Русский язык 4 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК», 4 КЛАСС.
Пояснительная записка.
Программа обучения составлена в соответствии с рекомендованной Министерством образования и науки РФ программой (УМК «Планета Знаний»), обеспечена учебником Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой «Русский язык. 1,2ч» и рабочими тетрадями к нему.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
- социокультурная цель включает формирование:
- а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи);
- б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
— системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
— этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации учтены принципы:
- развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка;
- вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
- спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».
Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.
Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников.
Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.
Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи.
Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.
Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.
Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий , так и общеучебных действий.
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (50 ч)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (30 ч)
Речь (6 ч). Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст (20 ч). Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет* (4 ч): извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) (20 ч)
Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):
— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;
— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других источников;
— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;
— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;
— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):
— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;
— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;
— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;
— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (120 ч)
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке (4 ч). Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.
Лингвистика и разделы науки о языке.
Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.
Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа ш–м, к–х, л–я, н–ы, у–ц, и–ее, м–ле, щ–из, но–ю и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.
Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) (6 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.
Морфология (слово как часть речи) (46 ч). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.
Имя существительное (15 ч). Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме притяжательных прилагательных.
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение (5 ч). Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол (16 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.
Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи (4 ч). Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.
«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.
Синтаксис (23 ч). Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).
Словосочетание (3 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место, время, причина, цель его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение (20 ч). Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация (37 ч). Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи:
— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;
— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).
Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):
— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);
— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);
— сжато (краткий пересказ);
— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.
Составление текстов указанных выше жанров и тематики.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2 ч.
Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык». Методическое пособие.
Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина
РУССКИЙ ЯЗЫК
Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
4 класс
136 ч (4 ч в неделю)
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | |||||||
№ п/п | Дата урока | Тема урока, страницы учебника | Решаемые проблемы (цели) | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1-я четверть (32 ч) | |||||||
Качества устной речи. (2 ч) | |||||||
