Урок Е.Н.Горбуновой «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок Е.Н.Горбуновой «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шалинский ГО
Филиал МКОУ «Шамарская СОШ №26» - «Горная СОШ»
Конспект (технологическая карта) урока по русскому языку во 2 классе
обобщающий урок по теме
«Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне»
УМК «Школа России»
Горбунова Елена Николаевна,
учитель нач. классов, I кв.категория
д.Гора, 2014г.
Характеристика ученического коллектива 2 класса.
В классе обучается 16 человек: 12 девочек и 4 мальчика.
Вначале 2014-2015уч. года в классный коллектив прибыла 1 девочка. Её адаптация в коллективе прошла хорошо, конфликтов не возникало.
В основном учащиеся учатся на «хорошо», но выделяется и несколько более «слабых» обучающихся.
У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.
На уроках дети активны, работоспособны, проявляют интерес к знаниям, хорошо воспринимают материал. В основном дети находятся в дружеских отношениях друг с другом. Учащиеся умеют работать совместно. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык.
Описание и обоснование применяемых на уроке образовательных технологий
На представленном уроке русского языка по теме «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова» были использованы следующие современные образовательные технологии:
- Игровая;
- Здоровьесберегающая;
- Технология сотрудничества;
- ИКТ;
Игровая технология
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. На данном уроке был задан игровой сюжет – появление Зимы, мотивирующий всех учеников на определение темы урока. Под фонограмму «Вьюга» было создано ощущение появлении гостьи, но Зима очень торопилась и оставила ёлочку с ключевыми словами на снежинках, с помощью которых была определена тема урока. Так же на уроке была использована орфографическая игра, где дети побывали в роли художников и сами смоделировали картину. При помощи предметных картинок повторили слова с непроверяемым гласным звуком в корне слова. Таким образом, использование игровых технологий создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся и формируют:
- коммуникативные УУД - умение слышать, слушать, понимать отвечающего, правильно выражать свои мысли;
-познавательные УУД - сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности;
- регулятивные УУД - планировать, оценивать правильность выполнения действий;
- личностные УУД - фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру;
Здоровьесберегающая технология
Формированию личностных универсальных учебных действий способствуют здоровьесберегающие технологии. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных сложных задач современной школы. Главной целью своей педагогической работы считаю формирование у школьников мотивации к здоровьесберегающему образу жизни. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку использовалась рациональная смена различных видов деятельности учащимися: устная и письменная, индивидуальная и коллективная, применялись различные игровые приемы. Своевременно была проведена музыкальная физминутка, использованы стихи – правила, которые напоминают детям, как правильно держать осанку, ручку, тетрадь при письме.
Технология сотрудничества
На данном уроке технология сотрудничества была представлена приёмом работы в парах. Работа в парах - это форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Учащиеся работали с толковым словарём и с деформированным текстом. В процессе совместной работы формируются регулятивные, познавательные и коммуникативных универсальные учебные действия, необходимые учащимся для овладения ключевыми компетенциями.
ИКТ
Одним из эффективных средств по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Поэтому на уроке организована работа с толковым словарём, что формирует у учащихся информационные познавательные УУД.
Использование на уроке мультемидийных презентаций «Русские и современные художники» и презентацию – сопровождение к стихотворению А.С.Пушкина позволяет активизировать познавательную деятельность и внимание учащихся, развивает воображение и фантазию, расширяет кругозор.
Филиал МКОУ «Шамарская СОШ №26» - «Горная СОШ»
Конспект (технологическая карта) урока русского языка во 2 классе на тему
«Проверяемые и непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова»
Педагог: Горбунова Елена Николаевна
Тип урока: обобщение и систематизация предметных ЗУНов.
Цель: Способствовать закреплению и контролю знаний учащихся по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
Задачи:
УУД, формируемые на уроке:
- личностные: Владение навыками коллективной деятельности под руководством учителя. Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.
- коммуникативные: - формирование умения грамотно строить речевые высказывания; уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную с позиции задач данной темы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы.
- познавательные: общеучебные –овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Логические – выполняют логические действия (сравнения, анализ, синтез, обобщении, установление аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений).
- регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый контроль;
Оборудование и технические средства обучения: ПК учителя, мультимедийный проектор,
Наглядные пособия: ёлочка, предметные картинки, презентация «Вот север тучи нагоняя…»,«Русские и современные художники»;
Ключевые слова: проверочное слово, проверяемые и непроверяемые орфограммы, безударный гласный звук
Рабочие материалы для обучающихся: «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, предметные картинки, деформированный текст пословиц, цветная бумага, ножницы, клей.
