Дидактический материал по теме родственные слова, однокоренные слова.
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему
Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.
Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Могут быть использованы в самостоятельной работе, работе в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_po_teme_rodstvennyeodnokorennye_slova.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их еще называют родственники. Подобное явление наблюдается и в языке. Некоторые слова являются родственными.
1.КАК РАСТУТ СЛОВА
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. | Это слово, слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. |
Вот из сада вам рассада. Вот еще посадка рядом. А вот садовод, С ним садовник идет. | Очень интересно Гулять в саду словесном. Е. Измайлов |
2., раса, пока, овод, овник – родственные слова. К ним можно добавить и слова – ик, овый, ы, палиник, поить, расить, поочный и другие слова. У всех родственных слов есть одинаковая часть – корень. Как человек не может жить без сердца, так и слово без корня. Корень – главная часть слова.
Родственные слова называются однокоренными.
3.П р о ч и т а й текст. Подумай, какие слова являются родственными.
Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня.
ник, ина, на – родственные однокоренные слова.
Чтобы найти в слове корень, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.
4.В ы д е л и т е корень у родственных слов.
Соль, соленый, посолить, соленья, рассол.
Лес, лесник, перелесок, лесок, лесной.
Ночь, ночка, ночной, ночевал, ночевка, заночевать.
Родственные слова сходны по смыслу и имеют общую часть – корень.
5.П р о ч и т а й пары слов.
Рис – рисунок, гора – горевать, водитель – вода, полы – поле, шипеть – шиповник.
Можно ли назвать эти слова однокоренными?
Однокоренные слова имеют 2 признака:
1. Они сходны, близки по смыслу.
2. У них есть общая часть – корень.
6.З а п и ш и слова, которые выросли из корня слова «вода».
Выдели в словах корень.
« В ы р а с т и » свои деревья из корней дом, жар, гриб.
Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
7.К с л о в а м л е в о й колонки подбери родственные слова из правой колонки.
Запиши однокоренные слова, выдели в них корень.
Гора, горе | горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился. | |
Вода, водит | водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водила, заводная. | |
Пол, поле | половая, полевой, напольная, полюшко, половик, половица. | |
Рис, рисунок | рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисунки, рисуночек, рисовал. |
8.П р о ч и т а й слова. Какое слово лишнее?
Запиши однокоренные слова, выдели в них корень.
Печурка, печь, печка, печать,
Шиповник, шипы, шипит, шиповки.
Лев, левша, левый, налево.
Маленький, малыш, малевать, малявка.
Шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.
Поле, полочка, полевой, полюшко.
Гусь, гусыня, гусиный, густой.. Слеза, слезла, слезинка, прослезился.
9.П р о ч и т а й стихотворение. Назови родственные слова.
Висит сосулька – чистый лед. Никто сосульку не сосет. А леденцы – не изо льда, И в рот их можно взять всегда. Пора назвать нам, наконец, Сосулькой сладкий леденец. | Тогда сосульку ледяную Мы тоже переименуем. И пусть вдоль крыш и над крыльцом Повиснет много леденцов, А в магазинах для ребят Сосульки будут нарасхват. Е. Измайлов |
10П р о ч и т а й «каверзные вопросы».
Можно ли назвать выделенные слова однокоренными?
Почему не шипит шиповник?
О чем горюет гора?
С кем не водится водица?
В какой ложке ложь?
Как рисовать рисом?
Куда окунули окуня?
Разве у каждой из столиц – сто лиц?
Запевать песню – запивать водой.
Посидеть на скамейке – поседеть к старости.
Разрядить ружье – разредить посевы.
Примерить костюм – примирять друзей.
Полоскать белье – поласкать щенка.
Заколю булавкой – закалю здоровье.
Острые мечи – футбольные мячи.
11.З а м е н и т е словосочетания одним словом с корнем
Небольшая, мелкая рыба –
Рыбная ловля –
Человек, занимающийся рыбной ловлей –
Ловить рыбу –
Что общего в записанных словах?
