Памятка работы над ошибками.
учебно-методическое пособие по русскому языку (2, 3, 4 класс) по теме
В данной памятке показан алгоритм работы над ошибками, допущенными в письменных работах по русскому языку. Представлены основные орфограммы начального курса изучения русского языка и прописаны способы прорабатывания ошибок на месте этих орфограмм с примерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_oshibkami.docx | 41.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над ошибками.
Орфограммы гласных.
1. Гласные после шипящих.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму. Вспомни правило, напиши 2-3 слова с той же орфограммой. Везде выдели орфограмму.
Пример. выжимать (жи - ши) жираф, камыши, рыжики.
2. Безударные гласные в корне слова.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму. Напиши проверочное слово и 2-3 родственных. Везде выдели орфограмму.
Пример. Вязать-вяжет; вязанка, завязать, на привязи.
3. Безударные гласные в приставках.
Выпиши слово, выдели графически орфограмму. Напиши проверочное слово и 2-3 слова с такой же приставкой. Везде выдели орфограмму.
Пример. Опилки - окрик; ожирение, озноб, охрип.
4. Безударные гласные в суффиксах.
а) Имён существительных.
Выпиши слово, выдели графически орфограмму. Если возможно, подбери проверочное слово, напиши 2-3 слова с таким же суффиксом. Везде выдели орфограмму.
Пример. Красота - красотка; доброта, нагота, правота.
б) Глаголов.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму. Поставь глагол в неопределенную форму, подчеркни гласную перед окончанием –ть. Та же гласная пишется и перед суффиксом прошедшего времени. Напиши 2-3 примера на это же правило.
Пример. Спорил – н. ф. спорить. Хлопал – хлопать, обидел – обидеть.
5. Безударные гласные в окончаниях.
а) Имён прилагательных.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму. Задай вопрос от существительного, вспомни окончания в этой форме, выбери нужное, напиши 2-3 слова с той же орфограммой.
Пример. Синее - море (какое? -ое; -ее) синее, солёное, зимнее, суровое.
б) Имён существительных.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму. Задай вопрос от главного слова, определи число, склонение и падеж, вспомни окончание в этой же форме, напиши проверочное, выдели орфограмму.
Пример. На ветке ( ед.ч.,1-е скл., П.п. -е)-на воде, на земле.
в) Глаголов.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму. Напиши неопределённую форму, определи спряжение, посмотри, не является ли твой глагол исключением, вспомни окончания в этой форме, выбери нужное.
Пример. Колют ----- колоть ( / спр. -ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют).
Смотришь ----- смотреть (искл.- // спр. -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят).
6. Безударные гласные в сложных словах.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму. Напиши 2-3 слова на то же правило. Везде выделяй орфограмму.
Пример. Пешеход, камнепад, мореплаватель, землемер.
7. Словарные слова.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму. Напиши 2-3 однокоренных слова. Везде выдели орфограмму.
Пример. Песок, песочные, песчинка, песчаный, песочек.
Орфограммы согласных.
8. Парные согласные в конце слова и перед парными.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму. Напиши проверочное слово и 2-3 родственных. Везде выдели орфограмму.
Пример. Губка - губа; губчатый, губная, пригубить.
9. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму. Напиши проверочное слово и 2-3 родственных слова. Везде выдели орфограмму.
Пример. Местный - место; местность, местечко, поместное (дворянство).
10. Удвоенные согласные.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму. Напиши 2-3 слова с той же орфограммой. Везде выдели орфограмму.
-в корне
Пример. Группа, грипп, аппарат, аппетит.
-на стыке приставки и корня
Примерю. Рассмешил, расстроить, восстановит, рассорился.
-на стыке корня и суффикса
Пример. Банное, осенний, блинная, сонные.
-в суффиксе
Пример. Соломенный, стеклянный, оловянный, деревянный.
11. Согласные в сочетаниях: чк-чт, чн-нч, щн-нщ.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму. Напиши 2-3 слова на то же правило. Везде выделяй орфограмму.
Пример. Гонщик, банщик, мощная, гончая, венчание.
12. Согласные в приставках.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму. Вспомни приставки и напиши 2-3 слова с той же приставкой. Везде выдели орфограмму.
Пример. Сделать, сбрить, сгорел, сжимаю.
13. Пропуск, замена, искажение букв, слогов.
