Однозначные и многозначные слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языкво 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века". Разработан в соотвествии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_komina.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
по теме
«Однозначные и многозначные слова»
2 класс
УМК «Начальная школа
XXI века»
Комина Ольга Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»
г.Энгельса Саратовской области
Цель: создать условия для формирования нового знания.
Задачи:
- Познакомить детей с однозначными и многозначными словами, закреплять знания о прямом и переносном значении слов, учить сравнивать значение слова в словаре и тексте, учить пользоваться толковым словарем, обогащать словарный запас, раскрывая смысл фразеологических оборотов, учить употреблять их в речи.
- Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
- Сформировать первичное умение применять в речи многозначные слова.
- Закрепить умение использовать многозначные слова через выполнение заданий разных видов.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь «Пишем грамотно», презентация, фонограмма песни «Точка, точка, запятая»,толковый словарь, карточки с многозначными словами.
Ход урока.
I Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Оргмомент.
Слайд 1, 2.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
(после фонограммы песни на интерактивной доске появляется рисунок человечка).
Слайд 3.
-Рисуя нашего человечка, мы употребляли слова: ручки, ножки...(далее учитель показывает указкой, а дети хором продолжают: носик, головка, ушко, глазок и т.д)
Слайд 4.
-Прочитайте эти слова: человечек, язычок, головка, ушко, ножка, глазок, ручка, носик.
II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
-Какое слово лишнее? (человечек – обозначает целое, а не части тела, имеет одно значение)
-Назовите слова, в которых все согласные звуки твердые. (глазок, ножка, ушко, головка)
-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему?(язычок)
Слайд 5.
-Минутка чистописания: искомая буква обозначает в одном из слов два звука.
-Какая буква похожа на букву я по написанию? (л)
-Назовите общий элемент строчных букв (короткая прямая линия с закруглением вправо и влево)
-Чем они различаются? (овал)
-Напишите строчку соединений букв я и л чередуя их (контроль одинаковой высоты строчных букв, соединение нижнее).
Слайд 6
Словарная работа
-Чем особенно слово язык? (словарное, имеет несколько значений)
-Кто испытывает затруднение в оценке верности данного утверждения? В чем оно заключается? -Молодцы, вы смогли зафиксировать своё затруднение. Что вам теперь надо сделать? ( подумать и найти причину затруднения).
Слайд 7.
-Прочитайте пословицы и предложения и объясните значения слова язык:
1.Не спеши языком, торопись делом. (орган речи, вкуса)
2.Правый угол занимала огромная русская печь, пылавшая красными языками жаркого пламени. (языки пламени)
3.Без языка и колокол нем. (железный кистень, привешиваемый внутри колокола для звона)
4.Разведчики добыли языка. (пленный, от которого выведывают сведения о положении неприятеля)
5.Всяк язык Бога хвалит. (совокупность слов народа для передачи своих мыслей)
6.Незнайка торопился к Стекляшкину и забыл поправить язычок ботинка. (язычок ботинка)
Слайд 8.
-Подберите подходящий по смыслу фразеологизм:
1)очень болтливый человек (язык без костей)
2)внезапно замолчать (язык прикусить)
3) хорошо умеет говорить (язык подвешен)
4)вкусно (язык проглотишь)
5) потерял способность говорить (язык отнялся)
-Запишите любой фразеологизм со словом язык, укажите части речи.
III Постановка учебной задачи.
Работа по учебнику. (с.26)
Рубрика «Давайте подумаем» (проблемная ситуация):
Слайд 9.
А.Барто «Разговор с дочкой».(текст читает учитель)
«Мне не хватает теплоты», -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: «Мерзнешь ты
И в летние денечки?»
«Ты не поймешь, еще мала», -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!»-
И тащит одеяло.
-Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?
-Какое значение в этом тексте имеет слово теплота?
-Найди в толковом словарике то значение слова теплота, в котором оно употреблено в тексте.
-Предположите, о чем пойдет речь на уроке (о словах, имеющих несколько значений)
-Уверены ли вы в том, что знаете все о таких словах?
-Для чего нужно уметь определять значение слов?
- Вы готовы к изучению следующей темы?
- Каким способом вы будете изучать новую тему?
1)сначала надо понять, что мы не знаем;
2)затем самим построить новый способ действия.
