Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

 

Урок русского языка по теме:

 

«Основные типы склонения имён существительных.

 Первое склонение».

 

 

4 класс,  «Школа России»

 

                                  МБОУ ООШ № 33.

 

                                 Учитель  Калашникова Н.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.rar74.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

«Основные типы склонения имён существительных.

 Первое склонение».

 

4 класс,  «Школа России»

                        МБОУ ООШ № 33.

        Учитель  Калашникова Н.А.

Тема: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение».

Цели:

  • формировать представление об основных типах склонения имён существительных;
  • подвести учащихся к самостоятельной формулировке вывода о существительных, которые относятся к первому склонению;
  • развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся;
  • воспитывать интерес к  русскому языку.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

 

  1. Проверка домашнего задания.

Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом.

 

 -  Из какой сказки эти слова? Назовите автора.

 - Спишите предложение, разберите предложение по членам, определите падеж имён существительных.

-  Как отличить существительное в Именительном  падеже  от  существительного в  Винительном  падеже?

  1. Чистописание. Словарная работа. СЛАЙД №3,№4

а) Ур.жай, ур.жай!  

Наше лето провожай!

Сколько сладкого г.роха!

.гурцы как на подбор!

На  гряде  сорвать неплохо

Крупный красный п.мидор!

Пробежишься   .г.родом –

Съешь м.рковку мимоходом.      

  -   Какая орфограмма пропущена в этих словах?

  -  Значит, какое задание будет на минутке чистописания?

  -  Напишите букву о и соединения с буквой о.

б)-Запишите новые словарные слова с безударной гласной о.

Коллекция, вокзал, победа, хозяйство.

- Объясните значение каждого слова.  СЛАЙД №5

- Какой частью речи являются данные слова?

- На какие группы можно разделить существительные?

- Оказывается, эти же существительные можно разделить по-другому. А как? На этот вопрос мы попытаемся ответить в конце урока. В этом нам также поможет грамматическая зарядка.

  1. Актуализация знаний. Грамматическая зарядка.

 стр  на          оз  ро                 хол  

мыш               доч                     Ил  я

деду  ка          з  мля               плат  е

- Объясните, какая орфограмма пропущена в словах.

- Что общего в этих словах?

- Разделите имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу. СЛАЙД №6

1

2

3

М. р.

-а, -я

-

Ж. р.

-а, -я

С ь  на конце

Ср. р.

-о, -е

(У каждого ребёнка на парте аналогичная таблица)

  1. Сообщение темы и цели урока.

-  Как группировали имена существительные?

- Таким образом мы разделили существительные на три группы, которые в русском языке называются склонением.

(В таблице появляются подписи- склонение)   СЛАЙД №7

1

склонение

2

склонение

3

склонение

М. р.

-а, -я

 дедушка

Илья

-

холод

Ж. р.

-а, -я

страна

земля

С ь  на конце

дочь

мышь

Ср. р.

-о, -е

озеро

платье

- Какова же тема нашего урока? Прочитайте об этом на с.85 учебника.

- А ещё нам нужно  уточнить, какие  же существительные относятся к первому склонению.

(Тема записывается на доске)

  1. Физминутка.

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два,

Три, четыре.

Мышка дёрнула за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Побежала мышка вон!

- Какое существительное повторялось несколько раз?

- К какому склонению относится  существительное «мышка»?

- Докажите.

  1. Изучение нового. Первое склонение.

- Распределите существительные на две группы:

(слова напечатаны на карточках – на доске)

М. р.                        Ж. р.

Илья                      пчела

   братишка             аллея

                              Анна

- Как вы думаете, к какому склонению  принадлежат  эти существительные?

- Объясните, почему?

- Прочитайте правило на  с.85 внизу. Правильный вывод  мы сделали?

- Прочитайте правило на  с.86. Почему достаточно знать окончание существительного в начальной форме, чтобы определить, что это существительное первого склонения?

(Только сущ. 1 скл. имеют окончания  –а, -я)

  1. Закрепление нового материала.

а)  Письмо с комментированием.  Упр. 42 , с.86  

- Выпишите имена существительные 1-го склонения.

б)Самостоятельная работа. Определение склонения имён существительных.  СЛАЙД №8

  • пробежал через рощу
  • висит на стене
  • пригнул к земле
  • подошёл к папе

  1. Наблюдение за окончаниями имён существительных первого склонения.

- Выполним упр. 45 и 46 устно.

- Почему некоторые окончания существительных в одинаковых падежах   различаются?

- Можно ли по ударным  падежным окончаниям существительных 1-го склонения проверять безударные падежные окончания существительных  того же  склонения?

    - Проверьте, правильный ли вывод мы сделали? Прочитайте правило на с.89.

10. Итог урока.

   - Вернёмся к словарным словам.

   - На какие же три группы их можно разделить?

   -  Назовите существительные 1-го склонения.

  - А с другими склонениями мы познакомимся на следующих уроках.

  11. Рефлексия.

-  Что нового узнали на уроке?

-  Кто запомнил, какие существительные относятся к 1-му склонению?

-  А кто ещё не уверен?

11. Оценки.

11. Домашнее задание.

       С.85-89, правила, с.89 упр.46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...