Статья "Тексты с применением орфографических правил на уроках русского языка"
статья по русскому языку на тему

Чемоданова Оксана Анатольевна

В статье представлены примеры текстов с применением орфографических правил..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тексты с применением орфографических правил на уроках русского языка

Обогащение словаря – знакомство с новыми словами, уточнение значений слов, активизация слов, находящихся в пассивном словаре.

 Рассмотрим источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей:

-речевая среда в семье, среди друзей;

-речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение, интернет;

-учебная работа в школе (учебники, речь учителя);

-словари, справочники.

Наилучший источник обогащения словаря - живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.

Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:

а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и другим, по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;

б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.

Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов - названий городов, деревень, рек, озёр и так далее (деревня «Катериновка», «Чёрный Дол», «Камышенка», фамилии «Некрасов», «Кузнецов», реки «Десна», «Шуя», имена  Владимир», «Всеволод»).

Обычно выделяют следующие лексико-семантические темы:

- работа с синонимами;

- работа с омонимами;

- работа с антонимами и паронимами;

- работа со словами иноязычного происхождения;

- работа с устаревшими словами;

- работа с многозначными словами;

- работа со словами, имеющими оттенки значения и экспрессивность;

- работа с новообразованными словами;

- работа с фразеологизмами;

- работа с тропами;

- составление тематических групп слов.

Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы учащихся:

-обнаружение слова в тексте;

-семантизация - занесение в словарик, формирование соответствующего понятия;

- выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов и так далее;

-введение новых слов в текст, в свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях.

Приведу несколько игровых приемов , помогающих развитию словарного запаса учащихся.

1.Игра « Фразеологический зверинец»

- Вставьте подходящие слова.

Голоден как ….                        Изворотлив как …

Хитер как …                        Надут как …

Упрям как …                        Болтлив как …

Слова -  подсказки: лиса, заяц, бык, уж, свинья, осел, сорока, волк, индюк.

2. Игра « Путаница»

- Пока  письмо шло, оно порвалось на части, и понять ничего нельзя, попробуйте разобрать ,что было написано.

КОТЕЛ СМЕТА НУДНО ВЫЛ И ЗАЛ ВСЕ. ( Кот ел сметану,  все дно вылизал).

3. Побери антонимы к словосочетаниям:

глубокая река - …                глубокий сон -…

глубокие знания - …                глубокий обморок -…

4.Замени глаголом следующие выражения:

прикусить язык-…

мозолить глаза - …

путаться под ногами - …

совать нос в чужие дела - …

5. Составление словариков на основе лексики прочитанных художественных произведений.

После прочтения некоторых произведений детям предлагается составить список наиболее интересных, на их взгляд, слов и словосочетаний, встретившихся в данном произведении. Интересными могут быть слова с точки зрения их лексического значения, грамматической формы, написания. Работа ограничивается одним условием – слова должны быть написаны грамотно и красиво.

Содержание словариков можно усложнить, дети составляют словарики слов иноязычного происхождения.

Дети получают различные творческие задания, например, выпустить афишу, приглашающую посетить цирковое представление. Использовать при этом слова иностранного происхождения.

6. Прием « Биография слова»

« … На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг нее, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы…».

- Подумайте, почему цветок назван «подснежником»? ( Первым появляется из –под снега).

- Как произошло слово « медуница»? (Цветок со сладким «медовым» запахом , особенно привлекателен для пчел,)

Слово « медуница» - родственное слову « мед».

7.Игра « Кто больше рифм подберет к словам.

Ребенок, лужок, синичка (теленок, тигренок, лисенок, снежок, дружок, прыжок, певичка, птичка).

8. Написание изложений.

Изложение- это письменные пересказы образцовых текстов.

Их роль состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником. Тщательно проверены сначала им, а затем и учителем.

Выделяют несколько видов изложений: подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с творческим дополнением. Мне бы хотелось остановиться на изложении с творческим дополнением.

Творческие изложения представляют собой переходную форму от изложения к сочинению. Это наиболее сложный вид работы и для облегчения используется коллективная работа.  Наиболее удобны для письменного оформления пересказы с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей , реже письменно оформляется инсценирование рассказов.

Этапы работы над изложением.

1.Введение в тему.

2. Постановка проблемы.