1 | 03.09 | Произносим внятно, читаем выразительно. с. 6—7 | Актуализировать знания о теме, основной мысли текста, об использовании приёма звукописи для достижения авторских задач. Упражняться в выразительном чтении текстов, в произнесении скороговорок, в звукобуквенном анализе слов, в безошибочном списывании текста. | Общение. Тема. Главная мысль текста. Дикция. Звукопись. Скороговорка. | Развитие потребности в хорошей речи при общении в разных формах — устной и письменной. Развитие артикуляционных, интонационных, каллиграфических и правописных умений. Знать правила речевого этикета, использовать разумный уровень громкости, соблюдать произносительные нормы. Обобщить сведения о свойствах русского ударения. | Осознавать задачи изучения предмета в целях общения. Наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп. Выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров. Связно высказываться о событиях (лето,1сентября). | |
2 | 04.09 | Наблюдение над свойствами русского ударения. с. 8—9 | Актуализировать знания о правилах речевого этикета, об использовании разумного уровня громкости, о соблюдении произносительных норм. Обобщить сведения о свойствах русского ударения. | Громкость. Ритм. Свойства ударения. | |||
Произносительные нормы и правила письма. (7 ч) | |||||||
3,4 | 05.09 06.09 | О нормах произношения и правописания гласных в словах. с. 10—13 | Актуализировать сведения о нормах произношения и правописания гласных в словах. Стимулировать к решению орфографических задач, к поиску ответов в словарях. | Культура речи. Орфограмма. Орфографическая задача. | Обнаруживать орфограммы, решать орфографические задачи: безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, употребление на письме мягкого и твёрдого знаков. Уметь писать по памяти текст, озаглавливать его. | Оценивать правильность звучащей речи (собственной, собеседников) с позиций соблюдения произносительных норм. Классифицировать типы орфограмм в словах. Решать орфографические задачи при записи слов. Обогащать свою речь синонимической лексикой. Замечать речевые недочёты и вносить коррективы в устные и письменные высказывания. Выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств. | |
5,6 | 10.09 11.09 | О нормах произношения и правописания согласных в словах. с. 14—17 | Актуализировать сведения о нормах произношения и правописания согласных в словах. Упражнять в сопоставлении произношения и написания слов, в обнаружении орфограмм. Стимулировать школьников к обогащению собственной речи. | Эмоционально- оценочная лексика. Заголовок. Главные члены предложения. | |||
7,8 | 12.09 13.09 | Написание слов с разными типами согласных и гласных орфограмм. с. 18—21 | Дополнить систему тренинговых упражнений словами на повторение написаний с удвоенными согласными, с разными типами орфограмм, с полногласными и неполногласными буквосочетаниями. | Орфограмма. Редактирование. | |||
9 | 17.09 | Проверочная работа. с. 40—42 | Работа по материалам рубрик «Проверочные работы» и «Школа Грамотея». | ||||
Интонация и пунктуация. (9 ч) | |||||||
10,11 | 18.09 19.09 | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания. с. 22—27 | Актуализировать сведения об интонационных средствах и их роли в устной речи, углубить представления о взаимосвязи интонации и знаков препинания. | Интонация. Пауза. Тон. Знаки препинания. | Выделять предложения из потока речи, дифференцировать их по цели высказывания, по выражению в них разных чувств с помощью интонационных средств и знаков препинания при чтении. Делить «сплошной» текст на предложения. Выбирать пунктуационные знаки при оформлении на письме повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений. | Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь. Преобразовывать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания. Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла (смысло-интонационно-пунктуационный разбор). Вникать в смысл и воспроизводить содержание речи, воспринятой на слух. Осознанно выбирать слова с логическим ударением при произнесении пословиц. Кратко воспроизводить содержание небольших частей текста. Правильно использовать этикетные словесные средства в ситуации поздравления с днём рождения. | |
12 | 20.09 | Уточняем смысл высказывания. с. 28—31 | Познакомить с интонационными средствами выделения в предложении слов для подчёркивания их смысловой значимости. Упражнять в выделении важных по смыслу слов с помощью логического ударения / его графического обозначения. | Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов (инверсия). Смысловая пауза. | |||
13 | 24.09 | Выделяем этикетные слова и фразы. с. 32—33 | Организовать наблюдение над выделением этикетных фраз на письме с помощью восклицательного знака, выделением обращений запятой, над употреблением многоточия. | Речевой этикет. Обращение. | |||
14,15 | 25.09 26.09 | Употребляем знаки препинания. с. 34—37 | Обобщить сведения о функциях знаков препинания в конце предложения. Упражнять в правильном «чтении» знаков препинания, в расстановке знаков препинания при восприятии текста на слух. | Многоточие. | |||
