Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russ_yaz_4_kl.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
русского языка в 4 классе
по теме
«Обобщение знаний об имени
прилагательном.»
МБОУ «Красномихайловская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока. Обобщение знаний об имени прилагательном.
Цель:
- обобщить знания учащихся об имени прилагательном;
- развивать умение изменять прилагательные по родам и числам;
- правильно употреблять и писать падежные окончания имен прилагательных;
- учить подбирать противоположные по смыслу имена прилагательные;
- работать над каллиграфией письма;
- развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;
- прививать любовь к русской сказке, где добро побеждает зло.
1. Орг.момент.
2.Сообщение темы и цели урока:
- Сегодня на уроке мы с вами побываем в сказке, в которой будем спасать и будем помогать Ивану-Царевичу и Елене Прекрасной. Слушайте ее:
«Жил-был Иван-Царевич. Была у него невеста Елена Прекрасная. Однажды гуляли они по берегу озера Маныч, и вдруг налетела пыльная буря и унесла Елену Прекрасную».Опечалился Иван Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А тюльпанчики ему шепчут: «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчиненно законам имени прилагательного. Отправился Иван Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой перетянута, а на веревке той – задание».
- Ребята, поможем Ивану-Царевичу?
1 задание: 2 человека работают по карточкам;
Карточка -1.
Вставь пропущенные буквы, определить род имен прилагательных.
Солов..иная песня, мурав..иный дом, в..южная зима, девич..и посиделки, птич..и стаи, л..ется быстро, в..ется веревочка, б..ют часы.
Карточка - 2.
Впиши в словосочетания имена прилагательные, изменяя их окончания. Подчеркни предлоги.
Над _____ заданием, под ______ столом, около ____ дома, перед ___ окном, за _____ стенкой, у _______ папы, по _____ льду, от_____ подруги, возле _________ ели.
Слова для справок: кухонный, трудный, загородный, крепкая, открытое, тонкий, строгий, голубая, давней.
2 задание: Разобрать предложение по членам предложения, указать части речи.
Под лучами яркого солнца весенняя степь переливается разными красками.
- назовите имена прилагательные, каким членом предложения они являются? (определением); определите падеж и род имен прилагательных.
3.- Удержался Иван Царевич на веревке и перешел на другой берег. А за речкой лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит, сидит на лавке Баба Яга, а рядом учебник русского языка. Оказывается, она не может отгадать загадку и ищет ответ в учебнике.
«Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам
-Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь!»
- Что это? (имя прилагательное).
- Давайте еще расскажем Бабе Яге, что мы знаем об имени прилагательном. Баба Яга хочет узнать, кто из вас лучше всех знает законы страны Прилагательных и тогда Иван получит волшебный клубочек.
- Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
- Приведите примеры имен прилагательных.
Как определить падеж, род имен прилагательного?
- Чем отличается имя существительное от имени прилагательного?
- «Вот теперь, - говорит Баба Яга, - могу дать тебе волшебный клубочек, он и доведет тебя до царства Кощея». Дала Баба Яга Ивану Царевичу клубочек. Распрощался Иван с Бабой Ягой и пошел дальше. Катится клубочек, а Иван Царевич за ним торопится.
4. Вдруг клубочек остановился. Видит Иван, на пути камень лежит. А чтобы его с дороги убрать, надо задание выполнить.
А задание называется «Что это?» Восстановить окончания имен прилагательных, написать к ним подходящие названия предметов, у которых есть такие признаки.
1). Новое высок… каменн…_______________
2).Красивая, нарядн… нов…_______________
3).Белоствольн… кудряв… стройн…________________
4). Свежий, вкусн…. душист….______________
Задание: выделить окончания имен прилагательных, определить род.
5. Покатился клубочек дальше. Вот и замок Кощея. Вспомнил Иван, что говорила ему Баба Яга. Смерть Кощея хранится в шкатулке , которая находится под троном. Но чтобы до него добраться, нужно справиться с замком, на котором много кнопок. Какую кнопку нажать? Для этого надо расшифровать шифровку:
На доске: голубая лужа Ж
хорошему другу Ё
русского народа Л
зимнюю вишню Т
О душистом хлебе А
Добрым человеком Я
- Определить падеж имен существительных и имен прилагательных; каждому падежу соответствует буква ЖЕЛТАЯ.