12.П о д б е р и к выделенным словам однокоренные.
Человек, плавающий в морях –
Сосуд для чернил –
Смелый человек –
Коробочка для мыла –
Утренний спектакль –
Машина для косьбы –
Еловый лес –
13.С р е д и слов каждого ряда назови только однокоренные.
Белка, белить, белила, беленький, беличий, белок.
Дальний, дала, вдали, далеко, далекий, подать.
Весы, взвешивать, повисли, весовой.
Сидит, седина, седой, поседел.
Вода, водяной, водник, водичка, проводка, водный.
Пятно, пять, пятнистый, пятнышко.
Полет, летчик, летать, лето, летучий.
14.П р о ч и т а й внимательно сказку.
КРЕПЫШ И СКРЕПКА
Это случилось в библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь.
Там у дальней стены на верхней полке стоял Словарь. На его страницах были напечатаны все слова, какие есть в русском языке.
Однажды к Словарю стали подбираться мыши, чтобы сгрызть его. Страшно стало Словарю. Начал он думать, как спастись от гибели. Думал, думал и вспомнил, что у него в самой середине есть крепкая страница. На ней напечатаны слова с корнем креп. Потряс Словарь эту страницу и вывалилась из нее крепость, выпрыгнул Крепыш, а вслед за ним вывалилась Скрепка.
Крепость с батницами, рвами, башнями окружила Словарь. У ворот на мосту встал Крепыш. В крепостные ворота по мосту направилась Скрепка. Увидел ее Крепыш и засмеялся: «Ты зачем сюда такая тонкая? Без тебя обойдемся». Хотел он Скрепку копьем подцепить, да она успела прошмыгнуть.
Разозлились мыши, никак к Словарю не подобраться. Под крепостными стенами собрались они на военный совет и начали думать, как крепость захватить. Вернулись мыши-разведчики.
«Крепка крепость, – сказали они, – укрепления такие, что Крепышу никаких подкреплений не надо». Только один способ есть: ворваться в крепость по подземному ходу. Но надо иметь чертежи и планы, а они на столе в угловой башне. Окна там открыты, ветер подует, чертежи и планы сами к нам прилетят».
Стали мыши ждать ветра. Тут ветер подул. Это библиотекарь открыл форточку. Мыши стали радоваться, а чертежи и планы не летят, потому что их скрепила тоненькая Скрепка.
Сняли мыши осаду и ушли в другой конец библиотеки.
А там стояла мышеловка рядом с «Книгой о вкусной и здоровой пище». Мыши в нее и угодили.
Отпраздновал Крепыш победу. Себя наградил Орденом укрепления I степени, крепости дал название Крепчайшая и вернулся в Словарь. Скрепка тоже заняла свое место в Словаре. И до сих пор никто не знает, что Скрепка Словарь спасла. Тонкая она, незаметная.
Выпиши все слова с корнем креп.
15.П р о ч и т а й . Подумай, почему первое слово в каждой группе однокоренных слов будет проверочным для других слов этого ряда.
Ночь – н..чевать, н..чной; зелень – з..леный, з..ленеть; звон – зв..ночек, зв..нок, зв..нить; лес – лесной, л..систый, л..сник; море – м..рской, м..ряк; даль – д..леко, д..лекий; боль – б..льной, б..льница, б..леть; корм – пок..рмить, к..рмушка.
16.П р о ч и т а й однокоренные слова. Поставь в них знак ударения. Выдели корень.
Дождь, дождевик, дождевой, дождинка, дождливый.
Двор, дворовый, дворник, дворняжка.
Синева, синий, синеть, синька, синяк, синь.
Чтобы правильно писать безударные гласные в корне слова, нужно проверять их ударением. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.
17.С п и ш и слова, выдели корень, поставь знак ударения. Подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные в корне.
Звезда, звездочка, звездный.
Трава, травка, травушка.
Гроза, грозы, грозный.
Пчела, пчелка, пчелы.
Котенок, кот, котик.
