Урок русского языка в 1 классе по теме "Сочетания ча-ща, чу-щу"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок русского языка в 1 классе по теме "Сочетания ча-ща, чу-щу" по УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_1_a_sochetaniya_cha-shcha.chu-shchu.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе
Тема урока: Сочетания ча-ща, чу-щу .
УМК «Перспективная начальная школа »
Учитель начальных классов: Фабер Ирина Александровна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 76»
г. Саратов
Тема урока: Сочетания ча-ща, чу-щу
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ч’], [щ’] как всегда мягких, развития навыка правописания слов с сочетаниями чу–щу, ча–ща в сильной позиции (под ударением); способствовать развитию памяти, речи, мышления, воспитанию прилежности, культуры учебного труда.
Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД.
Предметные: научатся различать только твердые и только мягкие согласные звуки, писать слова с сочетаниями чу–щу, ча–ща, жи–ши в сильной позиции (под ударением), определять ударный слог.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – умеют выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме в соответствии с установкой (инструкцией) учителя или по алгоритму; познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные – принимают участие в работе парами, ориентируясь на общепринятые правила сотрудничества.
Личностные УУД: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Методы обучения:
- Словесный, наглядный, частично- поисковый.
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, распечатанные задания для парной работы.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. Чистописание. | Звенит, заливается Школьный звонок. Готовьтесь, ребята, Начнём наш урок. . Восемь пальчиков сплели, Посильнее напрягли, Два больших соединили И немного их сдавили. Шж шЖ Цц
|
Ученики сплетают пальцы рук, напрягают их. Большие пальцы прижимают подушечками друг к другу и стараются сдавить их как можно сильнее. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | – Что можете сказать о буквах ж, ш, ц? На доске написаны слова: шишка, снежинка, цирк, машина, циркуль, жизнь. – Прочитайте слова. Запомните их. – Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти. Первое слово пишите с красной строки и большой буквы, а далее через запятую с маленькой буквы. – Сколько слов вы вспомнили и записали? Проверьте их ещё раз. – Какие гласные нельзя писать после Ж и Ш? • Работа в парах. – Вставьте пропущенные слова. На десятом этаже Жили буквы Ш и Ж. То грустили, то смеялись И квартирами менялись Каждый час, И вот что, кстати, Получилось в результате. Две вороны ворожили, Десять – сено … (ворошили). И сороки не тужили У реки пожар … (тушили). А журавль рыбу жарил Шмель в цветах душистых … (шарил). И беседовал с ужами Заяц, хлопая … (ушами). • Проверка работ. | (Они обозначают всегда только твердые звуки. Под ударением жи, ши, ци – пиши с буквой И, же, ше, це – пиши с буквой Е.) Дети записывают слова по памяти.
Дети в парах выполняют задание. | Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. |
3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока. | - Дети, отгадайте загадки. (Слайд №1) Черепаха понимает, Что домой не опоздает. При луне, как при свече, Подползает к букве .... (ч). Щуке в речке каждый день (Слайд №2) Щеткой зубы чистить лень. Позвала к себе леща - От леща осталась .... (щ). - Сегодня на уроке мы и поговорим об этих буквах, о звуках, которые они обозначают, и о правилах написания слов с этими буквами. • Работа по учебнику (с. 64, 1-я часть статьи). Слайд №3.На доске записаны слова: часто, чуткий, честный, чисто. – Прочитайте слова. Какой звук вы произносите на месте буквы ч: мягкий или твердый? – Обратите внимание на гласные после буквы ч. Слайд №4. Аналогичная работа по 2-й части статьи учебника (с. 64) со словами: щука, щепка, щит. |
