работа с безударными гласными
методическая разработка по русскому языку на тему

Сафонова Любовь Александровна

безударные гласные 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_glasnye_2.docx18.1 КБ
Файл bezudarnye_glasnye_1.docx17.06 КБ
Файл pravopisanie_zhi-shicha-shcha.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова», 2 класс   Предмет: Русский язык. Класс:

 2. Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цель: отработать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне слова.

Задачи:

•  уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

•  развитие орфографической зоркости;

•  развитие внимания, мышления, речи

  Тип урока:  

•  урок закрепления и обобщения знаний.  

Оборудование:  

•  индивидуальные карточки с заданиями;

•  схема с основными вопросами урока;

•  алгоритм проверки безударной гласной;

•  сигнальные карточки;

•  карточки для самооценки.

  Ход урока

I. Организационный момент

В школе прозвенел звонок,

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Один мудрец сказал такие слова. Давайте их прочитаем.

Ктоищетрудность,находитмудрость.

Кто ищет трудность, находит мудрость.

-Как понимаете смысл этого высказывания?

-Значит, надо ли пугаться трудностей?

   Нет, надо учиться их преодолевать.

-Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость.

 II. Постановка проблемы урока  

•  Подготовить детей к закреплению изученного материала через постановку проблемной ситуации.

  – Я хочу вам рассказать историю.

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.  

– Почему так получилось?

– Какое правило не знал Дима?

– Как правильно записать это слово?

 

Какая птица является символом  ума, мудрости?

Сова будет помогать нам. Она сегодня у нас в гостях

III. Постановка темы и цели урока  

•  Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.  

–Послушав эту историю назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)

– Какую цель поставите перед собой? Чему будем учиться? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)  

– А для этого ответим на главные вопросы нашей темы.

•  Повторение ранее изученного материала.  

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

 III 1.Минутка красивого письма. Упражнение на внимание. Исключение лишнего слова. Выбор обосновать.

-Какое слово лишнее?

С-ды, гр-бы, с-сна, стол.

                                       Лишнее слово стол

-Почему?              

                                   Это слово с ударной гласной, ее не надо проверять

-Какое слово можно проверить словом стол

столы

-Запишите только те буквы, которые надо вставить

                                        а и о

Какие это буквы?

Какие еще безударные гласные нуждаются в проверке? Дополните ряд.

                                         а и о я е

2.Упражнение на внимание. Игра «Будь внимательным» с использованием физминутки «Котятки спят» (Учитель меняет местами, убирает, добавляет гласные буквы)

- Сегодня на минутке чистописания мы запишем эти буквы, обвязав их ленточкой.

IV Практическая часть.

-Я буду называть слова с безударной гласной, а вы показываете сигнальными веерами необходимую гласную, устно  называя проверочное слово.

Ночевка, беда, дела, цветок, листочек, бегун, горевать, лиса- леса

                                                                                              Проблемная ситуация

Физминутка (су-джок)

Это пальчик- маленький,

Этот пальчик – слабенький.

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – большачок,

А все вместе – кулачок.

 V. 1.Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.

Зеленые карточки (слабые учащиеся)

 Практическая работа «Я сам»

Обозначьте в словах ударение, соедините линией проверяемое и проверочное слово

      г_ра                      зонт

      ст_на                    стены

      з_ма                      глаз

      гл_за                     зимы

      з_нты                    горы

      с_ды                      сад

      цв_ты                    стриж

      стр_жи                  цвет

 

Синие карточки.

Красные карточки (сильные учащиеся)

Выбери нужное проверочное слово, подчеркни его, вставь безударную гласную букву.

в-зил (воз, ваза)

л-нивый (линия, лень)

п-сал (песня, пишет)

к-тал (катит, кот)

б-леть (боль, бал)

с-довый (сад, сода)

   2. Самопроверка. Проверка

VI. Разгадайте ребусы

В лесной школе Совушки – совы эти слова ученики написали под диктовку. Вот что из этого вышло.

Совушка – сова предлагает вам на время стать учителями и проверить этот диктант. Все ли слова написаны правильно?

Вада, трова, слова, сава.

Проверка

-Сколько слов ученики Лесной школы написали правильно?

                                                                 Одно

-Какое?

                                                                  Слова.

-Что вы посоветуем ученикам лесной школы?

    Выучить правило и научиться его применять

Вывод. Мало знать правило, надо уметь его применять.

