рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа по русскому  языку  для  4 класса УМК "Школа-2100" по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4kl.doc387.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.

1.1 Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по русскому языку, утвержденного  приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089.
  2. Законом Российской Федерации  «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  3. Учебного плана МБОУ «СОШ №1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска  на 2014 – 2015 уч.год.
  4. Примерной и авторской программы для четырехлетней начальной школы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

Цели и задачи курса

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

  • формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки  о языке (познавательная цель);
  • формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;
  3. формирование чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться языковым богатством, совершенствовать свою речь;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, грамматические, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

1.2 Место предмета в учебном плане.

На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится:

– 136  часов в учебный год (4 часа в неделю);

в том числе:

      - на написание тематических контрольных диктантов –  5   ч;

      - написание проверочных диктантов –    4  ч;

- написание словарных диктантов –         3  ч;

- проведение контрольных списываний –   2 ч;

- написание проверочных работ –    7  ч;

- написание свободных диктантов –    1   ч;

- написание сочинений –     8  ч;

- написание изложений –   7 ч;

- тестирование –    1 ч.

        

 Поскольку уроки № 97 (9.03), № 124-125 (4.05, 5.05), № 128 (11.05) приходятся на праздничные дни, данные темы  будут   пройдены  за  счет  уплотнения  материала.

1.3 Общая характеристика учебного предмета

Обоснование выбора системы обучения для реализации рабочей программы

  1. Образовательная программа по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы  определяется  федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством  образования и науки Российской Федерации  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  1. Рабочая учебная программа сохраняет основное содержание всех разделов /тем /курса с указанием бюджета времени на их изучение авторской программы по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной. 

  1. Цели, задачи  и особенности преподавания  курса.

Структура курса

Отличие данной программы от других заключается в том, что:

  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией, навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  2. Предложен путь формирования орфографической зоркости  на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом.
  3. Введено понятие «орфограмма».
  4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  5. Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
  6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения
  8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

          При изучении каждой темы, при анализе упражнений  необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

1.4 Содержание курса русского языка в 4 классе.

Ведущим направлением учебной деятельности детей в 4 классе остается овладение письменной речью, культурой письменного общения (наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).

В разделах «Предложение» и «Текст» продолжается развитие синтаксических и пунктуационных умений, а также формируется умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но.

Вводится понятие предложения с прямой речью. Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух или трех частей. Акцентируется внимание детей на роль знаков препинания в понимании смысла написанного предложения, текста.

В разделе «Слово» продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3 классах, а также отрабатываются умения писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонений (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжений; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (ответила, ответило); -тся – -ться в глаголах, не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. В 4 классе дети продолжают наблюдения за словообразованием и словоизменением имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.

Лексическая работа включает в себя наблюдение над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практическое знакомство с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

В курсе русского языка морфология – один из сложных разделов, так как его изучение предполагает способности к обобщению, к абстрагированию и является средством развития мышления детей, представления о языке как о системе работы по повышению орфографической грамотности.

В 4 классе части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен достаточный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

На протяжении курса изучения русского языка в 4 классе ведущими направлениями работы остаются «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии»:

– количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдений за лексическим значением слов;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, над построением предложений; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;

– развитие устной и письменной речи;

– развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.

 2.2.5  Результаты 4-го года обучения

Требования  к уровню  усвоения  предмета

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
  • проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

  • определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
  • определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
  • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

  • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.
  • различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
  • писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Формы контроля: текущий контроль (проверочные работы, контрольные работы,

контрольные срезы знаний, словарные диктанты), итоговый контроль (итоговая контрольная работа, контрольное изложение).

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  • наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

                                                       Грамматическое задание

        Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.

"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

                                                  Словарный диктант

        Примерное количество слов для словарных диктантов:

2 класс - 8-10 слов;

3 класс - 10-12 слов;

4 класс - 12-15 слов.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - без ошибок.

"4" ("хорошо") - 1 ошибка.

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки.

"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.

                                                      Контрольное списывание

        Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

                Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - работа выполнена без ошибок;

"4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;

"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.

                                                              Изложение

        Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

        Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

        При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

        Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

                                                            Сочинение

"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.

"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

        Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.

