Схемы и таблицы по русскому языку 1 - 4 классы
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Выходцева Ольга Евгеньевна

Схемы и таблицы по русскому языку 1 - 4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modeli_zvukov.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon myagkost.doc37 КБ
Microsoft Office document icon nayti_okonchanie.doc46 КБ
Microsoft Office document icon padezhi.doc48 КБ
Microsoft Office document icon rabota_bukvy_doc.doc69 КБ
Microsoft Office document icon slovar_.doc92 КБ
Microsoft Office document icon slovo_nazyvaet.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon slovo_nazyvaet2.doc37 КБ
Microsoft Office document icon cha-shcha.doc26 КБ
Microsoft Office document icon cheredovanie.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon chk_chn.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:


_______________________________________________________________________________________________

                                                                                




Предварительный просмотр:







Предварительный просмотр:

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

      - предмет –  изменяю (по числам и

                                               падежам)

                            Ч

                            П

     - признак – изменяю (по числам,

                                   родам и падежам)

                             Ч

                             П

                             Р

     - действие определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

 - предмет –  изменяю (по числам и  падежам)                                  

                            Ч

                            П

 - признак – изменяю (по числам, родам и  падежам)                                                                                                

                             Ч

                             П

                             Р

 - действие определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

      - предмет –  изменяю (по числам и падежам)                                          

                            Ч

                            П

     - признак – изменяю (по числам, родам и падежам)                                                                                    

                              Ч

                             П

                             Р

  - действие определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание             



Предварительный просмотр:

Падежи

Вопросы

Предлоги

И. п.   есть

кто? что?

стен а

стол

Р. п.   нет

кого? чего?

(где? куда?

 откуда?)

от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме

стен ы

стол а

Д. п.   рад

кому? чему?  

(где? куда?)

к, по

стен е

стол у

В. п.   вижу

кого? что?

 (где? куда?)

в, во, на, за, про, через

стен у

стол

Т. п.  доволен

кем? чем?

(где? куда?)

с, за, под, над, между

стен ой

стол ом

П. п.  думаю о

о ком? о чём?  

(где?)

о, об, в, во, на, при

 стен е

стол е

Падежи

Вопросы

Предлоги

И. п.   есть

кто? что?

стен а

стол

Р. п.   нет

кого? чего?

(где? куда?

 откуда?)

от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме

стен ы

стол а

Д. п.   рад

кому? чему?  

(где? куда?)

к, по

стен е

стол у

В. п.   вижу

кого? что?

 (где? куда?)

в, во, на, за, про, через

стен у

стол

Т. п.  доволен

кем? чем?

(где? куда?)

с, за, под, над, между

стен ой

стол ом

П. п.  думаю о

о ком? о чём?  

(где?)

о, об, в, во, на, при

стен е

стол е

Падежи

Вопросы

Предлоги

И. п.   есть

кто? что?

стен а

стол

Р. п.   нет

кого? чего?

(где? куда?

 откуда?)

от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме

стен ы

стол а

Д. п.   рад

кому? чему?  

(где? куда?)

к, по

стен е

стол у

В. п.   вижу

кого? что?

 (где? куда?)

в, во, на, за, про, через

стен у

стол

Т. п.  доволен

кем? чем?

(где? куда?)

с, за, под, над, между

стен ой

стол ом

П. п.  думаю о

о ком? о чём?  

(где?)

о, об, в, во, на, при

стен е

стол е



Предварительный просмотр:

        



А - х = В

уравнение

х = А – В    решение уравнения

х - неизвестная величина




Предварительный просмотр:

А

автобус

автомобиль

агроном

адрес

аккуратно

активный

Алла

аллея

альбом

Анна

аппетит

апрель

аптека

арбуз

____________

____________

____________

____________

Б

багаж

баклажан

барабан

бассейн

берег

берёза

беседа

библиотека

билет

биография

богатство

болото

борозда

ботинки

бульдозер 

быстро

____________

____________

____________

____________

В

вагон

валенки

ванна

вдвоём

вдруг

везде

весело

ветер

ветреный (день)

ветряная (мельница)

веять

викторина

винегрет

воробей

виноград

вместе

внезапно

вокзал

вокруг

ворона

восемь

воскресенье

восток

впервые

впереди

вторник

вчера

выборы

выражать

выразительный

____________

____________

____________

____________

Г

газета

герой

гореть

горизонт

город

горох

горячий

готов

готовить

грамм

грамматика

грипп

группа

____________

____________

____________

____________

Д

двенадцать

девочка

дежурный

декабрь

деликатный

дельфин

деревня

директор

до   свидания

доверие

дорога

____________

____________

____________

____________

Е, Ё

единожды

ежевика

ёжик

ежовый

ежонок

еле-еле

ельник

ёмкость

енот

ёршик

ехидна

ещё

____________

____________

____________

Ж

желать

железо

жёлтенький

желтеть

желтизна

жёлтый

живопись

животное

жилище

жужжит

____________

____________

З

забава

забота

завод

завтра

завтрак

запад

заповедник

засеять

заяц

здание

здесь

здоровье

здравствуйте

земледелие

земляника

____________

____________

____________

____________

И

издалека

изморозь (иней) изморось (дождь)

