Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Словообразование .Изучение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Словообразование. Образование новых слов с помощью приставки и суффикса.
Цель: формирование у учащихся навыка образования новых слов с помощью приставки и суффикса.
Задачи:
- Научить учащихся образованию новых слов посредством приставок и суффиксов.
- Развивать орфографическую зоркость, речь.
- Формировать языковую и предметную компетентности, гражданскую идентичность обучающихся.
Оборудование:
*ноутбуки, нетбуки
*интерактивная доска
* раздаточный материал ( конверты № 1, 2, 3,4 с заданиями на моделирующей основе)
Ход урока:
СЛАЙД
- Орг. момент
Улыбнулись,
Тихо сели,
На меня все посмотрели.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Александровна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами
☝ формировать с вами орфографическую зоркость, поработаем над правописанием слов с безударными гласными,
☝вспомним изученные ранее морфемы русского языка и научимся моделировать из них новые слова,
☝а ещё мы поработаем «строителями» и попробуем построить новую улицу в нашем родном посёлке.
Быть должно у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: «Все, что надо под рукой». Нам сегодня понадобятся для работы нетбуки и раздаточный материал. Молодцы!
- Ну, что же – начнем!?
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННЫХ РАНЕЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Первым этапом нашей работы будет выполнение орфографического задания:
Пододвиньте к себе поближе нетбуки (именно в них вы будете выполнять упражнение), и познакомьтесь с заданием : в упражнении необходимо выбрать из предложенных вариантов написания слов правильное и выделить его. После этого нажимаете кнопку «принять ответ».Выполняете эту работу в течение 5 минут. По окончании упражнения компьютер выставит вам оценку. Приступайте!
( Слежу за выполнением задания. Подхожу и помогаю у кого трудности. Если увижу, что ребенок быстро справился с заданием, то предлагаю ему помочь слабому товарищу)
Россия, родители, сестра, Москва, столица, братишка, город, бабульки, берёза, малыш.
Упражнение выполнено! Молодцы! А теперь я прошу вас хором по слогам чётко и громко проговорить слова
(хоровое прочтение с акцентом на верные орфограммы)
-Ребята! Ответьте, пожалуйста на вопрос: с какими группами орфограмм мы поработали?
( Безударные гласные в корне слова проверяемые ударением и слова с непроверяемой гласной, правописание которой нужно запомнить) Слова для запоминания поместим в левый столбик, а слова , в которых гласная в корне проверяется ударением поместим в правый.
( Дети по цепочке выходят и распределяют слова, к словам правого столбика называют проверочное.)
( Готовый результат)
Россия родители
Москва сестра ДЕТИ ЗАПИСЫВАЮТ В
столица братишка ТЕТРАДЬ!
город бабульки
береза малыш
-Скажите, какой тематикой можно объединить данные слова ? ( Темами : «Родина, семья»)
- Верно!
- С чем ассоциируется слово «семья», «Родина» у вас?
- Хорошо.
Верно, ребята! Когда мы говорим слова «семья, Родина», то представляем дом, берёзу возле дома и даже трехцветный флаг- символ нашего государства. Он трёхцветный( его еще называют «триколором», поскольку он объединяет три цвета: белый, синий , красный.
← Все мы частички нашего государства, поэтому на всех нас- бейджики в цвет флага, и мы сегодня объединились в единую семью под крышей нашего второго дома – родной 4 школы.
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. МОДЕЛИРОВАНИЕ НВЫХ СЛОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИСТАВОК И СУФФИКСОВ
← И в русском языке жили-были морфемы…СЛАЙД
- Напомните, какие из них вам известны? ( Корень, приставка, суффикс, окончание.)Верно, молодцы!
← Жили они врозь. И так скучно им стало, что решили и они объединиться в семью и построить себе дом и объединиться в семью . Но тут, заспорили: кто из них будет в доме главным? И на чём будет держаться фундамент этого дома?
←Подскажите, чем закончился спор и кого на семейном совете избрали главным? ( Корень)
- А, почему? (ШТОРКА Корень – главная, значимая часть слова, которая лежит в основе всех однокоренных слов)
←именно поэтому в основе нового дома должен лежать кирпичик под названием « Корень». Я предлагаю вам, ребята построить новый дом. Но сначала разомнёмся: (ФИЗМИНУТКА)СЛАЙД
РУКИ ПОДНЯЛИ и покачали- это деревья в лесу.
Руки согнули , кисти встряхнули- ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем- руки сложили назад.