             2.2.6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 4-го класса. – М.: Баласс, 2003.
  2. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4-й класс Р.Н.Бунеева, Е.Н.Бунеевой и О.В.Прониной.
  3. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Русский язык», 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд.3-е, дополненное. – М.: «Баласс»,2002.

Учебно-методическое обеспечение для  учащихся и учителя:

  1.   Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Русский язык.4-й класс  - М.: Баласс, 2009
  2. Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 4-го класса. – М.: Баласс, 2008.
  3. Е.В.Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вариант 1 и 2) для 4-го класса - М.: Баласс, 2009
  4. М.А.Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 4-го класса. – М.: Баласс, 2009
  5.  Рогалева Е.И., Никитина Т.Г. Фразеологический словарь: Занимательные этимологические истории для детей. - М.: ВАКО, 2010.
  6.  Ушакова О.Д. Почему так говорят: Фразеологический словарик школьника. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
  7.  Ушакова О.Д. Морфологический разбор слова: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
  8.  Тикунова Л.И. Русский язык в начальной школе: справочник для учителей и родителей: 1-4. –М.:АСТ: Астрель, 2007.
  9.  Тренинговые карточки по русскому языку (по теме «Состав слова»). 2-4 классы /сост. О.А.Тимофеева.-Волгоград: Учитель, 2007.
  10.  Ушакова О.Д. Однокоренные слова: Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
  11.  Ушакова О.Д. Говори правильно: Словарик ударений. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
  12.  Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы /Уроки русского языка. - К.: ГИППВ, 1998.
  13.  Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. –М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
  14.  Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1992.
  15.  Бетенькова Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках. – М.: АСТ: Астрель, 2002.
  16.  Тикунова Л.И. Контрольные работы по русскому языку. 1-4 классы. – Тула: «Родничок»; М.: Астрель, 2000.
  17.  Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 3 класс (Пособие для начальных классов), М.: «Грамотей», 2007.
  18.  Матвеева А.Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1995.

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

             2. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru

3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

4. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru

5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:  http://nsc.1 september.ru/urok

7. Сообщество помощи учителей Pedsovet.su. – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/38

Наглядные пособия

1. Схемы по основным темам курса «Русский язык» 4 класс.

2. Таблицы по основным темам курса «Русский язык» 4 класс

Технические средства обучения

Технические средства обучения,  используемые  на уроках русского языка с целью  повышения их эффективности:

-  компьютер;

-  ноутбуки;

-  интерактивная доска;

-  мультимедийный проектор.

Виды  работ с  использованием компьютера:

– орфографический и пунктуационный тренинг;

– редактирование (взаиморедактирование);

– создание текста, его коллективное обсуждение;

– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер)

Учебно-практическое оборудование

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.

2. Компьютерный стол.

2.2.7. Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Повторение.

18

1.09 – 30.09

2.

Предложение. Текст.

30

1.10 – 1.12

1.Простое предложение. Предложение с однородными членами.

11

1.10 – 20.10

2. Сложные предложения с союзами и, а, но.  

9

21.10 – 13.11

3.Предложения с прямой речью.  

9

17.11 - 1.12

3.

Слово. Части речи и члены предложения.

81

Имя существительное.

32

2. 12  – 5.02

Что мы знаем об имени существительном.

3

2.12  – 4. 12

Изменение имен существительных по падежам  

11

8 .12 – 24 .12

Три склонения имен существительных  

4

25.12 – 13.01

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных  

5

14.01 – 21.01

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных  

9

22.01 – 5.02

Имя прилагательное.

14

9.02 – 3.03

Что мы уже знаем об имени прилагательном  

3

9.02 – 11.02

Словоизменение имен прилагательных  

2

12.02 – 16.02

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных  

9

17.02 – 3.03

Глагол.

34

 4.03– 11.05

Что мы уже знаем о глаголе  

4

4.03 -10.03

Словоизменение глаголов

4

11.03 – 17.03

Правописание безударных личных окончаний глаголов  

14

18.03 – 20.04

Разбор глагола по составу

12

21.04 – 11.05

4.

Повторение.

8

12.05 – 25.05

               

Итого: 136 часов.

Учебно-тематический план по русскому языку

№ п/п

Тема

Кол- во  часов

В том числе

Проверочная

работа

Контрольный

диктант

Списывание

Сочинение

Изложение

Свободный

диктант

Повторение.