18.П р о ч и т а й . Спиши. Вставь пропущенную букву.
Шерсть – ш..рстяной Шесть – ш..стой Шелест – ш..лестеть Жить – ж..вой Шип – ш..пы Тащит – т..щил | Кормит – к..рмил Пишет – п..сал Ходит – х..дил Пляшет – пл..сал Ловит – л..вил Бродит – бр..дил |
19.П о д у м а й , какие гласные надо написать в каждой группе однокоренных слов.
Подбери к ним проверочные слова.
… – к..тенок, к..тята, к..ты.
… – т..гренок, т..грята, т..грица.
… – гр..чи, гр..чиха, гр..чата.
… – сл..ненок, сл..нята, сл..ниха, сл..ны.
… – ежи, ..жиха, ..жата.
… – л..бедёнок, л..бёдушка.
… – с..ва, с..вёнок.
В безударной позиции обычно сходно звучат гласные: а – о; е – и; е – я; и – я.
20.С о с т а в ь и запиши предложения со следующими словосочетаниями:
Запевает в хоре – запивает молоком.
Отворил дверь – отварил картофель.
Слезал с крыши – слизал варенье.
Сыро в лесу – увидел лису.
Сад увядал – охотник увидал.
21.П р о ч и т а й ребусы. Запиши получившиеся слова, подбери к ним проверочные. Найди ошибку.
Поставь знак ударения, вставь и запомни безударную гласную в корне слова.
22.З а п и ш и слова.
Бедный – б..дняк, б..дняжка, б..да.
Варит – пов..р, в..ренье, в..реный.
Встреча – повстр..чались, встр..чаться.
Вред – вр..дить, вр..дитель, вр..дительство.
Грязь – грязнуля, загр..знить, гр..зища.
Зверь – зв..рек, зв..риный, озв..реть.
23.З а п и ш и слова. Поставь знак ударения. Вставь и запомни безударную гласную в корне слова.
Звон – позв..нить, зв..нок, зазв..нить.
Озимые – з..ма, з..мовье, з..мующие, з..мовать.
Корм – пок..рмить, к..рмушка, к..рмилец.
Крик – кр..чит, кр..кун, кр..кливый, кр..чащий.
Лес – л..систый, л..сник, л..сная.
Мед – м..док, м..довая.
24.З а п и ш и слова. Поставь знак ударения. Вставь и запомни безударную гласную в корне слова.
- Ночь – н..чной, н..чевать, н..чёвка.
Сад – пос..дил, с..довник, с..довые.
Свет – св..тлячок, осв..тить, св..тильник.
Слепит – сл..пой, осл..пительный, сл..пота.
Стрелы – стр..лять, стр..лок, выстр..л, застр..лить.
Темный – т..мнота, ст..мнело, зат..мнение.
- Верх – в..ршина, в..рхушка.
Белый – б..лить, б..лизна.
Вязка – в..зать, зав..зать.
Взгляд – гл..деть, пригл..нулся.
Даль – д..лёкий, д..леко, уд..литься.
Диво – уд..вительный, уд..влять.
- Дар – д..рить, д..ры.
Добренький – д..бро, д..брота.
Шалость – ш..лить, ш..лун, ш..ловливый.
Жалко – ж..леть, пож..лели.
Раскопки – к..пать, раск..пать, вск..панный.
Молча – м..лчать, м..лчаливый, м..лчание.
- Пляска – пл..сать, пл..сун, пл..шущий.
Спешка – сп..шить, посп..шил.
Цепь – ц..почка, сц..пить, ц..пной.
Защита – щ..ты, защ..щать.
Явка – ..вился, ..вление, объ..вление.
Ясный – про..снить, объ..снение.
- Дрожь – задр..жал, др..жит.
Нарядный – нар..дить, выр..диться.
Тяжесть – т..желый, т..жело.
Тянет – т..нуть, перет..нуть.
Взлёт – л..тает, л..тучий, л..тающие.
