План-конспект урока по русскому языку"Изменение глагола по временам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
План-конспект урока по русскому языку"Изменение глагола по временам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Изменение глаголов по временам.
Цели:
повторять знания о существенных признаках глагола;
подвести детей к выводу как изменяется глагол;
Задачи:
- продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
- развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
- совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
- воспитывать взаимопонимание, товарищество;
Ход урока
1.Орг. момент .Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок длянас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Друг другу улыбнулись мило.
Поздоровайтесь с гостями.
Тихо сели,спинки прямо.
Вижу,класс мой хоть куда.
Мы начнем урок,друзья!
2.Чистописание:
-Заполните пустые клетки таблицы и вы узнаете, какиую букву мы будем писать на чистописании
Ранняя | Весна | Наступает |
П | С | ? |
(Ранняя- прилаг., весна- сущ., наступает- глаг., значит вместо вопроса должна быть написана буква Г)
3. Словарная работа.
- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.
1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)
2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)
3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (Автобус.)
4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох ).
5) Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец.)
6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)
- Из первых букв составьте слово, и вы узнаете имя главного героя нашего урока.
Глагол (слайд 1)
- Вспомните, что вы знаете о глаголе?
.Актуализация знаний.
1)Что такое глагол?
2)Что обозначает глагол?
3)На какие вопросы отвечает глагол?
4)Чем в предложении является глагол?
5)Как изменяется глагол?
.Постановка учебной задачи.
1)-Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать?
Тогда я предлагаю отправится в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! Она поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое. А что такое время?Какие единицы времени вы знаете? (Часы, дни, сутки, года)
В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками»
Произведём фонетический разбор слова время.
Фонетический разбор слова время. Вре-мя-2 слога
В-[в]-согл., тверд., зв.,парн.
Р-[р ,]- согл., мяг., зв., непарн.
Е-[э]-гл., ударн.
М-[м ,]-согл., мягк., зв., непарн.
Я-[а]-гл., безуд.
5б. 5 зв.
-Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.
-Назовите тему урока.( Изменение глаголов по временам.).
- Сегодня по дороге в школу я шла и любовалась городскими улицами, дворами, природой нашего замечательного города.
- Придя в класс, я записала несколько предложения о том, что увидела. Вот они.
- Птицы улетают в далекие страны. Во дворах лежит снег. Дети пускают по лужам бумажные кораблики.
- Удивили вас мои предложения?
- Что вас удивило в них?
(Птицы улетают осенью, а дети пускают кораблики весной.)
- Как быть? Из предложения слов не выкинуть. А записать их надо сейчас.
(Попробовать изменить форму глаголов).
- А как это сделать? Вы умеете?
(Может быть несколько предложений от детей. Кто из них прав? Давайтевыяснять)
- Тогда, какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?
(Научиться изменять форму глаголов, чтобы они передавали время действия).
III. «Открытие» детьми нового знания.
-Итак, мы с вами отправляемся в путешествие на Машине Времени.
- Посмотрите на экран.
- А где мы находимся сейчас, в настоящий момент?
(В школе, на уроке)
- Что мы делаем сейчас?
Примерные ответы детей(Сейчас мы сидим в классе. Играем, учимся, пишем в тетради).
- Назовите глаголы, которые вы сейчас употребили.
(учимся, пишем, играем)
- На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что делаем?)
- Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время).
- А сейчас в путь. Пристегиваем ремни. Посмотрите, куда мы отправляемся?
- Внимание! Где мы оказались?
(В детском саду)
- Чем вы занимались в детском саду? Примерные ответы детей
(Там мы играли, рисовали, пели, танцевали)
Назовите глаголы, которые вы употребили.
(танцевали, рисовали, играли)
- На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что делали?)
- Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)
- Совершим еще один перелет. (В будущее).
- Я что нас ждет через 3 месяца? (Летние каникулы).
- Что будем делать летом?
Летом мы будем купаться, будем загорать, будем играть.)
-Назовите глаголы, которые вы употребили.
(будем купаться, будем загорать, будем играть)
- На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что будем делать?)
- -Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время)
- Что еще вы заметили у глаголов в будущем времени?