18

1

1

1

 Предложение. Текст

30

1.Простое предложение. Предложение с однородными членами

11

1

1

1

1

2.Сложные предложения с союзами и, а, но  

9

1

1

1

1

3. Предложения с прямой речью  

9

1

1

1

III

Слово. Части речи и члены предложения.

81

Имя существительное

32

1.Что мы знаем об имени существительном

3

1

2.Изменение имен существительных по падежам  

11

1

1

3. Три склонения имен существительных  

4

1

4.Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных  

5

1

5.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных  

9

1

1

1

1

Имя прилагательное

14

1.Что мы уже знаем об имени прилагательном  

3

2.Словоизменение имен прилагательных  

2

3.Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных  

9

1

1

1

1

Глагол

34

1.Что мы уже знаем о глаголе  

4

2.Словоизменение глаголов

4

1

3.Правописание безударных личных окончаний глаголов  

14

1

4.Разбор глагола по составу

12

1

1

1

IV

Повторение

8

1

1

Итого:

136

7

9

2

8

7

1

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1.

1.09

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык».

1

Работа с «Толковым словарём». Письмо под диктовку.

2.

2.09

Поэты и писатели о русском языке.

1

3.

3.09

Контрольное списывание.

1

  1. Повторение (15 часов).

4.

4.09

Повторение фонетики и графики.

1

Знакомиться с новым учебником, использовать приемы ознакомительного и просмотрового чтения.

Проводить фонетический разбор слов.

Группировать звуки по их характеристикам.

Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания.

Писать изложение текста- повествование с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

5.

8.09

Повторение фонетики. Слог и ударение.

1

6.

9.09

Что такое графика.

1

7.

10.09

Диагностический  контрольный  диктант

1

8.

11.09

 «Пишу правильно» (работа над ошибками). 

1

9.

12.09

Фонетический разбор слова.

1

10.

16.09

Развитие умения писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания.

1

11.

17.09

Графическое изображение орфограмм.

1

12.

18.09

Повторение состава слова.

1

13.

22.09

Повторение изученного о частях речи.

1

14.

23.09

Повторение изученного по синтаксису.

1

15-

16.

24.09

25.09

Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль».

2

17.

29.09

Работа над ошибками.

1

18.

30.09

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».

1

  1. Предложение. Текст ( 30 часов).

1.Простое предложение. Предложение с однородными членами (11 часов).

19.

1.10

Отличие  простого предложения от сложного.

1

Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность.

Использовать эти параметры при создании собственных текстов.

Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Оформлять пунктуационное предложение с однородными членами и с союзами и, а, но (П)

Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но (П)

Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединенных союзной и бессоюзной связью

20.

2.10

Однородные члены без союзов и с союзом и.

Запятая в предложениях с однородными членами с союзами и, а, но.

1

21.

6.10

Р/р Обучающее изложение «Что я люблю».

1

22.

7.10

Запятая в предложениях с однородными членами.

1

23-

  24

8.10-

9.10

Р/р Обучающее сочинение  «Что я люблю».

2

25.

13.10

Постановка  запятой в предложениях с однородными членами ( закрепление).

1

26.

14.10

Контрольный диктант №2 за четверть.

1

27.

15.10

Работа над ошибками

1

28.

16.10

Проверочная работа №1 по теме «Простое предложение».

1

29.

20.10

Работа над ошибками).

1

2.Сложные предложения с союзами и, а, но  (10 часов).

30.

21.10

Простое  и сложное предложение. Запятая в сложном бессоюзном

предложении.

1

Проверять и редактировать текст сочинения.

Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму.

Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами ( с союзами и, а, но и без союзов. (П)

Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану.

Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.

Продуцировать текст с использованием сложных предложений ( с союзами и, а, но и без союзов).

Выделять на слух в тексте предложения с прямой речью (слова автора + прямая речь).(П)

31.

22.10

Р/р. Свободный диктант.

1

32.

23.10

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. 

1

33.

27.10

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но  и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

1

34.

28.10

Р/р Обучающее сочинение  «Субботний вечер у нас дома».

1

35.

29.10

  Проверочная работа №2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но».

1

36.

30.10

Работа над ошибками

1

37,

38.

10.11,

11.11

Запятая в сложном предложении.

2

39.

12.11

Контрольный диктант №3 «Сложные предложения с союзами и, а, но».

1

40.

13.11

Работа над ошибками

1

3. Предложения с прямой речью  (9  часов).

