Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Словообразование .Изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Словообразование. Образование новых слов с помощью приставки и суффикса.

Цель: формирование у учащихся навыка образования новых слов с помощью приставки и суффикса.

Задачи:

  1. Научить учащихся образованию новых слов посредством  приставок и суффиксов.
  2. Развивать орфографическую зоркость, речь.
  3. Формировать языковую  и предметную компетентности, гражданскую идентичность обучающихся.

Оборудование:

*ноутбуки, нетбуки

*интерактивная доска

* раздаточный материал ( конверты № 1, 2, 3,4  с заданиями на моделирующей основе)

Ход урока:

СЛАЙД  

  1. Орг. момент

Улыбнулись,

Тихо сели,

На меня все  посмотрели.  

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Александровна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами

 формировать с вами  орфографическую зоркость, поработаем над правописанием слов  с безударными гласными,

вспомним изученные ранее морфемы русского языка и  научимся моделировать из них новые слова,

а ещё мы поработаем «строителями»  и попробуем построить новую улицу в нашем родном посёлке.

   Быть должно у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: «Все, что надо под рукой». Нам сегодня понадобятся для работы нетбуки и раздаточный материал. Молодцы!

 - Ну, что же – начнем!?  

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННЫХ РАНЕЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

-  Первым этапом нашей работы будет выполнение орфографического задания:

Пододвиньте к себе поближе нетбуки (именно в них вы будете выполнять упражнение), и познакомьтесь с заданием : в упражнении необходимо выбрать из предложенных вариантов написания слов правильное и выделить его. После этого нажимаете кнопку «принять ответ».Выполняете эту работу в течение 5 минут. По окончании упражнения компьютер выставит вам оценку. Приступайте!

 ( Слежу за выполнением задания. Подхожу и помогаю у кого трудности. Если увижу, что ребенок быстро справился с заданием, то предлагаю ему помочь  слабому товарищу)

Россия, родители, сестра, Москва, столица, братишка, город, бабульки, берёза, малыш.

Упражнение выполнено! Молодцы! А теперь я прошу вас хором по слогам чётко и громко проговорить  слова

(хоровое прочтение с акцентом на верные орфограммы)

-Ребята! Ответьте, пожалуйста на вопрос: с какими группами орфограмм мы поработали?

( Безударные гласные в корне слова проверяемые ударением и слова с непроверяемой гласной, правописание которой нужно запомнить) Слова для запоминания поместим в левый столбик, а слова , в которых гласная в корне проверяется ударением  поместим в правый.

 ( Дети по цепочке выходят и распределяют слова, к словам  правого столбика называют проверочное.)

( Готовый результат)

  Россия                             родители

  Москва                              сестра                 ДЕТИ ЗАПИСЫВАЮТ В

  столица                            братишка             ТЕТРАДЬ!

  город                                бабульки        

  береза                               малыш

-Скажите, какой  тематикой можно объединить данные слова ? (  Темами : «Родина, семья»)

- Верно!

- С чем ассоциируется слово «семья», «Родина» у вас?

- Хорошо.

Верно, ребята! Когда мы говорим слова «семья, Родина», то  представляем дом,   берёзу возле дома и даже  трехцветный  флаг- символ нашего государства. Он трёхцветный( его еще называют «триколором», поскольку он объединяет три цвета: белый, синий , красный.

 Все мы частички нашего государства,  поэтому на всех нас- бейджики в цвет флага, и  мы сегодня объединились в единую  семью под крышей   нашего второго дома – родной 4 школы.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. МОДЕЛИРОВАНИЕ НВЫХ СЛОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИСТАВОК И СУФФИКСОВ

 И в русском языке жили-были морфемы…СЛАЙД

- Напомните, какие из них вам известны? ( Корень, приставка, суффикс, окончание.)Верно, молодцы!

 Жили они врозь. И так  скучно им стало, что решили и они объединиться в семью и построить себе дом и объединиться в семью  . Но тут, заспорили: кто из них будет в доме главным? И на чём будет держаться фундамент этого дома?

Подскажите, чем закончился спор  и  кого на семейном совете избрали главным?  ( Корень)

- А, почему? (ШТОРКА Корень – главная, значимая часть слова, которая лежит в основе всех однокоренных слов)

именно поэтому в основе  нового дома должен лежать кирпичик под названием « Корень». Я предлагаю вам, ребята построить новый дом. Но сначала разомнёмся: (ФИЗМИНУТКА)СЛАЙД

РУКИ ПОДНЯЛИ и покачали- это деревья в лесу.

Руки согнули , кисти встряхнули- ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем- руки сложили назад.

