Однозначные и многозначные слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Комина Ольга Ивановна

Урок русского языкво 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века". Разработан в соотвествии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_komina.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

по теме

«Однозначные и многозначные слова»

2 класс  

УМК «Начальная школа

 XXI века»

Комина Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 9»

г.Энгельса Саратовской области

Цель: создать условия для формирования нового знания.

Задачи:

  1. Познакомить детей с однозначными и многозначными словами, закреплять знания о прямом и переносном значении слов, учить сравнивать значение слова в словаре и тексте, учить пользоваться толковым словарем, обогащать словарный запас, раскрывая смысл фразеологических оборотов, учить употреблять их в речи.
  2. Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
  3. Сформировать первичное умение  применять в речи многозначные слова.
  4. Закрепить  умение использовать многозначные слова через выполнение заданий разных видов.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь «Пишем грамотно», презентация, фонограмма песни «Точка, точка, запятая»,толковый словарь, карточки с многозначными словами.

Ход урока.

I Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Оргмомент.

Слайд 1,  2.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

(после фонограммы песни на интерактивной доске появляется рисунок человечка).

Слайд 3.

-Рисуя нашего человечка, мы употребляли слова: ручки, ножки...(далее учитель показывает указкой, а дети хором продолжают: носик, головка, ушко, глазок и т.д)

Слайд 4.

-Прочитайте эти слова: человечек, язычок, головка, ушко, ножка, глазок, ручка, носик.

II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Какое слово лишнее? (человечек – обозначает целое, а не части тела, имеет одно значение)

-Назовите слова, в которых все согласные звуки твердые. (глазок, ножка, ушко, головка)

-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему?(язычок)

Слайд 5.

-Минутка чистописания: искомая буква обозначает в одном из слов два звука.

-Какая буква похожа на букву я по написанию? (л)

-Назовите общий элемент строчных букв (короткая прямая линия с закруглением вправо и влево)

-Чем они различаются? (овал)

-Напишите строчку соединений букв я и л  чередуя их (контроль одинаковой высоты строчных букв, соединение нижнее).

Слайд 6

Словарная работа

-Чем особенно слово язык? (словарное, имеет несколько значений)

-Кто испытывает затруднение в оценке верности данного утверждения? В чем оно заключается? -Молодцы, вы смогли зафиксировать своё затруднение. Что вам теперь надо сделать? ( подумать и найти причину затруднения).

Слайд 7.

-Прочитайте пословицы и предложения и объясните значения слова язык:

1.Не спеши языком, торопись делом. (орган речи, вкуса)

2.Правый угол занимала огромная русская печь, пылавшая красными языками жаркого пламени. (языки пламени)

3.Без языка и колокол нем. (железный кистень, привешиваемый внутри колокола для звона)

4.Разведчики добыли языка. (пленный, от которого выведывают сведения о положении неприятеля)

5.Всяк язык Бога хвалит. (совокупность слов народа для передачи своих мыслей)

6.Незнайка торопился к Стекляшкину и забыл поправить язычок ботинка. (язычок ботинка)

Слайд 8.

-Подберите подходящий по смыслу фразеологизм:

1)очень болтливый человек (язык без костей)

2)внезапно  замолчать (язык прикусить)

3) хорошо умеет говорить (язык подвешен)

4)вкусно (язык проглотишь)

5) потерял способность говорить (язык отнялся)

-Запишите любой фразеологизм со словом язык, укажите части речи.

III Постановка учебной задачи.

Работа по учебнику. (с.26)

Рубрика «Давайте подумаем» (проблемная ситуация):

Слайд 9.

 А.Барто «Разговор с дочкой».(текст читает учитель)

«Мне не хватает теплоты», -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мерзнешь ты

И в летние денечки?»

«Ты не поймешь, еще мала», -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!»-

И тащит одеяло.

-Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?

-Какое значение в этом тексте имеет слово теплота?

-Найди в толковом словарике то значение слова теплота, в котором оно употреблено в тексте.

-Предположите, о чем пойдет речь на уроке (о словах, имеющих несколько значений)

-Уверены ли вы в том, что знаете все о таких словах?  

-Для чего нужно уметь определять значение слов?

- Вы готовы к изучению следующей темы?

 - Каким способом вы будете изучать новую тему?

         1)сначала надо понять, что мы не знаем;

          2)затем самим построить новый способ действия.