41.

17.11

Понятие о прямой речи.

1

Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и пунктуационного оформления. (П)

Продуцировать текст с использованием предложений с прямой речью.

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки).

Выделять при обсуждении текста его значимые части , формулировать заголовки, составлять план(в группах, в парах).

Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

42.

18.11

Знаки препинания в предложении с прямой речью

(прямая речь стоит после слов автора).

1

43.

19.11

Знаки препинания в предложении с прямой речью (прямая речь стоит перед словами автора).

1

44.

20.11

Р/р Обучающее сочинение  с прямой речью. «Что сказала мама».

1

45.

24.11

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

1

46.

25.11

Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух».

1

47.

26.11

Упражнение в постановке знаков  препинания в простом,   сложном и предложении с прямой речью.

1

48.

27.11

Контрольный диктант №4 по теме «Предложения с прямой речью».

1

49.

1.12

Работа над ошибками

1

  1. Слово. Части речи и члены предложения.

Имя существительное  (33 часа).

  1. Что мы знаем об имени существительном (3 часа).

50.

2. 12

Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

1

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи.

Определять грамматические признаки имен существительных, начальную форму.

51.

3.12

Р/р Обучающее сочинение- миниатюра «Вид из окна».

1

52.

4.12

Роль  существительных в предложении  и речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

1

  1. Изменение имен существительных по падежам  (11 часов).

53.

8.12

Изменение  существительных по падежам.

1

Относить имя существительное к одному из трех склонений, определять падеж.

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включаться в учебный диалог.

54.

9.12

Изменение по падежам  существительных в единственном и во множественном числе.

1

55.

10.12

Именительный и винительный падежи.

1

56.

11.12

Родительный падеж.

1

57.

15.12

Дательный падеж.

1

58.

16.12

Творительный падеж.

1

59.

17.12

Предложный падеж.

1

60.

18.12

Контрольный диктант  № 5 по теме «Повторение пройденного» за 2 четверть.

1

61.

22.12

Работа над ошибками

1

62.

 23.12

Проверочная работа №3 по теме «Имя существительное».

1

63.

24.12

Работа над ошибками

1

  1. Три склонения имен существительных   (5 часов).

64.

25.12

Что такое склонение. Три склонения имен существительных.   

1

Определять грамматические признаки имен существительных ( морфологический разбор).

Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

65.

29.12

Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь».

66.

12.01

Упражнение в  определении склонения   существительных.   

1

67.

13.01

  Морфологический разбор  имени существительного. 

1

68.

14.01

Несклоняемые   существительные.

Особенности их употребления.

1

  1. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных  (5 часов).

69.

15.01

Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода.

1

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость.

Накапливать опыт употребления имен существительных в речи ( обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании).

70.

19.01

Упражнение в правописании мягкого знака после шипящих на конце существительных.  

1

71.

20.01

Буква ь после шипящих.

1

72.

21.01

Проверочная работа №4 по теме «Три склонения имён существительных».

1

73.

22.01

Работа над ошибками.

1

Словарный диктант.

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных   (9 часов).

74.

26.01

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

1

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определенной орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

75.

27.01

Упражнение  в правописании   безударных   падежных окончаниях существительных.

1

76.

28.01

Безударные гласные в падежных окончаниях   существительных.

1

77.

29.01

Р/р Обучающее изложение «Первая газета».

1

78.

2.02

Упражнение в правописании слов с изученной орфограммой.

1

79.

3.02

Р/р Обучающее сочинение- описание «Прогулка».

1

80.

4. 02

  Проверочная работа №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаниях существительных».

1

81.

5. 02

Контрольный диктант №6 по теме «Безударная гласная в падежных окончаниях  существительных».

1

82.

9. 02

Работа над ошибками.

1

Имя прилагательное  (14 часов).

  1. Что мы уже знаем об имени прилагательном  (3 часа).

83.

10. 02

Повествование и описание – два типа речи. Роль  прилагательных в речи.

1

Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания (П).

Наблюдать роль прилагательных (в т.ч. прилагательных – антонимов) в речи.

84.

11.02

Роль прилагательных – антонимов в речи.

1

85.

12.02

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

  1. Словоизменение имен прилагательных  (2 часа).

86.

16.02

Изменение имен прилагательных по падежам.

