Правописание сочетаний ЧУ-ЩУ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока по теме "Правописание сочетаний ЧУ-ЩУ" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chu-shchu.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание сочетаний ЧУ-Щу
Цели:
- повторить правила написания буквосочетаний чу-щу;
- закрепить правила написания буквосочетаний ча-ща;
- орфографический тренинг;
- отработать написания буквосочетаний чк, чн, щн, нщ; развить речь учащихся;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки для словарной работы, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел звонок. Мы с вами снова на уроке русского языка, на котором мы будем учиться правильно писать некоторые буквенные сочетания.
II. Минутка чистописания
у, щ – назвать сходство и отличие строчных букв.
Прописать строчку у, щ, обращая особое внимание на разницу в величине последних элементов букв.
На другой строке прописать пять раз сочетание букв щу.
III. Словарная работа (орфографический тренинг).
Учитель показывает карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы, ученики записывают слово в тетрадь, вставляют пропущенную букву, подчеркивают её, ставят ударения.
Слова: в..р..бей, д..рога, с..рока, ..зык, ..юнь, ..юль, щ..вель, т..варищ.
Взаимопроверка (работа в парах).
Дети меняются тетрадями, находят ошибки и исправляют их.
Фронтальная проверка. Дети называют словарные слова, букву, которую вставили.
IV. Сообщение темы, цели урока
– Сегодня мы с вами вспомним правила написания буквосочетаний чу-щу, закрепим правила написания буквосочетаний ча-ща, чк,чн, щн, нщ.
1. Послушайте сказку.
Жили-были много лет назад сочетания ча-ща, чу-щу. Когда их люди нашли, они стали думать и гадать, как же правильно их писать. Вот и стали разбираться.
– Давайте и мы с вами разбираться.
– Скажите, ребята ,какие особенности имеют звуки [ч] и [щ]?
Дети отвечают.
– Звуки [ч] и [щ] – согласные, всегда мягкие, непарные глухие.
– Правильно, ребята. Эти звуки всегда мягкие и какие бы гласные звуки мы к ним не подставляли бы, сочетания будут произноситься мягко. Поэтому люди решили, что правильнее всего будет так:
Сочетания ча-ща пишем с буквой а.
Сочетания чу-щу пишем с буквой у.
2.
– Давайте составим весёлую запоминалку.
На доске.
В словах пищ.. и свеч..,
Куч.., гущ.., каланч..,
Туч.., дач.. и печ..ть –
Нужно с буквой “…” писать!
Чтобы у нас получилась весёлая запоминалка, надо вставить пропущенные буквы. Дети поочередно выходят к доске и вставляют буквы.
Подведём итог работы.
– Как правильно пишутся буквосочетания – ча-ща?
– Дети – с буквой а.
3. А теперь мы с вами составим другую весёлую запоминалку.
Текст на доске.
“Щ..ка, ч..м, ищ.., молч..”, – я слова уч.., уч…
“Ч.. да щ.., щ.. да ч.. ”, – я “пятёрку” получ…
Не стуч.. и не круч.., не ворч.. и не крич..,
А уч.., уч.., уч.. все слова на ч.. и щ..:
“Ч..м, ч..гун, ч..лок, ч..рбак,
Щ..ка, ч..чело, ч..дак”.
Дети вставляют поочерёдно пропущенные буквы.
– Что же у нас получилось?
– Какую букву вы вставили во все эти слова?
Дети отвечают – букву у.
– Какой сделаем вывод?
Дети отвечают.
Сочетания чу-щу пишем с буквой у.
4. Запись слов в тетради под диктовку
Слуховой диктант. Подчеркнуть сочетания ча-ща, чу-щу.
Печать, часто, чудо, задача, щавель, щука, молчу, часовщик, чужой, сообщу.
Проверка выполненной работы.
5. Учитель показывает карточки со словами.
– Найдите сочетание букв, которое есть во всех словах каждой карточки.
речка ночной мощный каменщик
печка прочный хищный обманщик
девочка молочный изящный шарманщик
Дети называют сочетания: чк, чн, щн, нщ.
– Как вы думаете, как пишутся все эти сочетания?
Дети отвечают:
– Данные сочетания пишутся без ь.
6. Игра “Кто быстрее?”
На партах у учеников карточки для индивидуальной работы.
Дети вставляют красным карандашом сочетания чк, чн, щн, нщ.
На карточках записаны следующие слова: ре….а, све….а, но..ка,було….ая, мо….ый.
Кто выполнит работу, поднять карточку вверх.
Проверка работы.
7. Учитель:
– А теперь, ребята, выполните такое задание. На все правила, которые мы сегодня повторяли и вспоминали, запишите по три слова на каждое правило.
Проверка выполненного задания.
V. Итог урока
– Какие правила мы сегодня повторили и вспомнили на уроке?
– С какой гласной буквой пишутся буквосочетания ча-ща? Чу-щу?
– Как пишутся буквосочетания чк, чн, щн, нщ?
VI. Домашнее задание: Упражнение 3, стр. 34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».
Урок по программе "Школа 2100", интегрированный, с применением деятельностного метода, коллективной и групповой формы работы. ...
Правописание сочетаний чк, чн, щн.2 класс
Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умения правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Учить заменять сочетание слов одним словом близким по смыслу.Про...
Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"
Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....
Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"
Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....
Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"
Данный конспект подходит для уроков русского языка во 2 классе...