25.П о с т а в ь в словах знак ударения. Проверь обе безударные гласные по образцу:
Полоса – голова – голоса – борода – | молоток – волосок – колоски – новизна – | голодал – говорят – молодой – золотой – | дорогой – деревянный – терпеливый – говорливый – |
26.П р о ч и т а й стихотворение. Назовите родственные слова и сложное слово, состоящее из двух корней.
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
Жил да был на свете пар, С виду был он сед и стар, Но с кипящею водой Он плясал, как молодой. | Он из чайников струился, Над кастрюлями клубился, Никаких полезных дел Делать вовсе не умел. |
Жило-было слово ход В слове выход, в слове вход, В слове ходики стучало И в походе вдаль шагало. Так и жили пар и ход. | Жили врозь они, но вот Вместе их соединили – По воде они поплыли. Паром ходит пароход, В паре ходят Е. Измайлов |
Корни в сложных словах соединяются гласными е, о.
27.Паровоз, полотер, самолет, вертолет, ледокол, пылесос, сталевар, сенокос, мышеловка, бурелом, сухостой, книголюбы, пчеловоды.
28.Н а й д и в тексте сложные слова. Выдели в них корни. Проверь безударную гласную в корне слова.
П..шеход соблюдает правила перехода улиц.
М..реплаватель отправился в путешествие.
На реках начался л..доход.
Сн..гопад остановил движение машин.
Пч..ловод живёт на пасеке.
В июне начинается с..нокос.
Л..стопад украсил землю.
Л..сорубы хорошо потрудились.
Как красив в..допад.
Рыболов отправился на озеро.
29.В с т а в ь т е пропущенные соединительные гласные е, о.
Пул..мет, земл..ройка, оч..видец, знам..носец, овощ..вод, утк..нос, волн..рез, дым..ход, лес..сплав, брон..машина, вод..хранилище, полк..водец, птиц..лов.
30.В с т а в ь т е безударную гласную в сложных словах.
П..шеход, м..ноносец, ..вцевод, зв..ровод, ст..летие, ..гнемет, с..роконожка, з..рносклад, к..шевар, в..докачка, зв..здопад, з..мледелие.
31.У к а ж и т е в тексте сложные слова.
Семеро в отделе – все при деле! Пустовед поправлял берет. | Пустотёс заострял вопрос, Пустомол наполнял котёл. |
Пустовар нагонял жар. Пусточёт вёл всему учёт… | К небу дым густой, А котёл пустой! В. Иванов |
Каким одним словом, подходящим по смыслу, можно заменить все сложные слова в стихотворении?
32.Н а й д и сложные слова в юмореске.
О ПОГОДЕ
По прогнозам синоптиков, в будущем году ожидается зима, весна, лето и осень. Возможны кратковременные осадки, продолжительные дожди, кое-где грозы, снегопады, метели, оттепели. В некоторых районах земного шара – землетрясения и извержения вулканов. В остальных районах гололед, ледоход, листопад, перелеты птиц, суховей, сухостой, бурелом, сенокос, ледостав. (По материалам «Клуба ДС» «Литературной газеты».)
33.П р о ч и т а й стихотворные строки. Объясни правописание выделенных безударных гласных.
Среди зарослей осины Затерялся след лосиный. Раз учительница в школе Посоветовала Коле: | Под осинами грибы – Хоть лопатою греби! По В. Брагину – Списывая, не спеши, Букву к буковке спиши. И. Д. Агеева |
Деревенский старожил Сад колхозный сторожил. А кругом луга, леса. Видит дед: бежит лиса. Он ружье наизготовку И убить решил плутовку. Я. Козловский | Я в тетрадь слова писала, Ударенье проверяла. Ударяла, ударяла Так, что парту разломала! И. Д. Агеева |
По ступенькам в погребок Мы с братишкою слезали. Как коты, мы сливки все С молока вдвоем слизали. И. Д. Агеева | Надоело мне артистов В жарких спорах примирять, А ведь им свои костюмы Нужно срочно примерять. И. Д. Агеева |
На траве еще роса, В чаще птичьи голоса. А. Барто | Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Их под звон и говор птичий Охраняет друг – лесничий. В. Степанов |
Будто солнцу улыбаясь, На соломке золотой Дремлет, медленно качаясь, Ржи колосик молодой. В. А. Жуковский | Встает стеною золотой, Волнуется пшеница, И каждый колос налитой К земле готов склониться. Н. Забила |
На лугу пестреют Яркие цветы, Золотом облиты Темные листы. И. Суриков | Дорого-любо, кормилица-нива, Видеть, как ты колосишься красиво. Н. Некрасов |
34.С п и ш и пословицы и поговорки. Объясни правописание безударных гласных.
Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.
Дерево дорого плодами, а человек делами.
Конец – всему делу венец.
Каждая травинка имеет свою росинку.
Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал.
Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.
Сядем рядком да поговорим ладком.
В камень стрелять – только стрелы терять.
Своя земля и в горсти мила.
Не спеши отвечать, торопись понять.
Красив цветок, да остер шипок.
Весна красна цветами, а осень – плодами.
Вода на лугу – сено в стогу.
35.В с т а в ь пропущенные слова с тем же корнем, что у выделенных слов.
Скоро сказка …, да не скоро дело … .
Хватит тебе, молодцу, горе … .
Не впервой волку зиму … .
Молодое растет, а старое … .
На … и рак – рыба.
Все живое хочет … .
36.В ы п и с а т ь те словосочетания, которые допустимы в речи.
Маслить маслом, старый старик, варить варенье, делать дело, работать работу, угощать гостя, петь песни, жарить жаркое, писать письмо, начинать сначала, закончить до конца, откусить кусочек, ясно объяснить, виться вьюном, ходить ходуном, красить краской, криком кричать, глазеть глазами, белить белилами, знать не знаю, точить точилкой, косить косой.
37.С к а ж и грамотно.
Мама посолила суп солью. Ковер запылился пылью. Липа пахнет запахом меда. Солдаты переночевали ночь в землянке. К весне зелень зазеленела.
Бабушка натопила жирный жир.
Толя спросил вопрос у учителя.
Игрушки вырезаны из деревянных деревяшек.
Незнайка был ленивым лентяем.
В комнате засветился свет.
От страха малыш шептал шепотом.
Наступила холодная стужа.
Я люблю соленые соленья.
В лесу пели пернатые птицы.
На люстре много висячих висюлек.
Ворона клюнула кота клювом.
Кот оставил на руке Оли процарапанную царапину.
На своем рисунке Оля нарисовала осенний лес.
У брата голубоглазые глаза.
Вдруг просигналил сигнал.
38.П р е д у п р е д и т е л ь н ы е диктанты.
Выслушай предложение. Назови слова с безударной гласной в корне слова, проверь устно. Запиши предложение правильно.
- Холмы покрылись травой.
Кроты изрыли дорожки в саду.
Поднялась пыль столбом.
По всей стране цветут сады.
Грачи и скворцы – друзья садов, полей и огородов.
- В гнезде кричат птенцы.
Слонёнок, тигрёнок, лисёнок, котёнок – малыши.
Ребята бежали по лесной тропе.
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
Спутник облетел вокруг Земли.
- Больной запивает таблетку водой.
Наш класс распевает песни.
Бабушка поласкала внучку.
Мама полоскала белье.
Река затопила берега.
- Побежала по лесу позёмка. Загудел лес, налетел ветер. Закачались деревья. Полетели сугробики с еловых лап. Снег посыпал. Началась пурга. (По В. Бианки.)
- Холод сковал землю. Зимние ветры гуляли в макушках деревьев. Снегири прыгали по веткам елей. Под ногами хрустел снег. На снегу был виден звериный след.
- Конь храпит, ушами прядет. Глазами ведёт, шею гнёт. Грива на шее волной, сзади хвост трубой. Конь бежит, земля дрожит.
- Папа колол дрова.
Сторож сидел у дверей.
У зайца косые глаза.