Итог. Давайте еще раз вспомним это правило.

1. РЕФЛЕКСИЯ.

-Чему учились на уроке?

Проверять безударные гласные, подбирать проверочные слова

 Чему научились?(составили новое правило, учились использовать это правило для проверки безударных гласных)

- Выберите нужную фишку :

КРАСНУЮ - Я умею проверять безударные гласные.

 ЖЁЛТУЮ – Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.

 ГОЛУБУЮ – Я сегодня не смог ,но завтра выучу новое правило и научусь.

 Итог. Урок подходит к концу. Сове пора улетать домой. Давайте подарим сове на память о нашем уроке стихотворение. Но подарок еще не совсем готов. Вставьте в слова безударную гласную. Поработайте в парах. Но вначале послушайте это стихотворение.

После чтения словарная работа: косматый

Ушастая с_ва

 Днём в в_твях

 С_сны  к_сматой,

 Возле самого ств_ла,

 Точно столбик сучковатый,

 Дремлет чуткая с_ва.

                        К. Шилов

После работы в парах проверка на доске

Сова благодарит вас за урок, за прекрасный подарок и в память о нашей встрече тоже желает подарить вам маленькие подарочки – символы ума и мудрости, потому что она считает, что опыт, приобретенный на уроке помог стать вам чуть умнее, мудрее.

 



Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока русского языка во 2-м классе по теме: "Безударные гласные в слове"

Сафонова Л.А, учитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе

Цель: повторить правописание безударных гласных в слове при помощи подбора однокоренных слов и изменения числа слова.

Вырабатывать орфографическую зоркость, развивать внимание к окружающему миру.

Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс (авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова), иллюстрация совы, сигнальные карточки, карточки с гласными О, А, И, Я, Е, плакат “Правила поведения в природе”.

Ход урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиду, злость. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Постановка задачи.

- Сегодня на уроке мы будем работать над правописанием слов с безударной гласной в слове и поговорим о природе, которая нас окружает.

 - Откройте тетради и запишите дату.

3. Слово учителя.

- Вот и наступил последний месяц осени – ноябрь. На Руси ноябрь называли по-разному: студень, полузимник. Короткие и тусклые дни поздней осени. Поздно рассветает, рано смеркается. В ноябре рассвет встречается с сумерками.

 - Сколько букв в слове ноябрь? Сколько звуков?

 - Назовите последний звук. Дайте ему характеристику (согласный, звонкий, мягкий, непарный)

 -Какой буквой обозначен?

4.Минутка чистописания.

- Сегодня на чистописании напишем букву р.

5. Письмо по памяти.

- В ноябре зима с осенью боретс.

 -Как вы понимаете смысл этой поговорки?

6. Физминутка.

Большой палец встал один,

 Указательный за ним.

 Средний будит безымянный,

 Тот поднял мизинчик малый.

 Встали братцы все. Ура!

 На работу нам пора!

7. Словарная работа.

- Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь.Птичка – невеличка ножки имеет,

 А ходить не умеет.

 Хочет сделать шажок-

 Получается прыжок.

 (Воробей)

Он в своей лесной палатке

 Носит пестренький халатик.

 Он деревья лечит,

 Постучит - и легче.

 (Дятел)        Непоседа пестрая,

 Птица длиннохвостая.

 Птица говорливая,

 Самая болтливая.

 (Сорока)

Днем спит,

 А ночью летает,

 Людей пугает.

 (Сова)

- Какие птицы остаются зимовать в наших краях? (Дятел, сорока, воробей, сова)

 - Как помочь зимующим птицам?

 -В каком слове безударную гласную можно проверить? (Сова)

 -Каким словом проверили? (Совы)

8. Работа по развитию речи.

- Рассмотрите иллюстрацию совы.

 - Какие у неё глаза? (Большие)

 - Какое оперение? (Мягкое)

 -Какие лапы? (Мощные, с кривыми когтями)

 - Какой клюв? (Загнутый)

 - Сова – это крупная птица с мощными лапами. Сова находится под охраной государства. Она за лето уничтожает до 1000 мышей, которые способны уничтожить одну тонну зерна.

9. Работа у доски.

- Составление предложений со словом сова.

Сова живет в лесу.

- Найдите главные члены предложения.