| Личностные УУД: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности. Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике. |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания). 5. Первичное закрепление. 6. Рефлексия деятельности (итог урока). | 1. Работа со звуковым столбиком (с. 57). – Найдите буквы Щ, Ч, Й. Где будете искать? – Каким цветом помечены звуки [щ’], [ч’]? Есть ли у них твердая пара? Вывод: звуки [щ’], [ч’] – только мягкие. 2. Чтение статьи учебника (с. 64, 3-я часть). Слайд №5. 3. Работа с правилом (с. 65). «– Что же здесь необычно? – спросила Маша». – Как вы ответите на ее вопрос? – А что можете сказать о буквах Ч, Щ? – А буквы Ж, Ш? – А какие гласные показывают, что согласный перед ними мягкий? – Буквы А и У входят в их число? – Буквы А и У могут показывать, что перед ними – мягкие согласные звуки? – Необычно, что после мягких согласных стоят буквы А, У. Слайд №6. 4. Выборочный диктант. – Запишите слова на изучаемое правило. Часто, врач, роща, борщ, чайка, ворчун, щука, завуч. 5. Запишите, как зовут детёнышей этих зверей. Слайд №7. Физкультминутка Две ладошки прижму (соединить лодочкой) И по морю поплыву (выполнять волнообразные движения). Две ладошки, друзья, (показать ладошки) – Это лодочка моя (снова ладони сложить «лодочкой»). Паруса подниму (поднять, выпрямив, ладошки вверх), Синим морем поплыву (волнообразные движения рук). А по бурным волнам (вместе и попеременно) Плывут рыбки тут и там. • Работа по учебнику. Упражнение 30 (с подробным комментированием). Каждый случай написания орфограммы проговаривается: «Щуки – пишу У, так как У – под ударением. Я знаю, что под ударением ЧУ–ЩУ пишется с У». Физкультминутка Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи). Ши-ши-ши – маршируют … (малыши). Ча-ча-ча – прискакала … (саранча). Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу). Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща). Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу) • Работа в парах. Слайд №8. -Прочитайте текст на листочках. Дети пошли в рощю. Маша на полянке собирает щявель. Миша и катя ищют грибы. Под кустом шыповника дети нашли ежыка.
-Давайте исправим ошибки, работая в паре. Главное правило работы в паре какое? Проверка. • Работа по тетради для самостоятельных работ. Задание 1, с. 37. 1-й 2-й 3-й Чаща пушистый ворчать моржи случайный молчать кувшин жирный ворошить
к врачу чуткий шить чудо большие молчу шишки (Это же упражнение можно дать для работы по вариантам, если остаётся мало времени)
1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке. 2. Беседа: – С каким новым правилом познакомила вас Волшебница? - Какие цели вы ставили? - Удалось ли достичь этих целей? - Возникали у вас затруднения? - Вы смогли их преодолеть? Оцените свою работу на уроке. Слайд №9. Выполнение теста с последующей проверкой.
|
(Й – в середине столбика, Ч, Щ – в конце.) (Ответы детей) (Они только мягкие звуки.) (Они только твердые звуки. После твердых согласных пишутся буквы А, О, У, Э, Ы.) (Буквы Я, Е, Ё, И, Ю показывают, что согласный перед ними мягкий.) (Нет)
(В нём много ошибок) (Работать вместе и дружно). Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, оценивают результаты своей работы. | Познавательные УУД: общеучебные – обучение работе с информацией, представленной в графической форме; развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему, формирование умения осуществлять сравнение языковых фактов и явлений и выделять общее и различное. Коммуникативные УУД: построение конструктивного диалога в сотрудничестве, учитывание позиции собеседника. Регулятивные УУД: выполнение учебных действий по решению практической задачи в соответствии с четкой установкой учителя, объясняя (комментируя) написание орфограммы и доказывая свои суждения правилом. Регулятивные: - самоконтроль деятельности; -самооценка результатов работы. |
|
| ||
|
|
| . |
Используемые источники:
- Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков. Учебник по обучению грамоте и чтению. Азбука. М. Академкнига,2011.
- Н.В.Лободина, Русский язык. Обучение грамоте( Обучение чтению)1 кл. Волгоград. Изд-во "Учитель", 2012.
3. М.Лавров. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие.М. Академкнига, 2012.
4. В.В.Волина. Учимся играя. М. «Новая школа», 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...