"Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок соответствует стандартам начального общего образования. Технологии обучения: личностно- ориентированные, игровая, здоровьесберегающая, продуктивного обучения. ИКТ, активизирующие учебно – познавательную деятельность ребёнка, поддерживающие интерес учащихся к изучаемой теме на протяжении всего урока. Формирование навыка грамотного письма строится в логической последовательности сюжета урока. На уроке осуществляется рефлексивная деятельность, что способствует формированию личностного смысла учения. Материал урока носит научный характер, вместе с тем является доступным для младших школьников.
На уроке сочетаются различные виды деятельности: фронтальный опрос, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в парах. Формируется готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, выслушивать мнения других. Выполняемая на уроке работа контролируется по средствам самопроверки, взаимопроверки. Творческая работа с текстом является условием реализации творческого потенциала учащихся в рамке предметно – продуктивной деятельности.
Цель урока: Актуализация знания детей о написании гласных после шипящих, формирование грамотного письма.
Задачи:
Обобщение и повторение темы, изученной в первом классе, формирования навыков письма слов на данную орфограмму и самоконтроля;
Развитие познавательных, коммуникативных, информационных компетенций учащихся через изучение данной темы;
Развитие внимания, зрительной памяти, фонематического слуха, орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся, логического мышления;
Развитие интереса к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_pravopisanie_sochetaniy_zhi_-_shi._5.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Правописание сочетаний жи- ши» (2 «В» класс).
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобиться сегодня для работы.
2. Актуализация знаний.
- Назовите буквы: ж, ш, ц, в. (слайд)
- Какая буква лишняя? (Лишняя буква ц – обозначает непарный согласный звук, а буквы ж, ш, в – парные согласные. Лишняя буква в, так как ж. ш, ц всегда твёрдые).
- Что вы можете сказать о буквах ж и ш? (Они обозначают шипящие звуки).
- Есть ли в руссом языке ещё буквы, которые обозначают шипящие звуки?
(Подсказка. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.)
-Верно. Буквы, обозначающие шипящие звуки – ж, ш, щ, ч. (слайд)
- На какие две группы мы можем разделить эти буквы. (На буквы, обозначающие твёрдые звуки – ж, ш, и мягкие – ч, щ). (слайд)
- Как вы думаете, для чего мы вспомнили сегодня шипящие, есть ли в русском языке орфограмма, связанная с этими буквами. (написание букв, обозначающих гласные звуки после шипящих.). (слайд)
- Новая это для нас тема?
- Зачем мы сегодня обращаемся к этой теме?
- Цель нашего урока – повторить правило, совершенствовать свои умения в написании слов с этой орфограммой.
- Давайте вспомним правило. (слайд)
ЖИ – ШИ пиши с буквой и.
ЧА – ЩА пиши с буквой а,
ЧУ – ЩУ пиши с буквой у.
- Сегодня на уроке мы совершенствуем своё умение в правописаниях жи – ши.
3. Словарная работа. (слайд)
ш … шка
яз …к
друж … ть
карандаш …
- Прочитайте слова.
- В каких словах есть буквсочетания на наше правило?
- а какое слово нам не подходит.
- Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение. Поделите на слоги.
- Подчеркните букву безударного гласного звука
- можно ли проверит написаниё этой буквы
- Что это за слово? (Словарное, его правописание нужно запомнить)
- Я вам прочту предложения, а вы определите в них значения слова язык.
- Язык не лопатка, знает, что сладко. (Язык – орган вкуса).
- Он хорошо знал много иностранных языков. (Язык – средство общения в человеческом обществе).
- Язык ударял о стенку колокола. (Металлический стержень, который производит звон).
- Разведчики взяли языка. (Пленный, от которого можно узнать точные сведения.)
- Какой вывод можно сделать? ( Слово язык – многозначное.)
Существует очень много фразеологизмов со словом язык. (слайд)
- Найдите значение каждого фразеологизма.
Язык без костей. внезапно потерял способность говорить
Язык отнялся. перестать говорить, замолчать
Язык хорошо подвешен. чрезмерно болтлив
Проглотить язык. умеет хорошо говорить
- Запишите в тетрадь любой фразеологизм, который вас заинтересовал. А рядом в с скобочках его значение.
4. Работа по теме урока.
а)
- Чтобы нам было веселее и интереснее работать на уроке, мы отправимся в путешествие. (слайд)
- Что вы видите? (схему, слоги).
- Какое задание можете предложить?
- Попробуйте составить слова и вы узнаете, кого мы возьмём с собой в дорогу.
Мыши, жираф, ужи, стрижи, чижи, моржи, ежи.
- Запишите эти слова в тетрадь.
- Подчеркните орфограмму
- Какие слова нельзя разделить для переноса.
