Статья "Тексты с применением орфографических правил на уроках русского языка"
статья по русскому языку на тему
В статье представлены примеры текстов с применением орфографических правил..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тексты с применением орфографических правил на уроках русского языка
Обогащение словаря – знакомство с новыми словами, уточнение значений слов, активизация слов, находящихся в пассивном словаре.
Рассмотрим источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей:
-речевая среда в семье, среди друзей;
-речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение, интернет;
-учебная работа в школе (учебники, речь учителя);
-словари, справочники.
Наилучший источник обогащения словаря - живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.
Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:
а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и другим, по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;
б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.
Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов - названий городов, деревень, рек, озёр и так далее (деревня «Катериновка», «Чёрный Дол», «Камышенка», фамилии «Некрасов», «Кузнецов», реки «Десна», «Шуя», имена Владимир», «Всеволод»).
Обычно выделяют следующие лексико-семантические темы:
- работа с синонимами;
- работа с омонимами;
- работа с антонимами и паронимами;
- работа со словами иноязычного происхождения;
- работа с устаревшими словами;
- работа с многозначными словами;
- работа со словами, имеющими оттенки значения и экспрессивность;
- работа с новообразованными словами;
- работа с фразеологизмами;
- работа с тропами;
- составление тематических групп слов.
Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы учащихся:
-обнаружение слова в тексте;
-семантизация - занесение в словарик, формирование соответствующего понятия;
- выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов и так далее;
-введение новых слов в текст, в свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях.
Приведу несколько игровых приемов , помогающих развитию словарного запаса учащихся.
1.Игра « Фразеологический зверинец»
- Вставьте подходящие слова.
Голоден как …. Изворотлив как …
Хитер как … Надут как …
Упрям как … Болтлив как …
Слова - подсказки: лиса, заяц, бык, уж, свинья, осел, сорока, волк, индюк.
2. Игра « Путаница»
- Пока письмо шло, оно порвалось на части, и понять ничего нельзя, попробуйте разобрать ,что было написано.
КОТЕЛ СМЕТА НУДНО ВЫЛ И ЗАЛ ВСЕ. ( Кот ел сметану, все дно вылизал).
3. Побери антонимы к словосочетаниям:
глубокая река - … глубокий сон -…
глубокие знания - … глубокий обморок -…
4.Замени глаголом следующие выражения:
прикусить язык-…
мозолить глаза - …
путаться под ногами - …
совать нос в чужие дела - …
5. Составление словариков на основе лексики прочитанных художественных произведений.
После прочтения некоторых произведений детям предлагается составить список наиболее интересных, на их взгляд, слов и словосочетаний, встретившихся в данном произведении. Интересными могут быть слова с точки зрения их лексического значения, грамматической формы, написания. Работа ограничивается одним условием – слова должны быть написаны грамотно и красиво.
Содержание словариков можно усложнить, дети составляют словарики слов иноязычного происхождения.
Дети получают различные творческие задания, например, выпустить афишу, приглашающую посетить цирковое представление. Использовать при этом слова иностранного происхождения.
6. Прием « Биография слова»
« … На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг нее, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы…».
- Подумайте, почему цветок назван «подснежником»? ( Первым появляется из –под снега).
- Как произошло слово « медуница»? (Цветок со сладким «медовым» запахом , особенно привлекателен для пчел,)
Слово « медуница» - родственное слову « мед».
7.Игра « Кто больше рифм подберет к словам.
Ребенок, лужок, синичка (теленок, тигренок, лисенок, снежок, дружок, прыжок, певичка, птичка).
8. Написание изложений.
Изложение- это письменные пересказы образцовых текстов.
Их роль состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником. Тщательно проверены сначала им, а затем и учителем.
Выделяют несколько видов изложений: подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с творческим дополнением. Мне бы хотелось остановиться на изложении с творческим дополнением.
Творческие изложения представляют собой переходную форму от изложения к сочинению. Это наиболее сложный вид работы и для облегчения используется коллективная работа. Наиболее удобны для письменного оформления пересказы с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей , реже письменно оформляется инсценирование рассказов.
Этапы работы над изложением.
1.Введение в тему.
2. Постановка проблемы.
3. Работа над заголовком ( лучше его спрогнозировать.)
4.Чтение текста изложения учителем или подготовленным учеником.
5. Беседа по содержанию.
6. Нахождение ключевых слов составление плана.
7.Чтение текста учителем с выделением ключевых слов.