Для моделирования дома Морфем мы воспользуемся интерактивной доской и строительным материалом из белого конвертика.

 Возьмите его в руки и достаньте строительные «кирпичики». Какой же из кирпичиков мы положим первым в основании дома? ( Корень)

-Положите его перед собой. ( В это время я на экране  делаю тоже самое и ассистент-ученик)

 В строительстве дома приняли участие, и приставка , и суффикс.

Напомните, что такое приставка?   СЛАЙД- шторка

Зачитывают правило с доски:

Приставка- часть слов, которая служит для образования новых слов.

Положите эту часть слева от корня.

- Какую морфему мы называем суффиксом ?   СЛАЙД-ШТОРКА 

Суффикс-  часть слова, которая служит для образования новых слов.

Ребята, возьмите, пожалуйста, строительный кирпичик с названием «суффикс» и расположите его на месте крыши

 ( В это время я на экране  ребенок  делает тоже  самое.) 

-  Какой строительный материал у нас остался? (Окончание)

- Для чего служит окончание? ( Ответы детей) СЛАЙД+ ШТОРКА

Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для образования формы одного и того же слова и согласования его с другими словами в предложении.

Обратите внимание, для образования не нового слова, а формы  одного и того же слова.

И для того , чтобы наш дом был похож на настоящий, я предлагаю воспользоваться дополнительным строительным материалом. Выложили окно.

-Ох, какой хороший получился домик у  МОРФЕМ. Какие мы молодцы!

-А теперь, переверните  части домика обратной стороной- у вас получились слова.

СЛАЙД

построй

домик

 Скажите, ребята! Как нам удалось смоделировать «Дом Морфем»? С помощью чего?

3Люди строят различные дома с большими и маленькими крышами, с крылечками и без, так и  с помощью морфем  мы можем построить любые домики-слова. Я предлагаю и вам, поработать сегодня строителями, тем более, что наш первый совместно построенный дом оказался неплохим.

Работа в группе.

Вам необходимо объединиться в группы. Возьмите  в руки конверт синего цвета. Откройте его. Прочитаем задание. « Образуйте  от корня – ХОД новые слова при помощи приставок .»

- На выполнение задания вам дается 3 минуты.

(Дети подписывают приставки к корню –ХОД.  Капитаны  закончив работу, прикрепляют домики-слова на доску.)

- Прочитаем слова, которые у вас получились.

- Молодцы. Какая морфема помогла  образовать домики –слова ?

- Изменилось ли значение слов?

ВЫВОД

- Ребята, у нас на столе лежат уже готовые домики. Они разноцветные , таких цветов , как и цвета наших бейджиков.

 -Я предлагаю вам, образовать при помощи приставок и суффиксов новые слова и записать их в тетрадь. Задание необходимо выполнить в течение 4 минут.

 Белый:  

¬:  РАС , ЗА    

  ^ : К , ОК

Образуйте новые слова с корнями:

 СВЕТ     ,     ЛЕС   ,    МОРОЗ

  первое слово с помощью ¬

  второе с помощью ^

  третье с помощью ¬ и ^

Синий:

¬ : ПО  

^  : К   , ИНК

Образуйте новые слова  с корнями:

ДРУГ    ,    ТРОПа   ,  СТРОЙ

первое слово при помощи ¬

второе при помощи ^

 третье при помощи ¬ и ^

КРАСНЫЙ:

¬ : РАС  ,   ПРА  

^  : ОК,    УШК

Образуйте новые слова  с корнями:

СКАЗ  ,  КОЛОС,   БАБа

первое слово при помощи ¬

второе при помощи ^

 третье при помощи ¬ 

 С заданием справились. Проверяем! Всё внимание на доску. Ребята, работающие  с белыми домиками должны были получить 3 слова. У кого все слова получились .Назовите и приклейте домик на нашу новую улицу.

У НАС ПОЛУЧИЛАСЬ НОВАЯ УЛИЦА ИЗ ДОМИКОВ, ОСТАЛЬНЫЕ ДОМИКИ ВЫ ПРИКЛЕИТЕ НА ПЕРЕМЕНЕ.

Продолжим работу, возьмите на столах листы со стихотворением и прочитайте его. Вставьте  на месте пропусков недостающие слова, которые мы сегодня образовывали.

Я  узнал, что у меня есть

Огромная семья,

И ________________ и  ____________,

В поле каждый ___________________.

Речка, небо голубое- это всё мое, ___________!

Это__________ моя,

Всех люблю на свете я!

Зачитываю стих.

Вывод: чему учились на уроке?

          Домашнее задание:

        - Напишите маленький  рассказ о достопримечательностях Безенчука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...