- Какое слова здесь лишние. (ежи – звуков больше, чем букв; жираф – ед. число)
Среди сегодняшних пассажиров есть 3 известных путешественника – зоолога, которые много знают о жирафах и готовы нам рассказать.
Это интересно.
Жираф был назван "camelopardalis" ("camel" - верблюд, "pardis" - леопард), поскольку он напоминает верблюда (в его манере передвижения) и леопарда (из-за его пятнистого окраса).
Подобно отпечаткам пальца окрас каждого жирафа также является уникальным.
Жираф является самым высоким животным на земле, имея средний рост в пять метров.
________________________________________________________________________________________________
Жираф также имеет самый длинный из всех млекопитающих язык (54 см).
Поскольку сердце жирафа качает кровь приблизительно на 3 метра вверх по шеи, чтобы достичь мозга, жираф имеет самое большое сердце из всех животных.
Шея жирафа имеет только семь позвонков - то же самое количество, что и шея человека.
________________________________________________________________________________________________
Хотя жирафы иногда спят лежа, большее количество времени они находятся в вертикальном положении и спят стоя, иногда помещая голову между двумя ветками, чтобы не упасть.
Ошибочно мнение, что жирафы не издают никаких звуков. Они могут реветь или мычать в опасных ситуациях.
Новорожденный жирафенок, который может стоять на ногах уже приблизительно через час после рождения, имеет рост в 1,5 метра и весит около 100 кг.
________________________________________________________________________________________________
Прилагательное + предложение (по времени).
б)
(слайд)
- Проезжаем рощу. (Письмо по памяти. Взаимопроверка.)
- Прочитайте, что мы видим? Сколько здесь предложений. Почему кота называют лежебокой? Прочитайте текст орфографически. Запомните. как пишутся слова.
Письмо по памяти. Взаимопроверка. Рефлексия с кружочками.
Пчела жужжит. Змея шипит.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Можно проверить на отметку 3-4 тетради.
Физкультминутка.
Пишем в слове и – прыжок, ы – хлопок.
Шишки, прыжок, рыба, сыр, душистый, малыши, ошибка, рысь, жизнь, квры.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
в)
(слайд)
- Продолжаем наше путешествие.
-В лесу есть волшебное место, где распускаются растения, в названии которых мы встречаем знакомое правило. Отгадайте загадки и запишите названия растений.
В хвойном лесу растёт паренёк,
В рыженькой шапке рыжий грибок. (рыжик).
Ягодка сидит на палочке в красной рубашечке,
Брюшко сыто, камешками набито. (шиповник).
Беленькие горошки на зелёной ножке. (ландыши)
г)
- Остановка «Речная». Погода испортилась. Давайте понаблюдаем пейзаж из окна. Что вы видите? Какие слова с нашей орфограммой мы можем записать в тетрадь. Запишите, подчеркните орфограмму. Назовите эти слова.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Игра «Соревнование телефонистов». (по времени)
Учитель говорит скороговорку для каждого ряда первому ученику в ряду. По сигналу эти дети передают скороговорку своему соседу и т. д. Последние в каждом ряду должны громко вслух сказать скороговорку. После этого вся команда находит слова на наше правило
Побеждает та команда, которая раньше завершит передачу, не исказит текст и найдёт все слова на правило.
1 ряд- Шапкой Миши шишки сшибли.
2 ряд – В живом уголке жили ежи и ужи.
3 ряд – Где живут ужи, не живут ежи.
Оценки за работу на уроке.
д)
(слайд)
Остановка в осеннем лесу.
- Давайте полюбуемся красотой осеннего леса. А теперь прочитаем текст. (работа на листочках).
Работа на оценку.
Красив осенний лес. На деревьях пожелтевшая листва. В воздухе кружатся разноцветные паутинки.
(слайд)
Измените каждое предложение текста таким образом, чтобы лес стал красив и в зимнее время. Заменяйте только подчёркнутые слова в тексте. Используйте слова для справок.
Подчеркните пройденную орфограмму.
Слова для справок: зимний, лежит искристый снег, пушистые снежинки.
7.Итог урока.
- Какую цель перед собой ставили?
- Все ли могут писать слова с сочетаниями жи ши без ошибок?
- Что было самым интересным на уроке?
- Повторим вместе правило!
(слайд)
В сочетаниях жи – ши
Только «и» всегда пиши.
(слайд)
8. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».
Урок по программе "Школа 2100", интегрированный, с применением деятельностного метода, коллективной и групповой формы работы. ...
Правописание сочетаний чк, чн, щн.2 класс
Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умения правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Учить заменять сочетание слов одним словом близким по смыслу.Про...
Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"
Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....
Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"
Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....
Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"
Данный конспект подходит для уроков русского языка во 2 классе...