16 | 27.09 | Проверочная работа. с. 38 | Используется для проверки текст «Листопаднички» («Проверочные работы»). | ||||
17,18 | 01.10 02.10 | Проверочный диктант и его анализ. с. 39 | Контроль уровня сформированности знаний по изученной теме. При анализе - упражнения в зависимости от допущенных ошибок из раздела «Школа Грамотея» | Текст «Берёзовая роща» из рубрики «Проверочные работы». | |||
Уроки творчества. (3 ч) | |||||||
19 | 03.10 | Свободный диктант и его анализ. с. 38—44 | Обучение воспроизведению содержания текста, воспринимаемого на слух, по мини-частям. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. | Стремиться к словесному творчеству, уметь анализировать работы (свои и чужие), видеть словесные находки, речевые недочеты, давать совет и т. п. | ||
20 | 04.10 | Мастерская слова. Редактирование текста. с. 44 —45 | Беседа о традициях поздравлять с днем рождения, об отличии «дня рождения» и «дня именин». Сопоставление содержания разных текстов поздравлений. | День рождения. Именины. | |||
21 | 08.10 | Лингвистический разбор слов, предложений. с. 42—43 | Вспомнить таблицу на форзацах в учебниках для 3 и 4 классов, обратиться к памяткам в «Справочном бюро» 4 класса. | Лингвистические (языковые) разборы. | |||
Предложение. (2 ч) | |||||||
22 | 09.10 | Главные и второстепенные члены предложения. с. 48—49 | Актуализировать знания о термине синтаксис, о распространённых и нераспространённых предложениях, роли главных членов предложения, их названиях, о словосочетаниях как строительном материале предложений. | Синтаксис. Распространенные, нераспространенные предложения. Синтаксический разбор. | Устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений). Синтезировать: составлять предложения. Обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению. Наблюдать над строением предложений. | Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы. | |
23 | 10.10 |
с. 50—51 | Углубить представление о функциях частей речи в словосочетании и предложении. Организовать наблюдение над назначением частей речи в предложениях, над связью второстепенных членов предложения с главными. | Часть речи. Член предложения. Группа подлежащего. Группа сказуемого. | |||
Формы глаголов, их «работа» в роли сказуемого. (9 ч) | |||||||
24 | 11.10 | Неопределённая форма глаголов. с. 52—53 | Углубить представления о неопределенной форме глаголов как начальной формы в сфере изменения этой части речи. Упражнять в образовании начальной формы глаголов совершенного и несовершенного видов, в выборе нужной формы в словосочетаниях. | Начальная (неопределенная) форма глагола. Совершенный и несовершенный вид глаголов. | Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола. Устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы. Устанавливать зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола. Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке. | Участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов. действуя по памятке. Анализировать содержание и контролировать правильность записей. Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников. | |
25 | 15.10 | Времена глаголов. Изменение глаголов в форме прошедшего времени. с. 54—55 | Актуализировать сведения о формах времени глаголов, о признаках глаголов в прошедшем времени. Упражнять в образовании форм прошедшего времени от неопределенной формы глагола, изменении по родам и числам. | Время глаголов. Прошедшее время. Глагольные суффиксы. | |||
26 | 16.10 | Формы глаголов в настоящем и будущем времени. с. 56—57 | Обратить внимание на зависимость образования форм времени от вида глагола. Упражнять в образовании форм настоящего и будущего времени от неопределенной формы глагола, изменении по лицам. | Настоящее время. Будущее время (простое и сложное). | |||
27,28 | 17.10 18.10 | Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения. с. 58—61 | Дать понятие о спряжении как изменении глаголов по лицам и числам. Организовать наблюдение над признаками двух типов спряжения. Упражнять в дифференциации глаголов по спряжениям. | Спряжение. Личные окончания глаголов. | |||
29,30 | 22.10 23.10 | Урок-тренинг. с. 86—87 | Упражнять в написании личных окончаний глаголов. Организовать наблюдение над нетипичными случаями спряжения глаголов. | Спряжение глаголов. | |||
31,32 | 24.10 25.10 | Контрольный диктант и его анализ. | Контроль уровня сформированности знаний по изученной теме, закрепление изученного. | ||||
2-я четверть (32 ч) | |||||||
Правописание глаголов. (9 ч) | |||||||
