, БОЛЬНИЧНЫЙ, БОЛЬНИЦА, БОЛЕТЬ
- Что общее во всех этих словах?
- Как назовём мы эту часть слова?
- Найдите правило, которое поясняет корень и прочитайте. (Закрепить на доску).
IV. Открытие нового знания
Общая часть родственных слов называется корнем.
- Как обозначается корень в словах?
- Выделите корень
V. Первичное закрепление УУД
- Прочитайте и запомните предложение(Вероника у доски)
- Запишите по памяти
В лесу открылся детский сад.
Лиса ведёт туда лисят.
- Дайте характеристику первому предложению
По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, распространённое, простое, грамматическая основа ОТКРЫЛСЯ САД.
- Выпишите словосочетания
САД (какой?) ДЕТСКИЙ, ОТКРЫЛСЯ (где?) В ЛЕСУ
- Будет ли в словосочетании ФРУКТОВЫЙ САДИК слово САДИК однокоренным к слову САД?
- Проведите звуко-буквенный разбор слова САД (Маша у доски)
- Во втором предложении найдите родственные слова, обозначьте корень
- Как по-другому их можно назвать?
- Найдите правило, которое поясняет однокоренные слова (Закрепить на доску)
Родственные слова называются однокоренными, потому что в них один и тот же корень.
- В учебнике на с.149 найдите слова с корнем – ДАЛ – – ДОЛ – – МИР – (работа в группе)
- Как пишутся корни родственных слов?
- Найдите правило, которое поясняет секрет корней.
Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково. (Закрепить на доску)
Физминутка
- Отгадай по лексическому значению слово
МОДЕЛЬЕР ПИСАТЕЛЬ ПЕРЕВОДЧИК СТРОИТЕЛЬ ПРОГРАММИСТ МАССАЖИСТ ФУТБОЛИСТ ЭЛЕКТРИК
- Как искать в слове корень?
- Найдите правило и прочитайте, как искать в слове корень (Закрепить на доску)
Чтобы найти в слове корень, нужно:
- Подобрать родственные слова.
- Выделить одинаковую часть.
VI.Включение нового знания в систему знаний.
- Подберите однокоренные слова к слову СНЕГ (Владислав у доски)
- Ласковое название снега – СНЕЖОК
- Кристаллик снега – СНЕЖИНКА
- Снежная баба – СНЕГОВИК
- Обильная снегом – СНЕЖНАЯ
- Небольшие, плотно скатанные комки снега – СНЕЖКИ
У всех этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем. Представьте, что во всех этих словах корень СНЕГ. Произнесите слова с этим корнем. Удобно ли вам было произносить слова СНЕГОК, СНЕГИНКА, СНЕГНАЯ, СНЕГКИ. Вы наблюдали закон языка. В корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных. В данных словах корень СНЕГ – СНЕЖ. В корне происходит чередование согласных Г // Ж.
- Какие ещё буквы могут чередоваться в корнях слов?
- Откройте учебник на с. 76 и прочитайте правило
- Посмотрите на чередование согласных звуков (Закрепить на доску)
РАБОТА В ТЕТРАДИ
- Выполните упражнение 137 на с.77
VII. Контроль и оценка
Подведем итог нашему уроку.
-Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли?
- Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?
- Какой способ вам понравился больше?
-Научились мы находить родственные, однокоренные слова, определять корень слова?
- Как вы себя оцениваете?
VIII. Рефлексия
- Какое задание было наиболее трудным?
-Почему?
САМООЦЕНКА
- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание по выбору:
- Напишите семью однокоренных слов с корнем – УЧ –
- Придумать с этими словами текст из 4-5 предложений
- Нарисовать дерево с корнем – УЧ –(показать дерево)
Спасибо за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ласковое название снега – снежок Кристаллик снега – снежинка Снежная баба – снеговик Обильная снегом – снежная Плотно скатанные комки снега - снежки
сне г ок сне г инка сне г ная сне г ки
Закон языка
Семья однокоренных слов с ад с адик садить садовый с адовник п а лисадник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Предложен материал по данной теме...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...