Из опыта работы Доклад «Как научить первоклассников красиво писать»
учебно-методический материал (1 класс)
Предварительный просмотр:
«Как научить первоклассников красиво писать»
С первых уроков письма многие учащиеся теряют надежду на легкое и красивое письмо, а родители огорчаются и нередко ругают своих детей за нестарание и неаккуратность. Слишком частые напоминания о правильной посадке, правилах написания того или иного элемента отвлекают ученика и, радости от письма он, конечно, не испытывает. Наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, т. е. исчезает положительная мотивация учения.
С этой проблемой я обратилась за помощью к коллеге.
Каково было моё изумление, когда она принесла тетради с красивыми детскими работами, в которых были оригинально построенные образцы из геометрических фигур (по трафаретам – линейкам), из фигурок животных. Разноцветная разнообразная штриховка, в весёлой игровой форме, написание элементов букв, да и самих букв. Буквы из наждачной бумаги, рассказала для чего они используются. Всё это вызвала не только интерес, но и желание глубокого изучения данного опыта, применения на собственной практике.
Эта методика обучения письму, разработана Е.Н. Потаповой и состоит из трех этапов.
I этап – развитие мускульной памяти.
II этап – развитие тактильной памяти.
III этап – закрепление знаний и умений, обучение написанию букв и их соединений с помощью прописей.
Все этапы связаны между собой, сочетаются в одном уроке.
1 этап – развитие мускульной памяти. На этом этапе происходит тренировка мелкой моторики рук путем занимательного черчения различных фигурок с помощью лекал и с последующей штриховкой их дугообразными, прямыми линиями, петельками – это будущие элементы букв. Дети проводят линии слева направо, снизу вверх и сверху вниз (в соответствии с правилами русской письменности).
Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить руку, подготовить ее к работе.
Я считаю этот этап определяющим успех всего обучения.
Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами.
Первоначально я всегда указывала стрелкой направление штриховки. Правила не трудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.
Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но и в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.
Штриховать дети начинают с первого урока и продолжают штриховать до конца периода обучения грамоте. У каждого ученика есть тетрадь для штриховки, трафареты с геометрическими фигурами, фигурками животных и предметов, набор лекал.
Вначале для штриховки я давала использовать трафарет с геометрическими фигурами. Некоторые фигуры уже знакомы, так как они работали с ними еще в детском саду. После того как ученики научились хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, мы приступили к работе с другими трафаретами (с изображениями предметов и фигур животных). Дети обводят фигуры, штрихуют их, составляют из них различные композиции. Начиная с октября, мы начали штриховать не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями.
На втором месяце обучения учащиеся уже научились сами составлять свои рисунки из фигур трафарета и лекал. Постепенно учащихся начинает увлекать штриховка, раскраска, обведение трафаретов (шаблонов)., доставлять удовольствие, они не чувствуют утомления. Потому что после уроков можно наблюдать, как ребята достают свои тетради и по своему желанию старательно выводят кружочки, палочки, квадратики, буквы, которые изучали на уроке.
Со второго полугодия учащимся предлагаются тетради для раскрашивания. Используя трафареты геометрических фигур, мы с ребятами составляли, чертили по ним целые смысловые композиции – для последующей штриховки. К этому времени дети знают все буквы и в свою штриховку активно включают элементы букв.
Благодаря этому этапу мои дети пишут красивым каллиграфическим подчерком.
2 этап - развитие тактильной памяти.
Основная цель этого этапа - соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и строчной буквы.. (Формирование в сознании ребенка буквы). Кроме тактильной информации дети получают и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка, орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв «азбуки».
Указательным пальцем правой руки ученик ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма. В этом большую роль оказывает материал, из которого изготовлены буквы: шероховатая поверхность наждачной буквы. Прочному запоминанию буквы во многом способствуют игровые моменты.
"Обучение письму путем формирования образа букв непосредственным развитием тактильных рецепторов всегда приводит к более интенсивному интеллектуальному развитию ребенка. Обводя, ощупывая букву, ребенок уже "пишет" ее".
Применяя в своей работе опыт Е.Н.Потаповой, я пришла к выводу, что такое обучение действительно дает положительный педагогический эффект и моральное удовлетворение как для меня, так и для учащихся. Делает обучение младших школьников педагогически эффективным, физиологически безопасным и безболезненным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка красиво писать
В статье дается несколько полезных советов как помочь ученику научиться красиво писать....
Как научить первоклассника красиво писать (статья)
Первоклассники испытывают большие трудности в овладении техники написания букв.Эта проблема всегда была актуальной,ведь четкий и красивый почерк важен....
Как научить ребенка красиво писать
Советы родителям и учителям...
Родительское собрание: «Как научить ребенка красиво писать?»
Цель: ознакомить родителей с практическими методами, способствующими формированию каллиграфических умений.Задачи:- дать практические рекомендации по совершенствованию навыка правильног...
Статья "Как научить ребенка красиво писать. Основы каллиграфии, рекомендации для родителей"
Рекомендации для родителей по правильному и красивому письму....
Презентация к родительскому собранию на тему "Как научить ребёнка красиво писать"
Презентация к родительскому собранию на тему "Как научить ребёнка красиво писать" познакомит родителей с основными составляющими каллиграфического успеха, а также ...
Как научить ребёнка красиво писать
Очень сложно научиться красиво писать...