1

Называть грамматические признаки имен прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму.

87.

17.02

Словосочетания сущ.+ прил. Главное и зависимое слово в словосочетании

1

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных  (9  часов).

88

18.02

Правило написания безударных падежных окончаний  прилагательных

1

Обнаруживать орфограмму- букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.

 

Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

Накапливать опыт употребления имен прилагательных (обучающее изложение и сочинение- описание).

Выделять в тексте и конструировать словосочетания сущ.+ прил.

89-

90.

19.02-

24.02

Р/р Обучающее изложение «Первое  путешествие».

2

91.

25.02

Упражнение в написании слов с изученной орфограммой.

1

92.

26.02

Р/р Обучающее сочинение- описание «Моя любимая игрушка».

1

93.

2.03

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6 по теме «Имя прилагательное».

1

94.

3.03

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имен прилагательных».

1

95

4.03

Работа над ошибками.

1

Контрольный словарный диктант.

96.

5.03

Упражнение в написании слов с изученной орфограммой.

1

Письмо по памяти. Составление предложений с данными словосочетаниями.

Глагол ( 34 часа).

  1. Что мы уже знаем о глаголе  (4 часа).

 97

9.03

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.

1

Выделять неопределенную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной и исследовательской деятельности в группах.

 

98-

99.

10.03 –

11.03

Значение и грамматические признаки глагола.

2

100.

12.03

Морфологический разбор глагола.  

1

2.  Словоизменение глаголов (4 часа).

101.

16.03

Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

1

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу.

102.

17.03

Контрольный диктант  № 8 за 3 четверть

1

103.

18.03

Работа над ошибками.

1

104.

19.03

Алгоритм определения спряжения глагола с  ударным окончанием.

1

3.  Правописание безударных личных окончаний глаголов  ( 14  часов).

105.

31.03

 Алгоритм определения спряжения  глагола с  безударным окончанием.

1

Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов.

Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов.

Накапливать опыт использования глаголов в речи. В том числе с безударными личными окончаниями (обучающее изложение и сочинении е по теме)

 106.

1.04

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.

1

107.

2.04

Глаголы- исключения. Выбор способа определения спряжения глагола.

1

108.

3.04

Упражнение в правописании глаголов с безударными  окончаниями.

1

109.

7.04

Разбор глагола как части речи.

1

110.

8.04

Возвратная форма глагола. Правописание глаголов с  –тся, -ться.

1

111.

9.04

 Правописание мягкого знака после   шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа»

1

 112

13.04

Развитие умения писать «Ь» в глаголах 2-го лица ед.ч.

1

113

14.04

Контрольное списывание

1

114-

115.

15.04-

16.04

Упражнение в правописании глаголов  с безударными личными окончаниями

2

116-117.

20.04-

21.04

Р/р Обучающее изложение «Первые школы».

2

118.

22.04

Работа над ошибками в изложении.

1

  1. Разбор глагола по составу (12 часов).

119-120.

23.04-

27.04

Порядок разбора глагола по составу

2

 Называть и систематизировать грамматические признаки глагола ( морфологический разбор).

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить самоанализ и взаимоанализ выполнения заданий.

Определять грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной и исследовательской деятельности в группах.

121 -

122.

 28.04-

29.04

Развитие умений разбирать  глаголы по составу.

2

123-124.

30.04-

4.05

Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы».   

2

125,

5.05

Работа над ошибками

126,

127

6.05

7.05

  Контрольное списывание.

3

128.

11.05

  Проверочная работа № 7по теме «Глагол как часть речи ».

1

129.

12.05

Обобщение знаний по теме «Глагол».

1

Повторение ( 7 часов).

130.

131.

13.05,

14.05,

Комплексное повторение материала по разделам «Слово», «Предложение. Текст».

2

Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста.

Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу.

Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звукобуквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология, особенности сочетания с другими словами).

Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.

132.

18.05

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт».

1

133.

19.05

Работа над ошибками

134.

20.05

Контрольный диктант № 9 за  4 четверть.

1

135.

21.05

Работа над ошибками

1

136.

25.05

Урок-викторина « Знатоки  русского  языка».

 

1

Поскольку уроки № 97 (9.03), № 124-125 (4.05, 5.05), № 128 (11.05)  приходятся на праздничные дни, данные темы  будут   пройдены  за  счет  уплотнения  материала.