Автор учебника: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
№ п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. | Мотивирование к учебной деятельности (организацион-ный момент) 30 сек | Приветствие учащихся: - Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал Так что время не теряем И работать начинаем Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас, Русский язык у нас сейчас Снег летает и сверкает в золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома Сыплет, сыплет снег – снежок Начинаем мы урок! | Приветствуют учителя, проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Здоровьесберегающая технология. Позитивный настрой на урок , что способствует формированию личностных универсальных учебных действий. |
2. | Актуализация знаний 8 минут | Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте угадать какую же гостью будем мы встречать: Запорошила дорожки Разукрасила окошки Наконец – то ты пришла К нам волшебница ….Зима - Молодцы! А какие признаки зимы вы знаете? - А какая же сегодня погода на улице нам расскажут дежурные! - Замечательное время года зима! А кто вспомнит стихотворение, которое мы учили на литературном чтении о волшебнице Зиме и нам расскажет. - Поблагодарим выступающего! Каким приёмом воспользовался поэт, чтобы мы смогли представить себе зиму. | Называют признаки зимы: на улице стало холодно, температура воздуха ниже нуля; осадки – снег, дни стали короче. Учащиеся работают с календарём природы. Рассказывают стихотворение А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняет…», просматривают презентацию. Аплодисменты. Называют приём – олицетворение. | Межпредметная связь с окружающим миром Познавательные:общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Межпредметная связь с литературным чтением. коммуникативные : ученики слушают выступление одноклассника, личностные: благодарят за выступление; Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез. |
3. | Постановка учебной задачи. | Закрываем все глаза к нам придёт сейчас Зима (под фонограмму вьюги учитель открывает ёлочку, на ёлочке снежинки с ключевыми словами) Посмотрите-ка, ребята – ёлочку оставила! Очень занята она в лес опять отправилась. Будем снежинки мы снимать и тему урока определять! | Снимают с ёлочки снежинки, читают ключевые слова, определяют тему урока. | Игровая технология. Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи; |
4. | Чистописание 4 минуты | Внимание! Внимание! Минутка чистописания! - Так какую же букву мы будем сегодня прописывать? Что вы знаете об этой букве? Зз Зима,….,……, Подберите и напишите однокоренные слова. Я знаю ещё одно слово – зимовье! А каково его лексическое значение? Где мы можем узнать лексическое значение слова? | Открывают тетради под стихотворение. Я тетрадочку открою и как надо положу! Я от вас, друзья, не скрою Ручку я вот так держу! Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь! Буква З звуки З З – согласные, парные, звонкие. Предлагают и записывают слова, выделяют корень. Предлагают найти лексическое значение слова в толковом словаре. Работают с толковым словарём. | Здоровьесберегающая технология. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД: логические – анализ с целью выделения существенных признаков. Познавательные УУД: логические - подведение под понятие. Технология сотрудничества. ИКТ: информационно познавательные УУД. Коммуникативные УУД: сотрудничество в совместном решении проблемы. |
5. | Применение полученных знаний в условиях выполнения упражнений и решении учебных задач. 3 минуты 1 минута Работа со словами из словаря 5 минут | Внимательно ещё раз посмотрите на слова, которые мы записали и попробуйте определить какое из них будет проверяемым, а какое проверочным словом? Молодцы! Повторим ещё раз, какое правило, мы изучали! – А вы знаете, ребята, что не только поэты прославляли в своих произведениях зиму, но и художники тоже восхищались её красотой и писали картины, посвящённые ей во все времена. Сейчас мы полюбуемся картинами русских и современных художников. Рассказывает о художниках и показывает презентацию. Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души. Несмотря на сильный мороз, художник писал картину в вырытой им траншеи из снега. Ему удалось создать новый образ русской природы. А вот ещё его один замечательный пейзаж «Зимнее утро». Шишкин Иван Иванович - один из даровитейших русских пейзажистов. Картина Шишкина «Зима» была написала в 1890 году. Достаточно одного взгляда на полотно, чтобы почувствовать красоту зимы ее умиротворение, холодное спокойствие и по-своему праздничную и торжественную атмосферу. Константин Алексеевич Коровин — выдающийся русский живописец. В картине «Зимой» ярко выражена любовь художника к родной природе. Обычный зимний пейзаж. Со двора старого бревенчатого дома приготовился выехать в санях крестьянин. Ворота уже открыты, лошадь было двинулась, да хозяин что-то забыл, вернулся в дом, даже дверь за собой не закрыл. Дмитрий Лёвин - современный художник-пейзажист. Предпочитает писать пейзажи русской глубинки, деревенские улочки и домики, городские скверы. Олег Чувашов. Юлия Жукова. Проживает в г. Екатеринбурге. А вы хотите попробовать себя в роли художника? Из предметных картинок будем составлять картину, а слова записывать в тетрадь и определять опасное место в них. Сделайте вывод. Хвалит за выполненную работу. Придумайте название нашей картине. | Отвечают на поставленный вопрос и доказывают. («Зима» – проверяемое слово т.