Приёмы работы по обогащению фразеологического запаса учащихся начальной школы.
статья по русскому языку (4 класс) на тему
В работе по развитию речи учащихся начальных классов большое значение имеет обогащение их словаря. На уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Все это усугубляется ещё и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют, зачастую совсем не понимая их значения. Поэтому работа по развитию речи младших школьников предполагает введение в их словарный запас не только слов с отвлеченными понятиями и с различными смысловыми оттенками, но и фразеологических сочетаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_raboty_po_obogashcheniyu.docx | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы работы по обогащению
фразеологического запаса учащихся начальной школы
В работе по развитию речи учащихся начальных классов большое значение имеет обогащение их словаря. На уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Все это усугубляется ещё и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют, зачастую совсем не понимая их значения. Поэтому работа по развитию речи младших школьников предполагает введение в их словарный запас не только слов с отвлеченными понятиями и с различными смысловыми оттенками, но и фразеологических сочетаний.
К сожалению, программа начальной школы не предусматривает специальных уроков для работы над фразеологией. Однако такая работа крайне необходима, так как изучение фразеологии в школе – это одно из средств повышения культуры и развития речи учащихся.
Приёмы обогащения фразеологического запаса и развития навыков употребления устойчивых сочетаний могут быть очень разнообразными. Это может быть описательная работа на уроках русского языка либо на уроках чтения в процессе изучения того или иного литературного произведения. Работа над фразеологией может проводиться и в неурочное время: в группе продлённого дня, во время различных внеклассных мероприятий. Я остановлюсь на тех приёмах, которые мне представляются наиболее эффективными. Учитель младших классов должен всегда помнить, что усвоение фразеологии даст наибольший эффект, если изучение фразеологизмов будет проходить в определённой системе, учитывающей программу, возрастные особенности, уровень подготовки учащихся, преемственность и последовательность в изучении фразеологических единиц.
Основным приёмом обогащения фразеологического запаса учащихся начальных классов является воспитание у них постоянного внимания и интереса к фразеологии русского языка.
Работа над фразеологизмами проводится все время и идёт от лёгкого к трудному. На уроках чтения учитель обращает внимание учащихся на устойчивые словосочетания. Прежде всего он останавливается на тех, которые характерны для разговорной речи, например: дух захватывает, навострила уши, белены объелась и т. д.
При работе над фразеологическими единицами в начальных классах возникает ряд задач, на решении которых я остановлюсь.
- Показать сочетаемость слов в выражениях, смысл которых легко раскрывается.
Например: вертеться под ногами (будучи рядом, поблизости, мешать своим присутствием, что – либо делать, отвлекать от дела).
- Объяснить некоторые фразеологизмы – идиомы, т. е. неразложимые по смыслу
фразеологические единицы, в которых слова – компоненты непонятны для восприятия, например, бить баклуши (валять дурака, лодыря гонять); попасть впросак (оказаться в неловком положении из – за своей оплошности); точить лясы (заниматься пустой болтовней); за тридевять земель (очень далеко).
- Провести смысловую грань между омонимичными свободными и устойчивыми
словосочетаниями.
Например: намылить голову (поругать, сделать строгий выговор), бабушкины сказки (неправдоподобные сведения); больное место (уязвимая сторона характера, на которую легко повлиять).
Работа над фразеологией должна вестись совместно со словарной работой на уроках русского языка.
Очень полезно составлять словарь, в который дети записывают усвоенные ими фразеологические сочетания. Целесообразно вносить в словарь фразеологизмы, компонентами которых являются изученные части речи. Такая работа способствует лучшему усвоению и закреплению пройденных частей речи. Работая над фразеологизмами, необходимо указывать учащимся на те глаголы, которые наиболее часто образовывают фразеологические сочетания.
Например: вертеть (вертеть хвостом, вертеться как белка в колесе, вертится в голове, как ни вертись).
Имена существительные, наиболее часто встречающиеся во фразеологических сочетаниях: рука (валиться из рук, из первых рук, из рук в руки, как без рук).
Фразеологизмы с именами прилагательными (красная строка, зелёная улица, медвежья услуга).
В конце учебного года целесообразно провести утренник, КВН, викторину, связанные с изучением фразеологии русского языка. Таким образом, вся система работы над фразеологией в начальных классах поможет обогатить активный фразеологический запас учащихся, поднять на новую ступень культуру речи, научить практически использовать богатство русской фразеологии, привить любовь к родному языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация словарного запаса учащихся начальной школы, как одно из средств развития речи
Лексический материал по теме "МЕБЕЛЬ"...
Активизация словарного запаса учащихся начальной школы, как одно из средств развития речи
Лексический материал по теме "Мебель" и "Посуда"...
Приёмы и методы, способствующие успешной социализации учащихся начальной школы.
Проблемы социализации младшего школьника постепенно выходят на первый план. Социализация ученика является одной из непреходящих проблем начального образования, но внедрение и реализация ФГОС НОО прида...
Мастер- класс для педагогов «Методы и приёмы работы по развитию навыков сотрудничества в начальной школе».
В рамках педсовета, в целях повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию навыков сотрудничества нами был проведен мастер-класс для педагогов: «Методы и приёмы раб...
"Эффективные приёмы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе"
Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной...
Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности в начальной школе
Эффективные приёмы работы по формированиючитательской грамотности в начальной школе...