Что такое корень слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Голева Лидия Михайловна

Цели: 
 научиться находить корень в слове;  формулировать собственную позицию и умение отстаивать своё мнение;
 подбирать и образовывать однокоренные слова;
 обогащение словарного запаса детей посредством изучения нового материала;

прививать бережное отношение к родному языку.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_russkiy_yazyk.docx15.67 КБ
Office presentation icon koren_slova.ppt2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Русский  язык
Тема: Что такое корень слова.
Цели: 
научиться находить корень в слове;  формулировать собственную позицию и умение отстаивать своё мнение;
подбирать и образовывать однокоренные слова;
обогащение словарного запаса детей посредством изучения нового материала;

прививать бережное отношение к родному языку.



Ход урока:
 


1. Орг. момент. 

Сообщение темы урока.
Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять».

2.Актуализация знаний:

Ответ на проблемный вопрос – родня ли гусеница гусёнку?

Докажите своё мнение, опираясь на лексическое значение слова.


3.  Самоопределение к деятельности.                                                                                                                      Мин. чистописания. 
На доске:

Вб, бв;

Дайте характеристику звуков б, в.

Проворонила ворона воронёнка.

Какие орфограммы знаете?

Назовите однокоренные слова.

 
4. Работа по теме урока. 

Сообщение цели урока.

Сказка. 
Жил-был много тысяч лет назад корень ЛЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» 
А корень им и говорит: 
- Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево. 
Посадили люди корень ЛЕТ, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом – второй, третий… Много ростков появилось от корня ЛЕТ. Все они на корень похожи, но и своё в в каждом есть. 
Вот какое дерево выросло. 
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них одна общая часть – ЛЕТ. И решили тогда люди общую часть родственных слов назвать корнем. И правильно решили: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова. 
- Что же такое корень? 
Корень – это общая часть родственных слов. 

а) групповая работа:
- Сегодня мы собираем семью слов с корнем – лёт-(групповая работа, полученные слова записать в тетрадь),

б) поэтическая страничка:

-Прочитайте стихотворение, выпишите однокоренные слова (индивидуальная работа);

в) работа по учебнику – вывод о корне слова  с.74.


5. Физкультминутка. 


Вывод: В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От неё «растут» другие слова. 


6. Закрепление. Работа  в парах

Расскажите, как нужно работать в паре, вспомним правила работы в паре. 

- Какой корень посадили здесь? (рыба, трава, корм, поле, сила)
Запишите, работая в паре, семью родственных слов с одним корнем из этих слов.
Проверка – назовите лишнее слово. 
А) Сделайте выводы: 
• Что такое корень? 
• Какова роль корня в слове? 
• Как выделить в слове корень? 
Б) Развитие речи: 
Игра «Составь предложение с однокоренными словами».

 

7. Рефлексия.
- Молодцы ребята,  а теперь представьте что вы отправляетесь в путешествие, а чтобы начать маршрут  вам нужно придумать однокоренные слова к словам ( грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник). 
- Какие выводы об окружающем мире можно сделать, если подумаете над лексическим значением этих слов.

8. Итог урока. 
Сегодня мы с вами познакомились с новой темой «Корень слова» и учились подбирать однокоренные слова. 
Теперь я знаю что: 
Корень это – 
В корне заключено – 

10. Задание на дом:с.74 правило, №132. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корень. Однокоренные слова. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»!

Слайд 2

Родня ли Гусеница Гусю? - Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша тётка-гусеница.

Слайд 3

21 октября. Классная работа. вб / бв / вб / бв / Проворонила ворона воронёнка.

Слайд 4

-ЛЁТ- по лёт лёт ный вы лет само лёт при лёт лёт чик пере лёт

Слайд 5

В слоновнике переполох: «Слоненок заболел, оглох!» Его зовет слониха, Но, видно, слишком тихо. И папа-слон ему трубит. А может быть слоненок спит? «Ну что с тобой, сынишка, Наш маленький слонишка?» Вдруг слоник потянулся, Как будто бы проснулся. Он просто замечтался Вот и не отзывался. (Е. Солдатова) в слоновнике, слоненок, слониха, слон, слонишка, слоник, слонята, слоновая

Слайд 6

По саване слон гулял, топ-топ, топ-топ Где слониха, слон не знал, топ-топ, топ-топ. А слониха у реки , буль-буль, буль-буль Мыла хобот и клыки , буль-буль, буль-буль .

Слайд 7

Уважайте мнение друг друга. Говорите по очереди. Не согласен – предлагай! Правило работы в паре.

Слайд 8

рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука, рыбачить; травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма; кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм; полянка, поле, полюшко, половник, полёвка; сила, могучий, сильный, силач, силёнки Проверяем!

Слайд 9

Пример: В лесу работает лесник. 1. Под осиной растут подосиновики. 2. Муравьи живут в муравейнике. В саду работает садовник. Под берёзой растут подберёзовики. Скворцы живут в скворечнике.

Слайд 10

Домашнее задание: стр. 74, 75 правило, упр.133.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ФГОС "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

Урок разрабртан с требованиями ФГОС. Урок по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России"....

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.

Урок русского языка  « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс

Формировть правильное представление о понятии корень слова....