Выполнение практической  части:

Экскурсия в районную библиотеку «День славянской письменности и культуры»- 26. 05

Экскурсия в районную библиотеку «Великий и могучий русский язык» - 27. 05

Экскурсия в природу. «Словесное рисование картин природы» -28. 05

     

СОГЛАСОВАНО                                                                 СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                           Зам.директора  по УВР

методического  совета                                                        МБОУ «СОШ №1»    

МБОУ «СОШ №1»                                                     Казаринова Т.А.______________

От 29.08.2014  №  1

Ефремова Г.П._____________                                                    29. 08. 2014

подпись руководителя МС

             

  1. Контрольно - измерительные материалы и их характеристика

Автор

Название

Издательство

Год

Бунеева Е.В.

Проверочные и контрольные работы по русскому языку.4 -й класс. Вар. 1 и 2

М.:Баласс; Школьный дом

2010

Диагностическая  контрольная работа

по русскому языку в 4 классе по программе «Школа 2100»

                                                            Диктант.

                                                        Скворцы.

        Мы работали на берегу Волги. Я жил в избе лесника. Из моих окон была видна старая берёза. Наступила ранняя весна. Подул тёплый ветер. Прилетели скворцы. Они устроились в дупле берёзы. Весь день работали птицы. Скворцы носили в гнездо перья, пух, сухой мох. Вечером они садились на ветку и пели. Я любил слушать их радостные песни.

                                Грамматические задания:

  1. Подчеркни грамматическую основу и напиши части речи, которыми она выражена:

         1 в. – в 8-ом предложении,

           2 в. – в 9-ом.

            2) Разбери слова по составу:

                        1 в.                                        2 в.

                         лесок                                         прутик

                        принёс                                          отвёз

Контрольная работа по русскому языку

                     за I четверть в 4 классе по программе «Школа 2100»

                                            Диктант.

                                     Конец сентября.

        Лес украсился в жёлтые краски осени. Лучи солнца освещали поляну перед сторожкой. Дед Семен поднялся на зорьке, взял ружьё и вышел из дома. Тропинка вела в редкий лес, по сторонам толпились молодые берёзки. У дороги попадались подберёзовики. Вдруг над головой раздался протяжный крик. Высоко в небе летел косяк журавлей. Их печальный крик звучал, как прощальный привет родине.

Слова для справок: вышел.

Грамматические задания.

  1. Составь схему:

1 в. – 3-его предложения,

2 в. – 4-ого предложения.

  1. Придумай и запиши предложения по схемам:

1 в.  – [ ____ === ],  [ ____  ====].

2 в. -  [   Ө  и   Ө   === ].

        Контрольный диктант  № 5

                 по теме «Повторение пройденного за 2 четверть»

Диктант.

                                        Зимой в лесу.

        Раннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами пушистый снег. Инеем украсились берёзки. На белом снегу видны узоры снегов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки. Вдруг над опушкой пролетела весёлая стайка птиц. Они разместились на вершине сосны. С ветки лесной красавицы свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоёй! (66 слов)

        

Грамматическое задание

1) Определить склонение и падеж имён существительных

1 в.                                        2 в.

                в 5-ом предложении                             в 10-м предложении

2)Выписать из текста диктанта по три слова с безударной гласной в корне слова,

            рядом написать проверочное

            3)Выполни фонетический разбор слова:

1 в.                                        2 в.

                        якорь                                        ясень

     4)Разбери слова по составу.

1 в.                                        2 в.

        Работник, посадка, красивый,                        Листик, перегородка, беленький,

       мосты, выстрел.                                                  зима, въезд.

  1. Выполни разбор предложения.

1 в.                                        2 в.

        

             3 предложение        5 предложение

Контрольный  диктант № 2

Цель:     проверить умение находить нужные орфограммы и объяснять выбор написания.

Удивительный случай.

          Лес переливался весёлыми звёздами росы. Раздавались птичьи голоса. Во мху таились крепкие молодые боровички. По веткам сосны прыгала молодая белочка.

          Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая лисица. Белочка заметила опасность, мигом очутилась она на высокой берёзе.

          Лисица сторожила за кустом. Белочка заметила её, пробралась на самый кончик гибкой берёзовой веточки, сжалась в комок и прыгнула. Но не долетела до спасительной сосны, а упала на лисью спину. Лиса ужасно испугалась и бросилась бежать.

