Раздаточный материал для самостоятельной работы в 4 классе по русскому языку. Тема "Глагол"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Раздаточный материал-карточки и тексты для списывания с заданиями по теме "Глагол"  для уроков русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI  века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_po_teme_glagol.docx21.81 КБ
Файл rabota_s_tekstom_4_klass.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Начальная школа XXI века

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС

Списывание

Тема: Глаголы прошедшего времени

1.  Прочитай.

Муравей и Голубка

(басня)

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

(Л. Толстой)

2. Выпиши глаголы прошедшего времени.

3. Обозначь в них суффикс, который образовал форму прошедшего времени глагола.

Списывание

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов

1. Прочитай текст.

Липа

Слева и справа наш деревенский сад окружали липы. С крышь была видна широкая липовая аллея. Задолго до восхода солнца в вершинах деревьев начинали петь птицы. Пчёлы гудели над душистыми ветками.

Издавна высокие липы росли в русских лесах. Древесина липы дорого ценилась. Из тонкой коры делали лапти. Только теперь взрослых лип в лесах уж не увидиш.

Осенью липа первая сбрасывает листву. Землю сплошь покрывает жёлтый ковёр из опавших листьев. Идёшь и любуешся на милые с детства деревья.

(По И. Соколову – Микитову) 

2. Найди три орфографические ошибки.

3. Спиши текст без ошибок.

4. Проверь свою работу

Контрольное списывание по теме «Правописание глаголов»

1. Спиши текст.

Ловля пескарей

Вспоминается мне моё детство. Любил я возиться летом у реки. То купаешься, то катаешься на лодке. Но особенно любил я ловить пескарей. Стоишь с удочкой на мелком месте и мутишь воду под ногами. Пескари клюют сразу. Вытащишь одного, положишь в ведро, насадишь червя, закинешь удочку и тотчас вытаскиваешь нового пескаря. Иногда в полчаса поймаешь около тридцати пескарей. А потом выйдешь на берег, разведёшь костёр, сваришь из пескарей уху. Какой вкусной она покажется!

2. Найди пять слов с орфограммой «Мягкий знак в глаголах после шипящих». Подчеркни орфограммы.


Тема: Правописание безударных личных окончаний 

Карточка для самостоятельной работы

Запиши объяснение и вставь пропущенные буквы в окончания глаголов.

- весна (________________________________________________)  буд_т  тёплой

- зима ни зли [ца] ______________________, а весне покори [ца]__________________

- (__________________________________________)  начина_т  с  утра

- снег (___________________________________________) та_т

- курица (_______________________________________) нап_ёт [ца] _________________

- он семя (___________________________________________) се_т

- (______________________________________________) посе_шь, а потом пожнёшь

Карточка 1.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни правописание безударных личных окончаний глаголов (укажи спряжение).

Слышно, плещ…т лишь волна, и колыш…т повиликой тихо веющий эфир. (А. Пушкин) Сып…т, сып…т метель, как вчера, на дорогу. (К. Симонов) Дремл…т хаты, гасн…т день. (М. Исаковский) Солнце, землю нагревая, гон…т с нашей горки лед. Та…т бабка снеговая и ручьями слезы льет. (Г. Ладонщиков) Мы ед…м, ед…м, ед…м в далекие края. (С. Михалков) Сердце матери лучше солнца гре…т. Ласточка день начина…т, а соловей конча…т. (Пословица)

Задания.

  1. Выполнить грамматический разбор первой пословицы. Выписать словосочетания.
  2. Выполнить разбор существительного «матери» как части речи.
  3. Выполнить звукобуквенный разбор слова «едем».

Карточка 2.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни правописание безударных личных окончаний глаголов (укажи спряжение).

В лесу.

Уход…м все дальше в лес. В т…пле и уют…  т…хонько  дыш…т особенный  шум. Скр…пят кл…сты, звенят с…ницы. Св…стит иволга. Изумрудные лягушата прыгают под н…гамии. Щелка…т белка. В лапках сосен мелька…т ее пуш…стый хвост.

Между ств…лов с…сен вид…шь прозрач…ные фигуры огромных людей. Они исчезают в з…леной густоте, сквозь которую просвечива…т голубое небо. Под н…гами пышным к…вром л…жит мох. К…стяника сверка…т в траве кап- лями крови. Грибы дразнят крепким запахом.

Задания.

  1. Выполнить морфологический разбор слов: каплями, зеленой.
  2. Выполнить грамматический разбор 5-го предложения. Выписать словосочетания.
  3. Выполнить фонетический разбор слова «сквозь».



