Алфавит
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок изучения нового материала по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._alfavit.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
14.04.2015 г.
1 класс, УМК «Гармония»
Учитель Кузнецова Е.В.
Тема: «Алфавит»
Цель: усвоение учащимися понятия «алфавит», выявление необходимости хорошего знания последовательности букв.
Задачи урока:
- Предметные:
помочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его, приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей.
2. Метапредметные:
Познавательные:
-создать условия для развития умения анализировать сравнивать, выделять главное;
-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;
-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
-формировать умения поиска существенной информации в учебнике.
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку.
Коммуникативные:
- содействовать развитию диалогической и монологической речи.
3.Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов;
-помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний, определение темы урока и постановка учебной задачи.
- Ребята, наш друг дошкольник Антон на выходные ездил к бабушке в деревню. Там на чердаке он нашёл вот такой странный сундучок, который никак не мог открыть. Что там может быть? Что-то лёгкое, какая-то бумага. Бабушка рассказала Антону, что ключ от этого сундучка спрятан в одной чудесной стране.
Вы готовы отправиться сегодня в путешествие и найти этот ключик?
- Отлично. Но для этого вам понадобятся ваши знания, умения, внимание и немного воображения. А какой предмет, который поможет вам ответить на многие вопросы, каждому из вас необходимо взять с собой?
+ Учебник.
- А на чём мы поедем, вы узнаете, отгадав загадку:
Он по рельсам быстро мчал,
Шпалы все пересчитал.
- Отправляемся в путешествие на поезде по такому маршруту. Прибываем на первую станцию. Прочитайте её название.
+ Тематическая.
- Предположите по названию станции, что мы здесь узнаем.
+ Тему урока.
- Мы узнаем не только тему урока, но и название чудесной страны, в которую мы прибыли. Чтобы узнать тему нашего урока, вам надо в паре с соседом по парте разгадать кроссворд.
- Проверим, как вы разгадали кроссворд.
(Какая орфограмма есть в слове русский?)
- Назовём хором тему урока и название чудесной страны.
- Предположите, на какие вопросы нам предстоит ответить.
+ Что такое алфавит? Зачем нужно знать алфавит?
- А где у каждого из вас есть алфавит?
- Откройте форзац учебника. Сколько букв в русском алфавите?
- На какие три неравные группы делятся все буквы алфавита?
- Встаньте около своих мест. Я буду называть букву, а вам надо её изобразить: Г, К, Л, М, П, Т, Ф, Х.
- Прекрасно! Посмотрите, мы нашли часть ключа!
- Изучение нового материала.
- Отправляемся дальше. Прочитайте название следующей станции.
+ Толковая.
- А что же такое алфавит?
- Проверим. Откройте учебники на с. 61 и найдите в розовой рамке определение алфавита.
- А какое ещё вы знаете слово, которое имеет то же значение, что и алфавит?
- Прочитаем о происхождении этих двух слов в учебнике слева от пунктирной линии.
- Из какого языка пришло к нам слово алфавит?
- Из названий каких букв образовано это слово?
- А как образовалось слово азбука?
- У Антона возник вопрос. Прочитайте его.
- А где мы можем уточнить значение этих слов?
- Откройте толковый словарь на с. 132. Прочитайте самостоятельно о словах азбука и алфавит.
- Какое ещё значение есть у слова азбука?
- Посмотрите, как расположены слова в словаре?
- Но слова азбука и алфавит оба начинаются на букву А. Случайно ли слово азбука напечатано первым?
- Зачем же нам надо знать алфавитный порядок букв?
- Чтобы быстрее выучить алфавит, его можно пропеть. Отправляемся к следующей станции, а чтобы в дороге не скучать, споём алфавит все вместе.
- Ребята, мы нашли ещё одну часть ключа!
- Мы прибыли на следующую станцию. Прочитайте её название.
+Ударная.
- Чему будем здесь учиться?
+ Правильно ставить ударение.
- ТПО с. 16. Даны 3 пары слов. Прочитайте их самостоятельно. Чем отличаются слова в каждой паре?
- Посмотрите, куда падает ударение, и прочитайте первое слово наверху.
- Теперь прочитайте это же слово внизу с ударением на 1-й слог.
- Кто считает, что правильно говорить включИм?
- А кто считает, что правильно говорить вклЮчим?
(далее аналогично с другими словами)
- Мнения разделились. Где же узнать, как правильно? (Прочитайте подсказку под словами.)
- Откройте с. 134. Какое название у этих двух страниц?
- Как называется словарь на с. 134?
- На сколько групп разделены слова? По какому признаку?
- Как будете искать слово в этом словаре?
+ 1. Узнаю, на какой вопрос отвечает слово.
2. Определю по вопросу, к какой группе относится слово.
3. Буду искать слово в нужной группе в алфавитном порядке.
- На какой вопрос отвечает слово из первой пары?
- Найдите это слово в словаре. Зачеркните в ТПО неверный вариант.
(далее аналогично с другими словами)
- Чем похожи оказались эти 3 слова?
+ Ударение падает на 2-й слог.
- Произнесём хором правильно эти слова.
- Закрепление.
- Закрепим наши знания и умения. На экране прочитайте самостоятельно слова. На сколько групп можно разделить эти слова по вопросу, на который они отвечают?
- Как узнаете правильное ударение?
- Запишите в первый столбик по алфавиту слова, отвечающие на вопрос что?, а во второй столбик слова, отвечающие на вопрос что делала? В каждом слове укажите ударение.
- Проверьте себя по записям на экране. Прочитаем хором слова 1-го столбика. Слова 2-го столбика.
- Вы нашли последнюю часть ключа! Но тут какие-то числа. Что они могут обозначать (если мы путешествовали по Алфавиту)?
+ Каждое число – номер буквы в алфавите.
- Откройте форзац и расшифруйте слово. Запишите его в тетрадь. Какое получилось слово?
+ Молодцы!
- Попробуем открыть наш сундучок. Посмотрите, это же славянская азбука! Здесь вы можете прочитать названия всех старых русских букв.
- Итог урока.
- Мы возвращаемся из нашего путешествия. Что вы узнали, чему научились?
- Наш поезд подъезжает к светофору. Каким сигналом оценит нас светофор?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавит в стихах
Красивые иллюстрации и стихи помогут лучше запомнить алфавит.1 часть (А-Н)...
Алфавит в стихах 2 часть
Красивые иллюстрации и стихи помогут запомнить буквы алфавита. 2 часть (О-Я)...
Детский алфавит
В предложенном архиве представлен детский алфавит, который можно использовать для оформления....
Английский алфавит в стихах
Учим английский алфавит вместе! Как проконтроллировать знание алфавита, если родители учили немецкий....
Английский алфавит
При помощи это таблицы родители помогут детям закрепить знания при изучении букв...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе "Алфавит"
Совершенствование знаний алфавита...
Алфавит
Красочные карточки с буквами английского алфавита...