Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Урусова Марина Анатольевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по русскому языку В.П. Канакиной, В.А.Горецкого.

В первом полугодии предмет изучается в курсе «Обучение грамоте» (4 часа в неделю) и обеспечивается Прописями к русской азбуке (авторы В. Г. Горецкий, Н.А. Федосова). Во втором полугодии предмет изучается в курсе «Русский язык» (4 часа в неделю) и обеспечивается  учебником «Русский язык» (авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.).

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов:   обучение первоначальному чтению и   обучение письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложе­ние, связное высказывание (текст).

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Курс русского языка ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать и рассуждать. Он построен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся начальных классов. Основу курса составляет базовая программа. Вместе с тем курс отличается более высоким теоретическим уровнем, поэтапностью, непрерывностью.

Изучение курса «Русский язык» в первом классе на­правлено на достижение следующих целей:

1)   развитие фонематического слуха детей;

2)   обучение их перво­начальному чтению и письму;

3)   ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

4)   формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1)   выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании, развитие глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев;

2)   знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений;

3)   формирование и развитие навыков записи, списывания слов и предложений, письма под диктовку;

4)   развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

5)   формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

6)   формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

7)   воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Изучения курса проводится с использованием УМК:

Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи к русской азбуке 1,2,3,4. – М.: Просвещение 2012 г.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011;

Канакина В.П. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение, 2012;

Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П. «Русский язык» 1 класс;

Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс.

На изучение курса «Обучение грамоте» (добукварный, букварный периоды) отводится 4 ч в неделю. Программа рассчита­на на 84 ч (24 учебные недели). На изучение курса «Русский язык» в первом классе на­чальной школы отводится 4 ч в неделю. Программа рассчита­на на 48 ч (12 учебных недель).

Содержание учебного курса «Обучение грамоте»:

Добукварный период (16 ч)

Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Рабочая строка. Письмо овалов и полуовалов. Письмо длинных наклонных прямых линий.

Букварный период (68 ч)

Обучение письму

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.

Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Содержание учебного курса «Русский язык»:

Наша речь (2 ч)

Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.

Текст, предложение, диалог (3 ч)

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения.

Слова, слова, слова… (4 ч)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Слово и слог. Ударение (6 ч)

Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).

Звуки и буквы (33 ч)

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах. Повторение.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3) Использование знаково-символических средств представления информации.

4) Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8) Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9) Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2) Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3) Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4) Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5) Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6) Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7) Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8) Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9) Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны знать:

·      виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения  восклицательные и невосклицательные по интонации;

·      слова, называющие предмет, действие предмета, признак предмета;

·      различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

·      звук [й] и буква й;

·      гласные и согласные звуки;  твёрдые и мягкие согласные;

·      звонкие и глухие, парные и непарные согласные.

·      слогообразующую роль гласного звука в слове;

·      согласные только твёрдые, согласные только мягкие;

·      соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

решать практические учебные задачи:

·      передавать различную интонацию предложения в устной речи;

·      оформлять предложение на письме;

·      вычленять слова из предложения;

·      правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным текстом;

·      устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

·      делить слова на слоги;

·      сравнивать количество звуков и букв в слове;

·      находить ударный слог;

·      переносить слова;

·      соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах;

·      писать большую букву в именах собственных;

·      писать слова с с сочетаниями  жи –ши, ча – ща, чу – щу;

·      обозначать в словах мягкость согласных звуков на письме;

·      писать слова с непроверяемыми написаниями;

·      чётко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;

·      писать под диктовку текст (15-17 слов) с изученными орфограммами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_russkomu_yazyku.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по русскому языку В.П. Канакиной, В.А.Горецкого.

В первом полугодии предмет изучается в курсе «Обучение грамоте» (4 часа в неделю) и обеспечивается Прописями к русской азбуке (авторы В. Г. Горецкий, Н.А. Федосова). Во втором полугодии предмет изучается в курсе «Русский язык» (4 часа в неделю) и обеспечивается  учебником «Русский язык» (авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.).

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов:   обучение первоначальному чтению и   обучение письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Курс русского языка ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать и рассуждать. Он построен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся начальных классов. Основу курса составляет базовая программа. Вместе с тем курс отличается более высоким теоретическим уровнем, поэтапностью, непрерывностью.

Изучение курса «Русский язык» в первом классе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие фонематического слуха детей;
  2. обучение их первоначальному чтению и письму;
  3. ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  4. формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании, развитие глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев;
  2. знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений;
  3. формирование и развитие навыков записи, списывания слов и предложений, письма под диктовку;
  4. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  5. формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  6. формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  7. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Изучения курса проводится с использованием УМК: 

Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи к русской азбуке 1,2,3,4. – М.: Просвещение 2012 г.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011;

Канакина В.П. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение, 2012;

Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П. «Русский язык» 1 класс;

Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс.

