Урок русского языка в 1 классе по теме "Сочетания ча-ща, чу-щу"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Фабер Ирина Александровна

Урок русского языка  в 1 классе по теме "Сочетания ча-ща, чу-щу"  по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 1 классе

Тема  урока:  Сочетания ча-ща, чу-щу .

УМК «Перспективная начальная школа »

Учитель начальных классов: Фабер Ирина Александровна

Муниципальное   общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 76»

г. Саратов

Тема  урока:    Сочетания ча-ща, чу-щу

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ч’], [щ’] как всегда мягких, развития навыка правописания слов с сочетаниями чу–щу, ча–ща в сильной позиции (под ударением); способствовать развитию памяти, речи, мышления, воспитанию прилежности, культуры учебного труда.

 

Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД.

Предметные: научатся различать только твердые и только мягкие согласные звуки, писать слова с сочетаниями чу–щу, ча–ща, жиши в сильной позиции (под ударением), определять ударный слог.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – умеют выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме в соответствии с установкой (инструкцией) учителя или по алгоритму; познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные – принимают участие в работе парами, ориентируясь на общепринятые правила сотрудничества.

Личностные УУД: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.

 

 

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, частично- поисковый.

     Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, распечатанные задания для парной работы.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

Чистописание.

  Звенит, заливается

  Школьный звонок.

  Готовьтесь, ребята,

  Начнём наш урок.

 .

Восемь пальчиков сплели,

Посильнее напрягли,

Два больших соединили

И немного их сдавили.

Шж   шЖ       Цц

 

 

 

 

Ученики  сплетают  пальцы  рук,  напрягают  их.  Большие  пальцы прижимают подушечками друг к другу и стараются сдавить их как можно сильнее.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

– Что можете сказать о буквах ж, ш, ц?  

На доске написаны слова: шишка, снежинка, цирк, машина, циркуль, жизнь.

– Прочитайте слова. Запомните их.

– Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти. Первое слово пишите с красной строки и большой буквы, а далее через запятую с маленькой буквы.

– Сколько слов вы вспомнили и записали? Проверьте их ещё раз.

– Какие гласные нельзя писать после Ж и Ш?

 Работа в парах.

– Вставьте пропущенные слова.

На десятом этаже

Жили буквы Ш и Ж.

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

Каждый час,

И вот что, кстати,

Получилось в результате.

Две вороны ворожили,

Десять – сено … (ворошили).

И сороки не тужили

У реки пожар … (тушили).

А журавль рыбу жарил

Шмель в цветах душистых … (шарил).

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая … (ушами).

 Проверка работ.

(Они обозначают всегда только твердые звуки. Под ударением жи, ши, ци – пиши с буквой И, же, ше, це – пиши с буквой Е.)

Дети записывают слова по памяти.

 

 

 

Дети в парах выполняют задание.

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.

 - Дети, отгадайте загадки. (Слайд №1)

Черепаха понимает,                        

Что домой не опоздает.                  

При луне, как при свече,                

Подползает к букве ....   (ч).  

 Щуке в речке каждый день      (Слайд №2)

 Щеткой зубы чистить лень.  

 Позвала к себе леща -

 От леща осталась  ....  (щ).

- Сегодня на уроке мы и поговорим об этих буквах, о звуках, которые они обозначают, и о правилах написания слов с этими буквами.

 Работа по учебнику (с. 64, 1-я часть статьи).

Слайд №3.На доске записаны слова: часто, чуткий, честный, чисто.

– Прочитайте слова. Какой звук вы произносите на месте буквы ч: мягкий или твердый?

– Обратите внимание на гласные после буквы ч.

Слайд №4.      Аналогичная работа по 2-й части статьи учебника (с. 64) со словами: щука, щепка, щит.

 

 

Личностные УУД: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике.

4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

5. Первичное закрепление.

6. Рефлексия деятельности (итог урока).

1. Работа со звуковым столбиком (с. 57).

– Найдите буквы Щ, Ч, Й. Где будете искать?  

– Каким цветом помечены звуки [щ’], [ч’]? Есть ли у них твердая пара?