Предварительный просмотр:

Начальная школа XXI века

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС

Для самостоятельной работы

РАБОТА С ТЕКСТОМ

  1. Прочитай.

_______________________________________________________________________

Сел галч_нок на край тарелки и клянч_т, чтобы его пок_рмили.

Мама ест суп с лапшой. Зач_рпнула полную ло_ку, несёт осторожно, чтобы (не) распл__скать. С ло__ки длинная  лапшинка свес__лась.  Гач__нок  как подпрыгн__т, цоп лапшинку с ло__ки. Потряс в клюве, как черв__ка, и с___ел.

Мама вторую ло__ку зач___рпнула. Опять  с неё лапша св___сает. Н__сёт мама ло___ку мимо галч__нка и потряхива__т. Лапшинка пляш___т, словно ж___вая. И эту галч___нок  с___ел.

Начал в т___релку загляд____вать  - откуда вкусные вещи являют___ся. Мама решила ложеч___ку чуть прип____днимать над т___релкой. Галч____нок накл___нялся ниже и ниже, потом стал хватать лапшинки прямо с т____релки. Вот так и одолел всю премудрость еды!

  1. Определи тему текста. О чём этот текст?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответь на вопросы.
  • Почему  мама учила птенца есть?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Было это заранее придумано?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Озаглавьте текст.
  2. Составьте план

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Работа с толковым словарём.
  • Как понимаете значение слова премудрость?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • В каком смысле оно употреблено в тексте?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Объясните, как понимаете значение слова клянчит?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Подберите близкие  по смыслу слова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Напишите, как мог галч__нок  мог клянчить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Почему автор, описывая, как галч__нок схватил лапшинку первый раз, употребил слово цоп?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясни написание окончаний существительных.

на край (чего?) тарелк __________________________________________________;

свесилась (с чего?) с ло__ к _____________________________________________;

потряс (в чём?) в клюв __________________________________________________;

несёт мимо (кого?) галч___нк ____________________________________________;

приподнимать (над чем?) над тарелк _____________________________________;

прямо (из чего?) из тарелк _______________________________________________.

  1. Вставь пропущенные орфограммы.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

  1.  Прочитайте

___________________________________________________________________________________

Мария Ивановна долго б_лела. Все ученики нав_щали учительницу, прин__сили цветы, ра__казывали см_шные истории и инт__ресн___ новости.

Один Вася Сапунов не навещал учительницу. Недаром он слыл нелюдимым мальчишкой.

Мария Ивановна вызд__ров__ла, пришла в класс и поблагодарила всех за внимание во время болезни.  А Васю Сапунова поблагодарила отдельно  и необычно. Она подошла, пожала ему руку и назвала настоящ_____ мужчиной.

Ребята уд__вились. И вот что ра___казала учительница. Вася не навещал её. Но он каждый день прих__дил к его стареньк___ маме и прин___сил по два ведра воды и по две охапки дров.

Каждый заботится как умеет. Разве это плохо?

  1. Вставь пропущенные орфограммы
  2. Работа с толковым словарём
  • Объясните, как понимаете значение слова нелюдим.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Подберите слова, близкие по смыслу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Кого называли нелюдимым, нечутким мальчишкой? ________________________________

_______________________________________________________________________________________

  • Каким на самом деле он оказался? _______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  • Сравните, каким образом проявляли заботу об учительнице все дети и Вася Сапунов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответь на вопрос автора

_____________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Какова основная мысль текста?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Озаглавьте текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы по основным темам русского языка и математики УМК "ПНШ"

С 2006-2007 учебного года работаю по УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА». Могу поделиться своими «наработками», которые помогут не только организовать самостоятельную работу учащихся на уроках ру...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ВведениеПеред учителями стоит важная задача повышение качества обучения. Мы считаем, что важное место в системе обучения занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления ...

Материал для самостоятельной работы - 2 класс 2 четверть

Материал для самостоятельной работы в виде раздаточных карточек на 2 варианта....

Раздаточный материал для самостоятельной работы

Раздаточный материал к уроку 8 B для 6 класса, УМК "Spotlight"...

Разноуровневые контрольные работы, самостоятельные работы и тесты по русскому языку для 3-4 классов.

Разноуровневые контрольные, самостоятельные работы и тесты по русскому языку для 3-4 классов...

Статья. Методы и приёмы самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка.

Статья. Методы и приёмы  самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка....

Статья. Методы и приёмы самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и окружающего мира в начальной малокомплектной школе.

Статья. Методы и приёмы  самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и окружающего мира в начальной малокомплектной школе....