На изучение курса «Обучение грамоте» (добукварный, букварный периоды) отводится 4 ч в неделю. Программа рассчитана на 84 ч (24 учебные недели). На изучение курса «Русский язык» в первом классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Программа рассчитана на 48 ч (12 учебных недель).

Содержание учебного курса «Обучение грамоте»:

Добукварный период (16 ч)

Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Рабочая строка. Письмо овалов и полуовалов. Письмо длинных наклонных прямых линий.

Букварный период (68 ч)

Обучение письму

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.

Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Содержание учебного курса «Русский язык»:

Наша речь (2 ч)

Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.

Текст, предложение, диалог (3 ч)

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения.

Слова, слова, слова… (4 ч)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Слово и слог. Ударение (6 ч)

Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).

Звуки и буквы (33 ч)

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах. Повторение.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3) Использование знаково-символических средств представления информации.

4) Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8) Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9) Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2) Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3) Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4) Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5) Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6) Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7) Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8) Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9) Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны знать:

  • виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения  восклицательные и невосклицательные по интонации;
  • слова, называющие предмет, действие предмета, признак предмета;
  • различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • звук [й] и буква й;
  • гласные и согласные звуки;  твёрдые и мягкие согласные;
  • звонкие и глухие, парные и непарные согласные.
  • слогообразующую роль гласного звука в слове;
  • согласные только твёрдые, согласные только мягкие;
  • соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

решать практические учебные задачи:

  • передавать различную интонацию предложения в устной речи;
  • оформлять предложение на письме;
  • вычленять слова из предложения;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным текстом;
  • устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
  • делить слова на слоги;
  • сравнивать количество звуков и букв в слове;
  • находить ударный слог;
  • переносить слова;
  • соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах;
  • писать большую букву в именах собственных;
  • писать слова с с сочетаниями  жи –ши, ча – ща, чу – щу;
  • обозначать в словах мягкость согласных звуков на письме;
  • писать слова с непроверяемыми написаниями;
  • чётко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;
  • писать под диктовку текст (15-17 слов) с изученными орфограммами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание  курса

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

УУД

Обучение грамоте. Подготовительный период.

16

Личностные действия

положительное отношение к школе;

осознание себя как ученика;

чувство необходимости учения, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки- дошкольным способом;

интерес к способу решения и общему способу действия; стремление к самоизменению; сформированность учебных мотивов

Регулятивные действия

Коррекция;

планирование;

целеполагание;

оценка;

контроль,

саморегуляция

Познавательные действия 

Общеучебные;

самостоятельное выделение  и формулирование  познавательной цели;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

поиск и выделение  необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и

результата действия.

знаково-символические действия – моделирование; преобразование модели.

логические действия –

анализ, синтез;

установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование, подведение  под понятие;

выведение следствия.

Коммуникативные действия

умение слушать и слышать; вступать в диалог;  

участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. уважение к другой точке зрения;

умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых познавательная мотивация;

интерес к новому.

Наши пальчики играют.

Наш друг карандаш.

Любимые игрушки.

Мы лепим, лепим, лепим.

Путешествие в страну знаний.

Представление результатов творческой самостоятельной работы.

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

Письмо овалов и полуовалов.

Рисование бордюров.

Письмо длинных наклонных прямых линий.

Письмо наклонных длинных и коротких прямых линий с закруглением внизу.

Письмо наклонных длинных и коротких прямых линий с закруглением вверху и внизу.

Письмо больших и малых овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.

Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху и внизу, Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу.

Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Вырабатывать правильную осанку, правильное расположение тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании.

Развивать глазомер, кисти руки и мелкие мышцы пальцев;

Выполнять работу по образцу.

Различать направление линий в прописи.

Различать рабочую строчку.

Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения.

Обучение грамоте. Букварный (основной) период

68 ч

Строчная и заглавная буквы А, а.

Строчная и заглавная буквы О, о.

Строчная буква и.

Заглавная буква И.

Строчная  буква ы.    

Строчная и заглавная буквы У, у.

Строчная и заглавная буквы Н, н.

Строчная и заглавная буквы С, с.

Заглавная буква С.

Строчная и заглавная буквы К, к.

Строчная и заглавная буквы Т, т.

Строчная и заглавная буквы Л, л.

Повторение и закрепление изученного.

Строчная и заглавная буквы Р, р.

Строчная и заглавная буквы В, в.

Строчная и заглавная буквы Е, е.

Строчная и заглавная буквы П, п.

Строчная и заглавная буквы М, м.

Строчная букв з.

Заглавная буква З.

Строчная и заглавная буквы З, з.

Строчная букв б.

Заглавная буква Б.

Строчная и заглавная буквы Б, б.

Строчная букв д.

Заглавная буква Д.

Строчная и заглавная буквы Д, д.