к. «и» безударная, а слово «зимушка» - проверочное т.к ударение падает на эту безударную гласную и т.д). Дети читают правило в стихотворной форме: - Если буква гласная Вызвала сомнение! Ты её немедленно Ставь под ударение! Смотрят презентацию, знакомятся с русскими и современными художниками. На доске дети составляют картину: приклеивают предметные картинки, записывают словарные слова в тетрадь, определяют безударную гласную. Вывод: Это слова с непроверяемыми гласными. Их проверить мы можем по орфографическому словарю. Предлагают название картины. | Познавательные УУД: подведение под понятие, выведение причинно – следственных связей. Познавательные УУД: общеучебные ; Межпредметная связь с «Искусством» ИКТ. Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской); Личностные УУД: нравственно – этическое оценивание. Познавательные УУД: активизируют познавательную деятельность и внимание учащихся, расширяют кругозор. Моделирование картины. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, Познавательные УУД: логические - составление целого из частей; Выделение существенных признаков; Познавательные УУД: логические; |
6. | Физминутка 2 минуты | Холодно зайке сидеть, будем вместе с ним лапки греть? | Выполняют музыкальную физминутку «Зайка» | Здоровьесберегающая технология. |
7. | Работа в парах. 7 минут | А сейчас внимание – трудное задание. У вас на парте пословицы о зиме, но они рассыпались. Что же будем делать? - собрать; - объяснить смысл пословицы; - записать в тетрадь, вставить пропущенные буквы; - проверить; | Ставят задачу. Составляют пословицу, записывают в тетрадь, вставляют пропущенные буквы, объясняют смысл пословицы. | Технология сотрудничества. Коммуникативные УУД: сотрудничество; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: логические - составление целого из частей; Анализ (выделение признаков), синтез (восполнение недостающих компонентов – подбор проверочных слов). |
8. | Рефлексия 4 минуты | Вот и заканчивается урок, Подведём сейчас итог, Мы много вспомнили, друзья, Без этого никак нельзя И теперь своим успехом ёлочку опять оденем! Под музыку замечательного композитора Петра Ильича Чайковского приготовьте украшение для нашей ёлочки, этому композитору исполнится в этом году 175 лет. Слушаем его произведение из альбома «Времена года» и готовим украшения, используя следующие обозначения: - у меня всё получилось;
- получилось, но не всё; - сегодня не получилось, но я буду стараться; | Дети под музыку выполняют работу, прикрепляют шарики на ёлочку и производят самооценку. | ИКТ. Представление музыкального материала (аудиозапись); Личностные УУД: нравственно – этическое оценивание. Познавательные УУД: расширение кругозора; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; анализировать собственную деятельность с позиции задач данной темы Регулятивные: оценка- выделение и сознание учащимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению. |
Самоанализ урока русского языка во 2 классе на тему
«Проверяемые и непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова»
Тип урока: обобщение и систематизация предметных ЗУНов.
Цель: Способствовать закреплению и контролю знаний учащихся по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».
На данном уроке решались следующие задачи:
Задачи:
УУД, формируемые на уроке:
- личностные: Владение навыками коллективной деятельности под руководством учителя. Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.
- коммуникативные: - формирование умения грамотно строить речевые высказывания; уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную с позиции задач данной темы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы.
- познавательные: общеучебные –овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Логические – выполняют логические действия (сравнения, анализ, синтез, обобщении, установление аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений).
- регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый контроль;
Данный урок был проведён во II четверти. Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова» входит в раздел программы «Звуки и буквы». Представленный урок является обобщающим по данной теме.
Для урока русского языка во 2 классе была выбрана форма межпредметного урока. Его особенность в том, что учебный материал иллюстрируется сведениями из других предметов: окружающего мира, литературы, искусства.
I этап - Организационный.
Дидактическая цель этого этапа - подготовить учащихся к работе на уроке. Для этого на уроке использовалось приветствие учащихся посредством стихов, что позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у учащихся необходимую мотивацию к учебной деятельности на уроке.
II этап – Постановка учебной задачи.
Дидактическая цель этого этапа – организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
На данном этапе идёт формулировка цели урока. Чтобы подвести учащихся к цели урока была использована межпредметная связь с «Литературным чтением». Учащиеся вспомнили произведение А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», погрузились в произведение посредством презентации и встретились с зимой, которая принесла ёлочку. При помощи ключевых слов определили тему урока, тем самым на данном этапе формируются познавательные УУД: логические - составление целого из частей.