( они состоят из двух слов)
Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени?( Глаголы бывают в п.в., н.в., б.в.)
А теперь обратимся к учебнику . Прочитаем вывод в учебнике на с.85.
Физминутка.
IV. Первичное закрепление.
- Итак, глаголы могут быть в форме прошедшего времени, настоящего и будущего, могут изменяться по временам.
- Может это новое знание поможет нам исправить мои предложения?
- Прочитайте еще раз предложения.
- Птицы улетают в далекие страны. Во дворах лежит снег. Дети пускают по лужам бумажные кораблики.
- Назовите глаголы в этих предложениях.
- В каком времени они стоят? Почему?
(Глаголы стоят в настоящем времени, потому что действие происходит в данный момент).
- Как можно исправить предложения?
(Нужно изменить время глаголов: заменить настоящее время на прошедшее и будущее).
- В каком времени должен стоять глагол в первом предложении?
(В прошедшем)
- Почему?
- Исправьте предложение.
(Птицы улетели в далекие страны)
- Что вы скажите про второе предложение?
(Здесь не надо менять время глагола, потому что снег лежит сейчас)
- Третье предложение. В каком времени должен стоять глагол здесь?
( В будущем)
- Почему?
- Исправьте предложение.
(Дети будут пускать по лужам бумажные кораблики.)
- Запишите к себе в тетрадь 1 предложение. Давайте разберем его по членам предложения.
V. Самостоятельная работа.
- Итак, вы узнали, что глаголы могут менять форму своего времени.
- А сейчас потренируемся изменять временную форму глаголов. Поработаете в парах.
- У вас на партах лежат карточки,
Резерв
Дополнительное задание игра.
Подумайте, как связаны слова в первой паре и назовите слова, подходящие по смыслу вместо пропуска:
Например:
Котлеты жарят, а суп варят.
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стенку____ вбивают.(Какое время?)
Топором рубили, а пилой ___ пилили. (Какое время?)
Ластиком будут ___ стирать, а ручкой___ будут писать . (Какое время?)
Рыбы плавали, а птицы ___ летали. (Какое время?)
Платье будут шить, а шарф___ будут вязать. (Какое время?)
Выписать из предложений глаголы и определить время.
В марте ярко светит солнце. Оно отсыпалось за зиму. Солнышко растопит ледяные пленки на лужах. Острым лучом отпилит сосульки. Они падают с хрустальным звоном. Сугробы оседают.
Н.вр. Пр.вр. Б.вр. Что делает? Что делал? Что будет делать? Думать:_________________ _______________ _______________________ |
Н.вр. Пр.вр. Б.вр. Что делает? Что делал? Что будет делать? Прыгать:_________________ _______________ ______________________ |
Н.вр. Пр.вр. Б.вр. Что делает? Что делал? Что будет делать? Говорить:_________________ _______________ _____________________ |
Н.вр. Пр.вр. Б.вр. Что делает? Что делал? Что будет делать? Думать:_________________ _______________ _______________________ |
Н.вр. Пр.вр. Б.вр. Что делает? Что делал? Что будет делать? Прыгать:_________________ _______________ ______________________ |
Н.вр. Пр.вр. Б.вр. Что делает? Что делал? Что будет делать? Говорить:_________________ _______________ _____________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык "Изменение глаголов по временам"
Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение глаголов по временам"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/15/picture-100409-1631726938.jpg)
Презентация к уроку русского языка "Изменение глаголов по временам" в 4 классе
Красочная презентация к уроку...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-396544-1391536924.jpg)
урок русского языка "Изменение глаголов по временам"
Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;Задачи:· продолжить работу по формированию орфографическо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-513875-1415093792.jpg)
4 класс. Русский язык. "Изменение глаголов прошедшего времени".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Изменение глаголов прошедшего времени"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-605983-1426186817.jpg)
Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"
Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453918-1675020706.jpg)
Технологическая карта урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Обобщение знаний о глаголе" (УМК "Ритм", 4 класс)
Цель урока: совершенствование у обучающихся приобретенных знаний и умений по теме «Глагол».Задачи урока:Дидактические:1. повторить материал по теме «Времена глаголов»;2. обобщи...