-Как определить, что вы не знаете?
- надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;
- выполнить пробные действия;
- определить своё затруднение;
- подумать и найти причину затруднения.
-Итак, мы продолжим изучение значения слов, сделаем небольшое открытие о слове.
- Какую цель вы перед собой поставите? (научиться определять значения слов)
- Сформулируйте тему нашего урока? (многозначные слова).
(учитель фиксирует на доске тему урока.)
Слайд 10.
IV Построение проекта выхода из затруднения.
- Вспомните, как вы работали на предыдущих уроках и составьте план своих действий:
- Работа с моделями слов.
- Запись слов по группам.
- Составление эталона.
- Формулировка правила.
-Какие гипотезы вы можете выдвинуть?
-Какая из них приведет к положительному результату?
Слайд 11.
-Где можно узнать значение незнакомых слов? (в словаре)
Слайд 12.
Физминутка.
Слайд 13.
Работа в парах: составьте словосочетания, употребив эти слова в переносном значении, обсудите с товарищем по парте и запишите:
1 ряд – носик, ушко
2 ряд –головка, ножка
3 ряд-глазок, ручка
-Проверка (дети читают словосочетания, а учитель показывает на слайде соответствующую картинку: носик чайника, носик ботинка; головка чеснока, лука, цветка, сыра; ушко игольное, у ведра, цветок –медвежье ушко, у деревянного тазика ушко (ушат); ножка стола, стула; глазок дверной, картофельный; ручка шариковая, у двери, у чайника, чашки)
-Какой вывод можно сделать о проделанной нами работе? (слова имеют несколько значений и употребляются в прямом и переносном смысле)
-Прочитайте правило в рубрике «Тайны языка» и сравните свои выводы с имеющимися в учебнике
V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Слайд 14.
Работа по учебнику.
-Упр.1: используя рисунки, объясни все значения слов корень, кисть.
-Почему у слов появляется несколько значений (сходство по функции, форме)
-Как называются слова, имеющие одно или несколько значений?
-В каком значении употреблены слова: человечек, ножка и т.д. (в прямом)
-Упр. 2: объясни значение слова кисть в каждом предложении. Можно ли сказать, что у слова кисть несколько значений? Поясни ответ.
На день рождения сестра подарила мне альбом и новую кисть. На картине кисть винограда была как настоящая.
-Догадайся, почему названы одним и тем же словом: 1) часть дерева, зуба, слова; 2) часть руки, ягодного растения, инструмент маляра или художника. (похожи по форме и назначению)
-Придумай и запиши предложения со словом корень. Подсказкой будут рисунки. Выделите орфограммы.
-Напомните, с какими частями речи мы работали? ( сущ.)
Вывод: имена сущ. имеют несколько значений. Слайд 15
VI Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Игра «Подбери пару» (комплект с сиреневой полосой раздается детям, с розовой – остается у учителя; учитель показывает и называет изображенный предмет и спрашивает, у кого есть предмет с таким же названием; играющий, получив парную картинку, к обоим предметам с одинаковым названием подбирает поясняющие слова: бабочка- насекомое, галстук)
- Как вы думаете, слова других частей речи могут иметь несколько значений? (могут)
-Я предлагаю вам провести исследование. Попробуем представить, каким вырастет наш человечек. Когда он станет большим, мы не будем называть его словом с уменьшительно – ласкательным значением. Какое существительное мы употребим? (человек)
Слайд 16.
человек добрый
травяной
золотой
сильный
здоровый
деревянный
умный
-Подберите из правого столбика имена прилагательные, которые подойдут для составления словосочетаний со словом человек, и запишите в тетрадь.
-Какие прил. вы выбрали?(добрый, сильный, здоровый, умный, золотой)
-Какое прилагательное употреблено в переносном значении?
-Разъясните значение слова золотой, пользуясь толковым словариком.
-Объясните значение словосочетания золотой человек ( золотое сердце, золотой характер)
-Какие словосочетания со словом золотой вы знаете? (золотые руки, золотые листья, золотой ключик, золотое кольцо, золотой голос)
-В каких значениях употреблено слово золотой в этих выражениях?
-Разберите имена прилагательные по составу. Взаимопроверка.
-Напомните, к какой части речи относится слово золотой (прил.)