Строчная букв я.

Заглавная буква Я.

Строчная и заглавная буквы Я, я.

Строчная и заглавная буквы Г, г.

Строчная букв ч.

Заглавная буква Ч.

Буква ь.

Строчная букв ш.

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

Строчная буква ё.

Заглавная буква Ё.

Строчная и заглавная буквы Й, й.

Строчная буква х.

Строчная и заглавная буквы Х, х.

Письмо изученных букв, слогов. Письмо Элементов изученных букв.

Строчная буква ю.

Заглавная буква Ю.

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

Строчная буква ц.

Заглавная буква Ц.

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.

Строчная буква э.

Заглавная буква Э.

Строчная буква щ.

Заглавная буква Щ.

Строчная и заглавная буквы Ф, ф

Буквы ь, ъ.

Резервный урок.

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

2 ч

2 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

Отслеживать этапы освоения основного алгоритма письма букв.

Различать последовательность написания элементов букв.

Сопоставлять верхнее и нижнее соединение  букв.

Выполнять задание по образцу. Восстанавливать деформированные буквы. Устанавливать последовательность поэтапного письма. Наблюдать за изменением слов по числам.

Правильно соединять изученные буквы на письме. Классифицировать печатные и письменные буквы на письме.

Находить знакомые элементы письма. Угадывать букву по комментированию. Писать букву под диктовку. Проверять работу друг друга.

Видеть в букве уже изученные элементы.  Составлять самостоятельно алгоритм проговаривания для написания. Находить графические ошибки в заданных словах.

Наша речь

2 ч

Наша речь.

Какой бывает речь?

1 ч

1 ч

Наблюдать: находить в тексте повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Текст, предложение, диалог

3 ч

Текст и предложение.

Предложение.

Диалог.

1 ч

1 ч

1 ч

Анализировать и корректировать предложения с нарушенным порядком слов. Находить в предложениях смысловые пропуски и ошибки в графическом оформлении предложений. Наблюдать за распространением предложения.

Определять соответствие интонационных средств смыслу предложения. Воспроизводить одно и тоже предложение с логическим ударением на разных словах.

Слова, слова, слова…

4 ч

Роль слова в речи.

Слова – названия, признаки и действия предметов.

Вежливые слова.

Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Представлять необходимость использования дополнительных источников для уточнения  значения незнакомого слова.

Дифференцировать слова названия предметов, признаков и действий. Дополнять группы  слов своими примерами. Составлять различные слова из данного набора букв. Группировать слова и составлять из них предложения.

Слово и слог. Ударение

6 ч

Слог как минимальная произносимая единица.

Деление слов на слоги.

Перенос слов.

Ударение.

Ударные и безударные слоги.

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

Объяснять слогообразующую  роль гласного звука. Определять количество слогов в слове. Восстанавливать слова с нарушенным порядком слогов, конструировать слова из слогов. Находить ударный гласный в слове. Наблюдать за смыслоразличительной ролью ударения. Экспериментировать с изменением ударения в словах. Наблюдать за словами с буквой ё, самостоятельно делать вывод о том, что слог с буквой ё всегда ударный.

Звуки и буквы

33 ч

Звуки и буквы.

Что такое алфавит?

Гласные звуки и буквы.

Буквы Е Ё Ю Я и их функции в словах.

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э.

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

Произношение безударного гласного звука в слове и обозначение его буквой на письме.

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Согласные звуки и буквы.

Слова с удвоенными согласными.

Слова с буквами И, Й.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки.

Парные глухие и звонкие согласные звуки.

Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце слова.

Шипящие согласные звуки.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Правописание гласных после шипящих.

Заглавная буква  в словах.

Повторение.

2 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

3 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи. Выполнять звукобуквенный анализ. Корректировать слова путём замены в них букв.

Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

Соотносить гласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки. Восстанавливать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки.

Характеризовать звуки. Находить и исправлять ошибки, допущенные в определении ударного звука.

Уметь проверять слова с  двумя безударными гласными в корне слова.

Уметь различать согласные и гласные буквы. Знать их различия.

Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме. Осознавать отсутствие специальных букв для обозначения мягких и твёрдых согласных.

Анализировать: определять звук по его характеристике,  соотносить звук (выбирая из ряда предложенных)   и  его качественную характеристику; приводить примеры  твердых/мягких согласных.

Знать парные и непарные согласные. Знать особенности произнесения глухих и звонких согласных звуков.

Уметь подбирать проверочные слова   при выборе безударной гласной и парной согласной в двусложных словах.

Знать правописание сочетаний чк-чн, щн, жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Обсуждать необходимость переноса слов. Сравнивать деление слов на слоги и для переноса. Анализировать слова и выбирать подходящее правило переноса слов на письме.

Объяснять написание в словах больших букв. Составлять рассказ с опорой на рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013....