←Для моделирования дома Морфем мы воспользуемся интерактивной доской и строительным материалом из белого конвертика.
Возьмите его в руки и достаньте строительные «кирпичики». Какой же из кирпичиков мы положим первым в основании дома? ( Корень)
-Положите его перед собой. ( В это время я на экране делаю тоже самое и ассистент-ученик)
← В строительстве дома приняли участие, и приставка , и суффикс.
Напомните, что такое приставка? СЛАЙД- шторка
Зачитывают правило с доски:
Приставка- часть слов, которая служит для образования новых слов.
←Положите эту часть слева от корня.
- Какую морфему мы называем суффиксом ? СЛАЙД-ШТОРКА
Суффикс- часть слова, которая служит для образования новых слов.
Ребята, возьмите, пожалуйста, строительный кирпичик с названием «суффикс» и расположите его на месте крыши
( В это время я на экране ребенок делает тоже самое.)
- Какой строительный материал у нас остался? (Окончание)
- Для чего служит окончание? ( Ответы детей) СЛАЙД+ ШТОРКА
Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для образования формы одного и того же слова и согласования его с другими словами в предложении.
Обратите внимание, для образования не нового слова, а формы одного и того же слова.
И для того , чтобы наш дом был похож на настоящий, я предлагаю воспользоваться дополнительным строительным материалом. Выложили окно.
←-Ох, какой хороший получился домик у МОРФЕМ. Какие мы молодцы!
-А теперь, переверните части домика обратной стороной- у вас получились слова.
СЛАЙД
построй
домик
← Скажите, ребята! Как нам удалось смоделировать «Дом Морфем»? С помощью чего?
3Люди строят различные дома с большими и маленькими крышами, с крылечками и без, так и с помощью морфем мы можем построить любые домики-слова. Я предлагаю и вам, поработать сегодня строителями, тем более, что наш первый совместно построенный дом оказался неплохим.
Работа в группе.
←Вам необходимо объединиться в группы. Возьмите в руки конверт синего цвета. Откройте его. Прочитаем задание. « Образуйте от корня – ХОД новые слова при помощи приставок .»
- На выполнение задания вам дается 3 минуты.
(Дети подписывают приставки к корню –ХОД. Капитаны закончив работу, прикрепляют домики-слова на доску.)
- Прочитаем слова, которые у вас получились.
- Молодцы. Какая морфема помогла образовать домики –слова ?
- Изменилось ли значение слов?
ВЫВОД
- Ребята, у нас на столе лежат уже готовые домики. Они разноцветные , таких цветов , как и цвета наших бейджиков.
-Я предлагаю вам, образовать при помощи приставок и суффиксов новые слова и записать их в тетрадь. Задание необходимо выполнить в течение 4 минут.
Белый:
¬: РАС , ЗА
^ : К , ОК
Образуйте новые слова с корнями:
СВЕТ , ЛЕС , МОРОЗ
← первое слово с помощью ¬
← второе с помощью ^
← третье с помощью ¬ и ^
Синий:
¬ : ПО
^ : К , ИНК
Образуйте новые слова с корнями:
ДРУГ , ТРОПа , СТРОЙ
←первое слово при помощи ¬
←второе при помощи ^
← третье при помощи ¬ и ^
КРАСНЫЙ:
¬ : РАС , ПРА
^ : ОК, УШК
Образуйте новые слова с корнями:
СКАЗ , КОЛОС, БАБа
←первое слово при помощи ¬
←второе при помощи ^
← третье при помощи ¬
С заданием справились. Проверяем! Всё внимание на доску. Ребята, работающие с белыми домиками должны были получить 3 слова. У кого все слова получились .Назовите и приклейте домик на нашу новую улицу.
У НАС ПОЛУЧИЛАСЬ НОВАЯ УЛИЦА ИЗ ДОМИКОВ, ОСТАЛЬНЫЕ ДОМИКИ ВЫ ПРИКЛЕИТЕ НА ПЕРЕМЕНЕ.
Продолжим работу, возьмите на столах листы со стихотворением и прочитайте его. Вставьте на месте пропусков недостающие слова, которые мы сегодня образовывали.
Я узнал, что у меня есть
Огромная семья,
И ________________ и ____________,
В поле каждый ___________________.
Речка, небо голубое- это всё мое, ___________!
Это__________ моя,
Всех люблю на свете я!
Зачитываю стих.
Вывод: чему учились на уроке?
Домашнее задание:
- Напишите маленький рассказ о достопримечательностях Безенчука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...