Система работы над безударными гласными
учебно-методический материал по русскому языку на тему
даются методические рекомендации и упражнения по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proveryaemaya_bezudarnaya_glasnaya_kornya.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Система работы над безударными гласными».
Подготовила: учитель начальных классов Пасынкова И. П.
Проверяемая безударная гласная корня- одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю легкость правила, регулирующего её написания. Ошибки на правописание безударных гласных в корне слова - самые распространённые во всех классах.
Изучение безударных гласных в корне в 1 классе проводится на фонетической основе, во 2 классе изучение безударных гласных переводится в план морфологический, т.е. безударные гласные изучаются в связи с рассмотрением состава слова, в частности корня и однокоренных слов, в 3 классе работа над правописанием безударных гласных продолжается на более сложном словарном материале. И все же , как показывает практика учащиеся 4 класса продолжают делать ошибки на правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Они не всегда в состоянии перенести приобретённый в начальной школе навык на более сложный материал. Круг вопросов, касающихся правописанию безударных гласных, проверяемых ударением, в 1 и во 2 классах четко очерчен программой, в ней же определены знания, умения и навыки по этой ведущей для 2 класса теме, разработана и реализована в системе упражнений существующего учебника методика работы над совершенствованием навыка правописания проверяемых безударных гласных в пределах слов, простых по морфемному составу и семантике.
В 3 классе на изучение правописания безударных гласных, проверяемых ударением, не отводится специального времени. Обычно эта тема включается в повторение в начале и в конце учебного года, а также в текущеее повторение. Однако такая работа , по сути, остаётся на том же уровне, что и во 2 классе, к тому же она не обеспечивает переноса навыка правописания проверяемых безударных гласных с простых слов на более сложные.
Для отработки отдельных действий по правописанию безударных гласных , проверяемых ударением используют такие аналитико-синтетические приёмы , как приём простукивания ритмико-интонационной структуры слова; приём сравнения лексического значения корня родственных слов; приём постановки орфографической цели.
Упражнения , направленные на выработку умений распознавать ритмико- интонационную структуру слова.
1. Простучите ритм следующих родственных слов. Ударный слог отстукивайте сильным ударом, безударный- слабым. Проверьте безударные гласные в корне слова.
( Грохот- грохочет- грохотать)
2. Простучите ритм следующих родственных слов. Назовите слова, в которых можно допустить ошибку на правописание безударной гласной в корне.
( жалость- пожалеть- жалостный- жалостливый)
3. Простучите ритм следующих родственных слов. Выберите из каждого ряда проверочное слово.
( волны- волна- волноваться-волнистый)
4. Вставьте пропущенные буквы в рядах родственных слов.
Для усовершенствования действия по выделению корня слова можно использовать приём сравнения лексического значения корня родственных слов. Этот приём состоит в нахождении общих признаков в значении корня родственных слов и доказательстве их родственности, например: « Роса- это маленькие капельки воды. Оросить- побрызгать маленькими каплями. Орошение_ это поливка. Только не струёй, а маленькими каплями.»
Нахождение общего признака способствует выработке умения устанавливать структурно-семантическое родство слов, учит разграничивать лексическое и грамматическое значения слов, сводить варианты корня к единой корневой морфеме. Перспективно осознавать лексическое значение слова.
Упражнения на усовершенствование действий по выделению корня в слове и установлению родственности слов могут быть нескольких типов в зависимости от дополнительного действия, на формирование которого они направлены. Это могут быть упражнения, направленные на доказательство родственности или неродственности слов, сопоставление и противопоставление многозначных слов и слов , разных по звучанию, формирование представлений о величине корня, расположении его в слове, его фонетико-графическом составе.
Упражнения.
1. Докажите, что в каждом ряду родственные слова.
( Щит, защитный, беззащитный, защищать)
2. Спишите только однокоренные слова, докажите их родственность.
( Дорогой, дороже, дорожка)
3. Сравните значения слов. Подберите проверочные слова.Почему проверочные слова одинаковые?
( Море волнуется, Рожь волнуется.)
4. Выпишите сначала пары слов, проверяемые одним словом, а потом пары слов, проверяемые разными словами.
( Поседела от горя. Посидела на скамейке.
Солнце выглянуло. Девочка выглянула. )
Для отработки действия по выделению корня в слове и установлению родственности слов используются лексические и орфографические наблюдения над многозначными словами, взятыми из текстов ныне действующего учебника.
1. Как вы понимаете значения слов дорогое имя, дорогой костюм? Можно ли проверить?
2. Сравните: золотое поле, золотые колосья, золотые руки, золотое кольцо.
Почему эти предметы названы золотыми? Вставьте пропущенные буквы.
3. Сравните: Поползут тучи. Поползут муравьи. Поползут мурашки по телу.
Что общего в значении? Проверьте безударные гласные в корне.
В основе навыка правописания безударных гласных в корнях слов лежат знания из области фонетики, графики и морфологии. Учащиеся должны знать:
1. Один из слогов в слове произносится с большей силой, т.е. является ударным.
2. Гласный звук под ударением не изменяется и обозначается соответствующей ему буквой; 3. В безударном слоге соответствия между звуком и буквой может и не быть, например, в слове вода произносится звук а, пишется буква о. Усваивая, что в ударном слоге произношение соответствует написанию, учащиеся тем самым осознают, почему проверочным может быть только слово с ударным гласным звуком в корне.