33-35 (1-3) | 05.11 06.11 07.11 | Мягкий знак после шипящих в глаголах. с. 62—67 | Познакомить с новой орфограммой, с её условиями (в глаголах) и признаками (оканчиваются на шипящие). Упражнять в узнавании орфограммы, в написании глаголов во 2 лице единственного числа, в повелительных формах, в неопределённой форме. | Спряжение. Личные окончания глаголов. | Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола. Устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы. Устанавливать зависимость общего значения высказывания от выбора временных форм глагола. Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения. | Участвовать в составлении алгоритма решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов. действуя по памятке. Анализировать содержание и контролировать правильность записей. Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их. | |
36-41 (4-9) | 08.11 12.11 13.11 14.11 15.11 19.11 | Правописание безударных личных окончаний глагола. с. 68—81 | Познакомить с условиями проявления и признаками орфограммы: безударные личные окончания глаголов, выбор гласных е–и в зависимости от спряжения. | Спряжение. Личные окончания глаголов. | |||
Выражение сказуемого разными формами времени глагола. (3 ч) | |||||||
42(10) | 20.11 | Обобщение сведений о формах времени глаголов. с. 82—83 | Повторить употребление в роли сказуемых глаголов, условиях выбора нужного родового/личного окончания на базе нераспространенных предложений. | Время глагола. Глагол — сказуемое. | Обобщать материал об изученных явлениях языка. Различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов. Решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов. Производить разносторонний анализ высказываний (предложений). | Осуществлять выбор нужного глагола для достижения точности выражаемой мысли. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания | |
43(11) | 21.11 | Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях. с. 84—85 | Организовать наблюдение над выражением сказуемых «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях, глаголами прошедшего времени с частицей бы в условных предложениях. | «Повелительные» формы глаголов. Слова-обращения. Глаголы с частицей бы. | |||
44(12) | 22.11 | Выражение сказуемого глаголами настоящего и будущего времени. с. 88—89 | Повторить условия выбора безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Организовать наблюдение над чередованием согласных при спряжении ряда глаголов. | ч//к ч//г//ж | |||
Творческие работы. (2 ч) | |||||||
45(13) | 26.11 | Свободный диктант и его анализ. с. 90 | По материалам рубрики «Мастерская слова». | Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Правильно списывать слова, предложения, текст. | Прислушиваться к мнению собеседников. Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы. | ||
46(14) | 27.11 | Творческое списывание. с. 96—97 | По материалам рубрики «Мастерская слова»: восстановить последовательность частей текста, употребить глаголы из скобок в нужных формах. | ||||
Предложения с однородными членами. (13 ч) | |||||||
47(15) | 28.11 | Второстепенные члены предложения. с. 94—95 | Углубить представление о строении предложений с второстепенными членами и их ролью. | Распространенные/ нераспространенные предложения. Второстепенные члены. | Выявлять новые особенности, признаки простых предложений, осложненных однородными членами. Ориентироваться в условиях (чувствовать) постановки запятой при однородных членах предложения. Соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами. Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи. Анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем, преобразовывать модели в словесные высказывания. Синтезировать: составлять предложения с однородными членами | Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка — предложения. Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Любить и уважать Отечество, родной язык и культуру. Интерес к письму, к созданию собственных текстов.
Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; свою точку зрения. | |
48,49 (16,17) | 29.11 03.12 | Падежные формы склоняемых частей речи. с. 96—101 | Упражнение в согласовании второстепенных членов предложения, выраженных склоняемыми частями речи. | Склонение. Падеж. Падежные формы. | |||
50,51 (18,19) | 04.12 05.12 | Однородные подлежащие и сказуемые. с. 102—107 | Сформировать представление об однородных членах предложения, познакомить с их признаками: отнесенность к одним членам предложения, наличие перечислительной интонации, бессоюзное и союзное соединение. | Однородные члены. Схема О, О, О. Перечислительная интонация. Соединительные, противительные союзы. | |||
52,53 (20,21) | 06.12 10.12 | Однородные второстепенные члены предложения. с. 108—111 | Организовать сопоставление нераспространенных и распространенных предложений с одинаковой лексикой в роли разных однородных членов предложения. Обобщить условия определения однородных членов. | Однородные члены. Схема О, О, О. Перечислительная интонация. Соединительные, противительные союзы. | |||
