Понятие о глаголе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Навейкина Светлана Вадимовна

Конспект урока по русскому языку с презентацией. Игровое путешествие к дядюшке Глаголу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc147 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka.ppt636 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

УМК «Школа России»

по теме: «Понятие о глаголе»

Навейкина Светлана Вадимовна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ 78 Калининского района

Санкт-Петербурга


Конспект урока русского языка

  1. Учитель: Навейкина Светлана Вадимовна
  2. Государственный образовательный стандарт от 2004 года, А.А. Плешаков УМК «Школа России», 3 класс.
  3. Тема урока: «Понятие о глаголе».
  4. Тип урока: Изучения и первичного закрепления новых знаний.
  5. Место урока в теме: Раздел: Части речи. Глагол. 1 урок по теме.
  6. Основная цель: совершенствование навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи.

        Задачи:

  1. Образовательные: повторять и обобщать знания учащихся о глаголе как части речи. Тренировать умения распознавать, устанавливать их связь с именами существительными.
  2. Развивающие: развивать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи. Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Формулировать свои мысли, высказывать их вслух. Наблюдать за окружающей жизнью, природой и подмечать разнообразные действия предметов.
  3. Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к слову, родному языку. Создавать условия для коммуникативных умений.
  1. Технологии и методы обучения в соответствии с целью урока: технология использования в обучении игровых методов, здоровьесберегающая технология, частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный метод, индивидуальная работа, фронтальная, работа в микрогруппах.
  2. Оборудование урока:

        Для учителя: ИКТ.

        Для учащихся: раздаточный материал – кроссворд, задания на печатной основе.

IX.    Ход урока:

Этапы урока,

учебные задачи

Содержание урока

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный: подготовка учащихся к работе.

- Здравствуйте.

Сейчас будет урок русского языка.

Дети приветствуют учителя.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Психологический настрой.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).

– К нам в класс пришло письмо.

«Дорогие племянники и племянницы! Приезжайте ко мне в гости. Ваш дядюшка…»

Ребята, чей же дядюшка нам ее отправил?

– Возможно, мы это узнаем, разгадав кроссворд, который вложен в конверт.

Вам надо отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина.

1. Вот открыл царевич очи,

    Отрясая грезы ночи,        

    И, дивясь, перед собой

    Видит … он большой.

2. Пушки с пристани палят,

   … пристать велят.

3. Царь Дадон к шатру спешит...

   Что за страшная …!

   Перед ним его два сына.

4. И очутятся на бреге,

    В чешуе, как жар горя,

    Тридцать три … .

5. Торговали мы недаром

   Неуказанным товаром;

   А лежит нам путь далек:

    Восвояси на … .

6. Вот въезжает в город он;

    Вдруг раздался лёгкий звон,

    И в глазах у всей …

    Петушок вспорхнул со спицы..

– Что за слово получилось?  

– Молодцы! Вы выяснили, от кого пришло письмо – от дядюшки Глагола. А ещё вы определили тему нашего сегодняшнего урока-путешествия. Вы согласны отправиться в гости к Глаголу?

– Сам он не может к нам приехать потому, что очень занят на работе. А как вы думаете, где работает дядюшка Глагол?

– Давайте послушаем историю о Глаголе:

Жил-был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошел по белу свету искать счастья. Идёт и видит - сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

          Шли они, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которому также одиноко и грустно. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике.

          Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в предложении. Друзья с радостью согласились. Улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее!

– Где же работает Глагол и его друзья Существительное и Прилагательное?

– Кем они могут работать? (подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством, определением)

Дети вписывают правильные ответы в кроссворд.

- Город

- Корабль

- Картина

- Богатырь

- Восток

- Столица

- Глагол

- да

Ответы детей.

Дети слушают сказку о частях речи.

- в предложении

- подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством, определением

Слайд 1.

Слайд 2.

Работа с раздаточным материалом.

3. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о глаголе.

Физминутка

Рефлексия

– На чем мы могли бы добраться до дядюшки Глагола?

– Запишите названия транспортных средств, а к ним припишите слово, которое покажет, какое действие может выполнять упомянутый предмет.

– Какие слова вы записали? Какой частью речи они являются?

– Что такое глагол?

– Мы отправимся на таком транспортном средстве, которое может выполнять следующие действия: стоять, разгоняться, мчаться, стучать, гудеть.

Правильно, это поезд.

– Мы подошли к нашему поезду. Для того чтобы занять в поезде свои места, надо выполнить задания.

– Чтобы пассажиры не скучали в пути, им предлагается посмотреть мультфильм.

После просмотра вас ждет задание: записать словосочетания с глаголами.

– Прочитайте свои получившиеся тексты.

– Кто считает, что он справился с заданием, нарисуйте на полях зеленый фонарик. Каких фонариков больше получилось?  

Значит, мы можем продолжать наше путешествие.

– Наш поезд набирает ход, и за окном мы видим такую картину:

__ветер. __ и __одинокие деревья. __ весеннее солнце. Под березками __проталинки.

Давайте оживим эту картину. С помощью какой части речи мы это сделаем?

- на автобусе, поезде, самолете, корабле…

- глаголами

- глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

- поезд

Просмотр мультфильма.

Дети читают свои словосочетания.

- зеленых

- глаголом

Слайд 3.

Работа с заданием №1 на печатной основе

Слайд 4.

Слайд 5.

