Правописание безударных личных окончаний глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок закрепления знаний построен на материале русского фольклора, связь с уроками литературного чтения. Использование презентации при обучении русскому языку дает возможность повысить плотность урока, индивидуализировать опрос, приучает детей работать с высоким уровнем самостоятельности, само- и взаимоконтроля.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
урока русского языка
Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Класс:4 «Д»
Учитель: Т.Е.Прошкина
Время проведения урока: 24апреля, 3 урок
Пояснительная записка к уроку
Данный урок проведен в 4 «Д» классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г.Курска.
Урок закрепления знаний обучающихся по изученной теме построен на материале русского фольклора.
Ненавязчивое изучение устного народного творчества позволяет усилить воспитательные возможности уроков русского языка, способствует воспитанию школьников с учетом отечественных традиций, национально-культурных ценностей и региональных особенностей русского народа. Ф Фольклорный материал – кладезь народной мудрости - повышает интерес к русскому языку, формирует чувство национальной гордости, чувство патриотизма, развивает и обогащает речь детей.
Использование информационно-компьютерных технологий при обучении русскому языку дает возможность повысить плотность урока, индивидуализировать опрос, приучает детей работать с высоким уровнем самостоятельности, само- и взаимоконтроля.
На уроке использованы элементы разноуровневого обучения.
Тема урока. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Цели урока.
1. Формирование умения правильно употреблять глаголы и писать их безударные окончания, определив спряжение;
повторение сведений об антонимах, синонимах и фразеологизмах.
2. Развитие познавательных интересов, речи, мышления, смекалки; привитие интереса и любви к русскому языку; формирование чувства национальной гордости за свой язык.
3. Воспитание уважения к родному языку, чувства патриотизма, культуры речи.
- Организационное начало урока.
-Всем выдаю лист самоконтроля.(говорю, что будет каждый фиксировать на уроке)
- Сообщение темы урока.
- Сегодня наш урок в этом учебном году -125! Представляете, 125 –ый урок!
- На уроках русского языка мы изучали разные темы. А какова тема предыдущих уроков? (ответы ребят)
-Ответьте, какая цель нашего урока? (говорят ученики)
-Да, сегодня мы продолжим тренироваться в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
3. Повторение изученного
Повторение-мать учения.
-Прежде, чем приступить к отработке навыков правописания глагольных окончаний, проведем небольшую разминку, повторим и
а)-Вспомним, что такое спряжение?
б)-Алгоритм наших действий, правильно написать окончания у глаголов в наст.и будущ.вр. (ответы детей + слайд)
в)- Назовите глаголы-исключения
Эти знания вам будут нужны.
4.Буквенный диктант.
а) (на доске записаны глаголы с пропущенной гласной в окончаниях)
- Вспомним личные местоимения, 2,3 лица ед.ч.,мн.ч.
- Какие правила по теме «Глагол» встретились?
(НЕ с глаголами, -ТСЯ,-ТЬСЯ)
-Обратите внимание: правильное ударение в глаголах-звонит, не позвонит)
2л.,ед.ч Мечта.шь,звон.шь,не вид.т
2л.,мн.ч Стро.те,сдела.те,посмотр.те
3л.,ед.ч.Раду.тся,не звон.т,дума.т
3л.мнч.Спрос.т,выход.т,постел.т,обид.т
-Запишите в тетради только гласную, (Е или И)которая должна быть в окончании.
б) Проверим с доказательством, что ты прав.
А вы каждый проверяет себя , исправляет если надо.
-Теперь, занесите результат самопроверки в таблицу.
5.ФИЗМИНУТКА
6. Вспомните жанры устного народного творчества (ответы)
а)- Наш сегодняшний урок не совсем обычный - в качестве учебного материала мы будем использовать на уроке только произведения устного народного творчества.
-Как вы думаете, с чем нам предстоит сегодня работать?
Саша Порядин: - Пословицы и поговорки существуют в нашем языке с незапамятных времен. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова, шлифует силу мысли. В пословице народ воздает должное честности и доброте, смелости и мудрости, смекалке и трудолюбию. Пословица высмеивает жадность и глупость, трусость и невежество. Она расскажет, как жил народ, подскажет, как лучше поступить. Для нас пословица – кладезь народной мудрости.
-А какие пословицы знаете вы? (говорит 4 Д)
б)- Запишите пословицы грамотно, не допустите ошибки в окончаниях глаголов.
ПРОВЕРКА ВСЛУХ + ВЗАИМОПРОВЕРКА
- Отметьте результаты взаимной проверки в таблице.
-Заметьте, эти пословицы построены на противопоставлении.
Мир строит, война разрушает.
Горьким лечат, сладким калечат.
Труд кормит, а лень портит.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
(Глаголы-антонимы)
-Что такое антонимы?
-Сделайте вывод:каким алгоритмом пользовались при определении гласной в окончании глаголов?
7. Самостоятельная работа.( по вариантам) Работу твою проверит сосед по парте.
а) Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание глаголов. Определить спряжение.
Труд не кнут, а человека подгоняет.
Трудом Родину славим, трудом ее украшаем.
И споем, и спляшем, только поле вспашем.
Упустишь время – потеряешь урожай.
Без заботы и репу не вырастишь.
Рабочие руки не знают скуки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
б) - Что объединяет все эти пословицы?