3. Работа над заголовком ( лучше его спрогнозировать.)

4.Чтение текста изложения учителем или подготовленным учеником.

5. Беседа по содержанию.

6. Нахождение ключевых слов составление плана.

7.Чтение текста учителем с выделением ключевых слов.

8. Контекстуальные синонимы и работа с ними.

11. Проверка изложения. ( 3 раза).

12. подведение итогов. Рефлексия.

Обучающее изложение.

Цели:

- обогащать речь учащихся, делать её более яркой, образной, выразительной;

-формировать умения анализировать текст, понимать тему, идею;

- обучать умению понимать и анализировать язык текста;

- учить учащихся умению озаглавливать части текста;

- воспитывать нравственные качества, формирующие свою «Я-концепцию».

Оборудование: фотографии с изображением поляны, таблицы с трудными словами, индивидуальные карточки для слабых учеников. Текст изложения на парте у каждого ученика.

ХОД УРОКА

Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

III. Работа с текстом.

Моя поляна.

У меня есть любимая поляна. Она очень красива. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находиться сад. Деревья высокие выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки

Однажды я слышал хруст. Я осмотрелся, это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

1.Слуховое восприятие текста.

Чтение текста учителем ( выразительно, но без выделения частей границ).

- Прослушайте текст и представьте себе, как события, которые описываются в рассказе, происходили в жизни. Мысленно нарисуйте картины к тексту, подсчитайте их количество.

2.Коллективное составление плана в процессе анализа текста с опорой на воображаемые картины детей при прослушивании.

А) Анализ текста.

- Какое любимое место было у автора?

- Что однажды ему удалось увидеть?

- Как лоси лакомились яблоками?

- Есть ли у вас любимый уголок?

- Чем тебе он нравиться?

Б) Передача содержания текста в виде словесных картин. Все действующие лица должны пройти через эти словесные картины.

В) Определение границ каждой части. ( Выделение главного) .

Составление плана изложения в процессе разбора словесных картин и их озаглавливания.

Примерный план.

1.Поляна осенью.

2.Встреча с лосями.

3.Воспоминания о поляне.

3. Повторное прослушивание текста. Учащиеся показывают, где находится новая часть.

IV. Орфографическая подготовка.

Слова на доске.

прил … тают - ….                        Нах….дился - ….

К…рмиться - ….                                Выр…дились - ….

Осм…трелся - …                                подг…бая - ….

Словарные слова: пол…на, …днажды, …десь, р…бина, к…лени.

Слова для справок: у меня, предложить, находится, собирая.

Детям, испытывающим трудности, предложить в помощь карточки.

Карточка

Опорные слова и выражения.

У меня, есть, кормиться; рядом, однажды, ели с аппетитом, собирал, подгибал длинные ноги, вставал на колени; вспоминал лосей, жующих яблоки

V. Самостоятельная работа учащихся.

а) Чтение про себя.

б) Письмо изложения.

в) Проверка.

VI.Заключение.

а)Зачитайте свои изложения.

Моя поляна.

У меня есть любимая поляна. Она очень красивая.   В сухих листьях  живут ежи. К рябине прилетают полакомиться дрозды. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находиться сад.  Там высокие деревья, но они  выродились. Дикие ветки дают кислые  яблоки

Однажды я слышал хруст. Я осмотрелся. Оказалось,  это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал  свои длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я  очень часто вспоминаю свою поляну и лосей.

Марина Д.

б) Анализ текста.

-За что можно похвалить?

- Что удалось?

- А что по-другому можно передать?

- Оцените работу по памятке.

VII. Итог урока.

§2. Написание сочинений.

Сочинение – творческая работа. Ребенок должен жить в мире творчества.

 « Без этого,- писал В. А. Сухомлинский,- он засушенный цветок». Наиболее благоприятными условиями для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей жизни . В процессе наблюдения и взаимодействия предметов, вещей, явлений у детей появляется желание передать свои чувства и переживания. « В такие минуты мысль просится в слова» В. А. Сухомлинский.

В школьных сочинениях различают повествование, описание, рассуждение.

В повествовании говориться о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет. Повествование – самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка

В статье описывается опыт работы со словарем П.Грушникова в начальной школе...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальных классах.  ...

Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"

В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...

Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...