Конспект (презентация) в 4 классе "Правописание безударных окончаний глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Носова Лилия Борисовна

Конспект урока разработан по программе "Начальная школа XXI века".Соответствует стандартам ФГОС.

Разработка сопровождается презентацией. В конспект включены тема, цели, задачи и оборудование к уроку. Урок с применением интерактивной доски. В разработку урока включены задания для парной и групповой работы.

В структуру урока включены:

  1. Эмоциональный настрой;
  2. Актуализация знаний (включает загадку о глаголе, блиц-опрос)
  3. Выявление места и причины трудности (работа с сигнальными карточками)
  4. Тема, цели и задачи урока (дети сами формулируют)
  5. Практическая часть (работа по учебнику, самооценка)
  6. Физминутка, физминутка для глаз
  7. Работа с пословицами
  8. Рефлексия
  9. Домашнее задание (по выбору)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc52 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt662.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: правописание безударных окончаний глаголов.

Цель урока: формировать умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов.

Задачи урока:

  • отрабатывать алгоритм определения спряжения глаголов;        
  • проверить теоретические знания о глаголе, формировать умение применять эти знания при письме;
  • развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов, применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);
  • развивать волевые качества, эмоциональную сферу путём подбора интересного материала, использовать нестандартные приёмы
  • развивать интеллект учащихся, познавательные процессы (память, речь, внимание, восприятие, воображение, мышление)
  • работать над повышением уровня мотивации;
  • воспитывать интерес к предмету, умение работать в группах (в парах);
  • учитывать психолого-педагогические особенности учащихся при реализации задач урока.  

Оборудование: учебники русского языка, тетради (рабочие и на печатной основе), презентация, интерактивная доска, карточки-помощницы «Спряжение глаголов» (индивидуальные), карточки с буквами (одна на группу), листы с пословицами, толковый словарь Ожигова

На уроке используется здоровьесберегающие технологии (работа стоя, физминутки)

                                

                                           

                                         Ход урока

1. Эмоциональный настрой.        (30 с)

- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.

Дети:  - Здравствуйте! (здороваются с гостями)

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

2. Запись в тетради: число, классная работа         (30 с)

- Не забывайте следить за посадкой.

3. Актуализация знаний.    (1 мин)

- Послушайте, о какой части речи говорится в стихотворении?

Что без меня предметы?                                                                          Лишь названья.                                                                                                 Но я приду – всё в действие придёт:                                                        Летит ракета, люди строят зданья,                                                           И рожь в полях растёт. (о глаголе)

- Почему? (Глагол обозначает действие предмета или его состояние)

- Что вы знаете ещё о глаголе?

Блиц-опрос:

- Глагол – это …(часть речи)

- Глагол отвечает на вопросы …

- Не с глаголом пишется … (раздельно)

- У глагола нет … (предлогов)

- В предложении глагол чаще всего является … (сказуемым)

- Глагол в начальной форме отвечает на вопросы … (что делать? что сделать?)

- У глагола есть два вида … (совершенный и несовершенный)

- Глагол в начальной форме имеет суффиксы … (ть, ти, чь)

- У глаголов на –ишь и –ешь … (мягкий знак не съешь)

- Спряжение  - …. (изменение глагола по лицам и числам и его окончаний) 

4. Выявление места и причины затруднения     (2 мин)

- Прочтите глаголы.

      стро[и]шь                работа[и]м        

- Ребята, какие трудности в правописании этих глаголов нам встречаются? (Написание безударных окончаний)

- Обсудите в группе как правильно написать безударные личные окончания глаголов?

Дети: Определить спряжение глагола. Для этого нужно поставить глагол в начальную форму. Если глагол оканчивается на –ить (кроме брить, стелить), значит, это глагол II спряжения. В окончании пишем гласную И. Если глагол оканчивается на –еть, ать, оть, уть, ять это глагол I спряжения (кроме глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать). В его окончании пишем гласную Е.

Проверка по сигнальным карточкам  (и-е) – показывают все группы

стро[и]шь – строить(II) – строИшь

работа[и]м – работать(I) - работаЕм

- Молодцы, ребята! Справились на отлично!

5. Сообщение темы, цели, задачи урока.      (1 мин)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний глаголов)

- Какие цели и задачи поставим перед собой? (Учиться правильно писать безударное окончание глагола; применять алгоритм определения спряжения, …)

6.   Практическая часть.

(!) Подумайте

- Можно ли определить, как писать безударное личное окончание глагола, если уже известно, к какому спряжению относится этот глагол? (Да)

-  Что необходимо знать? (личные окончания глаголов)

1) Учебник с.134 (работа с таблицей) – коллективная работа    (2 мин)

Устно

- Расскажите правило. (1 и 2 спряжение)

2) Учебник с. 135 у. 3 – парная работа   (10 мин)

- Прочтите слова

- Что интересного заметили? (все глаголы  - 2л., ед ч. – ты)

- Прочитайте задание.