- Какие пословицы на ваш взгляд синонимичны?
1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Без заботы и репу не вырастишь.
2. И споем, и спляшем, только поле вспашем.
Упустишь время – потеряешь урожай.
- Действительно,весеннее время - очень напряженная пора в селе. Недаром говорят, что весенний день год кормит.
8. Фразеологизмы.
-Что это?
(Женя читает определение)
а) СЛАЙД
- Исправить ошибку в окончании глаголов+ как понимаете смысл?
9. Игра «ПЕРЕВОДЧИК» слайд
Глаголы –синонимы записать в тетрадь, выделить окончание+ спряжение.
10. Домашнее задание.
-Загадка-это тоже жанр устного творчества. Вы исправите ошибки, грамотно запишите загадку в тетрадь, графически обозначите орфограмму.
11. Итоги урока.
-Сдаём листы –само и взаимопроверки.
Спасибо, вы старались, урок удался!
Грамотность, Аккуратность,Внимание - я проверю тоже.
- Всем спасибо за сотрудничество.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
♦ Сначала отгадайте загадку.
Сам не видет и не слышит, ходит, бродет, рыщет, ищет.
Кто навстречу попадется – обнимаит и дерется
♦Исправь допущенные ошибки.
♦Без ошибок запиши загадку в тетрадь, графически объясните правописания окончаний у глаголов.
ВАРИАНТ-I (сколько раз)
_фамилия___________ Я ОТВЕЧАЛ _________________________________
- Буквенный диктант
У меня нет ошибок | Сколько ошибок ты сделал? |
2-Работа с пословицами (САМОПРОВЕРКА)
Смелый побежда..т, а трус погиба..т.
Горьким леч..т,сладким калеч..т.
- - Самостоятельная работа. Твою работу проверит сосед и заполнит таблицу
Труд не кнут , а человека подгоня..т.
Трудом Родину слав..м, трудом её украша..м.
И споём, и спляш..м,только поле вспаш..м
Без заботы и репу не выраст..шь.
Написал грамотно | Количество ошибок |
- –Работа со сказкой. Проверит учитель.( на другом уроке)
Вставить пропущенные гласные в окончаниях глаголов
Как поп себе работницу нанимал.
Зовет поп себе девушку в работницы и молв_т:
«Житьё тебе у меня буд_т лёгкое. Не столько работа_шь, сколько отдыха_шь.
Утром встан_шь до свету, избу вымо_шь, двор и хлев вычист_шь, коров подо_шь, в поле выпуст_шь - и спи, отдыхай.
Завтрак состряпа_шь, самовар согре_шь, нас завтраком накорм_шь – и спи, отдыхай.
Днём в поле поработа_шь, в огороде пропол_шь, коли зимой – за дровами, за сеном съезд_шь – и спи, отдыхай.
Вечером коров встрет_шь, напо_шь, подо_шь – и спи, отдыхай.
Ночью попрядёшь, поткёшь, повяж_шь, повышива_шь – и опять спи, отдыхай».
ВАРИАНТ-II (сколько раз)
Фамилия ____________ Я ОТВЕЧАЛ _________________________________
- Буквенный диктант
У меня нет ошибок | Сколько ошибок ты сделал? |
2-Работа с пословицами (САМОПРОВЕРКА)
Мир стро..т, а война разруша..т.
Ласточка день начина..т, а соловей конча..т.
3- Самостоятельная работа. Твою работу проверит сосед и заполнит таблицу.
Труд не кнут , а человека подгоня..т.
Трудом Родину слав..м, трудом её украша..м.
И споём, и спляш..м,только поле вспаш..м
Без заботы и репу не выраст..шь.
Написал грамотно | Количество ошибок |
4– Работа со сказкой. Проверит учитель.( на другом уроке)
Вставить пропущенные гласные в окончаниях глаголов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н.Ф. спр я жение
Е, И, И И , Е, И Е, И, Е, Я, Я, Ю, Я
Н.Ф. спр я жение
Мир стро , а война разруша . и т е т Ласточка день начина , а соловей конча е т е т .
Смелый побежда , а трус погиба Горьким леч сладким калеч . а т . е т е т . а т ,
2. Замен и те в пословицах глаголы 2 л мн.ч глаголами 2 л ед.ч . - тише едете, дальше будете. -напишете пером, не вырубите топором.
1. Найди ошибки во фразеологических оборотах: - морочет голову. - считаит ворон. - валяит дурака. - заговариваит зубы.
Игра: « Переводчики»
Вставляет палки в колеса Выбьется из сил Обведет вокруг пальца Не пропустит мимо ушей Зарубит себе на носу Сложит голову Гладит по головке Ломает голову Губы надует Бьет баклуши
Мешает Устанет Обманет Услышит Запомнит Погибнет Хвалит Думает Обидится Бездельничает
Фольклор - народное творчество
Вы хорошо потрудились! Спасибо .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 4 класс. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Конспект урока с презентацией....
Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени
Урок- путешествие по русскому языку в 3-м классе ТЕМА УРОКА: Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени.ЦЕЛЬ УРОКА: Обосновать написание безударных окон...
Личностно-ориентированный урок в 4-м классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения" с использованием технологии индивидуализации обучения
Знакомство с глаголами-исключениями, формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола....
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...
Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс
Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...