С другой стороны , зная, что в безударном слоге нет соответствия между произношением и написанием, учащиеся убеждаются в необходимости проверки безударных гласных при написании слова.
К знаниям из области морфологии, на которые опираются учащиеся при написании слов с проверяемыми безударными гласными в корне, относятся понятия о корне и об однокоренных словах. Усваивая, в частности, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково, учащиеся осознают, почему проверочными могут быть однокоренные слова или формы одного и того же слова.
В практике фонетические и морфологические знания выступают в единстве. Конкретизируется это следующим образом. Учащиеся должны очень хорошо знать, что проверочное слово обладает двумя признаками:
1. Это однокоренное слово с тем, которое проверяем, или то же самое, только стоит в другой форме.
2. В корне гласный звук ударный.
Итак, для формирования навыка правописания гласных в корне слова на основе теоретических знаний необходимо , чтобы учащиеся быстро и безошибочно находили в слове ударный и безударный слоги, правильно соотносили звуковую и графическую форму слова, выделяли в слове корень, подбирали однокоренные слова, знали, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково, и умели на письме применять это знание.
В методической литературе широко отмечается, что на формирование орфографических навыков положительное влияние оказывает расчленение процесса, который выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и строгое соблюдение последовательности их выполнения9 алгоритм обучения). Расчленение процесса на отдельные операции позволяет учащимся сознательно представить, что нужно сделать для того, чтобы узнать, как пишется слово и в какой последовательности нужно это делать.
Операции, которые выполняет ученик при написании слов с проверяемой безударной гласной в корне, определяются характером данной орфограммы и психологическими особенностями формирования орфографических навыков.
Прежде чем писать слово. Ученику необходимо уяснить его смысл. Поэтому первая операция- выяснение смысла слова, затем-предложения. Во вторых, нужно найти в слове безударный гласный звук, требующий проверки. В-третьих, выделить в слове корень. Это необходимо для того, чтобы узнать, в какой части слова находится безударный звук, поскольку изучаемое правило проверки безударных гласных относится только к корню. В-четвёртых, подобрать проверочное слово. Для этого изменить форму слова или подобрать однокоренное. В- пятых, написать в корне проверяемого слова ту гласную букву, которая пишется в ударном слоге проверочного. Если ученик пропускает какую-либо операцию или действует непоследовательно, возможно ошибочное написание слов.
Для формирования навыка большое значение , как известно , имеет система упражнений. В школьной практике широко применяются разнообразные виды упражнений, направленные на формирование навыка правописания безударных гласных в корне слов. Безусловно, разнообразие видов упражнений ещё не решает вопроса о формировании навыка. Важно, в какой последовательности они выполняются учащимися, как связаны с усвоением грамматического материала, с развитием речи и мышления школьников. Необходимо, чтобы учитель , предлагая то или иное упражнение детям, четко определял, какие умения и знания формируют это упражнение, в какой связи находится с другими упражнениями.
Работа над всеми безударными гласными проводится одновременно( а не побуквенно9. Поэтому в центре внимания оказывается сущность проверки безударных гласных.
Изучая тему « Безударные гласные» можно использовать карточки, которые усиливают оперативность проведения повторения-обобщения без перегрузки письменными заданиями. В предложении ученик комментирует только одну орфограмму по теме « Безударные гласные». В руках уже стопка карточек со словами. Дети называют одно за другим проверочные слова. Запоминание трудностей идёт и зрительное и слуховое.
Здесь же можно предложить детям и другие задания с карточками ( коллективные и индивидуальные) карточки располагаются на рейке доски-безударная гласная в слове закрыта бумажкой ( заслоночкой) , вызванный ученик пишет над заслоночкой на доске. Затем бумажка снимается- проверяется правильность выполненной работы.
Орфографически правильное письмо предполагает автоматизацию. Но оно предполагает и другое: умение находить, узнавать явление языка, так называемою орфографическую зоркость, чувство языка, которые помогают пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
Положительный результат дают такие приёмы:
1. Проведение орфографических пятиминуток.
2.Письмо по памяти.
Дети находят каждую орфограмму, проверяют её под руководством учителя, взаимопроверка с соседом.
3.Выбор загадки, в которой есть 2-4 слова с безударной гласной.
4. Работа с текстом , записанном на доске. Выбираются слова с безударной гласной.
5. Выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная Гласная, запись их, проверка.
6. Игра « Кто больше?»
Кто больше придумает слов с проверяемой безударной гласной.
7. Запись однокоренных слов в определённом порядке ( с ударением в корне, приставке, суффиксе)
8. Выбор проверочного слова.
9. Запись нескольких проверочных слов.
!0Выписывание парами однокоренных слов сначала с ударной гласной, потом с безударной, сравнение их написания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы над безударнй гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера
Квалифицированная работа по русскому языку по теме "Организация работы над безударной гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера"...
Проверочная работа по безударным гласным
Тест содержит задания для уч-ся 3 класса...
Система работы над безударными гласными проверяемыми ударением
Знакомство с конкретными способами проверки безударных гласных в начальной школе....
Приёмы работы над безударными гласными.
Практика показывает, что чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне , поэтому всё своё внимание мы обращаем на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплен...
Система работы над безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением
Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков своим конечным результатом имеют развитие у детей умения правильно, ...
Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс
Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...
Тест для системы PRO-class "Безударная гласная + парный согласный"
Тест для системы PRO-class "Безударная гласная + парный согласный"...