Современный урок филологического цикла в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
На уроке:
- создание эмоционального настроения
-извлечение информации из схем
-самооценка
-анализ вопросов
-ориентирование по развороту учебника
-прогнозирование на основе работы с учебником
-позновательная и личностная рефлексия
-элементы исследования и наблюдения
-постановка проблемы, первичные выводы
-коллективный поиск ответа на проблему
-самопроверка по эталону
-создание алгоритма
-самооценка, взаимооценка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык
СОСТАВ СЛОВА. ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ
Урок русского языка во 2-ом классе. УМК « Школа-2100». Учитель: Мудренко Елена Валерьевна
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Цель:
– развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
1. Актуализация знаний.
| – Прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем, запоминаем. Друг другу помогаем. Ни минуты НЕ теряем! – Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». – ЧИСТОПИСАНИЕ в тетради; оцени свою работу: Я молодец!, Могу и лучше! Или Мало старался! Открываем учебник. Читаем тему: СОСТАВ слова. | Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
2. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. | Рассматриваем иллюстрацию: -Петя Зайцев Вова Колесников говорят так:» Все на свете из чего-нибудь состоит. Вы согласны? -Из чего состоят облака?( из множества водяных капелек) -Из чего состоит лес?( из деревьев) -Из чего состоит наша речь? ( из предложений) -А предложение? ( из слов) -А слова? ( из звуков) -А еще из какого строительного материала составляют целые слова?( Из частей слова) -Какие мы знаем части слова?См. плакат: приставка, корень, суффикс,окончание. -Читаем тему дальше: КОРЕНЬ. -Как разве у слова есть корень? СМ. на странице учебника рисунок –кадр. -Это же корень дерева! Что вы можете рассказать о значении слова КОРЕНЬ? Дети: корень есть у зуба-это его внутренняя часть; Корень дерева-это подземная часть растения, без чего не может жить. Это важная часть. Корень слова-это главная часть слова. Вывод: У слова КОРЕНЬ много значений, значит это слово….( многозначное) -Какое значение слова КОРЕНЬ интересно для нашего урока? ( Корень слова) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
2. Планирование деятельности. | - -Какой у нас будет план действий на уроке, посмотрите, что показывают наши условные знаки: -Вспоминаем то, что знаем -Основной вопрос урока -Открытие новых знаний -Применяем новые знания -Что мы составили? ( План работы) ФИЗМИНУТКА Наблюдение над однокоренными словами. Внимание! -ВСПОМИНАЕМ, то что знаем: упражнение № 116: -прочитай слова -эти слова близкие по смыслу? Как это объяснить, доказать? -что еще общего у этих слов?( Общая часть в середине слова) -что это? ( это корень слова) -обозначьте корень слова в словах. Взаимопроверка. -Проведем небольшой эксперимент: закроем эту общую часть-корень слова; -что наблюдаем? ( ничего невозможно понять и прочитать) -почему? ( мы зыкрыли корень слова! А это как сердцевина слова! Его смысловой центр! Значит, корень слова-это ГЛАВНАЯ часть слова. Слово без корня не имеет смысла! -Давайте понаблюдаем: закроем, исключим части слова, которыми эти слова отличаются друг от друга. Что наблюдаем? ( Везде осталась общая часть слов.Именно здесь в корне слова находится смысл не только одного слова, а смысл всех его однокоренных слов. Сделайте правильный ВЫВОД:
( Посоветуйтесь друг с другом, надо выбрать правильный вывод) -Давайте сравним наши выводы с выводом в учебнике см. стр. 86.) МОЛОДЦЫ! ФИЗМИНУТКА. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
3.Развитие умений .Наблюдение над однокоренными словами. | – Что еще мы теперь знаем про КОРЕНЬ слова? ДЕТИ: 1)У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень. 2) В корне заключен общий смысл однокоренных слов. 3) Корень – это сердцевина слова! От него «растут» слова, как ветви на дереве.( Рассказывают стих-е про странный сад) -Давайте « оденем» наше дерево: вот листочки-слова.ВНИМАНИЕ: вслушайся, вникни, не позабудь! Корень подскажет правильный путь. Например: вода, водичка, водица,водный, водоем, водонос, водолаз, водопровод, водопад, водопой, водяной, водянистый, водитель. -Слово-чужак?( водитель-из другой «семьи» , с другого дерева) -Почему?( У слов может быть общая часть в середине слова, НО если они различны по смыслу, то эти слова НЕ являются однокоренными. -Что учились сейчас делать? ( Подбирать однокоренные слова, думать над значением слова.) |
4.Определяем основной вопрос урока. | Работаем по учебнику: упражнение 118. - Взаимопроверка, проверяем по эталону: как записали слова группами? Хлеб, хлебный, хлебушек Бережок, побережье, берег -Какое слово НЕ записали?( бережет); Почему? ( Есть общая часть в середине слова, но эти слова различны по смыслу. А значит: НЕ являются однокоренными. Правильно! Молодцы! -Обозначаем КОРЕНЬ слов.Проверяем по эталону. | |
Основной вопрос урока. | .- Сформулируйте, ОСНОВНОЙ вопрос урока?! -Дети: Как НЕ ошибиться в подборе однокоренных слов?! |
|
5. Учимся открывать НОВЫЕ знания. 6. Подводим итоги. 7. Дополнительный материал к уроку. | Работаем по учебнику : упражнение 119 по заданию. Учимся подбирать однокоренные слова, вдумываться в смысл слова. Проверяем по эталону. -Какой будет ответ на ОСНОВНОЙ вопрос урока? ( Чтобы правильно найти однокоренные слова, надо вдумываться в смысл слова.) -Проверяем по учебнику. Читаем ПРАВИЛО.
Чтобы правильно подобрать однокоренные слова, надо вдумываться в смысл слова.
Домашнее задание: Поробуйте вырастить свое «словесное дерево».Возьмите любой корень и попробуйте вырастить( образовать) как можно больше однокоренных слов( корни: сказ, сад, игр) Давайте составим себе памятку: « Как надо действовать, чтобы правильно найти в слове корень».(Работа в паре) -Расположите эти действия в нужном порядке: 3. Найти общую часть однокоренных слов. 1. Подобрать несколько однокоренных слов. 2. Найти слово, с помощью которого можно объяснить однокоренные слова. -Получился алгоритм( порядок действий). Проверим алгоритм по учебнику стр. 87.Подчеркнем ключевые слова: ПОДОБРАТЬ, НАЙТИ СЛОВО, ВЫДЕЛИТЬ общую часть. Все правильно. Молодцы! | Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Оцениваем свои действия: -кто сделал САМ? -Кому потребовалась помощь соседа? Деятельность учеников: -наблюдали над однокоренными словами; -анализировали лексическое значение слов; -подбирали однокоренные слова; -отличали однокоренные слова от слов с похожим корнем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Доклад с презентацией...
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС...
Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"
В работе представлены требования к уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС...
Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкре...
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Методическая разработка...
Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Данная статья содержит теоретические и практические исследования, касающиеся названной тематики....