Примечание:  после записи каждого предложения дети находят в словах и между словами изученные орфограммы, выделяют их и самостоятельно про себя объясняют выбор написания. При такой форме проведения контрольного диктанта не остаётся времени для выполнения дополнительных заданий (они не нужны, так как проверка учебно-языковых умений осуществляется в специальных проверочных работах по темам). За диктант ставятся две отметки: 1) за грамотность (учитываются только ошибки на изученные орфограммы); 2) за умение графически обозначить орфограмму.

          Если в ходе самопроверки ребёнок нашёл ошибку и исправил её, это исправление при выставлении отметки за грамотность не учитывается как ошибка.

Контрольный диктант № 3

по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами»

Цель: проверка  уровня знаний и умений учащихся по теме.

Последняя песня.

Давно ушёл с болота медведь к берлоге. Снялись журавли, последний раз махнули крылом и улетели.

Лес утих, приготовился к предзимью, к густым дождям. Последнюю песню в лесу всегда поёт лось. Большой и мудрый житель тайги выходит на край мохового болотца. Долго слушает, а потом запрокидывает тяжёлые рога, поднимает голову и трубит в осеннюю чистоту неба. Молчат и лес, и ветер, и вода в озере.

Трубный звук долго гудит под огнём берёз. Лес слушает свою последнюю песню, верит трубной клятве перед зимним ненастьем.

З а д а н и е: в двух предложениях обозначить графически однородные члены.

Контрольный диктант № 4

по теме: «Сложные предложения с союзами и, а, но».

Цель: проверить уровень знаний и умений учащихся по теме.

БОБРЁНОК

Снег весной растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и бобрята расплылись в разные стороны.

Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. Я заметил его, вытащил из воды и принёс домой.

За печкой он почистился, высушился, потом нашёл веник, уселся на задние лапки и стал его грызть. Утром стружки валялись по всему полу, а у стола ножка стала тоненькой. Это бобрёнок! Вода в реке спала, и я выпустил зверька.

(84 слова)

З а д а н и я.

1. Составить схемы двух сложных предложений.

2. Графически обозначить однородные члены в двух предложениях.

Контрольный диктант № 5

по теме: «Предложения с прямой речью».

Цель: проверить уровень знаний и умений учащихся по теме.

КАБАН ВАСЬКА.

В доме отдыха начиналась зарядка, и звуки марша наполняли округу. Вдруг перед строем возник кабан! Люди испугались, смешались. Все увидели человека с ружьём, но стрелять охотник не спешил. Присел, вынул краюху хлеба и положил на землю. «Васька!» – позвал охотник. Кабан поднял голову и подошёл к человеку.

Однажды зимой больной, голодный кабан забрёл в деревню. Дядя Егор накормил его. Зверь привык к человеку, откликался на кличку Васька. Потом он окреп и исчез.

Смотрели люди на Ваську и думали: «Не забыл зверь человеческую доброту».

( 84 слова)

З а д а н и я.

1. Выполните схемы предложений:

I вариант: 1-го и 6-го;

II вариант: 10-го и последнего.

2. Синтаксический разбор предложения:

I вариант: 2-го;

            II вариант: 4-го. 

Контрольный диктант № 6

по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».

Цель: проверить уровень знаний и умений учащихся по теме.

НА РЕКЕ

Дорога шла через рожь. Всё по пути мне было интересно. Вот пробежала мышь. Вот в лесу послышался плач. Это сыч затянул свою песню.

Мы подошли к реке, сбросили на траву тяжёлые рюкзаки, приготовили удочки. Наступила ночь, и рыбная ловля началась. Кругом стояла тишь, только камыш тихо шептался с рекою. Скоро у меня показался большой ёрш, а у отца на толстой леске бился огромный лещ.

Вот и полночь. Мы быстро сделали шалаш.

Утром, только проглянул луч солнца, мы были на ногах. Рождался новый день.

(81 слово)

З а д а н и я:

1. Обозначить орфограмму «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

2. Выполнить морфологический разбор имён существительных:

I вариант: с рекою;

II вариант: в лесу.

3. Записать 5 несклоняемых имён существительных.

Контрольный диктант № 7

По теме: «Правописание окончаний имён прилагательных».


Цель: проверить знания и умения по теме.

ПАХУЧЕЕ ОБЛАКО

Недавно я встретил пахучее облако.

Я сидел в сосновом бору у крохотного озера. Вода в нём сегодня была жёлтой. Из озера то и дело выпрыгивала блестящая рыба, и по воде расходились упругие круги.

Я долго не мог ничего понять. Но потом взглянул вверх, и всё стало ясно. Над бором опускалось большое рыжее облако. Это цвели сосны. Лёгкая пыльца садилась на землю, на воду. На вкус она была сладкой, пахла хвоей.

Рыбы оказались догадливей меня. Они сразу смекнули, что облако не только пахучее, но и вкусное. (87 слов)

Задания:

  1. Выписать словосочетания сущ.+ прилаг., указать род
  2. Морфологический разбор прилагательного

1 вариант:   в сосновом бору

2 вариант:    рыжее облако

  1. Подобрать синоним и антоним к прилагательным

1 вариант:  большой, красивый

2 вариант:  умный, маленький

Контрольный диктант № 8

                                     за 3 четверть


Цель: проверить умение графически обозначать орфограмму

МУЗЫКАНТ

Жил в деревне старый охотник. Он очень любил музыку. Обычно сидит по вечерам на завалинке и играет на скрипке.

Однажды знакомый крестьянин говорит ему: «Брось ты скрипку, берись за ружьё. Я сейчас медведя видел в лесу».

Взял старик ружьё, пошёл в лес. Тишина. И вдруг с опушки послышался протяжный красивый звук. Словно струна поёт.

Старик подкрался и увидел на опушке разбитое грозой дерево.

Из него торчали длинные щепки. Под деревом сидел медведь. Схватил он одну щепку лапой, потянул и отпустил. Раздался звенящий звук.

Брёл охотник по тропинке и думал о медведе. В их местности не слыхали о таком чуде. Медведь играл на разбитом грозой дереве!

Не смог музыкант стрелять в музыканта!  (112 слов)

З а д а н и е: обозначить все орфограммы.

За диктант можно поставить две отметки: за грамотность и за умение графически обозначать орфограмму.

Контрольный диктант № 9

по теме: «Повторение пройденного за 4 четверть».

Цель: контроль знаний и умений по теме.

ВЕСНА

Три месяца ты можешь наблюдать ход весны. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь, думаешь, запоминаешь.

Вчера ты шёл в школу под зимним небом, а сегодня в небе – весна. Поле чернеет проталинами, и ты чувствуешь запах оттаявшей земли. И ты скажешь: «Этого ещё вчера не было».

Лужайка меняет свой вид после тёплого дождя. Она начинает зеленеть иголочками молодых травинок. В синем небе трепещет, дрожит, медленно исчезает в вышине золотая звёздочка. Это жаворонок взлетает над лугом. Его звонкий голос ты всегда услышишь в ясный весенний день.   (86 слов)

З а д а н и я:

1. Выпишите из текста глагол, в котором имеется такой состав:

 приставка, корень, суффикс, окончание.

2. Обозначьте графически во всех предложениях однородные сказуемые.

3. Выпишите из диктанта два глагола, в которых:

I вариант: звуков больше, чем букв;

II вариант: букв больше, чем звуков.

Контрольный диктант № 10

Цель: проверить уровень знаний и умений учащихся по теме.

РАССВЕТ В ЛЕСУ

Если ночуешь в лесу, то всегда просыпаешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели. Удивительный мир начинается рядом с твоей  палаткой.  Вот  по  лесной тропинке бежит ёжик. Вот краснеет ягодка душистой земляники, и солнечный луч играет на её влажном от росы пушке. Мотылёк проснулся и уже завтракает, погружает в сладкий сок свои губы.

Сидишь у палатки, смотришь вокруг, дышишь и не надышишься легким, свежим воздухом. Свежесть росистой травы наполняет бодростью ваше тело.

СОГЛАСОВАНО                                                                 СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                           Зам.директора  по УВР

методического  совета                                                        МБОУ «СОШ №1»    

МБОУ «СОШ №1»                                                     Казаринова Т.А.______________

От 29.08.2014  №  1

Ефремова Г. П._____________                                                    29. 08. 2014

подпись руководителя МС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по русскомуязыку 2 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

рабочая программа по русскомуязыку

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "школа россии" 170 часов...