На свету кроты плохо видят.
В саду стволы деревьев побелили побелкой.
Варенье варят в тазах.
Слоны живут стадами.
Садовник поливает цветы.
В селе за рекою потух огонек.
Озеро блестит на солнце.
- В еловом лесу темно.
Пчела летит к цветам.
На траве блестит роса.
С реки потянул ветерок.
В лесу свистит синица.
- Небо прояснилось.
Эти грибы ядовиты.
Дети шалили, качали стол.
Старик ловил сетями рыбу.
Повар варит мясной суп.
Для езды верхом нужно седло.
- Проведи по линейке прямую линию.
Завяжи сестре бант.
Широка страна моя родная.
Ребятишки пасли телят на поляне.
Козел трясет седой бородой.
- Желтели, золотились листочки в саду.
Журавли летели через поля, леса, города.
Дрозды поедают рябину, чернику.
Качает ветвями косматая седая сосна.
Вечерняя тишина висит над рекой.
- Вечером я дочитал книжонку.
После дождя бывает испарение.
В траве показался змееныш.
Мы чинили холодильник осенью.
Вдоль берега реки бежит тропинка.
39.В с т а в ь пропущенные безударные гласные а, о, е, и, я.
- Л..са была г..л..дна. Она л..гла на снег и закрыла гл..за. Нал..тели вороны и сели нед..леко от л..сы. Они х..тели кл..вать л..су, но боялись. Л..са л..жит, как мёртвая. Тогда вороны подл..тели совсем близко.
Л..са вск..чила и схв..тила глупую ворону.
- Р..дился к..злёнок в д..лине горной р..ки. Мать к..рмила его молоком и учила бегать по г..рам. Прыгнет с обрыва, ост..новится и з..вёт сына. М..лыш др..жит от страха, но прыгает. Мать лижет ему шёрстку.
- На столе ст..яла чашка с топлёным молоком. К..тёнку очень зах..телось сл..зать с него пеночку. Только прыгнул Пушок на стол – вышла хозяйка.
Пришлось ш..лунишке сл..зать со ст..ла, так и не пол..комившись.
- В ст..рину избы часто укр..шали коньками. Кто был у крестьянина первым помощником? Кто пом..гал п..хать, б..ронить, в..зить сено? Конечно, конь! А если нап..дал враг на русскую землю, то и на в..йну шел добрый конь. И, случалось, вын..сил с поля боя раненого хозяина, сп..сал ему жизнь. Вот за это и ст..ит конь на самом в..рху крыши. (Е. Каменева.)
- Волга – главная р..ка нашей стр..ны. Она т..чет с севера на юг почти через всю стр..ну. М..стами Волга разл..вается так ш..роко, что не видно другого бер..га. Много песен сл..жил русский народ о Волге-матушке. (По Ю. Яковлеву.)
- На р..бине, что р..сла у забора, неведомо откуда по..вилась белка. Распушив хвост, с..дела она в развилке ств..ла и гл..дела на гроздья, которые к..чались под ветром на тонких в..твях. (Ю. Коваль.)
40.В н и м а т е л ь н о прочитай текст. Найди ошибки в словах. Выпиши слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
- Краты по ночам трудились в лису на паляне и всю ее изрыли. Дождь смачил кротовую пашню, солнце нагрело ее.
Вокруг палянки расположились ели. Бесшумно полители их легкие симена.
Так краты висною пашут, елки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают диревьями.
- Мы начевали у лисника. Он угастил нас гребами и проводил к синовалу. Под крышей сарая липилось гниздо. Пять прожорливых птенцов прасили еды. Ласточка насилась над нами и почти задивала крыльями наши лица.
- Разве снег, с высот литящий
На паля, халмы и чащи,
Под лучами взор слипящий,
Под палозьями скрепящий,
Разве он, как мертвый мел,
Только бел, бел, бел?
