Урок русского языка во 2 классе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Соликова Татьяна Николаевна

Урок русского языка во втором классе по теме "Что такое имя существительное". Программа Л.В. Занкова.  На уроке русского языка происходит формирование грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных (названия людей, вещей, событий и т. д.). Тип урока: знакомство с новой темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе.


ТЕМА:

ЧТО ТАКОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?

Цели: формирование грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных (названия людей, вещей, событий и т. д.). Тип урока: знакомство с новой темой.

Формируемые УУД:

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

- подтверждать аргументы фактами;

- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

Ход урока

I.Организация детей к уроку.

Все подравнялись, приготовились к уроку. А теперь тихонечко садитесь.

II. Актуализация знаний.

1.Работа с фразеологизмами.

-Обратите внимание на сочетания слов. Что это? (фразеологизмы)

 -С какой целью мы с ними знакомимся?(чтоб речь наша была более выразительной, красивой, культурной)

-Какой   фразеологизм нам  подойдёт для урока ?

Засучив рукава, за тридевять земель, с лёгким сердцем,  жить своим умом, не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица, сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

2.  Психологический настрой к уроку.

1          2          3          4          5          6          7          8          9          10

- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать.

III. Минутка чистописания.

1. Запись на доске:

большой – маленький

война – ? (мир)

глубокий – ? (мелкий)

старый – ? (молодой)

гладить – ? (мять)

твердый – ? (мягкий)

сухой – ? (мокрый)

– Если вы правильно сформулируете и выполните задание к записи, то узнаете, какую букву мы будем писать сегодня.

З а д а  н и е: подобрать к словам антонимы. Они все начинаются на букву М. Значит, сегодня будем писать букву М.

2. Определите порядок следования букв в этом ряду:

мло     омл     лом …

– Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

Оцените свою работу в баллах.

IV. Словарно-орфографическая работа.

– Рассмотрите данный шифр:

1

2

3

4

5

6

7

8

1

а

м

н

о

р

к

в

у

2

с

г

д

я

л

ч

ц

т

и ключ к нему: 2–1, 1–4, 2–5, 1–4, 1–2, 1–1.

– Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

– Какое слово зашифровано? (Солома.)

– Что такое солома? (Это стебли пшеницы, ржи и других злаковых растений, которые остаются после обмолота.)

– Запишите это слово. На правописание какой буквы следует обратить внимание? (На правописание непроверяемой безударной гласной о. Ее надо запомнить.)

– Что можете сказать о слове солома? (Отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.)

– Какой частью речи является это слово? (Существительным.)

– Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему нашего урока.

  V. Работа над темой.

– Что же такое имя существительное? (Это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что?.)

– Что обозначают имена существительные? Выяснить это нам поможет игра в группы слов.

– Я буду называть группы слов, а вы постарайтесь заменить их одним словом.

Кто из вас играть готов?

Пес, корова, кошка?                        (Животные.)

Кукла, мячик и гармошка?                  (Игрушки.)

Лук, редиска, огурцы?                         (Овощи.)

Молоток, топор, щипцы?                        (Инструменты.)

Платье, юбка и рубашка?                        (Одежда.)

Бак, стакан, кастрюля, чашка?                  (Посуда.)

Василек, ромашка, роза?                        (Цветы.)

Ветер, дождик и морозы?                         (Явления природы.)

Подбери еще названья

Овощей, одежды, тканей,

Фруктов, мебели, цветов,

Улиц, речек, городов.

(Первая часть игры проводится устно, вторая – письменно)  

– Что же такое имя существительное? Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопросы кто?, что?, называются именами существительными.

– Сравните свой вывод с правилом в учебнике на с. 112.

– Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе слово – имя существительное. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, растений, явлений природы, события – все названо, все имеет свое имя, и все это имена существительные.

 Работа с текстом.

- Давайте проведём эксперимент (опыт). Вычеркните имена существительные в тексте.

Родное.

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка,
И лесок,
В поле-каждый колосок,
Речка,
Небо надо мною -
Это всё моё, родное
.

-Что осталось? Понятен ли смысл?

                                                 Физминутка

– Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, а если другие части речи – поднимаете руки вверх и потягиваетесь.

Слова: мышка, синий, дерево, играть, праздник, Дюймовочка и др.

VI Наблюдение над многозначностью имен существительных.

– Какой смысл имеет существительное «урок» в следующих стихотворениях?

Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала.

За уроки не садилась

И обедать не могла. (Домашнее задание.)

                        С. Михалков

Он (первоклассник) проснулся ночью темной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался. (Учебный час.)

                        А. Барто

– Что можете сказать о слове «урок»? (Оно многозначное.)

– Приведите примеры таких существительных.

VI. Наблюдение над ролью имен существительных в предложении. Составление из слов предложения.

З а п и с ь   н а   д о с к е:

К, звери, зиме, готовятся.

– Какое задание можно предложить? (Записать предложение.)

– Разберите предложение по членам. Найдите существительные. Какими членами в предложении могут быть имена существительные?

– Об этом мы еще будем говорить в дальнейшем.

Оцените свою работу в баллах.

VII. Итог урока.ексия.

- Итак, достигли ли мы целей урока? Задайте себе вопросы: понял ли я, что такое  имя существительное?

 – Какими членами в предложении могут быть существительные?

 - Что обозначают имена существительные?

– Какими членами в предложении могут быть существительные?

-Покажите на  «Линейках оценок» своё количество баллов.

 -Выполните небольшой тест.  

-Подумайте, как бы вы продолжили эти предложения?

 

                                                        ТЕСТ.

Ф.И. ученика _________________________________________________.

1. Чаще всего в речи употребляются имена _________________________.

2. Луна, трель, ночь, подруга – это ________________________________.

3. Имя существительное обозначает _______________________________.

4. Имя существительное отвечает на вопросы _______________________.

5. Имя существительное – это ___________________________часть речи.

- На протяжении всего урока мы трудились, не покладая рук, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.

Домашнее задание: упражнение 206, с. 111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...