изображение

иметь в виду

иней

инженер

инициатива иногда

интересный

интонация

____________

____________

____________

____________

____________

Й

йог

йогурт

йогуртница

йод

йодированный

йодный

йодовый

____________

____________

____________

____________

К

кабинет

календарь

каллиграфия

кампания (мероприятие)

компьютер

камыш

канава

капитан

капуста

карандаш

карикатура

карман

карнавал

карниз

картина

картофель

кастрюля

катало/г 

каток

квартира

кенгуру

килограмм

километр

класс

клеить

колбаса

колено 

колесо

коллектив

коллекция

комбайн

комбайнёр комиссия

комната

компания (группа друзей)

конструктор конфеты

концерт

коньки

копейка

копыто

копытце 

корабль

корзина

коридор корреспондент

крапива кроссворд лаборатория

корова

космонавт

космос

костёр

Красная площадь

Кремль

кровать

____________

____________

____________

Л

лагерь

ладонь

лаять

лепесток 

лестница

лиловый

лимон

лисица

локомотив 

лопата

лошадь

____________

____________

____________

____________

____________

М

магазин

малина

маляр

матч 

машина

мебель

медведь

медвежонок

медленно

месяц

металл

металлический миллиметр метель

метро

мечта

молоко

молоток

морковь

мороженое

мороз

Москва

мультфильм

мякоть

____________

____________

____________

____________

____________

Н

наверное

назад

налево

направо

народ

нарочно

невзрачный

неволить

негодовать

недоросль

нельзя

ненавидеть

ненастный

неожиданно

непоседа неприятель

несколько

неуклюжий 

ноябрь

____________

____________

____________

____________

____________

____________

О

обаяние 

обед

обидеть

облако

оборона

овёс

овощ

овощи

овраг

овца

огород

огромный 

огурец

одежда

Одесса

одиннадцать

однажды

озорной

около  

октябрь

орех

орнамент

орфограмма

осина

отец

оттенок

отчаяние 

очевидец

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

П

падеж

палатка

пальто

памятник

пароль

пассажир

пейзаж

пенал

первоклассник

песок

песчаный

петух

пианино

пирог

пирожное

платок

пловец

победа

погода

пожалуйста

помидор

понедельник

понимать

пополам

поровну

пороша

портрет

портфель

посуда

потом

пояс

правительство

праздник

председатель престиж 

прекрасный

прогресс происшествие простор

пропеллер

процесс

путешественник путешествие

пшеница

пятница

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

Р

работа

рабочий

равнина

развеваться (знамя) развиваться (дитя)

ракета

рассказ

расстояние

растение

ребята

революция

ремонт

решать

решение

рисовать

рисунок

Родина

Россия 

рояль

русский

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

С

салазки

салют

самолёт

сапоги

сахар

свёкла

сверкать

сверстник

сверху

свитер

свобода

север

сегодня  

сейчас

секрет

семена

сентябрь

серебро

сеялка

сеять

синица

сирень

ситуация

скоро

славяне

слева

следующий

смородина

сначала

снегирь

снизу

собака

совет

солдат

соловей

солома

сорока

сосед

спасибо

справа

справедливость стараться

среда

стакан

стеречь

столица

странный

суббота

____________

____________

____________

____________

____________

Т

тарелка

таять

телевизор

телефон

теперь

территория торжественный

традиция

тетрадь

товарищ

тонна

топор

трактор

трамвай

тревога

трещотка

троллейбус

____________

____________

____________

____________

У

ужин

улица

ураган

урожай

ученик

учитель        

учительница

____________

____________

____________

____________

____________

____________

Ф

фамилия

фантазия

фантастика

февраль

финиш фиолетовый

фойе

футбол

____________

____________

____________

____________

____________

Х

хлебороб

хозяйство

хоккей

хороший

хорошо

____________

____________

____________

____________

____________

Ц

цветовод

цедра

целина

целлюлоза

цеме/нт

ценник

центр

цирк

циркачка

циркуль

цитата

цитрусовый

циферблат

цокот

цыган

цыплёнок

цыпочки

цыц

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

Ч

через

черника

чернота

чёрный

чеснок

честно

четверг

что

чувство

____________

____________

____________

____________

Ш

шёлк

шествовать (идти)

шестнадцать

шефствовать (быть шефом)

шимпанзе

шоколад

шоссе

шофёр

____________

____________

____________

____________

Щ

щаве/ль

щёчка

щётка

щипцы

____________

____________

____________

____________

____________

Э

экипаж

экскаватор

экскурсия 

электричество

электровоз

электростанция

эскалатор

____________

____________

____________

____________

____________

        Ю

юннат

юность

____________

____________

____________

____________

____________

____________

Я

яблоко

яблоня

ягнёнок

ягнята

ягода

ядро

язык

язычок

якорь

январь

____________

____________

____________

____________

____________

____________



Предварительный просмотр:

     

Слово - предмет

Кто?  Что?