Н. Браун
- Поевились первые льдинки на лужах, значит, блезка зима с её морозами. Скоро на реке все остоновится. Но лёд сделает и доброе дело. Он защетит рыб в реке, прикроет их прочной стиной. Если бы не лёд, все живое в воде погибло бы от холода. (По Е. Мару.)
- В деревне было много садов. Осинью поспивали яблоки и груши. В садах было много птиц. Они вывадили птинцов и целый день кармили их чирвеками.
- На дворе играла кошка с катятами. Вдруг с вышины бросился огромный орёл. Орёл схвотил котёнка. Мать кошка быстро вципилась в орла. Так кошка спосла своего котёнка.
41.П о д б е р и к каждому слову проверочное. Для этого измени слова так, чтобы пропущенные гласные были под ударением.
Вставь пропущенные буквы е, и, я, а, о.
П..так, сп..ртивный, дл..на, тр..ва, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, л..нивый, по..вился, ок..нчание, гл..деть, нал..вать, объ..вить, св..тильник, пл..сал, м..тёт, м..систый, ч..ртил, пл..тёт, пос..нел.
42.П о д б е р и к каждому слову проверочное. Для этого измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос что? Вставь пропущенные гласные.
б..лит св..стит ш..гает п..сать см..треть п..хать н..чевать д..рить ст..р..жить | пос..дить б..жать л..тать г..ревать св..тить зв..нить в..рить с..неть м..стерить | ск..зать б..лить ж..леть к..рмить с..лить ч..стить с..рить кр..чать скр..петь |
43.П о д б е р и к каждому слову проверочное. Для этого измени слова так, чтобы они стояли в единственном числе.
Вставь пропущенные буквы.
д..ма р..ды гр..бы п..ля сн..га ч..сы б..бры д..ма х..лмы | вр..ги х..ды с..ды сл..ды цв..ты к..вры ст..да м..ря скл..ды | б..рега л..са д..ла д..жди л..сточки д..ревья п..таки н..сы сн..га |
44.П о д б е р и к каждому слову проверочное. Для этого измени слова так, чтобы они стояли во множественном числе. Вставь пропущенные буквы. (Один – много.)
Ст..на, с..сна, гр..за, стр..на, пл..чо, ..дро, к..за, в..да, р..ка, ст..кло, оз..ро, к..льцо, в..йна, зв..зда, гн..здо, в..сна, см..ла, с..ло, з..ма, тр..па, г..ра, ст..на, стр..ла, к..за, пч..ла тр..ва, п..сьмо, пл..та, ..кно, п..ла, п..тно, з..мля, н..га.
45.П о д б е р и к каждому слову проверочное. Для этого измени слова так, чтобы они стояли в настоящем или будущем времени. (Вчера – сегодня, завтра.)
Вставь пропущенные гласные.
Пл..тил пл..сал пос..дил ск..зал пр..сил прин..сил пост..лил ст..нал | подт..нул зав..зал отв..рил сл..зал ув..дал ск..зал ч..ртил в..рил | к..рмил д..рил б..лил х..дил н..сил в..зил т..нул п..сал |
46.П о д б е р и к каждому слову проверочное. Для этого измени слова так, чтобы они стояли в прошедшем времени. (Сегодня – вчера.)
Вставь пропущенные гласные.
в..зёт цв..тёт п..сёт м..тёт пл..тёт н..сёт пр..дёт кр..дёт | д..ёт уп..дёт зап..вает сл..зает вым..зал пол..вает дост..вляет отпр..вляет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал на тему "Этимология слов"
Материал для использования на уроках по теме "Этимология слов". Начальные классы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Дидактический материал на тему "Состав слова"
Дидактический материал на тему "Состав слова" для учащихся начальных классов...
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Предложен материал по данной теме...
Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....
Методическая разработка. Конспект занятия " Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова".
конспект занятия...
Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме "Родственные, или однокоренные слова" (УМК "Перспективная начальная школа")
Современный урок- это не только основная фора организации учебного процесса, но и место встречи с личностью обучающегося. Урок - это педагогическое произведение, в которое учитель вносит свой талант, ...