Работа с заданием №2 на печатной основе

Работа с заданием №3 на печатной основе

Слайд 6.

Работа с заданием №4 на печатной основе

4. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

– Мы не заметили, как прибыли на станцию, где нас должен встречать дядюшка Глагол.

Но где же он?

Что делать, что сделать, ребята? Кто же ответит на эти вопросы?

И тут появляется Глагол:

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто, что сделает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … !

– Глагол приглашает нас в свой дом. Только дверь не откроется, пока не подберем все ключики к ней.

Ломать голову

Зарубить на носу

Выбиться из сил

Утереть нос – доказать

По головке не погладят

Плестись в хвосте

Обивать пороги

- глагол

– думать

– запомнить

– устать

– доказать

– не похвалят

– отставать

– просить

Слайд 7.

Работа с заданием №5 на печатной основе

5. Систематизация и обобщение знаний. Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний.

Рефлексия

– Дядюшка Глагол хочет с вами поближе познакомиться и рассказать о себе. Что же вы узнаете о глаголе?

– Давайте заполним таблицу, ответив на вопросы:

Что я уже знаю о глаголе?

Что я уже умею?

Чему я хочу научиться?

ЗНАЮ

УМЕЮ

ХОЧУ

- Глаголы изменяются по временам, по числам, по родам в прошедшем времени.

Составление таблицы «ЗУХ»

Работа с заданием №6 на печатной основе

6. Подведение итогов

Учитель ставит отметки за работу на уроке.

- А я оцениваю вашу работу следующим образом.

Ответы детей.

7. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению.

- Нарисуйте дядюшку Глагола так, как вы его представляете себе.

8. Организационное завершение урока

Спасибо за урок. До свидания.

X.    Оформление доски: наглядный материал представлен в слайдах презентации.

XI.  Оформление тетради ученика – задания на печатной основе.

                        


Путешествие к дядюшке Глаголу

1. Транспортные средства                                                        Действия

2. Запиши слова в два столбика, подпиши каждый столбик:

Вытирал, подметал, заливал, самосвал,  носил, повредил, крокодил, обжег, флажок, дружок.

        

Если сможешь, подбери к каждому существительному прилагательное и запиши словосочетания:

Если сможешь, составь предложение с любым глаголом:

3. Запиши существительные, встретившиеся в мультфильме, вместе с глаголами:

Составь небольшой текст, используя эти словосочетания:

4. Дополни текст глаголами:

___________________ ветер.  _______________и _______________одинокие деревья.

____________________ весеннее солнце. Под березками _________________ проталинки.

Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Укажи части речи.

5. Как вы понимаете смысл фразеологизмов:

Ломать голову – _______________________________

Зарубить на носу – _____________________________

Выбиться из сил – ______________________________

Утереть нос – __________________________________

По головке не погладят – ________________________

Плестись в хвосте – _____________________________

Обивать пороги – _______________________________

6. Составление таблицы «ЗУХ»:

Что я уже знаю о глаголе?

Что я уже умею?

Чему я хочу научиться?

ЗНАЮ

УМЕЮ

ХОЧУ

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

7. Нарисуйте дядюшку Глагола.

Литература:

        1. Интернет-ресурс http://festival.1september.ru/articles/537959/

        2. Интернет-ресурс http://mou-oos-dolgorukovo.narod2.ru/na_urokah/

3. Русский язык. 3 класс: Поурочные разработки к учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. – М.: ВАКО, 2005.

4. Русский язык. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка, 3 класс, УМК «Школа России» Навейкина Светлана Вадимовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 78 Калининского района Санкт-Петербурга "Понятие о глаголе"

Слайд 2

«Дорогие племянники и племянницы! Приезжайте ко мне в гости. Ваш дядюшка…»

Слайд 3

г ород к о р а б л ь к а р т и н а б о г а т ы р и в о с т о к с т о л и ц а

Слайд 6

Отправляемся в путь

Слайд 8

Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто, что сделает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … ! дядюшка Глагол

Слайд 10

Использованные материалы и Интернет-ресурсы 1.Интернет-ресурс http://festival.1september.ru/articles/537959/ 2. Интернет-ресурс http://mou-oos-dolgorukovo.narod2.ru/na_urokah/ 3. Русский язык. 3 класс: Поурочные разработки к учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. – М.: ВАКО, 2005. 4. Русский язык. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2008. "Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей (законных представителей)".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе (5 вида) "Понятие о глаголе"

Урок русского языка в классе малой наполняемости 5 вида....

Тема урока « Общее понятие о глаголе». 3 класс. Рамзаева.

Ознакомление учащихся с понятием глагол; обогащение речи учащихся употреблением глаголов....

Урок- путешествие "Понятие о глаголе" 2 класс Рамзаева

Ознакомление учащихся с понятием глагол, обогащение речь учащихся употреблением глаголов....

Презентация к уроку "Понятие о глаголе"

Эта презентация помогает детям лучше усвоить материал....

Конспект урока руссого языка по теме "Понятие о глаголе"

Урок русского языка по теме «Понятие о глаголе» предназначен для учащихся 3 классов. Материал урока помогает детям в игровой форме дать ответ на вопрос «Что такое глагол?» Урок был проведён в рамках Г...

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

« Понятие о глаголе. Лексическое значение глагола

Формирование представлений (знаний), что глаголы могут обозначать не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака предмета...