54,55 (22,23) | 11.12 12.12 | Знаки препинания при однородных членах предложения. с. 112—115 | Продолжить наблюдение о взаимосвязи перечислительной интонации и пунктуации при однородных членах предложения. | Знаки препинания. Интонация. | |||
56(24) | 13.12 | Решение общих пунктуационных задач. с. 122—123 | Учить решать общие пунктуационные задачи при разных видах письма. | Пунктуация (с лат. пунктум — «точка») | |||
57(25) | 17.12 | Осложненное списывание текста. с. 121 | Списывание текста с расстановкой знаков препинания по материалам рубрики «Проверочные работы». | ||||
58,59 (26,27) | 18.12 19.12 | Проверочный диктант и его анализ. с. 120—121 | Контроль уровня сформированности знаний по изученной теме, закрепление изученного. | ||||
Строение текстов разных типов(повествование, описание, рассуждение). (4 ч) | |||||||
60,61 (28,29) | 20.12 24.12 | Изложение и его анализ. с. 125 | Обобщить известные признаки разных типов текста. Организовать наблюдение над средствами раскрытия темы и основной мысли текстов, над их композиционным построением. | Воспроизводить содержание прочитанного или услышанного текста и создавать собственные письменные высказывания в объёме предложения, текста. | Создавать собственные проекты. Анализировать творческие работы свои и одноклассников, видеть словесные находки, речевые недочеты и т. п. | ||
62,63 (30,31) | 25.12 26.12 | Сопоставление признаков разных типов текста. с. 116—119 | Типы текста. | ||||
64(32) | 27.12 | Мастерская слова(резерв). | |||||
3-я четверть (38 ч) | |||||||
Вспоминаем части речи. (2 ч) | |||||||
65(1) | 14.01 15.01 | Слово как часть речи. с. 6—9 | Организовать наблюдение над ролью частей речи в художественной речи, над новыми языковыми средствами, выражающими сравнительные отношения. | Части речи. Художественная речь. Языковые средства. | Систематизировать сведения об изученных частях речи Наблюдать над употреблением в речи нового способа выражения сравнительных отношений | Обобщать известные языковые факты и выдвигать новые задачи по их изучению. | |
Формы частей речи. (3 ч) | |||||||
66-68 (2-4) | 16.01 17.01 21.01 | Изменение частей речи по числам и родам. с. 10—15 | Упражнять в выделении словосочетаний из предложений, в составлении предложений из слов, данных в начальной форме. | Части речи. Род и число. | Актуализировать знания о смысловой и грамматической связи слов — членов предложения, частей словосочетания. | Выявлять взаимосвязь форм слов и потребности связывать слова в высказывании. | |
Спряжение и склонение. (3 ч) | |||||||
69,70 (5,6) | 22.01 23.01 | Глагол и его личные формы. С. 16—19 | Повторить сведения о глаголе как части речи. Повторить формы глаголов. Определение форм глаголов в предложениях, текстах, выбор форм самостоятельно. Повторить 1 и 2 спряжения глаголов. | Глагол. Формы глагола. 1 и 2 спряжение глаголов. | Различать суть терминов «спряжение», «склонение». Соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений. Осознанно выбирать нужную форму слов при составлении предложений | Использовать знания об особенностях языковых явлений для осознанного их использования в практике речи. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |
71(7) | 24.01 | Склонение частей речи. с. 20—21 |
| Спряжение и склонение. Падежные формы. Склонение имен существительных. | |||
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. (26ч) | |||||||
Имя существительное. (15 ч) | |||||||
72-74 (8-10) | 28.01 29.01 30.01 | Имена существительные 1, 2 и 3 склонений. с. 22—27 | Познакомить с делением существительных на три склонения по наличию специфических окончаний. Упражнять в определении склонения, в выборе падежных окончаний. | Падежные окончания. Три склонения имени существительного. | Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных. Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач. Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний. Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания. Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных. Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач. Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний. Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания. | Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов. Стремиться к совершенствованию собственной речи; Осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы. Строить рассуждения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов. Стремиться к совершенствованию собственной речи; Осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы. Строить рассуждения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
75(11) | 31.01 | Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. с. 28–29 | Сопоставить способы проверки безударных гласных в корне, в приставке слова и мотивировать к переносу общего способа — безударный проверяем ударным — для проверки безударных падежных окончаний существительных. Упражнять в проверке падежных окончаний с опорой на слова-ключики. | Падежное окончание. Орфограмма. | |||