                   

Слово – признак

Какой?   Какая? Какое?   Какие?


     

Слово – действие

 Что делать?

 Что сделать?


   

Слово-помощник    



Предварительный просмотр:

     

Слово - предмет

Кто?  Что?


                   

Слово – признак

Какой?   Какая? Какое?   Какие?


     

Слово – действие

 Что делать?

 Что сделать?


ЧИСЛО

один много

ПАДЕЖ        есть

нет

рад

вижу

доволен

думаю о

РОД                он

она

оно

ЧИСЛО

один много

ЛИЦО                        я                                мы

ты                вы

он                        они

(она

оно)

РОД                 он

она

оно


единственное ч. /

множественное ч.

1 лицо

2 лицо

3 лицо

мужской род

женский род

средний род


единственное ч. /

множественное ч.

мужской род

женский род

средний род

В

ЗАВТРА

Р

Е

СЕЙЧАС

М

Я

ВЧЕРА


ЧИСЛО

один много

ПАДЕЖ        есть

нет

рад

вижу

доволен

думаю о

РОД                 он

она

оно


единственное ч. /

множественное ч.

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

мужской род

женский род

средний род



Предварительный просмотр:

ЖИ – ШИ

пиши с буквой  И


ЧА - ЩА

пиши с буквой  А

ЧУ – ЩУ

пиши с буквой  У

Ч

а

Щ

Ч

у

Щ

Ж

и

Ш


цы

?

ци



Предварительный просмотр:

[с а в а]

о      ?      а


[д о м]

                =

[д а м а]


[д о м]

              [о]   [а]

[д а м а] 

                а 


[д о м]

                  

   [д ы м]

Все ко/аты любят рыбу. А наш кот любит …

Позиционное чередование звуков

[о]        [а]                [а]


Сильная позиция одна. Слабых позиций несколько – они разные.

[о]    [а]                        [а]


Орфограмма слабой позиции


Позиционно чередующиеся звуки на письме обозначаются одной и той же буквой.


Сильная  позиция

[а]

[о]

[и]

[э]

[ы]

[у]


Слабая   позиция

[а]

-  

[и]

-

[ы]

[у]


[розач’ка]        <розоч’ка>

цеп[оч’к]а

стен[а]


[об]лик

[ап]ход

[аб]езд

[аб]гон


о                                        о                                        о

а                а                        а                а                        а                а                

и                и                        и                и                        и                и                        

э                                        э                                        э

ы                ы                        ы                ы                        ы                ы                        

у                у                        у                у                        у                у                

о                                        о                                        о

а                а                        а                а                        а                а                        

и                и                        и                и                        и                и                        

э                                        э                                        э

ы                ы                        ы                ы                        ы                ы                        

у                у                        у                у                        у                у                


[об]лик

[ап]ход

[аб]езд

[аб]гон


пере        эст]

изд]а

по[   изд] а


[в’]вез

[ф]шил

[в]бил

в        [в’ос]

[в’из]ла


парч                [ов] ый

шёлк        [ав] ый

ласк                [аф]


[з’ и м] а

[                                                                                ]

[                                ]        [                                ]


[о с’ и н’] 

[                                                                                                                ]

[                                ]        [                                ]


[в’ и с н] а

[                                                                                                        ]

[                                ]        [                                ]



Предварительный просмотр:

ПИШИ БЕЗ Ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы-опоры на уроках русского языка

Схемы- опоры всегда пригодятся на любом уроке. Они помогают детям намного лучше запомнить материал....

Схемы - опоры для уроков русского языка.

Схемы-опоры используются учащимися на уроках русского языка при изучении тем " Имя существительное", "Имя прилагательное", " Глагол", "Алфавит" . В них обобщен основной теоретический материал, который...

схема анализа диктанта по русскому языку

эта схема поможет быстро и качественно проанализировать диктант по русскому языку и наметить дальнейшую работу по коррекции зхнаний учащихся...

Таблицы по русскому языку 4 класс для анализа диктантов: "Склонение имен существительных"; "Глагол".

Эти таблицы помогут сделать качественную работу над ошибками. Ученики самостоятельно заполняют таблицу, тем самым, отрабатывая свои умения и знания по пройденным темам....

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

"Использование схем-опор на уроках русского языка в начальных классах"

Один из способов экономить время – специальные схемы. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых...