Выступление на МО начальных классов по теме: «Современное понимание образовательных программ. Приоритетные цели курса «Русский язык»
статья по русскому языку (4 класс) на тему
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_2013.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Валуйки Белгородской области
Выступление на МО начальных классов
по теме: «Современное понимание образовательных программ.
Приоритетные цели курса «Русский язык»
Учитель: Колтыкова Е.А.
Валуйки 2013
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства языка для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей русского языка- социокультурной и научно- исследовательской (познавательной).
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирование у них грамотного письма.
Научно- исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке. С целью соблюдения принципа научности данная программа предусматривает выделение в учебном предмете « Русский язык» трех содержательных линий: «Система языка», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи».
Данная программа предусматривает изучение каждого из выделенных объектов в рамках одного урока, без традиционного смешения: например при изучении языковых единиц перед учениками не ставятся орфографические или речевые задачи.
Методический принцип « один урок- один объект- одна цель» позволил выделить в структуре программы и средств обучения , созданных на ее основе три блока: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Каждый независимый блок решает свою задачу: один формирует основы лингвистических знаний, другой - навык письма, а третий - связную речь».
Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления , позволяет решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи учащихся, предоставить возможность ученику стать субъектом обучения, избавить от психологической утомляемости, возникающей из- за немотивированного смешения различных объектов изучения. Особенность УМК «Начальная школа XXI века» - это дифференциация обучения - ключ к сохранению индивидуальности ребенка.
УМК «Начальная школа ХХI века» обеспечивает два типа дифференциации обучения.
Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны по принципу «труднее - легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность выполнить любое задание, но в разные периоды обучения. Они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. В УМК входят специальные рабочие тетради: « Учусь писать без ошибок», «Запоминаем слова», которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые.
И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня:
1) базовый;
2) материал, не включенный в образовательный стандарт;
3) материал повышенной трудности.
Часть заданий отмечена специальными знаками: «работа в парах», «вспомни материал, изученный ранее», «подсказка», «давай подумаем». Кроме того, в учебник включены различные сведения: «из истории языка», «путешествие в прошлое», «этот удивительный мир». Эти задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и арсенала новых способов рассуждений.
Еще одна отличительная особенность УМК «Начальная школа XXI века» - это разработанная педагогическая диагностика успешности обучения учащихся. Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: физическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики, личностную – психологи, интеллектуальную - учителя.
По итогам первой диагностики можно определить, как сформированы у детей предпосылки к овладению грамотой. Это позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход при обучении.
Итак, реализация концептуальных подходов совершенствования начальной школы в программах и средствах обучения УМК «Начальная школа XXI века» позволила выйти на новый качественный уровень образования младшего школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа по курсу «Русский язык» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (авторы А.В.Полякова, Н.А.Песняева) на период 2011 – 2015 годы
Рабочая образовательная программа по курсу «Русский язык» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (авторы А.В.Полякова, Н.А.Песняева) на период 2011 – 2015 годы разработана в соответствии с ФГОС ...
Проектирование методической системы достижения планируемых образовательных результатов с применением современных образовательных результатов в процессе обучения русскому языку
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Однокоренные слова" УМК Школа России...
Проект урока русского языка в 1 классе по теме «Слог как минимальная произносительная единица» (по курсу «Русский язык», автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Представлен проект урока русского языка с использованием электронного приложения к уроку.....
Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».
Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...
Адаптированная образовательная программа по учебному курсу «Русский язык» , 1-2 классы
Адаптированная образовательная программа по учебному курсу «Русский язык» предназначается для обучающейся начальных классов. Статус: «Ребенок с ограниченными возможностями здор...
Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного.
Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного....
Выступление на МО учителей начальных классов. Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».
Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сего...