76(12) | 04.02 | Безударные падежные окончания творительного падежа. с. 30–31 | Падежное окончание. Орфограмма. | ||||
77(13) | 05.02 | Безударные падежные окончания имен существительных 3 склонения. с. 32–33 | Падежное окончание. Орфограмма. | ||||
78,79 (14,15) | 06.02 07.02 | Употребление гласных е–и в падежных окончаниях имен существительных разных склонений. с. 34—37 | [и] — и в окончаниях 1 (Р.п.) и 3 (Р.п., Д.п., П.п.) склонений; [и] — е в окончаниях х 1 и 2 склонения (Д.п., П.п.) [и] — е в окончаниях 1 и 2 склонения (Т.п.) | Падежное окончание. Орфограмма. | |||
80(16) | 11.02 | Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е . с. 38—39 | Упражнять на вставку орфограмм, на употребление слов в требуемом падеже при письме. | Падежное окончание. Орфограмма. | |||
81(17) | 12.02 | Безударные падежные окончания во множественном числе. с. 40–41 | Перенос общего способа проверки на проверку безударных гласных в падежных окончаниях существительных множественного числа. | Падежное окончание. Орфограмма. | |||
82(18) | 13.02 | Варианты падежных окончаний винительного падежа. с. 42—43 | Сопоставление падежных форм в винительном падеже. Использование опорных слов для проверки ударными окончаниями. | Падежное окончание. Орфограмма. | |||
83(19) | 14.02 | Варианты падежных окончаний родительного падежа. с. 44—45 | Упражнять в образовании форм родительного падежа с конкурирующими окончаниями. | Падежное окончание. Орфограмма. | |||
84(20) | 18.02 | Падежные окончания дательного, творительного, предложного падежей. с. 46—47 | Совершенствовать умения в видах письма: осложненное списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку. | Падежное окончание. Орфограмма. | |||
85,86 (21,22) | 19.02 20.02 | Выбор окончания форм разных падежей и чисел. с. 48—49 | Упражнять на вставку орфограмм, на употребление слов в требуемом падеже при осложнённом списывании, письме под диктовку. | Падежное окончание. Орфограмма. | |||
Имя прилагательное. (7 ч) | |||||||
87,88 (23,24) | 21.02 26.02 | Безударные падежные окончания имен прилагательных. с. 52–55 | Анализ таблицы. Наведение справок об окончаниях по таблице с указанием падежей и их окончаний. | Падежное окончание. Орфограмма. | Наблюдать различие родовых, падежных форм имен прилагательных, наличие определенных окончаний ( орфограмма). Упражняться в согласовании с существительными имён прилагательных. | Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
89-93 (25-29) | 27.02 28.02 04.03 05.03 06.03 | Проверка безударных окончаний имен прилагательных единственного и множественного числа. с. 56—65 | Проверка безударных падежных окончаний по ударным окончаниям вопросов к прилагательным любого числа. | Падежное окончание. Орфограмма. | |||
Местоимение. (2 ч) | |||||||
94,95 (30,31) | 07.03 11.03 | Правописание падежных форм личных местоимений. с. 66—69 | Обратить внимание на непродуктивные окончания и безударные гласные в корнях падежных форм личных местоимений. | Личные местоимения. Непродуктивные окончания. | Иметь представление о личных местоимениях и правописании их падежных форм. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность, определять степень успешности своей работы. | |
Повторение. (2 ч) | |||||||
96,97 (32,33) | 12.03 13.03 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение). с. 70—73 | Закрепление написания падежных окончаний существительных , прилагательных и местоимений. Осложненное списывание текста с его предварительным анализом. | Склонение. Склоняемые части речи. Падежное окончание. Орфограмма. | Видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, владеть способами проверки. Находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами. | Извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать ее из одной формы в другую. | |
Творческие работы. (5 ч) | |||||||
98(34) | 14.03 | Изложение (краткое) и его анализ. с. 94—95 | Организовать наблюдение над средствами раскрытия темы и основной мысли текстов, над их композиционным построением. | Изложение (краткое). План. | Понимать и воспроизводить содержание текстов, создавать собственные высказывания типа описания (первоцветов). | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | |
99(35) | 18.03 | Творческая работа и её анализ. с. 94 | Сочинение. | ||||
100,101 (36) | 19.03 | Объяснительный диктант. с. 90—93 | Контроль уровня сформированности знаний по изученной теме, закрепление изученного. | ||||
101,102 (37,38) | 20.03 21.03 | Контрольный диктант и его анализ. | |||||
4-я четверть (34 ч) | |||||||
Самостоятельные и служебные части речи. (8 ч) | |||||||