Выпиши слово, раздели его на слоги и для переноса. Подчеркни букву или буквосочетание, где допущена ошибка.
Пример. По/смо/тре/ли, по-смо-тре-ли.
Другие орфограммы.
14. Оформление предложений. Заглавная буква в начале предложенич и в именах собственных.
Выпиши предложение или слово, выдели орфограмму. Составь схему. Напиши 2-3 слова на то же правило. Везде графически выделяй орфограмму.
Пример. В небе сияет солнышко. |___ ___________ __________ __________ .
| Красная площадь, улица |Привольная, город |Москва, |Тихий океан, |Уральские горы.
15. Мягкий знак-показатель мягкости.
Выпиши слово, выдели орфограмму. Напиши 2-3 слова на то же правило. Выдели орфограмму.
Пример. Подольск, пальма, восьмёрка, сельдь.
16. Мягкий знак после шипящих в существительных женского рода в отличие от мужского рода.
Выпиши слово, выдели орфограмму, укажи род имени существительного. Напиши 2-3 слова на то же правило.
Пример. Мелочь – сущ., ж. р. Вещь, полночь, молодёжь.
17. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму. Напиши 2-3 слова на то же правило. Везде выделяй орфограмму.
Пример. Пьеса, вьюга, коньяк. платье, льют.
18. Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово, выдели графически орфограмму. Напиши 2-3 слова на то же правило. Везде выдели орфограмму.
Пример. Подъезд, съёмка, предъюбилейный, адъютант.
19. Мягкий знак в глаголах настоящего времени 2 лица ед. ч.
Выпиши слово, выдели орфограмму, определи время, лицо и число. Напиши 2-3 слова на то е правило. Везде выделяй орфограмму.
Пример. Смеёшься (наст. вр., 2-е лицо, ед. ч.); помнишь, встретишь, боишься, поешь.
20.Мягкий знак в глаголах неопределённой формы в отличие от настоящего времени.
Выпиши глагол, задай вопрос, определи форму глагола. Допиши 2-3 глагола в той же форме. Выдели орфограмму.
Например. Надо надеяться (что делать? – н. ф.), смеяться, беречься, стричься.
Надеется (что делает? наст. вр.), смеётся, бережётся, стрижётся.
21. Слитное и раздельное написание приставок и предлогов.
Выпиши слово, графически выдели орфограмму.
а) Приставка – это часть слова, пишется слитно со словом. Выпиши слово, разбери его по составу. Напиши 2-3 слова с такой же приставкой. Выдели приставку. Подчеркни отсутствие пробела.
Пример. Подстаканник, подоконник, поднимает.
б) Предлог – это отдельное слово, пишется раздельно. Между предлогом и словом вставь другое слово или вопрос. Подчеркни пробел.
Пример. В саду, в (каком?) саду, в (зимнем) саду.
22. Перенос слов.
Выпиши слово, раздели его на слоги и для переноса.
Пример. При/сло/нять, при-сло-нять. У/зна/ю, узнаю.
Синтаксис и пунктуация.
1. Запятая в сложном предложении или в предложении с однородными членами.
Выпиши предложение, подчеркни грамматическую основу (основы), выдели однородные члены предложения (если есть), составь схему.
Пример. Мишка налил на сковородку масла, масло зашипело, затрещало и вспыхнуло пламенем.
( __ __) , ( __ __ , __ и __ ).
2. Предложения с прямой речью.
Выпиши предложение, отдели слова автора от прямой речи. Вспомни правило, расставь правильно знаки препинания, выбери и запиши нужную схему:
А: “П”. “П”.- а. “П, - а, – п.” “П, - а. – П”.
Пример. Мама сразу бы сказала: “Молодчина ты, сынок!”
”Шило в мешке не утаишь”, - гласит русская пословица.
“Что ж, - думал я, - ему не хватает леса и воздуха”.
“Дела неважные, - решил я. – Придётся отпустить Капитана”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку. 1 класс.
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 1 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...
Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 2 класс
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются во 2 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обо...
Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 3 класс.
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 3 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...
Памятка "Работа над ошибками"
Памятка работы над ошибками для учеников начальной школы...
Памятка работы над ошибками. Русский язык
разработки, посвящённые воспитанию ребят...
Памятка. Работа над ошибками.
Как правильно работать над ошибками, которые были допущены в диктанте....
Памятка работы над ошибками (таблица)
Памятка работы над ошибками (таблица)...