III – этап – Минутка чистописания.
Этот этап урока выделен отдельно т.к. идёт не только повторение правильного написания заглавной и строчной буквы З, а ещё обучающиеся характеризуют звуки этой буквы. Этот приём был использован как подготовительный момент к изучению согласных звуков т.к. на следующем уроке начинается тема «Согласные звуки». Подбирают однокоренные слова, выделяют корень, определяют безударную гласную.
IV этап - Применение полученных знаний в условиях выполнения упражнений и решении учебных задач.
Дидактическая задача данного этапа – установить усвоили или нет учащиеся связи между понятиями, закономерностями, устранить обнаруженные пробелы.
- Повторение понятий «проверяемое и проверочное слово»
На данном этапе учащиеся определяют проверяемое и проверочное слово т.е. происходит анализ с целью выделения существенных признаков (познавательные УУД). Для подведения итога этой работы используется правило в стихотворной форме.
На этом же этапе идёт работа над лексическим значением слова «зимовье». Обучающиеся работают с толковым словарём, что формирует у учащихся информационные познавательные УУД.
Для перехода па повторение правописания слов с непроверяемой гласной в корне слова была использована межпредметная связь с образовательной областью «Искусство». Дети познакомились с русскими и современными художниками при помощи презентация «Русские и современные художники». Использование ИКТ позволяет активизировать познавательную деятельность и внимание учащихся, расширяет кругозор.
Игровой приём, побывать в роли художника, позволил учащимся не только смоделировать свою картину, но и повторить написание словарных слов. Итог работы – название картины.
V этап – Физминутка.
На данном этапе используется музыкальная физминутка для снятия напряжения и усталости. Физминутка является неотъемлемой частью урока и была проведена своевременно.
VI этап – Работа в парах.
Обучающиеся работали в паре с деформированным текстом пословиц и поговорок. Перед детьми была поставлена проблема. Обучающиеся должны были пошагово вывести алгоритм: собрать пословицу, объяснить смысл, вставить пропущенную буквы, объяснить правописание слова. На данном этапе работали под руководством учителя. Задачи «собрать пословицу» и «вставить пропущенную букву» вывели сами обучающиеся, а выполнение задач «объяснить смысл пословиц и поговорок», «объяснить правописание слова» были предложены учителем. Затруднение вызвало объяснение смысла поговорок и пословиц. На данном этапе чётко прослеживаются следующие УУД: коммуникативные; познавательные: логические - составление целого из частей; анализ, регулятивные.
VII этап – Рефлексия.
На данном этапе также используется игровой приём – украшение ёлочки своими успехами - подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности. Прослеживается межпредметная связь с образовательной областью «Искусство». Дети получили дополнительную информацию о композиторе П.И.Чайковском.
Таким образом, поставленная цель и задачи урока были выполнены. Данный урок полностью соответствует требованиям ФГОС. На уроке прослеживается связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности. На уроке чётко прослеживается межпредметная связь с такими образовательными областями как «Филология», «Обществознание и естествознание», «Искусство». Каждый этап имеет свою завершённость и логический переход к другому этапу. На уроке прослеживалась активность учащихся благодаря использованию фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Технические средства обучения были целесообразно использованы в соответствии с темой, этапом обучения.
Использование наглядного материала на уроке для решения обучающих задач в качестве иллюстрирования, расширения кругозора детей и для эмоциональной поддержки был представлен в достаточном объёме и использованы уместно.
Прослеживается наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.
Урок проведён в занимательной форме, что способствовало вовлечению всех учащихся класса в процесс обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Презентация к уроку русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова". УМК школа России....
Урок русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".
Данный материал представляет собой конспект урока русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"), который был представлен и апробирован как открытый урок в рамках школьного методического оюъедин...
Урок русского языка во 2 классе по новым стандартам. Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
P { margin-bottom: 0.21cm; } Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.Цель урока: усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов, а так же овладение способами пров...
Проект урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова"
Урок проект русского языка во 2 классе по теме "Правописание проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова"....
Интегрированный урок по русскому языку, окружающему миру и изобразительному искусству Тема: « Закрепление написания слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне».
Это разработка интегрированного урока пр русскому языку, окружающему миру и изобразительному искусству. На уроке закрепляются темы: " Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гл...
Урок-соревнование во 2 "а" классе по русскому языку. Тема: "Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".
Цели:1. Закрепить знания, умения, навыки учащихся по данной теме.2. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использование элемента соревнования.3. Пробуждать интерес к...