103(1) | 01.04 | Части речи как словесные средства выражения в предложениях мыслей и чувств. с. 74—75 | Углубить представление о частях речи как языковом отражении реальных отношений окружающего мира и как средств выражения в предложениях мыслей и чувств. | Морфология. Части речи. | Замечать общее в значениях зависимых слов в словосочетании и второстепенных членов предложения. Узнавать в речи числительные, наречия Выявлять отличительные признаки служебных частей речи и осознанно использовать их для связи слов в предложении. Разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому. Определять части речи, употреблять в тексте нужные по смыслу частей речи. | Презентовать творческие работы, оценивать, выражать собственные мнения, давать советы по корректировке высказываний. Выбирать критерии оценки творческих работ на основе сравнения работ одноклассников. Оценивать прочность усвоения знания о частях речи. Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, словоформ и словосочетаний в ситуативной речи. Наводить справки в толковых словарях и справочниках. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | |
104(2) | 02.04 | Назначение и синтаксическая роль прилагательных, числительных. с. 76—77 | Углубить представление о роли прилагательных и причастий — определять признаки предметов, быть в предложении определением или сказуемым. Познакомить с ролью количественных числительных. | Имя прилагательное. Имя числительное количественное и порядковое. | |||
105(3) | 03.04 | Назначение и синтаксическая роль прилагательных, причастий. с. 78—79 | Имя прилагательное. Причастие. | ||||
106,107 (4,5) | 04.04 08.04 | Назначение и синтаксическая роль наречий и деепричастий. с. 80—83 | Организовать наблюдение над употреблением в речи частотных наречий, деепричастий. | Наречие. Деепричастие. | |||
108,109 (6,7) | 09.04 10.04 | Служебные части речи. с. 84—87 | Сопоставить, как выражены средства связи частей речи. Дифференцировать части речи на самостоятельные и служебные. | Служебные части речи: предлог, частица, союз, междометие. Звукоподражание. | |||
110(8) | 11.04 | Контрольное списывание текста с учебника. с. 120–121 | Контроль уровня сформированности знаний по изученной теме. | ||||
Средства языка в речи. (9 ч) | |||||||
111(9) | 15.04 | Язык и речь. Слово. с. 98—99 | Повторить сведения о свойствах лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре. Дать сведения о разных путях пополнения слов в русском языке, в т.ч. заимствования из других языков. | Язык. Речь. Слово. | Систематизировать способы и приёмы проверки конкурирующих написаний с помощью анализа и составления таблиц. Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных. Наблюдать над употреблением в речи слов в переносном значении. Знать о разных путях пополнения слов в русском языке, в т.ч. заимствования из других языков. Определять части речи, употреблять в тексте нужные по смыслу частей речи. | Уважительно и бережно относиться к родному языку, не засорять его иностранными словами и словами-сорняками. Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире. Наводить справки в толковых словарях и справочниках. Стремиться к совершенствованию собственной речи; Осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово. | |
112,113 (10,11) | 16.04 17.04 | Словари. Значения слов. с. 100—103 | Слово. Лексическое значение. Словари, их виды. | ||||
114-116 (12-14) | 18.04 22.04 23.04 | Правописание слов различных частей речи с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. с. 104–109 | Обобщить всех случаи обозначения «слабых» позиций с помощью «сильных»: в корне, в окончаниях имен существительных, имен прилагательных, приставках. | Орфограмма проверяемая и непроверяемая. | |||
117(15) | 24.04 | Проверочная работа. с. 124—127 | |||||
118,119 (16,17) | 25.04 29.04 | Контрольный диктант и его анализ. | Контроль уровня сформированности знаний по изученной теме, закрепление изученного. | ||||
Предложение. Текст. (10 ч) | |||||||
120(18) | 30.04 | Предложения в составе текста. с. 110—111 | Повторить отличие предложения от текста. Организовать наблюдение над смысловой связью предложений в тексте и его частях. | Текст. Части текста. Предложение. | Распознавать разные функции средств языка: слов, словосочетаний и предложений. Распространять мысли в предложениях с помощью второстепенных членов. Сравнивать варианты распространения мыслей в предложении и тексте. Осознать условия связи разных частей речи в словосочетании, предложении. Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными типами текстов. Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции). Наблюдать над этапами развития мысли (композицией) в объёмном высказывании (тексте) типа рассуждения, описания. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме текста. Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы. Использовать план для воспроизведения и составления текста, оценивать информативность плана. | Стремиться к словесному творчеству, уметь анализировать работы (свои и чужие). Стремиться к совершенствованию собственной речи; Осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. «Читать» репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин. Использовать знания об особенностях языковых явлений для осознанного их использования в практике речи. | |