 -Как определить, что вы не знаете?

  1. надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;
  2. выполнить пробные действия;
  3. определить своё затруднение;
  4. подумать и найти причину затруднения.

-Итак, мы  продолжим  изучение значения слов, сделаем небольшое открытие о слове.

- Какую цель вы перед собой поставите? (научиться определять значения слов)

- Сформулируйте тему нашего урока? (многозначные слова).

(учитель фиксирует на доске тему урока.)

Слайд 10.

IV Построение проекта выхода из затруднения.

- Вспомните, как вы работали  на предыдущих уроках и составьте план своих действий:

  1. Работа с моделями слов.
  2. Запись слов по группам.
  3. Составление эталона.
  4. Формулировка правила.

-Какие гипотезы вы можете выдвинуть?

-Какая из них приведет к положительному результату?

Слайд 11.

-Где можно узнать значение незнакомых слов? (в словаре)

Слайд 12.

Физминутка.

Слайд 13.

Работа в парах: составьте словосочетания, употребив эти слова в переносном значении, обсудите с товарищем по парте и запишите:

1 ряд – носик, ушко

2 ряд –головка, ножка

3 ряд-глазок, ручка

-Проверка (дети читают словосочетания, а учитель показывает на слайде соответствующую картинку: носик чайника, носик ботинка; головка чеснока, лука, цветка, сыра; ушко игольное, у ведра, цветок –медвежье ушко, у деревянного тазика ушко (ушат); ножка стола, стула; глазок дверной, картофельный; ручка шариковая, у двери, у чайника, чашки)

-Какой вывод можно сделать о проделанной нами работе? (слова имеют несколько значений и употребляются в прямом и переносном смысле)

-Прочитайте правило в рубрике «Тайны  языка»  и сравните свои выводы с имеющимися в учебнике

V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Слайд 14.

Работа по учебнику.

-Упр.1: используя рисунки, объясни все значения слов корень, кисть.

-Почему у слов появляется несколько значений (сходство по функции, форме)

-Как называются слова, имеющие одно или несколько значений?

-В каком значении употреблены  слова: человечек, ножка и т.д. (в прямом)

-Упр. 2: объясни значение слова кисть в каждом предложении. Можно ли сказать, что у слова кисть несколько значений? Поясни ответ.

На день рождения сестра подарила мне альбом и новую кисть. На картине кисть винограда была как настоящая.

-Догадайся, почему названы одним и тем же словом: 1) часть дерева, зуба, слова; 2) часть руки, ягодного растения, инструмент маляра или художника. (похожи по форме и назначению)

-Придумай и запиши  предложения со словом корень. Подсказкой будут рисунки. Выделите орфограммы.

-Напомните, с какими частями речи мы работали? ( сущ.)

Вывод: имена сущ. имеют несколько значений. Слайд  15

VI Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Игра «Подбери пару» (комплект  с сиреневой полосой раздается детям, с розовой – остается у учителя; учитель показывает и называет изображенный предмет и спрашивает,  у кого есть предмет с таким же названием; играющий, получив парную картинку, к обоим предметам с одинаковым названием подбирает поясняющие слова: бабочка- насекомое, галстук)

- Как вы думаете, слова других частей речи могут иметь несколько значений? (могут)

-Я предлагаю вам провести исследование. Попробуем представить, каким вырастет наш человечек. Когда он станет большим, мы не будем называть его словом с уменьшительно – ласкательным значением. Какое существительное мы употребим? (человек)

Слайд 16.

человек    добрый

                 травяной

                 золотой

                 сильный

                 здоровый

                 деревянный

                 умный

-Подберите из правого столбика имена прилагательные, которые подойдут для составления словосочетаний со словом человек, и запишите в тетрадь.

-Какие прил. вы выбрали?(добрый, сильный, здоровый, умный, золотой)

-Какое прилагательное употреблено в переносном значении?

-Разъясните значение слова золотой, пользуясь толковым словариком.

-Объясните значение словосочетания золотой человек ( золотое сердце, золотой характер)

-Какие словосочетания со словом золотой вы знаете? (золотые руки, золотые листья, золотой ключик, золотое кольцо, золотой голос)

-В каких значениях употреблено слово золотой в этих выражениях?

-Разберите имена прилагательные по составу. Взаимопроверка.

