Как научить первоклассника красиво писать (статья)
статья по русскому языку (1 класс) на тему
Первоклассники испытывают большие трудности в овладении техники написания букв.Эта проблема всегда была актуальной,ведь четкий и красивый почерк важен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_pervoklassnika_krasivo_pisat.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить первоклассника красиво писать
(из опыта работы)
Дети, которые пришли в первый класс, испытывают большие трудности в овладении правильного написания букв. И, хотя в современных методиках этот вопрос проработан достаточно хорошо, проблема все равно остается актуальной. Сейчас в школах нет такого предмета, как «Чистописание», но четкий и аккуратный почерк по-прежнему важен. Когда-то, еще в самом начале моей педагогической карьеры, проработав 5 лет, меня послали на курсы повышения квалификации в Институт усовершенствования учителей (тогда он так назывался). Кроме теоретического обучения, мы получали и практические навыки. На кафедру приходили именитые учителя, делились опытом своей работы. Конечно, мы - молодежь, впитывали все увиденное, как губки, брали на вооружение, чтобы в дальнейшем применить это в своей работе. Но мне запомнился опыт одной заслуженной учительницы (к сожалению, я сейчас и не вспомню ее имени и фамилии). Она принесла стопку тетрадей (а их тогда в классах было много – от 30 до 42) своих учеников 3 класса по русскому языку. Так вот, почерк во всех 36 тетрадях был одинаковым, красивым. Как же так? Закралось сомнение: а не сама ли она написала во всех тетрадях к выступлению на курсах? Но как можно исписать столько тетрадей? Сколько же на это надо потратить времени? Мы просмотрели все до единой тетради. Они были исписаны: у кого-то до половины, у кого-то уже заканчивались. Оценена была каждая работа, были и исправления ошибок учителем, и отметки выставлены разные. Мы только диву давались! И вот что рассказала нам сама учительница, поделилась, как она добилась таких результатов. Тетради с самого первого класса она начинала вести в широкую линию. Сама прописывала детям изучаемые буквы, сама рисовала рисунки для штриховки в каждой тетради. Использовала в работе кальку. И вот результат налицо!
Я решила попробовать использовать ее опыт в своей работе. Как раз выпускала 3-й класс и на следующий год набирала 1-й. За основу взяла методики таких заслуженных педагогов-новаторов как Лысенковой С.Н. «Методом опережающего обучения», Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!», Потаповой Е.Н. «Становление почерка» (методика обучения письму). А что-то внесла и свое. Родители будущих первоклассников приготовили карточки (на каждого ученика!) с письменными буквами, вырезанными из наждачной бумаги (для тактильного восприятия), пластинки ленолеума (30х30), листочки кальки. У каждого ученика был кусочек мела, баночка с водой, которая вставлялась в парту вместо чернильницы (парты тогда были еще старые, а чернилами уже не писали). Итак, начали писать в тетрадях в широкую линию (некоторые педагоги приводили доводы, что у детей очень болезненный переход от тетрадей в узкую линию к тетрадям в широкую, многие дети теряются и почерк меняется не в лучшую сторону (буквы «скачут»: то большие получаются, то маленькие). Директор долго сопротивлялся, не разрешал в первом классе писать в тетрадях в широкую линию, потом сдался, но предупредил, что, если беремся за эксперимент, то результат должен быть непременно положительным.
В классе 27 учеников. В 27-ми тетрадях делаю рисунок для штриховки и развития мелкой моторики рук и, чтобы рисунок ассоциировался с изучаемой буквой. Прописываю изучаемую букву. Много говорим об этой букве: читаем стихи, вспоминаем загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, находим признаки того, на что похожа эта буква. Затем проводим пальчиком по букве, вырезанной из наждачной бумаги сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми (тактильное восприятие). Далее прописываем букву в воздухе, на ленолеуме – мелом, затем пальчиком, обмакнувшимся в воду. Обводят целую строчку на кальке букву, которую записала в тетради я. И только потом записываем ее в тетради. Проведена большая продепевтическая работа. Соглашусь, очень тяжело. Но это стоило того. У всех 27- ми учащихся почерк практически одинаково красив, письмо безотрывное, соблюдается единый темп. У детей хорошо развивается глазомер, скорость письма при такой разлиновке значительно выше, за урок дети выполняют большой объем работы.
Коллег приглашаю к обсуждению данной проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка красиво писать
В статье дается несколько полезных советов как помочь ученику научиться красиво писать....
Как научить ребенка красиво писать
Советы родителям и учителям...
Родительское собрание: «Как научить ребенка красиво писать?»
Цель: ознакомить родителей с практическими методами, способствующими формированию каллиграфических умений.Задачи:- дать практические рекомендации по совершенствованию навыка правильног...
Из опыта работы Доклад «Как научить первоклассников красиво писать»
Здесь используется методика Е.Н.Потаповой...
Статья "Как научить ребенка красиво писать. Основы каллиграфии, рекомендации для родителей"
Рекомендации для родителей по правильному и красивому письму....
Презентация к родительскому собранию на тему "Как научить ребёнка красиво писать"
Презентация к родительскому собранию на тему "Как научить ребёнка красиво писать" познакомит родителей с основными составляющими каллиграфического успеха, а также ...
Как научить ребёнка красиво писать
Очень сложно научиться красиво писать...