121(19) | 02.05 | Распространение мыслей в предложении и тексте. с. 112 — 113 | Упражнять в распространении предложений на основе предложенной схемы, на основе отдельных предложений, в создании собственного текста. | Распространенные предложения. Схема предложения. | |||
122(20) | 06.05 | Связи частей и предложений в тексте. с. 114—115 | Организовать наблюдение над смысловой связью предложений в тексте и его частях. Упражнять в построении текста на основе составленных предложений. | Предложение. Части текста. Текст. | |||
123(21) | 07.05 | Текст-повествование: рецепт, зарисовка эпизода. с. 116—117 | Повторить разновидности текста повествовательного типа речи: инструкция, рецепт; зарисовка эпизода. Углубить представление об их общих композиционных частях. Упражнять в выделении в текстах этих частей, осознании их роли, в наблюдении над средствами связи этих частей. | Текст-повествование. Композиция. Рецепт. Эпизод. Вступление, основная часть, заключение. | |||
124(22) | 08.05 | Текст-повествование: история (рассказ) о случившемся событии с. 118—119 | Продолжить наблюдение над композиционными частями и средствами связи в тексте в жанре рассказа. Подготовить к воспроизведению содержания текста: озаглавливание, самостоятельное составление плана. | Текст-повествование. Рассказ. Завязка, основная часть, кульминация, развязка. | |||
125(23) | 13.05 | Текст-рассуждение и средства связи его частей. с. 119 | Запись и устные рассуждения по теме пословицы. Организовать наблюдение над структурой и текстовыми синонимами текста-рассуждения. | Текст-рассуждение. Тезис, доказательство, вывод. | |||
126(24) | 14.05 | Текст-описание картины (репродукции). с. 120—121 | Организовать наблюдение над особенностями построения текста-описания картины (А. К. Саврасов «Грачи прилетели»), над языковыми средствами, с помощью которых связываются его части, наличием контекстуальных синонимов. | Текст-описание. Вступление, основная описательная часть, заключение. Контекстуальные синонимы. | |||
127(25) | 15.05 | Предупредительный/ объяснительный диктант. с. 124—127 | Контроль уровня сформированности знаний по изученной теме, закрепление изученного. | ||||
128,129 (26,27) | 16.05 20.05 | Контрольный диктант и его анализ. | |||||
Язык мой – друг мой. (7 ч) | |||||||
130(28) | 21.05 | О роли языка в жизни человека. с.122—123 | Проверить степень осмысления вопросов мировоззренческого характера: как происходит процесс общения, почему слово называют «великим делом», почему язык называют национальным достоянием. | Язык. Речь. Коммуникация. | Осознавать важность изучения языка для развития мышления и общения людей. Накапливать опыт в написании отзыва о прочитанной книге с опорой на план, в написании писем, следуя составленной памятке по правилам его написания. Понимать суть эпистолярного жанра. | Проявлять чувство уважения к языку своего народа и познавательный интерес к постижению богатства русского языка. Стремиться к совершенствованию собственной речи; Осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы. | |
131,132 (29,30) | 22.05 23.05 | Друзья мои — книги (составление отзыва о прочитанной книге). с. 128—129 | Напомнить о роли книг в жизни человека, мотивировать к чтению и составлению отзыва о прочитанной или любимой книге. | Чтение. Книга. Отзыв. | |||
133(31) | 27.05 | Повторение правил составления текста письма. с. 128 | Чтение и анализ текста о некоторых правилах общения с помощью писем. Составление памятки по правилам составления текста письма. | Письмо, правила его составления. | |||
134-136 (32-34) | 28.05 29.05 30.05 | Резерв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение знаний о правописании Ъ и Ь разделительных знаков"
Тема урока по учебно-методическому плану:Обобщение знаний о правописании Ъ и Ь разделительных знаковФорма урока:комбинированный урок с использованием ИКТ,Цели:1.Развитие умения различать слова с Ъ и Ь...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном" Презентация очень простая, но творческие работы у ребят получились замечательные....
Русский язык 1 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...
Русский язык 2 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...
Русский язык 3 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...
Урок русского языка в 3 классе по программе "Планета знаний. Русский язык в 3 классе Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой"
Тема урока: "Устойчивые сочетания слов"...
Урок русского языка во 2 классе на тему: "Закрепление знаний о словах, близких по значению - синонимах и уточнение их роли в языке"
Урок-исследование тайн русского языка...