- Как его выполнять? (1столбик – I cпр., 2 – II cпр.)

-  Есть ли подсказки в упражнении? (спряжение)

             сеешь                 веришь

                знаешь                 гонишь (и)

             тянешь                видишь (и)

             жалеешь        ходишь

             плачешь        вертишь (и)

             летаешь               смотришь (и)                                                

             скачешь                  клеить

Проверка. Самооценка

7.   Физминутка.   (1 мин)

3) с. 134 у. 2 – самостоятельная работа     (12 мин)

- Прочтите.

- Повторное чтение.

Словарь:     таиться – прятаться, скрываться

- Как понимаете выражение «весной, кажется, будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку» (когда развёртываются листики, цвет у них  светло-зелёный, тем самым отличается от хвойных деревьев)

-Найдите то место в тексте, где описано в какой цвет окрашивается листва берёз осенью (золотом) 

- Прочитайте задание.

- Понятно ли задание?

- Кто поделиться секретом: как написать глагол в нужной форме? (задать вопрос)

    1 вариант – 1 абзац

     2 вариант – 2 абзац

    1 ученик (у доски) – 3 абзац

8.  Физминутка для глаз         (30 с)

     Самоконтроль (на листах в группе). Самооценка.

9.  Работа на интерактивной доске.   ( 3 мин)

Работа стоя.

Задание: Вставь пропущенную букву в окончания глаголов (объясни)

                     Е        готов..шь                 И

               Е            руга..т                И

                  Е        ката..те                И                                                                                Е       пиш..т                И                                                                                Е         нос..шь                И                                                                                Е          вер..те                И                                                                                Е        чита..м                И                                                                                Е        чист..те                И

4) Работа с пословицами – групповая работа    (8 мин)

   Учитель раздаёт листы, на которых записаны пословицы.

Задание: Запишите пословицу. Глаголы в скобках ставьте в нужную форму. Правильно пишите окончания. Укажите спряжение. Объясните смысл пословицы.

  1. Декабрь год (кончать), а зиму (начинать).

Декабрь – последний месяц года, но первый зимний месяц.

  1. Яблочко от яблоньки недалеко (падать)

Так говорится, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители (каков отец, таков и сын)

  1. Собака (помнить), кто её (кормить)

Не только человек, но и собака старое добро помнит.

  1. Язык мал, да всем телом (владеть).

Язык небольшой орган, но много делает (огорчить и порадовать, приласкать

  1. Сам не (знать), где найдёшь, где (потерять).

Говорится тогда, когда человек сталкивается с чем-либо непредвиденным, неожиданным.

9. Рефлексия. Итог урока    (1 мин)

      Сегодня на уроке:

      - Мне удалось…

      - Меня удивило …

      - Мне понравилось …

      - Я порадовался за …

      - Я хочу поблагодарить …  за …

      - Я хочу похвалить себя за …

10. Домашнее задание  (30 с)

        На выбор                                                                                                               1) с. 134 у 1                                                                                                              2) Т – с. 44 у. 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе «Начальная школа XXI века»

Слайд 2

Глагол

Слайд 3

стро..шь работа..м стро ить и работ ать е

Слайд 4

Правописание безударных окончаний глаголов Тема урока

Слайд 5

Слайд 7

Работа с текстом. «Берёзы» М.Пришвин с. 134 у. 2 1 в. – 1 абзац 2 в. – 2 абзац

Слайд 8

Слайд 9

Декабрь год конча ет , а зиму начина ет .

Слайд 10

Яблочко от яблоньки недалеко пада ет .

Слайд 11

Язык мал, да всем телом владе ет .

Слайд 12

Собака помн ит , кто её корм ит .

Слайд 13

Сам не зна ешь , где найдёшь, где потеря ешь .

Слайд 14

Итог урока Мне удалось … Мне понравилось … Меня удивило … Я порадовался за … Я хочу похвалить себя за …

Слайд 15

Задание на дом: по выбору с. 134 у. 1 Т – с.44 у. 2

Слайд 16

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Правописание безударных окончаний глаголов"

Данная презентация предназначена для сопровождения урока русского языка в 4 классе (учебник Т.Г.Рамзаевой)...

Презентация к уроку русского языка на тему " Безударное окончание глаголов 1 и 2 спряжения"

Цели урока:·         закрепить знания о неопределенной форме глагола;·         упражнять в написании безударных личных о...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения"

Конспект (с презентацией)  урока русского языка в 4 классе по теме " Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения". Название урока: "Добро и зло"...

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний глаголов"

Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи:Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;Развивающие: спо...

Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...

конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"

На уроке применяются современные педтехнологии: технология дифференцированного обучения, групповая технология и технология проблемного обучения....