 - Выпишите слова с безударными гласными, запишите проверочные слова к ним:

Сова – совы в лесу - лес

- Произведите звуко - буквенный анализ слова сова.

[ сава] – 2 слога, 4 звука, 4 букв.

10. Тема урока.

- Дети! В лесу живет много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.

В нашей стране принят закон об охране и использовании живого мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В ней записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц. Красный цвет- это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: “Растения и животные в беде!

Помогите им!”

Мы только что познакомились с совой, которая тоже записана в Красную книгу.

- А теперь мы посмотрим, как живут животные в лесу. Поиграем в игру “Сигнал”.

 -Просигнальте слова с опасным местом! (Запись на доске)

У птиц и зверей есть свои этажи.

 Дятел и сова живут на деревьях.

 Лиса и заяц ищут корм на земле.

- Дети выписывают слова на доску и устно проверяют:

Сова – совы, лиса – лисы, заяц – словарное слово.

11. Самостоятельная работа.

- Работа по учебнику (Стр.60, упр.86 –по заданию)

12. Итог урока.

- Какое правило, мы сегодня закрепили на уроке?

 - Почему некоторые животные и птицы стали редкими?

 -Какие правила поведения в природе выучили на уроке? (Ответы детей)

 - И наш урок я хочу закончить строчками стихотворения Гнездослова:

Я сорвал цветок – он завял,

 Я поймал жука – и он умер.

 И тогда я понял, что прикоснуться

 К красоте можно только сердцем.

13. Домашнее задание.

- Придумать и записать 5 слов с проверяемой безударной гласной, подобрать к ним проверочные слова.

Поделиться…



Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 1 классе

программа «Начальная школа 21 века»

(под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

Предмет: русский язык.

Класс: 1 класс.

Авторы учебника: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Л.А.Ефросинина «Чтение и письмо. 1 класс». Программа «Начальная школа 21 века».

Тема урока: «Правописание гласных после шипящих (правописание сочетаний ча-ща, чу-щу).

Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

Тип урока: урок усвоение новых знаний.

Задачи урока: 1) образовательная: вырабатывать навыки и умения в правописании слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу;

2) развивающая: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;

3) воспитательная: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальный, групповой, фронтальный.

Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник.

Средства обучения для учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе «Письмо 1 класс №3», карточки.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Гулять сегодня некогда:

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам

И вас мы удивим!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки,

И линейку не забудь:

Отправляемся мы в путь!

- Ребята! Мы начнем наш урок, как всегда,  с минутки чистописания. Откройте тетради на странице 19.

  1. Актуализация знаний.

а) Чистописание.

- Посмотрите, что мы сегодня будем дорисовывать? Правильно, это чашка. Посмотрите внимательно на первую чашку, запомните её детали. Дорисуйте 2,3,4 чашки самостоятельно. Кто дорисовал, может раскрасить.

- Какие буквы написаны на первой строке? Напишите их также до конца строки.

- Что написано на второй строке? Напишите ещё по 3 раза.

- Что написано на третьей строке? Напишите ещё 1раз.

б) Словарная работа (на слайдах). (в презентации)

В русской речи, в русской речи

Есть волшебная страна,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ими государь…

По прозванию Словарь.

- Посмотрите на экран. Какое первое слово мы запишем?(огурец) Какое второе?(помидор) Какое третье?(морковь) Давайте поставим ударение и подчеркнем буквы, написание которых нужно запомнить.

- Что общего у этих слов? А если делить на множества, сколько множеств вы бы сделали? Почему?

- Составьте предложение с одним из слов, запишите (один ученик записывает на доске), подчеркните главные члены предложения.

В это время несколько человек работают по карточкам.(в приложении)

  1. Физминутка пальчиковая.

Как живешь? Вот так! (дети показывают большой палец)

Как идешь? Вот так! (дети «шагают пальцами по ладошке)

Как  даешь? Вот так! (дети показывают раскрытые ладошки)

Как берешь? Вот так! (дети сжимают ладошки)

Как бежишь? Вот так! (дети имитируют бег сидя))

Ночью спишь? Вот так! (дети показывают, как они спят)

Как молчишь? Вот так! (дети закрывают рот ладошками)

Как грозишь? Вот так! ( дети грозят соседу по парте указательным пальцем)

  1. Первичное усвоение знаний.