- Обрадовался Иван, что нашел нужную кнопку. Но прежде, чем идти к Кощею решил немного размяться.
ФИЗМИНУТКА.
6. Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевичи решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. А Иван Царевич нажал желтую кнопку. Появился перед Кощеем, а тот и говорит ему ласковым голосом: «За невестой пришел,
Добрый молодец? Давай мирно договоримся. Дам я тебе вот такое задание. Выполнишь его – забирай свою Елену Прекрасную, а не выполнишь – голова твоя с плач долой. Делать нечего – согласился Иван».
Задание: работа в учебнике
Разбор смысла пословиц
Какие орфограммы встречаются в пословицах
7. Кощей не умеет держать своего слова, поэтому дал Ивану еще одно задание: определить род имени прилагательного ДОБРЫЕ вот в таком стихотворении:
Послушайте это стихотворение:
Маленький страус из стран очень жарких
Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке
И его не обидели, честное слово,
Добрые дяденьки –рода мужского.
Гулять выводили в любую погоду
Добрые тётеньки – женского рода.
Страус письмо своей маме послал.
«Добрые очень» он в нем написал
Дивится мама страуса,
В письмо такое глядя,
Не знает, кто же добрые:
Тети или дяди?
Как же мог бедный страус забыть:
У прилагательных во множественном числе
Род нельзя определить.
- Во множественном числе имена прилагательные по родам не изменяются.
8. Выполнил Иван Царевич все задания, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить свои обещания. Выхватил тогда Иван Царевич меч и стали они сражаться. Шаг за шагом, все ближе и ближе подбирается Иван к трону. Вот уже схватил шкатулку с иглой. А на шкатулке задание: прочитать стихотворение, назвать словосочетания: прилагательное и существительное, указать род, число, падеж. ( У каждого на партах отрывки из стихотворения)
Какой калмык в какое из столетий
Придумал то, что я воспеть хочу?
Я каждый день вставая на рассвете,
Напиток золотистый кипячу.
Да не простой, а золотой! Он с перцем,
И с маслом и со свежим молоком.
Мы счастливы всем существом, всем сердцем,
Когда привольно чай калмыцкий пьем.
( Б.Сангаджиева).
9. Справился Иван с заданием и шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вывшла оттуда Елена Прекрасная. И стала она рассказывать Ивану какой прекрасный сон она видела сегодня ночью.
Запись текста под диктовку. Определить род, число и падеж имен прилагательных.
Ярко светило ласковое солнышко(Им.п. ср.р., ед.ч.) . По зеркальной поверхности(Д.П.,ж.р., ед.ч.) озера Маныч плавали белые и черные лебеди. (Им.п., мн.ч.). Спрятавшись в густом камыше, я наблюдала за питанием этих красавцев. Вдали виднелся тюльпанный остров( Им.п., м.р., ед.ч.). Из него вышел добрый молодец. ( Им.п., м.р., ед.ч.).
10. Похвалил Иван Царевич Елену Прекрасную и отправились они домой , в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.
11. Итог урока.
- Вот и закончилась сказка.
Понравилась ли вам она? Чему она учит?
- А урок вам понравился? Что мы повторяли сегодня?
12. Оценки.
Иван Царевич и Елена Прекрасная за вашу работу на уроке решили лучших наградить медалями шоколадными и поставить соответствующие оценки.
13. Всем спасибо за урок.
Дополнительно:
1.К каждому существительному «подселите» подходящее по смыслу имя прилагательное и определите их род:
Лучи - _______________ Утро - __________________
Движение - _____________ Малыши - _______________
Стакан - ________________ Клубника - ______________
Ветка - _________________ Мяч - ____________________
2.Найди лишнее слово:
Правдивый – лживый Робкий – смелый
Сильный – слабый
Скучный – сладкий
Темный – светлый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...