Вывод: звуки [щ’], [ч’] – только мягкие.

2. Чтение статьи учебника (с. 64, 3-я часть).

Слайд №5.  3. Работа с правилом (с. 65).

«– Что же здесь необычно? – спросила Маша».

– Как вы ответите на ее вопрос?

– А что можете сказать о буквах Ч, Щ?  

– А буквы Ж, Ш?  

– А какие гласные показывают, что согласный перед ними мягкий?  

– Буквы А и У входят в их число?  

– Буквы А и У могут показывать, что перед ними – мягкие согласные звуки?

– Необычно, что после мягких согласных стоят буквы А, У. Слайд №6.

4. Выборочный диктант.

– Запишите слова на изучаемое правило.

Часто, врач, роща, борщ, чайка, ворчун, щука, завуч.

5. Запишите, как зовут детёнышей этих зверей.   Слайд №7.

 Физкультминутка
ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму

(соединить лодочкой)

И по морю поплыву

(выполнять волнообразные движения).

Две ладошки, друзья,

(показать ладошки) –

Это лодочка моя 

(снова ладони сложить «лодочкой»).

Паруса подниму

(поднять, выпрямив, ладошки вверх),

Синим морем поплыву

(волнообразные движения рук).

А по бурным волнам

(вместе и попеременно)

Плывут рыбки тут и там.

  Работа по учебнику.

Упражнение 30 (с подробным комментированием).

Каждый случай написания орфограммы проговаривается: «Щуки – пишу У, так как У – под ударением. Я знаю, что под ударением ЧУ–ЩУ пишется с У».

Физкультминутка
Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.

Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).

Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).

Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).

Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).

Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща).

Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу)

 Работа в парах.                       Слайд №8.

-Прочитайте текст на листочках.

 Дети пошли в рощю. Маша на полянке собирает щявель. Миша и катя ищют грибы. Под кустом шыповника дети нашли ежыка.

 

-Давайте исправим ошибки, работая в паре. Главное правило работы в паре какое?  

Проверка.

  Работа по тетради для самостоятельных работ.

Задание 1, с. 37.

1-й                     2-й                     3-й  

Чаща                пушистый                    ворчать                                          

моржи                   случайный              молчать                        

кувшин                   жирный                     ворошить

                                 

к врачу                   чуткий                             шить                                

чудо                   большие                             молчу                        

шишки

(Это же упражнение можно дать для работы по вариантам, если остаётся мало времени)

 

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

      Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

 – С каким новым правилом познакомила вас Волшебница?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

Оцените свою работу на уроке.  

 Слайд №9.   Выполнение теста  с последующей проверкой.

 

 

 

 

 

 

(Й – в середине столбика, Ч, Щ – в конце.)

(Ответы детей)

(Они только мягкие звуки.)

(Они только твердые звуки. После твердых согласных пишутся буквы А, О, У, Э, Ы.)

(Буквы Я, Е, Ё, И, Ю показывают, что согласный перед ними мягкий.)

(Нет)

 

(В нём много ошибок)

(Работать вместе и дружно).

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, оценивают результаты своей работы.

Познавательные УУД: общеучебные – обучение работе с информацией, представленной в графической форме; развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему, формирование умения осуществлять сравнение языковых фактов и явлений и выделять общее и различное.

Коммуникативные УУД: построение конструктивного диалога в сотрудничестве, учитывание позиции собеседника.

Регулятивные УУД: выполнение учебных действий по решению практической задачи в соответствии с четкой установкой учителя, объясняя (комментируя) написание орфограммы и доказывая свои суждения правилом.

Регулятивные:

 - самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

 

 

 

    

 

  

 .

 

Используемые источники: 

  1. Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков. Учебник по обучению грамоте и чтению. Азбука. М. Академкнига,2011.
  2. Н.В.Лободина, Русский язык. Обучение грамоте( Обучение чтению)1 кл. Волгоград. Изд-во "Учитель", 2012.

3.   М.Лавров. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие.М. Академкнига, 2012.

4.   В.В.Волина. Учимся играя. М. «Новая школа», 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...