 - Ребята посмотрите, наш знакомый герой Незнайка тоже составил предложение (на слайде), (в презентации). Прочитайте его. Скажите Незнайка правильно написал предложение, у него есть ошибка?

- Правильно в слове учатся после ч нужно писать букву а, а почему? Что мы знаем о звуках ч и щ? (повторение о правописании ча – ща, чу - щу)

  1. Первичная проверка понимания.

 а) – Откройте учебник на странице 117. Давайте выполним упражнение 4. Прочитайте задание. Какие слова, которые заканчиваются на слог чай, можно составить? Скажите, эти слова будут являться родственными, почему?

. Какие слова, которые начинаются на слог чай, можно составить? Скажите, а эти слова будут являться родственными? А какие из них родственные, а какое слово лишнее. Запишите все составленные слова, выделите сочетание ча.

В это время несколько человек работают по карточкам. (в приложении)

б)  - Выполняем упражнения 6, 7 устно.

Упражнение 6: подбери слова к словосочетаниям.

Упражнение 7: прочитать предложения выразительно.

  1. Физминутка (на слайде), (в презентации).

Рыбка плавает в водице,

Хочет рыбка поиграть.

Ах ты, рыбка, озорница!

Я хочу тебя поймать!

  1. Первичное закрепление знаний.

- Ребята, какие рыбы вы ещё знаете?

а)- Посмотрите, какие рыбы есть ещё в природе (на слайде), (в приложении). А какая из этих рыб хищная рыба? Правильно щука. Запишите слово щука и подберите к нему однокоренные или родственные слова (щуренок, щучья).

б)- Давайте с вами немного поиграем в игру  в игру «Найди пару». На доске написаны в два столбика словосочетания. I вариант внимательно читает словосочетания первого столбика, а II вариант – словосочетания второго столбика, несколько раз читаем, ребята. Теперь составляем предложения: сначала говорит предложение ученик с первого варианта, а ученики во второго варианта добавляют свое, подходящее по смыслу словосочетание.

сегодня наступило                                                   большую щ…ку

побежал в рощ…                                                     ч…десное утро

дети поймали                                                           белый заяц

- Запишите предложение, которое вам понравилось, подчеркните сочетания чу-щу. (если выполнил быстро, дополнительное задание: подчекнуть главные члены предложения). Но сначала вспомним правило оформления предложения на письме.

  1. Разгадывание кроссворда (на слайде), (в презентации).

- Посмотрите на экран, давайте разгадаем кроссворд устно.

  1. Рефлексия.

- Ребята над какой темой мы сегодня работали? Как пишутся сочетания ча – ща? Как пишутся сочетания чу – щу? Как пишутся сочетания жи - ши?

- Итак, ребята , наш урок подошел к концу. Как вы себя сегодня чувствовали на уроке? Как вы думаете, как вы работали сегодня на уроке? Возьмите цветочки и оцените свою работу.

Быстро, правильно и самостоятельно.

Правильно, но медленно.

Правильно, но с помощью других.

Быстро, но не правильно.

Приложение к уроку

русского языка в 1 классе

программа «Начальная школа 21 века»

под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Карточка № 1.

Составьте из слов предложение, запишите его.

ходили, в рощу,  прогулку, школьники, на

                                                                                                                                     

_  _   _  _  _  _  _   _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _

__________________________________________________________________

Подчеркните главные члены предложения.

Карточка № 2.

Вставьте пропущенные буквы.

   Луна освещ…ла лесную ч…щ… . В овраге журч…л ручей. В траве трещ…ли кузнечики. Для зеленого борщ… нужен щ…вель.

Подчеркните сочетания ча, ща, щу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над безударнй гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера

Квалифицированная работа по русскому языку по теме "Организация работы над безударной гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера"...

Проверочная работа по безударным гласным

Тест содержит задания для уч-ся 3 класса...

Система работы над безударными гласными проверяемыми ударением

Знакомство с конкретными способами проверки безударных гласных в начальной школе....

Приёмы работы над безударными гласными.

Практика показывает, что  чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне , поэтому всё своё внимание мы обращаем на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплен...

Работа над безударными гласными в начальных классах

Правописание безударных гласных – одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя старались найти оптимальные методы и приемы по...

Система работы над безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением

              Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков своим конечным результатом имеют развитие у детей умения правильно, ...

Орфография. Работа с безударными гласными.

Интерсные приемы  и игрв для обучения при работе с орфограммой....