8. Контекстуальные синонимы и работа с ними.
11. Проверка изложения. ( 3 раза).
12. подведение итогов. Рефлексия.
Обучающее изложение.
Цели:
- обогащать речь учащихся, делать её более яркой, образной, выразительной;
-формировать умения анализировать текст, понимать тему, идею;
- обучать умению понимать и анализировать язык текста;
- учить учащихся умению озаглавливать части текста;
- воспитывать нравственные качества, формирующие свою «Я-концепцию».
Оборудование: фотографии с изображением поляны, таблицы с трудными словами, индивидуальные карточки для слабых учеников. Текст изложения на парте у каждого ученика.
ХОД УРОКА
Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
III. Работа с текстом.
Моя поляна.
У меня есть любимая поляна. Она очень красива. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.
Рядом с поляной находиться сад. Деревья высокие выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки
Однажды я слышал хруст. Я осмотрелся, это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.
Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.
1.Слуховое восприятие текста.
Чтение текста учителем ( выразительно, но без выделения частей границ).
- Прослушайте текст и представьте себе, как события, которые описываются в рассказе, происходили в жизни. Мысленно нарисуйте картины к тексту, подсчитайте их количество.
2.Коллективное составление плана в процессе анализа текста с опорой на воображаемые картины детей при прослушивании.
А) Анализ текста.
- Какое любимое место было у автора?
- Что однажды ему удалось увидеть?
- Как лоси лакомились яблоками?
- Есть ли у вас любимый уголок?
- Чем тебе он нравиться?
Б) Передача содержания текста в виде словесных картин. Все действующие лица должны пройти через эти словесные картины.
В) Определение границ каждой части. ( Выделение главного) .
Составление плана изложения в процессе разбора словесных картин и их озаглавливания.
Примерный план.
1.Поляна осенью.
2.Встреча с лосями.
3.Воспоминания о поляне.
3. Повторное прослушивание текста. Учащиеся показывают, где находится новая часть.
IV. Орфографическая подготовка.
Слова на доске.
прил … тают - …. Нах….дился - ….
К…рмиться - …. Выр…дились - ….
Осм…трелся - … подг…бая - ….
Словарные слова: пол…на, …днажды, …десь, р…бина, к…лени.
Слова для справок: у меня, предложить, находится, собирая.
Детям, испытывающим трудности, предложить в помощь карточки.
Карточка
Опорные слова и выражения.
У меня, есть, кормиться; рядом, однажды, ели с аппетитом, собирал, подгибал длинные ноги, вставал на колени; вспоминал лосей, жующих яблоки
V. Самостоятельная работа учащихся.
а) Чтение про себя.
б) Письмо изложения.
в) Проверка.
VI.Заключение.
а)Зачитайте свои изложения.
Моя поляна.
У меня есть любимая поляна. Она очень красивая. В сухих листьях живут ежи. К рябине прилетают полакомиться дрозды. Осенью приходят лоси.
Рядом с поляной находиться сад. Там высокие деревья, но они выродились. Дикие ветки дают кислые яблоки
Однажды я слышал хруст. Я осмотрелся. Оказалось, это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал свои длинные ноги и вставал на колени.
Зимой я очень часто вспоминаю свою поляну и лосей.
Марина Д.
б) Анализ текста.
-За что можно похвалить?
- Что удалось?
- А что по-другому можно передать?
- Оцените работу по памятке.
VII. Итог урока.
§2. Написание сочинений.
Сочинение – творческая работа. Ребенок должен жить в мире творчества.
« Без этого,- писал В. А. Сухомлинский,- он засушенный цветок». Наиболее благоприятными условиями для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей жизни . В процессе наблюдения и взаимодействия предметов, вещей, явлений у детей появляется желание передать свои чувства и переживания. « В такие минуты мысль просится в слова» В. А. Сухомлинский.
В школьных сочинениях различают повествование, описание, рассуждение.
В повествовании говориться о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет. Повествование – самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/13/picture-1109-1376378142.jpg)
Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка
В статье описывается опыт работы со словарем П.Грушникова в начальной школе...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах. ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/06/picture-46901-1646561531.jpg)
Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"
В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/04/picture-215271-1362397370.jpg)
Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-279172-1424880277.jpg)
Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка при использовании орфографических словарей
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПИСАНИЮ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-360905-1390671645.jpg)
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-279172-1424880277.jpg)
Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка при использовании орфографических словарей
обобщение педагогического опыта...