-Какой вывод можем сделать? (прил. тоже могут иметь несколько значений)
Слайд 17.
-Исследуем, могут ли глаголы быть многозначными.
Слайд 18.
-Прочитайте стихотворение.
В.Орлов «Часы».
Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат».
Говорят: «Часы идут,
Но немножко отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы стоят на месте!
-Какое это стихотворение по настроению? (юмористическое, шуточное)
-Найдите и выпишите слова, употребленные в переносном значении (стоят, спешат, идут, отстают)
-Объясните значение слова идут (быть в действии)
Слайд 19.
-В словаре Ожегова дано 26 значений слова идут.
-Какой частью речи являются эти слова?
-Сделайте вывод (глаголы могут быть многозначными и иметь несколько значений)
Слайд 20.
Игра «Подбери пару» (у детей карточки с зеленой полосой, у учителя с желтой; учитель показывает и называет изображенное действие и спрашивает, у кого есть карточка с таким же действием, если парная картинка подобрана правильно, то ученик составляет 2 предложения по обеим сюжетным линиям)
-Найдите в толковом словарике еще несколько многозначных слов.
Слайд 21.
VII Включение в систему знаний и повторение (работа в малых группах)
-Наш язык богат и могуч. В русской речи используются выражения, в которых слова употребляются в переносном значении. Такие выражения называются фразеологическими оборотами.
-Предлагаю выбрать и записать из группы фразеологических оборотов те, которые помогут охарактеризовать человека с положительной стороны:
Слайд 16.
1 группа- общий язык, язык без костей;
2 группа- золотые руки, рукой подать;
3 группа – говорить в глаза, хоть глаз выколи;
4 группа-человек с головой, потерять голову;
5 группа- держать ухо востро, развесить уши;
6 группа- падать с ног, идти в ногу.
Проверка.
-Я предлагаю вам выбрать любой фразеологизм и закончить им предложение о том, что вы на сегодняшний день цените в своем друге больше всего.
(на доске: Я хочу иметь такого друга, чтобы...)Слайд 22.
VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Каким фразеологизмом вы закончили фразу? (подсчитывается количество уч-ся, выбравших данный фразеологизм, и число записывается около данной карточки)
-Вот теперь наглядно видно, что вы цените в своих друзьях: если у вашего друга золотые руки, он умеет находить с вами общий язык, говорит правду в глаза. А если вы цените это в своих друзьях, значит, и в себе вы тоже это воспитываете.
- Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?
- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?
- Какую цель перед собой поставили?
- Каким способом действовали для достижения цели?
- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
-Какие слова называются многозначными и однозначными?
- Где можно выяснить значение непонятных тебе слов?
-Какие словари вы знаете? (показ слайдов)
-Для чего вам пригодятся знания с сегодняшнего урока? (выразит., образная речь)
--Сегодня на уроке: слайд 23.
я узнал...
я понял...
мне было интересно...
мне было трудно...
Слайд 24.
-Оцените собственную деятельность на уроке: (поднимите квадратик нужного цвета)
желтый- выполнял быстро, самостоятельно;
синий- выполнял быстро, но допускал ошибки;
зеленый- медленно, но без ошибок;
красный- ничего не понял.
-Д/з Слайд 25.
(дифференцированное - по уровню трудности и объему) Т.П.О. ч.2 урок 95 упр.3 (подчеркните выражения, употребленные в переносном смысле, доп. задание – придумать несколько словосочетаний с многозначными словами)
Слайд 26 «Спасибо за урок»
Слайд 27 «Используемая литература»:
1.Поурочные разработки по русскому языку к учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой, Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой , 2 класс / С.В.Иванова, М.И.Кузнецовой, «Вентана – Граф», М. -2008.
2.Рабочая тетрадь «Пишем грамотно», 2 класс, М.И.Кузнецова, «Вентана – Граф», М.-2008.
3. «Оценка знаний по русскому языку» В.Ю.Романова, Л.В.Петленко, «Вентана – Граф»,
М.-2008.
4. «Конкурс грамотеев» Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин, «Просвещение», М.-1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. БЛИЗКИЕ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА
технологическая карта урока русский язык 1 класс....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс
Цели деятельности: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...
Тестовые задания по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»
Тест "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова" позволяет проверить знания у учащихся с нарушениями письменной речи, по данной теме...
Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...