-Напомните, к какой части речи относится слово золотой (прил.)

-Какой вывод можем сделать? (прил. тоже могут иметь несколько значений)

 Слайд 17.

-Исследуем, могут ли глаголы быть многозначными.

Слайд 18.

-Прочитайте стихотворение.

В.Орлов «Часы».

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат».

Говорят: «Часы идут,

Но немножко отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы стоят на месте!

-Какое это стихотворение по настроению? (юмористическое, шуточное)

-Найдите и выпишите слова, употребленные в переносном значении (стоят, спешат, идут, отстают)

-Объясните значение слова идут (быть в действии)

Слайд 19.

-В словаре Ожегова дано 26 значений слова идут.

-Какой частью речи являются эти слова?

-Сделайте вывод (глаголы могут быть многозначными и иметь несколько значений)

Слайд 20.

Игра «Подбери пару» (у детей карточки с зеленой полосой, у учителя с желтой; учитель показывает и называет изображенное действие и спрашивает,  у кого есть карточка с таким же действием,  если парная картинка подобрана правильно, то ученик составляет 2 предложения по обеим сюжетным линиям)

-Найдите в толковом словарике еще несколько многозначных слов.

Слайд 21.

VII Включение в систему знаний и повторение (работа в малых группах)

-Наш язык богат  и могуч. В русской речи используются выражения, в которых слова употребляются в переносном значении. Такие выражения называются фразеологическими оборотами.

-Предлагаю выбрать и записать из группы фразеологических оборотов те, которые помогут охарактеризовать человека с положительной стороны:

Слайд 16.

1 группа- общий язык, язык без костей;

2 группа- золотые руки, рукой подать;

3 группа – говорить в глаза, хоть глаз выколи;

4 группа-человек с головой, потерять голову;

5 группа- держать ухо востро, развесить уши;

6 группа- падать с ног, идти в ногу.

Проверка.

-Я предлагаю вам выбрать любой фразеологизм и закончить им предложение о том, что вы на сегодняшний день цените в своем друге больше всего.

(на доске: Я хочу иметь такого друга, чтобы...)Слайд 22.

VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Каким фразеологизмом вы закончили фразу? (подсчитывается количество уч-ся, выбравших данный фразеологизм, и число записывается около данной карточки)

-Вот теперь наглядно видно, что вы цените в своих друзьях: если у вашего друга золотые руки, он умеет находить с вами общий язык, говорит правду в глаза. А если вы цените это в своих друзьях, значит, и в себе вы тоже это воспитываете.

- Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?

- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?

- Какую цель перед собой поставили?

 - Каким способом действовали для достижения цели?

- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

-Какие слова называются многозначными и однозначными?

- Где можно выяснить значение непонятных тебе слов?

-Какие словари вы знаете? (показ слайдов)

-Для чего вам пригодятся знания с сегодняшнего урока? (выразит., образная речь)

--Сегодня на уроке: слайд 23.

я узнал...

я понял...

мне было интересно...

мне было трудно...

Слайд 24.

-Оцените собственную деятельность на уроке: (поднимите квадратик нужного цвета)

желтый- выполнял быстро, самостоятельно;

синий- выполнял быстро, но допускал ошибки;

зеленый- медленно, но без ошибок;

красный- ничего не понял.

-Д/з Слайд 25.

(дифференцированное - по уровню трудности и объему) Т.П.О. ч.2 урок 95 упр.3 (подчеркните выражения, употребленные в переносном смысле, доп. задание – придумать  несколько словосочетаний с многозначными словами)

Слайд 26 «Спасибо за урок»

Слайд 27  «Используемая литература»:

1.Поурочные разработки по русскому языку к учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой, Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой , 2 класс / С.В.Иванова, М.И.Кузнецовой, «Вентана – Граф», М. -2008.

2.Рабочая тетрадь «Пишем грамотно», 2 класс, М.И.Кузнецова, «Вентана – Граф», М.-2008.

3. «Оценка знаний по русскому языку» В.Ю.Романова, Л.В.Петленко, «Вентана – Граф»,

М.-2008.

4. «Конкурс грамотеев» Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин, «Просвещение», М.-1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...

Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс

Цели деятельности:  формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...

Тестовые задания по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»

Тест "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова" позволяет проверить знания у учащихся с нарушениями письменной речи,  по данной теме...

Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...